Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Теория и методика дополнительного образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭТНОКУЛЬТУРНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Хамурова Галина Нарановна
магистрант КалмГУ, г. Элиста
E-mail: galina.hamurova@mail.ru
Панькин Аркадий Борисович
д. п. н., профессор КалмГУ, г. Элиста
E-mail: pmio@mail.ru
Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российской самоидентичности и самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма. Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры. Приобщая школьников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить представителей различных этносов к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального государства.
В учреждении дополнительного образования детей созданы наиболее оптимальные условия для воспитания эстетической культуры школьников с использованием потенциала этнокультурной среды. Именно дополнительное образование позволяет создать целостную индивидуализированную модель содержания образования, обеспечивая тем самым интеграцию эстетического воспитания личности и становления этнического самосознания, что в результате выражается в ее эстетическом и этнокультурном развитии и самоопределении. На современном этапе национально-региональные системы образования должны обеспечить высокий уровень готовности своих выпускников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре. Одним из направлений этой работы является этнокультурная коннотация дополнительного художественно-эстетического образования детей. Художественно-эстетическое образование —это процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества в целом, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, нравственной и эстетической культуры, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
В ХХIвеке сохранение родного языка и культуры возможно только через развитие национально-региональных образовательных систем, основанных на принципе этнокультурной коннотации. Именно этнокультура является механизмом передачи опыта от старшего поколения к младшему, скрепляя сообщество и предохраняя его от распада. В настоящее время система образования становится основным каналом передачи этнокультурного опыта подрастающему поколению.
Важное место в системе дополнительного образования детей занимает формирование эстетической культуры воспитанников. Возрастание роли этнокультурного художественно-эстетического воспитания в современных условиях обусловливается требованием времени. Именно сейчас, когда происходит ломка сознания общества, переоценка политических и идеологических взглядов, на передний край воспитательной системы выходит ориентация на общечеловеческие ценности, такие как доброта и человеколюбие, красота и гармония, любовь и дружба. Все это —категории эстетики и нравственности.
Огромное значение общечеловеческих ценностей в воспитании детей подчеркивает академик Г.Н. Волков, основоположник этнопедагогики как отрасли педагогической науки. Он считает, что основная слагаемая народной педагогики —вечные духовные ценности, причем вечность здесь выступает синонимом длительного функционирования, а не «неизменчивости». Через эти духовные ценности необходимо знакомиться с прошлыми эпохами, поколениями, их наследием; постигать культуру других народов, обогащаться нравственно и эстетически. В работах профессора А.Б. Панькина подчеркивается мысль о том, что необходимо ориентировать личность ребенка на общечеловеческие ценности через приобщение к этнической культуре.
В учреждениях дополнительного образования детей, в частности, в Элистинском Дворце детского творчества Республики Калмыкия, этнокультурное эстетическое воспитание проводится во всех детских объединениях, а не только в студиях и кружках художественно-эстетической направленности. Этнокультурным эстетическим содержанием пронизаны все формы взаимодействия взрослых с детьми: и учебные занятия, и внеучебная деятельность, и особенно, массовые мероприятия. В Элистинском Дворце детского творчества ежегодно проводятся общегородские конкурсы, смотры, фестивали, праздники для учащихся школ города. Есть традиционные мероприятия, это: фестиваль калмыцкого фольклора «Цаган ботхн» (белый верблюжонок), творческий семейный конкурс «Мини орк-бул» (моя семья), конкурс исполнителей песен на английском языке «Луч солнца», конкурс юных поэтов и прозаиков «Проба пера» (на калмыцком и русском языках), хореографический фестиваль «Танцевальная радуга», смотр-конкурс школьных театральных коллективов «На подмостках апреля» (на калмыцком и русском языках), «Пушкинский бал», конкурс юных модельеров «Волшебная игла». В этих и других мероприятиях принимают участие дети из всех школ г. Элиста, и, безусловно, подобная деятельность способствует не только развитию детского художественного творчества, но и формированию эстетических вкусов и потребностей детей и подростков, становлению их нравственной самостоятельности, формированию эстетической культуры.
В Элистинском Дворце детского творчества есть множество детских объединений, где школьники могут получить дополнительное художественно-эстетическое образование. Это и музыкальное искусство, и хореография, и декоративно-прикладное, художественно-изобразительное творчество, а также театральная, литературно-творческая деятельность и другое. В этих объединениях занимаются дети, имеющие определенные художественно-творческие способности, склонность к занятиям искусством. Несомненно, работа с художественно одаренными детьми по специальным образовательным программам —одно из важнейших направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей. И все-таки главной задачей массового художественно-эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования, как и в общеобразовательной школе, является именно воспитание нравственных качеств и эстетических чувств, развитие духовного мира детей и подростков, формирование эстетически развитой этнокультурной личности.
В программе прежней системы образования многое было упущено, особенно потенциал народной педагогики, забыты обычаи, традиции, национальные праздники. Теперь это постепенно воскрешается. В системе образования Республики Калмыкия стало больше внимания уделяться калмыцкому фольклору и его роли в воспитании подрастающего поколения. Калмыцкое национальное искусство призвано дать школьникам круг знаний и представлений в области материальной и духовной культуры калмыцкого народа. Сегодня в художественно-эстетическом воспитании школьников в учреждениях дополнительного образования детей широко используются народные песни, калмыцкие музыкальные инструменты, национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество калмыков (героический народный эпос «Джангар», калмыцкие народные сказки, пословицы, поговорки, загадки и другое), калмыцкие народные танцы, обряды и национальные праздники.
Огромным преимуществом системы дополнительного образования является доступность и добровольность обучения. И чем интереснее, содержательнее будет организован образовательный процесс в учреждении дополнительного образования, тем больше школьников становятся его участниками. Говоря об актуальных проблемах совершенствования этнокультурного художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, необходимо понимать важность и значение разных форм внеучебной работы с воспитанниками всех детских объединений: бесед о национальном искусстве, тематических концертов, музыкальных конкурсов, игр, викторин, посещений национальных музеев, театров, выставок и т. п. Систематическое проведение художественно-эстетических мероприятий в учреждениях дополнительного образования детей закрепляет и обогащает знания, получаемые школьниками на уроках эстетического цикла, углубляет эстетическое восприятие прекрасного в жизни и в национальном искусстве, расширяет этнокультурный кругозор детей и подростков.
Сейчас, когда остро встают проблемы нравственности, морали, эстетического и этнического воспитания подрастающего поколения, трудно переоценить значение этнокультурного художественно-эстетического воспитания в системе образования вообще, и в частности, в учреждениях дополнительного образования детей. И можно с полной уверенностью сказать, что национальное (этническое) искусство способствует воспитанию в детях высоких нравственных качеств и эстетических взглядов.
Список литература:
1.Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ООО «Большая медведица», Элиста: Калмыцкий государственный университет. 2004. 272 с.
2.Панькин А. Б. Стратегия формирования образовательных систем этнокультурной коннотации // Вестник Калмыцкого университета. 2006. № 2. С. 29‑39.
3.Цурюмова С. В. Этнокультурная коннотация дополнительного художественно-эстетического образования детей / Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов: материалы всероссийской научно-практической заочной конференции / под.ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. С. 137‑140.
дипломов
Оставить комментарий