Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
Якушева Светлана Дмитриевна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики МГПИ, г. Москва
E-mail:
Ляшенко Наталия Александровна
студент 4 курса, факультет педагогики и методики дошкольного
образования МГПИ, г. Москва
E-mail:
Россия вступает в новую образовательную эру, пополняя единое международное образовательное пространство в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. В связи с этим к отечественному образованию, в том числе и дошкольному, предъявляются высокие требования. Они касаются как воспитательно-образовательного процесса, так и личности самого воспитателя.
Обществу необходим педагог, обладающий высоким профессиональным уровнем педагогической и коммуникативной культуры.
Вопросами коммуникативной культуры в развитии профессионального мастерства педагога занимались отечественные педагоги и психологи Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, И. И. Зарецкая, Н. В. Кузьмина, А. А. Лобанов, Н. А. Морева, В. А. Сластенин, С. Д. Якушева и др.
Современная педагогика, считает С. Д. Якушева, — педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса [21].
Образование — это способ вхождения человека в мир науки и культуры. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития, как экономики, политики, культуры, так и всего общества. В свою очередь образование развивается под влиянием потребностей общества, т.к. оно всегда выполняет важнейшие общественные функции. От образования зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации [5, с. 45].
Образование — часть культуры, оно влияет на ее сохранение и развитие. Образовательный процесс обеспечивает познание мира, развивает личность в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии, дает возможность осваивать все богатство мировой культуры.
Понятие «культура» трактуется широко. На обыденном уровне «культура» понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное качество личности. На теоретическом — «культура» рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу [17, с. 117].
«Культура» (лат. cultura) — первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов [18, с. 169].
В философском смысле «культура» понимается как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неполноценно удовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства — мира культуры [16, с. 23].
Культура как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания является диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направлена на преобразование действительности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерное выявление и развитие сущностных сил человека [19, с. 85].
Б. И. Кононенко определяет культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [8, с. 116].
Е. М. Скворцова утверждает о том, что спектр философских воззрений на культуру очень широк, и главное место в нем отводиться пониманию культуры как очага света, как деятельной любви к людям, миру, к Богу [16, с. 25]. Иллюстрации этого утверждения посвящены следующие строки известного русского художника, публициста и общественного деятеля Н.К. Рериха: «культура есть «почитание света», «любовь к человечеству», «синтез возвышенных и утонченных достижений»» [14, с. 52—53].
Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д. [20, с. 3].
Еще С. И. Гессен ставил актуальную и в наши дни проблему взаимоотношения образования и культуры, необходимым условием которой является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование [6].
Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей, профессиональной и личностной культурой. Итак, культура — это сложное, многогранное явление, имеющее свою структуру и содержание, цели и задачи и которой вносит свой вклад в развитии гуманистической направленность и творческого потенциала личности.
Изучением вопроса, связанного с понятием «личность», занимаются многие науки, такие как философия, педагогика, социология, криминология и, безусловно, психология.
По утверждению психолога А. А. Реана, практически нет такой области, где бы ни присутствовал (явно или неявно) «личностный взгляд» на проблему. Процессы восприятия, памяти, мышления, речи и так далее существуют не сами по себе, а воспринимает, запоминает и мыслит — личность. В зависимости о личностных установок человек по-разному воспринимает окружающую действительность, в том числе и окружающих его людей. Личностное отношение к той или иной формации влияет на процесс ее запоминания (и забывания) человеком. Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо влияют на поведение человека, его взаимодействие и общение с другими и т. д. [13, с. 11].
Под термином «личность» (от слова «лик», «лицо») А. В. Батаршев понимает человека, способного к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию.
Д. Н. Узнадзе рассматривает понятие «личность» как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер в процессе целенаправленной активности.
Д. И. Фельдштейн утверждает, что личность развивается, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно-значимая деятельность.
С. Л. Рубинштейн отмечает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека
По мнению А. Н. Леонтьева личность не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не рождаются, а становятся».
Э. Ф. Зеер утверждает, что быть личностью значит быть субъектом деятельности, общения, самосознания, то есть выражение «субъект деятельности» означает, что человек есть, прежде всего, субъект основных социальных деятельностей — труда, общения, познания.
В. И. Смирнов определяет понятие «личность» как устойчивую систему социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующую человека как члена общества. «Личность» — это человек, субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.
Личность человека по утверждению В. А. Сластенина формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Е. М. Бондаревская считает, что личность — это человек, интегрированный в культуре, находящейся в диалоге с ней. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры является свобода, духовность, гуманность, творчество, поэтому личность в современном представлении — это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению [4, с. 44].
Одним из важнейших качеств личности, заявляет С. Д. Якушева, является и коммуникативная культура. В связи с этим возрастают требования к профессиональному мастерству педагога.
В научной литературе даны теоретические основы процесса развития профессионального мастерства, выделены его специфические признаки:
Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности [11, с. 284].
И. П. Андриади рассматривает педагогическое мастерство как свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности [1].
Н. К. Бакланова определяет профессиональное мастерство как систему, качественный уровень профессионально-педагогической деятельности, интегральное качество личности педагога и как синтез профессионализма, творчества и духовности [3, с. 143].
А. И. Савенков рассматривает педагогическое мастерство как системное качество личности, обретаемое человеком в результате специального обучения и в процессе становления его профессиональной идентичности [15, с. 205].
Л. А. Байкова и Л. К. Гребенкина определяют педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека [2, с. 12].
С. Д. Якушева определят педагогическое мастерство как искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, требующего постоянного совершенствования. Она считает, что педагогическое мастерство как профессиональное умение включает в себя следующие составляющие: педагогическую культуру; профессиональную компетентность педагога; педагогические умения и способности; речевую культуру преподавателя; педагогическое взаимодействие, умение управлять собой; педагогическое общение и этику; психолого-педагогические знания [21, с. 6].
Таким образом, профессиональное мастерство педагога начинается с гуманистической позиции и педагогического общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует образовательный процесс, развивая при этом коммуникативную культуру.
Коммуникативная культура, по определению А. В. Мудрика есть система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении [12].
Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
По мнению А. А. Леонтьева, сам процесс общения педагога и учащихся выступает как важная профессиональная категория педагогической деятельности [10].
В. А. Кан-Калик рассматривает профессионально-педагогическое общение, как систему органичного социально-психологического взаимодействия — педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений, с помощью коммуникативных средств [7].
Общительность, как свойство личности, включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения, социальное родство — желание находится в обществе, альтруистические тенденции — эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.
Общительность предполагает умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и сменить тему, познакомиться и найти правильную форму обращения к другому человеку. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Общительный человек владеет своей жестикуляцией, обладает богатством мимики, выразительностью интонаций.
Одновременно с термином «общение» используется термин «коммуникация». В данной работе «общение» и «коммуникация» мы употребляем как синонимы.
«Communicare» — (от лат.) связывать, делать общим, общаться употребляется в трех значениях: 1) путь сообщения; 2) форма связи или средство связи (средство массовых коммуникаций); 3) акт общения, сообщения информации [21].
А. А. Леонтьев под коммуникативным поведением подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы [10, с. 68].
Итак, коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности, являясь одной из приоритетных задач профессионального образования. Она рассматривается как важнейшая составляющая гуманитарного образования, как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов.
Понятие «коммуникативная культура» трактуется как определенный уровень развития навыков общения, при котором человек правильно использует средства языка и умело ими оперирует в процессе взаимодействия с другими людьми.
В. Н. Куницына считает, что коммуникативная культура — это, прежде всего культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность, которая в свою очередь проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и сочетается с быстротой установления контактов [9].
Следовательно, коммуникативность или общительность — это способность к успешной групповой деятельности, способность к взаимопониманию.
Коммуникативная культура личности реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках.
Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т.е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях. Ценность коммуникативных знаний была понята людьми давно. Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, позволяющий творчески использовать коммуникативные знания.
А. З. Мудрик, — характеризует коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования [12].
Понятие коммуникативной культуры конкретизируется в системе структурных требований к личности будущего специалиста, в ее профессионально-коммуникативной направленности, осознании творческого характера труда, понимании ценности межличностного и профессионального общения.
Критериями мастерства педагога выступают: целесообразность (направленность); продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся); оптимальность (выбор средств); творчество (содержание деятельности) [21].
Следовательно, коммуникативная деятельность педагога, направленная на установление педагогически целесообразных отношений педагога с учеником, приобретает большую значимость, и является существенным показателем профессиональной компетентности и мастерство педагога.
Главной целью обучения коммуникативной культуре на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как учебно-познавательная компетенция; речевая компетенция; языковая компетенция.
В структуре профессионализма основополагающими элементами понятия «профессиональная культура» являются культура и профессия. Если культура является общим, родовым понятием, определяющим способ организации жизнедеятельности человека, то профессиональная культура обозначает видовое понятие, но в более узкой сфере деятельности, которой является профессия. Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это-совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности.
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М. И. Скаткина, — высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая профессионального мастерства.
Коммуникативная культура требует определения ее структурных компонентов. С. Д. Якушева считает, что исходя из разных аспектов ее рассмотрения, у педагога выделяются такие компоненты как: рефлексия, общительность и коммуникабельность, коммуникативные и речевые умения, умения невербального общения и психосаморегуляции, коммуникативные способности и т. д.
Как говорит ученый, обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, учащимися и их родителями [21].
А. З. Мудрик выделяет следующие параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения — ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации [12].
Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции.
В. А. Кан-Калик среди коммуникативных эмоций выделял: желание делиться мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т. д. [7].
Итак, содержательный компонент коммуникативной культуры педагога включает следующие знания: возрастные и индивидуально-психологические особенности личности; психологические приемов привлечения и удержания внимания; атрибуты общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандарты коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенности монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.
С понятием «коммуникативная культура» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Выдающийся психолог А. А. Леонтьев в работе «Педагогическое общение» под коммуникативным поведением, подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессиональной культуры. Необходимость ее развития обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учащимися, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Развитие у педагога коммуникативной культуры связано с решением комплекса педагогических задач, среди которых на первый план выдвигается коммуникативная задача. Определению ее сущности и значения посвящены исследования В. А. Кан-Калика, М. М. Левиной, А. К Марковой и др.
Подводя итог можно обозначить коммуникативную задачу как заданный в конкретной ситуации общения ориентир, реализация которого связана с отбором педагогом учебной информации предметно-объектного содержания, соответствующего осознаваемой им педагогической задачи. От овладения способами постановки и решения коммуникативных задач зависит эффективность коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.
Эффективности процесса развития коммуникативной культуры во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии.
Коммуникативная культура развивается также при условии освоения педагогом технологической стороны коммуникативного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести его к осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе, личностно-профессиональному совершенствованию.
Технологический компонент коммуникативной культуры педагога включает в себя владение интегральным комплексом обобщенных психолого-педагогических, коммуникативных умений и навыков.
Подводя итог, мы определяем коммуникативную культуру как часть педагогической культуры педагога, включающую мотивационно-ценностный, информационно-содержательный и технологический аспекты; как степень овладения опытом актуализации и реализации педагогической культуры личности в процессе и результате коммуникативного обеспечения педагогической деятельности и совершенствования профессионального мастерства.
Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения.
Проведенный анализ развития коммуникативной культуры позволяет сделать следующие выводы, что педагог с низким уровнем общительности, с отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность обучающегося, его полноценное развитие.
Таким образом, коммуникативная культура педагога — это качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность.
Список литературы:
1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.
2. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
3. Бакланова Н. К. Теоретико-методологические аспекты профессионального мастерства специалиста педагогического профиля / Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Т. 4. М.: МГПИ, 2006. 484 с. С. 132—143.
4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед., слушателей ИПК и ФПК. Ростов на/Д.: Твор. Центр «Учитель», 1999.—506 с.
5. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. М.: ЮрайтИздат, 2005. 239 с.
6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред.и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448с.
7. Кан-Калик В. А.Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
8. Кононенко Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах: Справ. учеб. пособие. М.: Изд-во «Щит-М», 2001. 405 с.
9. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения. СПб.: ЭКСМО, 2009.
10. Леонтьев А. А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 2008. № 9.
11. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2001. 523 с.
12. Мудрик А. З. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. 80 с.
13. [1]Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 416 с.
14. Рерих Н. К. Мир через культуру: Ежегодник. М., 1990. 333 с.: ил.
15. Савенков А. И. Педагогическая психология. В 2 т. Т. 2: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 240 с.
16. Скворцова Е. М. Теория и история культуры: учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. 406 с.: ил.
17. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования. — Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. проф. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993.
18. Философский энциклопедический словарь / Под редакцией Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева и В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. 574 c.
19. Фролов И. Т., Адо А. В. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987. 588 с.
20. Якушева С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа. Монография. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. 173 с.
21. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 256 с.
дипломов
Оставить комментарий