Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инклюзивное образование: актуальные вопросы отечественной теории и практики
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Юдакина Светлана Ивановна
Заместитель директора по УВР, ГОУ Центр образования №1453, г. Москва
E-mail: syudakina@yandex.ru
Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурная педагогика оценивается как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Основными направлениями поликультурного воспитания в ведущих странах мира, являются: билингвальное обучение; многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма. Москва традиционно привлекает к себе потоки мигрантов, становясь при этом центром притяжения и взаимодействия представителей разных этносов, культур и конфессий. К сожалению, этот процесс проходит «со скрипом», ставшим пугающе громким в последние годы. Проблема межнациональных отношений в крупнейшем российском мегаполисе в последнее время резко актуализировалась. Это заставило Мосгордуму заняться разработкой законов «О межнациональных отношениях в городе Москве» и «О противодействии дискриминации по расовой и этнической принадлежности». Особое место в этом вопросе отводится образованию: именно сфера образования играет главную роль во включении мигрантов в социальное и культурное пространство принимающей страны, содействуя изживанию проблемы национальной нетерпимости и разобщенности. Эта мысль красной нитью проходит сквозь многие программы, направленные на развитие поликультурного образования в столичном мегаполисе в новых условиях. Педагогика формирования культуры межнационального общения занимается вопросами воспитания российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости и видит фундамент подобного воспитания во взаимосвязи местного, национального, общенационального и всечеловеческого компонентов образования. Подобная концепция исходит из понимания воспитания в виде суммы автономных компонентов, включающих этнокультурные знания о том или ином народе, которые рассматриваются как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания [5, с. 126]. Кроме понятия «поликультурное воспитание», используются: «кросскультурное образование», «межкультурное образование», «интеркультурное образование», «двукультурное образование» и другие. Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку». Некоторые педагоги считают, что более точно в научном и практическом отношении использовать понятие «интеркультурное воспитание», подчеркивая тем самым важность в педагогике межэтнического диалога [1, с. 87].
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству. В современном мире поликультурное воспитание и образование - непременные составляющие надмоноэтнических цивилизационно-культурных сообществ. В условиях современных цивилизаций возможны две взаимоисключающие судьбы отдельных народов. Первая предполагает, что ведущие этносы, подобно бульдозеру, раздавят самобытную культуру и образованность малых этносов. Вторая подразумевает конструктивный межэтнический диалог, в котором заметную роль играет воспитание и образование. К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие компетенций взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания. Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»: уважение и сохранение культурного многообразия; поддержка равных прав на образование и воспитание; формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, «передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений учащихся из меньшинств, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма» [3, с. 24]. Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.
Рис.1. Компоненты поликультурного образовательного пространства
Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые-педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. Одним из главных способов такой организации является создание (прогностическое построение) соответствующей модели воспитательной системы образовательного учреждения, ее внедрения в практику. Наличие поликультурного компонента в воспитательной системе позволяет стимулировать интерес учащихся к новому (другому) и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Оно служит успешной коммуникации и позволяет приобщаться к различным способам мышления, поведения. Вряд ли можно утверждать, что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы и другие. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения - диалог. Проблемы поликультурности решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования.
Поликультурное воспитание коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений. Поликультурное воспитание должно быть направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию школьников и установлению между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества. Поликультурное воспитание – есть активная социально-педагогическая среда, предполагающая одновременное существование нескольких ценностных и целевых оснований и перспектив, доступных каждому субъекту воспитательного пространства, а также диалог между ними.
Поликультурное воспитание – есть социально-образовательная и воспитательная политика и практика, основанная на приоритете социально-ценностных форм содержания, средствах их постоянного диалога, и обеспеченная демократическими механизмами выработки и реализации решений.
Рис.2. Потенциал поликультурного образовательного пространства
Задачи поликультурного воспитания заключаются в индивидуально-личностном развитии и становлении ребенка; его социализации и адаптации в социальной и образовательной среде; умении идентифицировать собственную этнокультуру в условиях поликультурного социума; формировании актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды. Поликультурное воспитание есть способ стать толерантными в отношении иных субкультур, непримиримым к дискриминации и расизму [2, с. 56]. Задачи национального воспитания понимается нами как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения; ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов; формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты. Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.
Средствами поликультурного воспитания учащихся являются: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; народные игры и игрушки; декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка, мини-музеи. Формы работы: индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и специалистов, комплексные и профильные экспедиции, туристические маршруты, туристические бюро, конференции, слеты, конкурсы, выставки творческих работ, телекоммуникационные диалоги, телемосты, олимпиады, марафоны, турниры, интеллектуальные игры развития познавательных интересов и творческих способностей, многопрофильные научно-методические лагеря, сборы, школы одаренности, информационно-методическая и издательская деятельность, направленная на всестороннее развитие творчества детей и молодежи и многое другое.
Использование всех вышеперечисленных средств во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики. Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного и непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров семьи, церкви, общественных объединений, средств массовой информации [4, с. 90].
Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. При этом диалектически отмирает устарелое и нарождается новое, воспитание наполняется иным содержанием. Поликультурное воспитание - сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
Список литературы:
1.Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2008. 107 с.
2.Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии: рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология" // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 115.
3.Караковский В.А. Воспитание в обществе социальных перемен // М.: Мир образования, 1995. № 0. С. 24-25.
4.Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 9. [электронный ресурс] – Режим доступа. www.zexy-999.ru/item/items23101.
5.Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя // М: МПА. 1995. 192 с.
дипломов
Оставить комментарий