Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
Червякова Ирина Сергеевна
аспирант Московского Государственного Областного Университета
E-mail:
В настоящее время развернута активная деятельность по ориентации российского государства и образовательной системы на интеграцию в мировое сообщество, провозглашающее воспитание в духе прав человека и основных свобод, где особенно важным направлением воспитательного процесса становится гражданское образование в рамках демократического общества.
Правительством РФ продекларировано построение и развитие гражданского общества, озвучена идея о необходимости воспитания человека с гражданской позицией. Эта задача должна осуществляться через все институты современного общества, особенно значимыми среди которых выступают семья, образовательные учреждения, общественные организации. Для достижения поставленной цели необходимо также взаимонаправленность деятельности этих структур, учитывающая интересы не только государства, но и каждого человека, в частности.
Таким образом, возникает вопрос — каков человек с гражданской позицией, какими качествами он обладает? Что сегодня, учитывая современное развитие общества, экономики, информационных технологий, является показателем наличия гражданской позиции и является необходимым для успешного существования человека и общества? Отвечая на этот вопрос необходимо проследить взгляды на понимание гражданственности и гражданской позиции с древних времен до наших дней, проанализировать отечественный и зарубежный опыт.
Исторически обусловлено то, что смена характера общественных отношений, как правило, влечет за собой и смену социального заказа на воспитание гражданина. Принадлежность конкретного человека какому-либо государству диктовала ему определенные условия деятельности, определенные требования к его становлению в качестве гражданина.
В античном обществе впервые складывается ядро понятия «гражданин» как свободной личности, а гражданственность определяется как необходимое условие жизнеспособности государства. Выдающиеся философы Древней Греции и Древнего Рима выделили черты гражданина, среди которых патриотизм, добродетель, мужество, благожелательность, щедрость, великодушие, милосердие, доблесть, свобода выбора, политическая, экономическая и правовая справедливость. Так Аристотель определяет гражданина как члена политического общества, которому присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона, он прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе [2, с. 57]. Некоторые философы считали, что набор личностных качеств, свойственных гражданину, дан свободному человеку с рождения, другие придерживались мнения, что формирование гражданских качеств происходит в процессе воспитания и самовоспитания, третьи выявили взаимосвязь между социальной средой, нравственным воспитанием и формированием гражданина [4, с. 31—33].
Однако с появлением христианства, прежде всего, утверждается принцип уважения к личности как христианину и лишь затем как к гражданину. Добродетель считается личным, а не гражданским достоинством. На протяжении нескольких веков «гражданство» вытесняется «подданством», и лишь начиная с эпохи Просвещения оно становиться вновь актуальным и дополняется новыми характеристиками, среди которых индивидуализм, частный интерес, достижение личного успеха в деле.
В начале 20 века в западной педагогике теоретическое обоснование получает и термин «гражданское воспитание», важную роль в этом сыграл Г. Кершенштейнер. Значение его теории гражданского воспитания состоит в том, что она указала пути и средства воспитания добросовестного и ответственного человека, «обладающего гражданским образом мыслей», умеющего работать на благо своего народа, способного противостоять движениям, направленным на насильственное изменение государственного устройства [4, с. 43].
В это время понятие «гражданственность» обогащается новыми сущностными признаками: социальная идентичность, социальная мобильность, социальная направленность мотивов поведения, готовность к самоограничению, преодолению эгоизма. Педагоги приходят к мысли о том, что ребёнок уже не воспитывается исключительно для государства. Его, конечно, формируют пока ещё в интересах государства, но при этом не забывают и прав индивидуума. Школа должна готовить ребёнка к жизненной борьбе, она должна учить его науке жизни. Эта проблема объединяет человека и гражданина, семью и общество, настоящее и будущее [4, с. 44].
Философско-педагогическая теория Дж. Дьюи ставит в центр воспитания личность ребёнка, призывая исходить из его потребностей, интересов, вовлекать юного гражданина в активную деятельность, формирующую опыт достижения жизненного успеха, то есть готовить подрастающее поколение к жизни в условиях демократических прав и свобод. Им дана характеристика ведущих черт демократического типа личности гражданина: инициативность, самостоятельность, активное участие в жизни общества.
Современные зарубежные педагоги утверждают, для воспитания гражданина необходимо двигаться через информацию и просвещение, развитие сознания, способность к критике и опыт преодоления противоречий, к творческой инициативе, к овладению навыками по самостоятельному принятию решений в культурной, экономической и политической областях.
Иной характер развития понятия «гражданственности» мы встречаем в отечественной истории. Традиции гражданского воспитания имеют глубокие культурно-исторические корни, и связаны с процессом развития всего российского государства.
Само слово «гражданин» появляется лишь в начале 17 века, до этого момента использовалось понятие «подданный», а такие качества как патриотизм, величие духа, благопристойность, обязанность защищать Родину воспитывались в роду, в семье. Именно там закладывались основы воспитания гражданственности в архетипических формах человеческой заботы о ближнем, стариках, детях, сиротах; об уважении к родному Отечеству [1, с. 167]. Далее гражданскому воспитанию стало уделяться большое внимания, и к содержанию «понятия» гражданин сложились два основных подхода, идеологическим основание которых служила система религиозно-нравственных ценностей [4, с. 48]. Так качества гражданина, формируемые в рамках утилитарно-охранительной концепции, были связаны с принятием господствующих официальных ценностей и норм, верой в правоту властных структур, смирением и терпением. Идеал же гражданина, сформировавшийся в рамках общественно-патриотического подхода, прежде всего, выступал как свободная личность, обладающая такими качествами как мужество, бодрость духа, способность к преодолению жизненных трудностей, готовность к защите Родины, личного достоинства и чести. Личность эта имеет общественную природу и предана общественному долгу, национальным и семейным традициям. Стержневым качеством личности гражданина является патриотизм. Цель образования определялась как подготовка для общества просвещенного добродетельного человека и гражданина.
Неоценимый вклад в теорию и практику гражданского воспитания внес К. Д. Ушинский. С его точки зрения, история народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность гражданского воспитания. Система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду [1, с. 262].
Тема гражданственности приобрела особенную актуальность в общественной жизни России во второй половине 19 века, когда развитие общественно-педагогической мысли проходило в рамках либерального и революционно-демократического направлений. Целью воспитания революционеры-демократы считали воспитание нового человека-гражданина, патриота своего Отечества, революционного борца, для которого характерна активная позиция, имеющего твердые убеждения и стремящегося беззаветно и преданно трудиться на благо народа, борца, всегда готового на подвиги в интересах общества.
В начале 20 века в российской педагогике гражданское воспитание выделилось в относительно самостоятельную область педагогической теории. Основные задачи гражданского образования виделись в том, чтобы научить учащихся разбираться в вопросах политических, правовых и социальных, ознакомить с социально-политическим и правовым строем Родины, дать им общее социально-политическое образование и заложить элементы будущего общественно-политического мировоззрения. Особое внимание обращалось на активное деятельное начало любви к Родине и утверждалось, что основным условием для формирования патриотизма и гражданственности является наличие национального самосознания, средствами воспитания которого служат умственное, нравственное и волевое развитие личности.
Советский период является неоднозначным для развития идей гражданственности. С одной стороны — это гражданское воспитание в условиях диктатуры, в интересах пролетарского государства. С другой — возможность для экспериментирования, в процессе формирования личности нового типа.
Так С. Т. Шацкий в своих работах отлично от других описывает черты гражданина: интернационалист, коллективист, организатор, реалист, мастер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию. А. С. Макаренко выделяет следующие ведущие аспекты воспитания гражданина: квалифицированный труженик; человек, политически и экономически образованный, обладающий общей культурой, ответственный за свои действия перед коллективом и обществом, верящий в светлое будущее своей страны [3, c. 98]. По мнению В. А. Сухомлинского, гражданственность предполагает социальный оптимизм; «умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца»; понимание смысла жизни; гармоническое единство общественного и личного; интеллектуальное, духовное богатство личности, активное отношение к добру и злу; достоинство; любовь к труду; чувства чести и долга как стержень этической культуры; осознанную и глубоко переживаемую гражданскую позицию» [5, c. 78].
В 70-е годы в педагогическую науку входит понятие «идейно-нравственное воспитание», которое включает такие моральные качества как убежденность, социальная активность, всесторонняя развитость, политическая грамотность.
Таким образом, в советский период педагогической наукой реализовывался государственный заказ на всестороннее воспитание школьников, направленный на формирование основ высокой культуры каждого юного гражданина, воспитание ответственности перед обществом за развитие, могущество и процветание Родины.
Последние десятилетия, учитывая смену образовательной парадигмы, ориентированы на рассмотрение гражданственности как интегративного качества личности в социально-правовом, морально-этическом, социально-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах [4, с. 63].
В исследованиях развиваются идеи формирования правовой и общей культуры, ориентации на культуру мира, роли личности в построении своего гражданского «Я».
Основополагающими выделяются следующие качества гражданина: умение реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан; способность к диалогу с властными структурами и межличностному диалогу; критическое отношение к действительности перед обществом и государством; патриотизм; понимание юридических и моральных обязанностей перед обществом.
Перед современной образовательной системой стоит задача создания условий для полноценного становления личности, способной ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, готовой к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности, то есть полноценного гражданина России [6, с. 8].
В связи с этим встает необходимость формирования высоконравственной, свободной и ответственной личности, которая характеризуется высокой образованностью, гражданской зрелостью, активной жизненной позицией.
Однако прогресс не стоит на месте, каждый день предъявляются новые требования, и уже сегодня, называя характеристики гражданина, нельзя не отметить следующие: активная и сознательная включенность в дела и проблемы общества, высокий профессионализм, духовность, инициативность, самостоятельность и коммуникабельность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, творческая активность, ориентация на защиту интересов своей страны.
Особую актуальность в рамках изучения гражданственности и гражданской позиции в настоящее время приобретает развитие творческой конкурентоспособности и инновационного мышления.
Осуществляя воспитание человека согласно этим характеристикам, мы вправе надеяться на складывание поистине гражданского общества, где будут реализованы приоритетные интересы государства по средствам реализации интересов каждого гражданина.
Список литературы:
1. Антология педагогической мысли: в 3-х томах. Т. 2. Сост. Н. Н. Кузьмин — М.: Высш. шк., 1988. — 462 с.
2. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 510 с.
3. Макаренко А. С. О воспитании: Золотой фонд педагогики/Сост. Д. И. Латышина. — М.: Школьная пресса, 2003. — 192 с.
4. Молодцова И. В. Становление гражданской позиции старших подростков: дис.… канд. пед. наук. — Красноярск, 2007. — 224 с.
5. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина/Пер. с укр. Н. Дангуловой. — 3-е изд. — М.: Мол. Гвардия, 1979. — 335 с.
6. Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1, от 10.07.1992 г., в редакции от 05. 03. 2004 г. № 9-ФЗ.
дипломов
Оставить комментарий