Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Шилина О.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

АКТУАЛЬНОСТЬ  ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ЦЕННОСТЕЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ У  СТАРШЕКЛАССНИКОВ  В  ПРОЦЕССЕ  ИЗУЧЕНИЯ  ГЕОГРАФИИ  В  ШКОЛЕ

Шилина  Ольга  Александровна

преподаватель  РГУ  им.  Есенина,  г.  Рязань

Е-mail: 

 

Российское  образование  в  условиях  значительных  изменений  в  жизни  страны  вступило  в  новый  этап  своего  развития,  который  связан  с  переменой  менталитета  общества  и  личности,  трансформацией  ценностей  у  населения.  Поиск  новых  приоритетов  в  воспитании  идет  преимущественно  в  двух  направлениях:  по  пути  формирования  традиционных  российских  ценностей,  имеющих  сверхличностное  значение,  и  в  направлении  западных  ценностей,  связанных  с  расширением  и  улучшением  сферы  наличного  бытия  человека. 

Наряду  с  открывшимися  новыми  возможностями  (такими,  как  свобода  совести,  открытость  общества,  многопартийность  и  др.)  в  России  стали  нарастать  негативные  явления,  присущие  «обществу  потребления».  Наиболее  восприимчивыми  к  негативным  воздействиям,  в  силу  несформированности  мировоззренческих  позиций,  оказались  учащиеся  школ,  поддавшиеся  влиянию  «рынка»,  низкопробных  образцов  массовой  культуры,  криминальных  структур,  деструктивных  сект.  Философы,  социологи,  политологи  отмечают,  что  в  стране  складывается  новая  морально-нравственная  атмосфера,  размываются  духовно-нравственные  ценности  отечественной  культуры.  И.В.  Попова  указывает,  что  поскольку  подрастающее  поколение  растет  на  иностранной  рекламе,  именах,  традициях  и  обрядах,  чуждых  устоям  отечественной  культуры,  это  делает  ее  маргинальной  группой  в  своей  стране.  Психологическое  раздвоение,  рассогласование  ценностей,  потеря  твердых  социальных  ориентиров,  засорение  языка  англоязычными  кальками  ведет  к  воспитанию  патриотов  чужой  страны  [5].

Происходящие  изменения  в  стране  показали  насколько  необходима  система  ценностей,  основанная  на  нравственности  и  духовности,  как  для  каждого  человека,  так  и  для  общества  и  государства,  так  как  она  является  той  основой,  опираясь  на  которую,  строятся  межличностные  отношения,  отношения  внутри  государства  и  с  миром  в  целом.  Эта  проблема  является  актуальной,  так  как  новые  ценностные  приоритеты  учащихся  старшего  школьного  возраста,  связанны  с  усилением  индивидуализма  и  прагматизма,  потребительского  отношения  к  окружающим  людям  и  своей  стране.  Вместе  с  тем,  решение  проблемы  духовно-нравственного  воспитания  в  традиционной  педагогике  в  свое  время  не  получила  достаточного  рассмотрения,  не  имела  обоснованной  теории  и  опыта  воспитания  духовно-нравственной  сферы  личности  в  ее  целостности  социального,  психического,  духовного.

Проблема  воспитания  духовно-нравственных  ценностей  отечественной  культуры  особую  актуальность  приобретает  у  учащихся  старшего  школьного  возраста,  когда  впервые  пробуждается  интерес  к  своему  внутреннему  миру,  который  проявляется  в  самоуглублении  и  размышлении  над  собственными  переживаниями,  мыслями,  кризисе  прежнего,  детского  отношения  к  самому  себе  и  к  миру,  негативизме,  неопределенности,  крушении  авторитетов.  В  этот  период  развивается  самосознание,  выходит  на  новый,  более  высокий  уровень.  Поэтому  возникает  задача  такой  целостной  организации  образовательного  пространства  в  школе,  которое  создавало  бы  условия  для  наполнения  внутреннего  мира  старшеклассника  ценностным  содержанием.  Особая  роль  в  решении  этой  задачи  принадлежит  духовно-нравственному  воспитанию,  направленному  на  воспитание  эмоционально-мотивационной  сферы  личности.  В  образовательном  процессе  приоритетными  являются  такие  ценности,  которые  соответствуют  современным  реалиям  общества.  Однако  необходимо  помнить,  что  для  духовного  и  нравственного  развития  человека  необходимо  воспитание  у  него  духовно-нравственных  ценностей,  то  есть  при  отборе  содержания  следует  учитывать  не  только  материальные  потребности  общества,  но  главным  образом  —  духовные.

Ряд  исследователей,  признавая  сложность  системы  ценностей  личности,  её  многомерность  как  объекта  изучения,  отмечает,  что  именно  духовно-нравственные  ценности,  сформированные  в  старшем  школьном  возрасте,  определяют  особенности  и  характер  отношений  личности  с  окружающей  действительностью  и  тем  самым  детерминируют  её  поведение  [7].

Теория  нравственных  ценностей  и  духовных  ориентаций  человека  рассматривается  в  трудах  Д.А.  Леонтьева,  З.И.  Равкина,  и  других  [2;  6].  Общим  в  исследованиях  этих  ученых  выступает  признание  духовно-нравственных  ценностей  важнейшими  регуляторами  личностно  значимого  поведения  человека.  При  этом  известно,  что  важная  роль  в  духовно-нравственном  воспитании  старшеклассника  принадлежит  общеобразовательной  школе.  Содержание  общеобразовательного  процесса,  виды  и  функции  его  организации  в  учебное  и  внеучебное  время,  организация  творческой  деятельности  учащихся  —  все  это  создает  благоприятные  педагогические  условия  для  воспитания  духовно-нравственных  ценностей  отечественной  культуры  у  старшеклассников.

В  работах  А.И.  Алексеева,  И.В.  Душиной,  В.П.  Максаковского,  В.В.  Николиной  и  других  исследователей  указывается,  что  содержание  школьного  географического  образования  имеет  огромный  воспитательный  потенциал,  который  выражен  в  таких  приоритетах  как  универсальная  ценность  природы,  человек  как  высшая  ценность,  Родина,  родной  край  и  др.  [1,  3,  4].  Однако  возможности  целенаправленного  системного  использования  школьного  курса  «География»  в  воспитании  у  учащихся  ценностных  ориентаций  не  рассматриваются  в  достаточной  мере  ни  в  педагогической,  ни  в  психологической  научной  литературе.  Таким  образом,  существуют  противоречия  между  духовно-нравственными  ценностями  отечественной  культуры  и  новыми  ценностными  приоритетами  учащихся  старшего  школьного  возраста,  связанными  с  усилением  индивидуализма  и  прагматизма;  потребностью  общеобразовательной  школы  в  воспитании  у  старшеклассников  духовно-нравственных  ценностей  отечественной  культуры  и  недостаточностью  представления  их  содержания  в  образовательном  процессе;  возможностями  воспитательного  потенциала  содержания  изучаемых  знаний  по  географии  в  школе  и  недостаточной  разработанностью  в  педагогической  науке  целенаправленного  и  систематичного  его  использования  в  целях  воспитания  духовно-нравственных  ценностей  у  старшеклассников. 

Процесс  воспитания  духовно-нравственных  ценностей  отечественной  культуры  у  старшеклассников  в  процессе  изучения  географии,  на  наш  взгляд,  будет  более  эффективным,  если  обращение  к  духовно-нравственным  ценностям  отечественной  культуры  осуществляется  целенаправленно  и  системно;  содержание  учебного  материала  изучается  контекстно  с  ценностями  отечественной  культуры;  старшеклассники  включаются  в  субъектную  творческую  деятельность  по  освоению  духовно-нравственных  ценностей  отечественной  культуры;  создаются  предпосылки  процесса  интериоризации  духовно-нравственных  ценностей отечественной  культуры  посредством  переживания  их  учащимися  в  связи  с  личным  жизненным  опытом;  воспитание  духовно-нравственных  ценностей  отечественной  культуры  организуется  интегративно  во  взаимосвязи  учебной  и  внеучебной  деятельности.

Таким  образом,  процесс  воспитания  духовно-нравственных  ценностей  средствами  школьного  курса  география  представляет  собой  целенаправленный  процесс,  в  ходе  которого  осуществляется  знакомство  старшеклассников  с  ценностями  отечественной  культуры,  затем  по  мере  их  освоения  в  процессе  проектно-творческой  деятельности  происходит  эмоционально-чувственное  осознание  и  приятие  их  личностью.  В  результате  у  старшеклассников  формируются  такие  значимые  ценности  как  нравственный  идеал,  патриотизм,  совесть,  определяющие  ориентиры  выбора  поступка  в  процессе  жизнедеятельности. 

 

Список  литературы: 

1.Душина  И.В.,  Таможня  Е.А.,  Пяутин  В.Б.  Методика  и  технология  обучения  географии  в  школе.  М.:  Астрель,  2002.  224  с.

2.Леонтьев  Д.А.  Ценностные  представления  в  индивидуальном  и  групповом  сознании//  Психологическое  обозрение.  —  1998.  —  №1.  С.  13-25.

3.Максаковский  В.П.  Географическая  культура.  М.  :  Владос,  1998.  416  с.

4.Николина  В.В.  Ценностный  компонент  содержания  географического  образования  как  фактор  развития  культуры  школьников//  География  в  школе.  —  1995.  —  №5.  С.  48.

5.Попова  И.В.  Представления  в  настоящем,  прошедшем  и  будущим  как  переживание  социального  времени//  Социс.  —  1998.  —  №10.  С.  135–145.

6.Равкин  З.И.  Развитие  образования  в  России:  новые  ценностные  ориентиры  (концепция  исследования)  //  Педагогика.  —  1995  г.  —  №5

7.Ядов  В.А.  О  диспозиционной  регуляции  социального  поведения  личности  //  Методические  проблемы  социальной  психологии.  —  М.,  1975г.  С.89–105.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий