Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Технологии социально-культурной деятельности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Крохмаль Е.В., Гончаренко Е.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ПРИМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 10. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ПРИМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Крохмаль Елена Вячеславовна

преподаватель КубГУ, г. Краснодар

E-mail: muuzzaa@mail.ru

Гончаренко Екатерина Геннадьевна

учитель начальных классов ДОУ СОШ №70, г. Краснодар

E-mail: katiya2121@mail.ru

 

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед общеобразовательной школой задачу подготовки учеников, способных адаптироваться в меняющихся жизненных условиях. Еще недавно решение этих задач не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему обучения [3].

Возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, применения им на практике полученных знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены, возможность работать совместно в сотрудничестве с учителем при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, позволяют социально-культурные технологии.

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности. Технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, негуманитарные технологии. В этом контексте правомерно определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры [3].

Принято выделять три основные группы социально-культурных технологий: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. Под целью социально-культурных технологий следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы. При этом, процесс целеполагания включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии —анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические, культурологические и социально-психологические методы [6].

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три наиболее общих, характерных признака:

1.Историко-содержательный признак (оздоровительные технологии —медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные; культуроориентиро­ванные технологии —технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде; культуротворческие —технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых; экологические —технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга; технологии предпринимательства и экономического обеспечения —коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные).

2.Функциональный или процессуальный признак (информа­ционно-образовательные, обучающие, просветительные технологии; коммуникативные технологии; творчески развивающие, формирующие технологии; рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии; компенсирующие технологии —реабилитационные, коррекционные, адаптационные; технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования).

Социально-демографический, «субкультурный» признак (инди­видуально ориентированные технологии —авторские, частные; специализированные или групповые —семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические; массовые —общедоступные [2].

Согласно классификации А.В. Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространенным в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

С.А. Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга: метод игры и игрового тренинга; метод театрализации.

В своей научно-исследовательской деятельности, в условиях средней школы № 70 г. Краснодара, с 2010 года нами применялись культуротворческие технологии на уроках кубановедения, окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности. Опишем используемые формы работы с детьми.

Под руководством учителя дети распределяются на группы, выбирают для себя отрывок литературного произведения, договариваются между собой: кто возьмет на себя какую роль, придумывают элемент костюма и декорации. Вначале детям очень трудно договориться, тогда на помощь приходит учитель. Но постепенно дети учатся взаимодействовать сами, и учитель выступает лишь в роли координатора. Учитель не всегда дает возможность детям самим выбирать отрывок произведения для инсценировки, Иногда, чтобы отрывок не повторялся, а при последовательном выступлении групп, получался полноценный спектакль, учитель сам распределяет задания между группами. Тогда выступление начнет одна группа, продолжит другая, а закончит — третья, следовательно роль одного и того же героя будут исполнять несколько ребят из разных групп (в конце урока необходимо обсудить: чье выступление и почему было наиболее удачным). Если героев в произведении много, то можно всем детям дать для инсценировки один и тот же текст, а класс разделить на две группы…и т. д. На следующем уроке устраивается «час театра», где по очереди выступает каждая группа, а учитель и дети других групп являются зрителями. Так, у детей формируются коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

 В конце урока каждый ученик анализирует: удалось ли ему сыграть роль, какие особенности характера персонажа ему нужно было передать, в чем были трудности, как с ними справиться в следующий раз, какую оценку заработала его группа. Рефлексия может проводиться индивидуально, может быть обсуждение своей работы в группе, а потом выступление одного человека от группы

Можно попросить детей выступить в роли аналитика-писателя, тогда дети оценивают себя письменно. Стоит отметить, что самооценка у ребят становится адекватной не сразу, а постепенно. Но при условии, что такой вид работы проводится систематически, происходит влияние на формирование личностных универсальных учебных действий учащихся. Дети быстро учатся самостоятельности и работе в группе. Знание того, что им нужно выступить за команду и перед одноклассниками организует детей, заставляет быть ответственными друг за друга, уметь самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Так, к 4-му классу при подготовке мини-спектаклей на уроке учитель уже приходит на помощь только по просьбе детей или в случае каких-то разногласий. Постепенно диалог учителя и учеников выходит на более высокую ступень — ступень сотрудничества, так как и дети и педагог примеряют на себя одни и те же роли: читателя-аналитика-декоратора-костюмера-актера и снова аналитика.

Данный вид работы уместен в заключительной части изучаемого раздела (сказки, басни, былины и т. д.) учебника или же, если на изучение литературного произведения отводится 2‑3 часа.

В заключении дети абстрагируются от текста и пишут мини-сочинение на тему: «Биография героев» Например, ребенок изображал цветок. Он пишет сочинение «Биография цветка», где от имени цветка описывает свою жизнь, переживания и мысли: «Я — красивый цветок. Меня зовут Мак. Я родился на зеленой полянке, среди своих братьев и сестер. Однажды на полянке гуляла девочка и сорвала меня. Мне было очень больно и страшно. Она сильно сжала мой стебель своими пальцами и понесла меня, куда-то… Я видел как, все мои братья и сестры — маки от страха умереть и жалости ко мне, наклонили свои красивые головки к земле….…» (Настя А., 4 класс)

Возникают очень интересные мысли, дети усваивают, что добро всегда побеждает зло, а конец у сказки необязательно дожжен быть счастливым, главное, чтобы она нас учила отличать добро от зла, хорошее от плохого, главное от второстепенного. Наиболее интересные сказки, в которых много героев, дети инсценируют. И здесь уже сам сценарист — ребенок распределяет роли среди одноклассников. Учитель или автор читает сказку, а задача детей — показать небольшой этюд.

Часто дети находятся в состоянии такого высокого эмоционального подъема, что фейерверк их мыслей находит отражение в стихах:

* * *

…Скоро белые метели

Снег поднимут от земли,

Улетают, улетели,

Улетели журавли… (Рита О.)

* * *

Осень наступила и пошли дожди

Во дворе уныло, а в душе — тоска.

Но, я знаю точно, будет снова лето!

Будет праздник света и тепла!

Будем снова бегать мы с друзьями где-то

И душа согрета будет и моя! (Сева С.)

* * *

Смотрю в окно — любуюсь,

Мороз стоит кругом.

Летят снежинки белые

И все белым бело!

Одеты в снежки елочки,

Березки и дубки

Так хочется с ребятами мне поиграть в снежки (Вика Б.)

Небольшие детские творения ценны тем, что в них прослеживается личностный нравственный выбор ребенка.

Еще большую воспитательную функцию несет внеурочная деятельность: подготовка к выступлению на родительских собраниях, педагогических советах, конкурсах, концертах, связанных со знаменательными датами и событиями. Здесь свою роль играют и подготовка костюмов, декораций и ответственность друг перед другом, формирующая гражданскую позицию. Немаловажна роль родителей, которые вместе с детьми создают костюмы, приходят на концерты в качестве зрителей в полном составе — мамы, папы, бабушки, дедушки, помогают организовывать поездки на конкурсы — сопровождают детей, помогают учителю. Безусловно, взаимодействие друг с другом выстраивается не просто в системе отношений: учитель — ученик — родитель, но и в системе взаимовоспитания.

Таким образом, культуротворческая технология имеет широкое значение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение технологии начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.

В настоящее время в современной социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности молодого поколения. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров —публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жестокий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью.

Во внеурочное время учащиеся начальной школы охотно посещают наш кружок. В условиях деятельности нашего кружка дети не только занимаются инсценировкой литературных произведений, но и сами являются авторами миниатюр, сценок. Проявляют себя как музыканты и песенники, танцоры и режиссеры постановщики. В общем, данная досуговая деятельность носит глубокий социокультурный характер. Более подробно с данной деятельностью можно ознакомиться на сайте нашей школы

.

Данные социокультурные действие, а именно социокультурное развитие подрастающего поколения, существенно расширяется диапазон творческой активности детей. У ребенка возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж наличия в условии школы действующей театральных студий, театров —публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. Безусловно, существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жестокий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующий вывод: социально-культурная деятельностьвыступает как выразитель интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Она способна представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Внеучебная деятельность выступает в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулирует новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

 

Список литературы:

1.Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

2.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.

3.Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. — Свердловск, 1991. — С. 55.

4.Гульчевская В. Т. Гульчевская Н. Е. Современные педагогические тех­нологии. — Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.

5.Кирсанова Л. Л. Педагогическая технология в воспитательной системе В. Н. Сороки-Росинского // История педагогических технологий / Под ред. М. Г. Плохова, Ф. А. Фрадкина. — М., 1992.

6.Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник. — М.: МГУКИ, 2004. — С. 416.

7.Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига: Эксперимент, 1995.

8.Кукушин B. C. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. — Ростов н/Д: ГинГо, 2002.

9.Портнягин И. С. Этнопедагогика — новая технология воспитания / / Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. — М.: Изд-во РАО, 1999.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.