Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ В ПЕРИОД С Х ПО ХIХ ВЕКА
Севостьянова Татьяна Ивановна
преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск
E-mail: Sevostyanova@inbox.ru
Проблема межкультурного общения корнями уходит в далёкое прошлое, когда между народами и странами устанавливались экономические, торговые, политические, культурные взаимоотношения. С возникновением письменности, первых учебных заведений, в них стали обучать зачаткам межкультурного общения.
В России в Х веке в первых школах «учения книжного», где образование получали будущие руководители общества, знания норм и правил межкультурного общения оценивали достаточно высоко, т.к. теоретические и практические навыки межкультурного общения определяли успех внешней политики государства. Поэтому наряду с основами грамотности и православной религии, в школах изучали риторику, иностранные языки. Однако важно подчеркнуть, что языком богослужения, культуры и образования на Руси стал не греческий и латинский, а родной, славянский язык, что надолго привело к определённой изолированности Древней Руси от общения с западной цивилизацией и образованием [2; 5; 6; 7].
Интерес к вопросам межкультурного общения активизируется у высших сословий на Руси со второй половины XVII века, в связи с установлением дипломатических отношений с европейскими странами. В это время в боярских семьях практиковалось «домашнее» обучение детей с привлечением учителей-иностранцев. В этом случае ребенок не только осваивал необходимый объем знаний по специальным предметам, но и овладевал иностранными языками, приобщался к иной культуре, получал практические навыки межкультурного общения. Именно в этот период, когда Россия начинает осваивать науку общения с европейским миром и другими странами, становится популярной книга Эразма Роттердамского в переводе Епифания Славинецкого (1600–1675) «Гражданство обычаев детских», которая учила молодёжь нормам бытового поведения, светскому образу жизни, манерам [2, с. 219].
Во время правления Петра I (1672–1725) в России происходит активное внедрение западных культурных ценностей. В государственных церковных и светских сословных школах с различной профессиональной направленностью, ведется целенаправленная подготовка подростков и молодёжи к межкультурному взаимодействию: изучаются иностранные языки, география, история и особенности быта иноземных государств. Родителям обучающихся вменялось в обязанность обеспечивать дома общение с детьми на иностранных языках, одевать их в европейские наряды, обучать танцам, светскому общению и манерам, этикету. Школьное обучение было принудительным, тяжёлым, сочеталось с казарменной дисциплиной, побоями, побегами детей из школ, за что они, и лица, их укрывавшие, несли жестокие наказания. Такими варварскими методами Россия приобщалась к западноевропейской культуре [2; 4; 5; 6; 7].
Межкультурное общение с западноевропейскими странами процветало и в период правления Екатерины II. В.О. Ключевский отмечает: «С Петра, едва смея считать себя людьми, ещё не считая себя настоящими европейцами, русские при Екатерине почувствовали себя не только людьми, но и чуть не первыми людьми в Европе» [4, с. 340].
Гордостью Екатерины II был сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году И.И. Бецким (1704–1795), где пристальное внимание уделялось подготовке юношей к общению с иностранцами. Наряду с общеобразовательными предметами юноши изучали французский, немецкий, итальянский, латинский языки, философию, рисование, музыку и танцы, большое внимание уделялось соблюдению этикета и манер. Получившие медали выпускники имели право, с целью дальнейшего просвещения, три года путешествовать за границей, за счёт казны, что позволяло им на практике закреплять полученные знания иностранных языков и совершенствовать навыки межкультурного общения [1, с. 6–17].
В свою очередь, поклонение иностранной культуре на Руси в ряде случаев имело определенные перегибы. Например, в эпоху Петра I и Екатерины II большинство образованных русских молодых людей хотели быть «настоящими европейцами», многие из них презирали свою «отсталую родину». Не случайно Екатерина II в своём историческом «Наказе» вынуждена была призывать своих подданных изучать родной язык и родную культуру [6, с. 353–354].
Поиск «самобытного» национального просвещения, общечеловеческих основ образования и общения, разделил российскую интеллигенцию 40-х годов XIX столетия, условно говоря, на два течения — славянофилов и западников.
Мыслители, которых принято называть «западниками» — А.И. Герцен (1812–1870), В.И. Станкевич (1813–1840), Т.Н. Грановский (1813–1855) и др., считали необходимым при обучении подрастающего поколения ориентироваться на общение с западом, что это единственно правильный, магистральный путь развития педагогической мысли. Они полагали, что народ в России находится во «внеисторическом» состоянии, и роль воспитателя и учителя должно исполнять европеизированное дворянство, образованное меньшинство [3; 8].
Славянофилы И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский и др., обратили внимание на самобытные русские ценности: это сельская община, православная вера, духовное братство народов, жизнелюбивый русский дух, народный язык, которые составляли основу общечеловеческого общения. Критически анализируя западное просвещение и культурные ценности, разрабатывая программы образования на отечественных, «коренных началах», славянофилы, в то же время, не были сторонниками обособления от межкультурного общения.
К.Д. Ушинский (1824–1870) — основоположник научной педагогики в России, утверждал, что народная культура и народный язык укрепляют в детях ценнейшие психические и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, которые, по его мнению, исключают шовинизм. Он призывал учащуюся молодёжь изучать и родной язык, и языки иностранные.
Мудрый государственный подход к выстраиванию межкультурного общения в школах России осуществлял Н.А. Корф (1834–1883) — педагог, создатель земской трёхлетней школы, в которой обучались крестьянские дети с 11 до 14 лет. Н.А. Корф считал, что многонациональному населению России необходимы соответствующие типы школ: школы для великороссов, малороссов, белорусов, для детей финских, латышских, татарских, для поселенцев болгарских и греческих и т.д. Н.А. Корф призывал сначала в национальных школах пользоваться родным языком детей, который должен преобладать на всех уроках, затем отводить больше времени русскому языку. Если на третью зиму обучения дети будут в состоянии передать толково объяснение учителя, сделанное им по-русски, то этот результат нужно признать удовлетворительным. Н.А. Корф совершенно справедливо полагал, что уважение к местной культуре, обычаям, нравам, языкам и наречиям, признание этнографического элемента в учебной практике школы, удовлетворит представителей всех национальностей, и создаст условия для плодотворного межкультурного общения и воспитания достойных граждан многонационального Отечества [7].
Так, в многонациональной России ещё до Октября 1917 года идеи подготовки учащихся и подростков к общению с представителями разных национальностей были в центре внимания передовых деятелей отечественной педагогики.
Список литературы.
1.Гуманистические системы вчера, сегодня, завтра. М.: Педагогическое общество России, 1988. 193 с.
2.Джуринский А.Н. История педагогики. Учебное пособие для педвузов. М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2000. 432 с.
3.Жданова Г.В. Вопросы общества и коммуникации в учении евразийства. // Вопросы философии. - 2009. — №2. — С. 30-38.
4.Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: изд-во «Правда», 1990. 623 с.
5.Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России Х — ХХ вв. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. 340 с.
6.Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времён. В 2-х т. СПб: Алетейа, ч.1. 2000. 429 с.
7.Пискунов А.И. История педагогики и образования от зарождения в первобытном обществе до конца ХХ в. 2е изд. перераб. МГУ: Сфера, 2001. 512 с.
8.Побединский В.Н. Философия и культура евразийства как традиция русской консервативной мысли в XIX веке. // Вопросы культурологи. 2007. — №10. — С. 25-27.
дипломов
Оставить комментарий