Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИДЕИ КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ
Полякова Ольга Юрьевна
аспирант УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
E-mail: jlo124@mail.ru
Современная педагогическая мысль стремится к синтезу всего ценного, что есть в педагогическом наследии, поэтому опыт, изученный и заново переосмысленный, дает возможность иначе взглянуть на актуальные проблемы педагогики, найти путь их решения, определить перспективы движения к новым духовно-нравственным воспитательным отношениям. В связи с этим представляется своевременным обращение к педагогическому наследию К.Н. Вентцеля.
К.Н. Вентцель — выдающийся мыслитель и педагог, одним из первых пришел к идее космического воспитания. Он понимал личность как неотъемлемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерасторжимости и органического единства Человека, Человечества и Вселенной [1].
Ведущей мировоззренческой идеей К.Н. Вентцеля, пронизывающей всю его космическую педагогику, является идея Единства, Целостности и Гармонии Человека, Человечества и Космоса. Константин Николаевич рассматривал Человека, Человечество и Космос как взаимосвязанные элементы единой системы. По мнению педагога, только сливаясь с Человечеством и Космосом в одно гармоничное целое, человек может достигнуть счастья, так как цельность связи «Космос — Человечество — Человек» ведет к установлению гармонии мышления, чувств, целей жизни и волевой деятельности личности. В сущности, вся космическая педагогика К.Н. Вентцеля направлена на поиск путей обретения подрастающим человеком счастья в гармонии с собой и окружающим миром, в радости бесконечного творчества [3].
К.Н. Вентцель был убежден, что поскольку человек представляет часть Вселенной, Космоса, совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной. Проведя сравнительный анализ индивидуального, социального и космического воспитания, пришел к выводу, что должно осуществляться специальное космическое воспитание и должна существовать специальная отрасль антропологии — космическая педагогика. Суть её заключается в следующем, если высшей задачей индивидуального воспитания является наиболее полное и широкое развитие в воспитаннике личного самосознания, если высшей задачей социального воспитания является воспитание в нем социального самосознания, то аналогично с этим высшей задачей космического воспитания является развитие в воспитаннике космического самосознания, то есть сознание самого себя как неразрывной части Космоса.
Космическое воспитание личности отмечает К.Н. Вентцель — развитие непременно творческое. Если в индивидуальном воспитании и самовоспитании творческий характер его реализуется через воспитание свободной творческой личности, в социальном — через слияние в одной гармоничное целое с обществом, содействие в преобразовании его в свободное творческое общество, то в космическом — задача в поднятии Космоса на все более и более высокие ступени в его развитии [1].
Основой космического воспитания, по мнению К.Н. Вентцеля, является естественное единство жизни человеческой личности с жизнью всего беспредельного Космоса, причем единство человека и мироздания имеет как объективные, так и субъективные предпосылки. Утверждение объективного единства Человека и Космоса соотносится с современными представлениями о человеке как Микрокосмосе — живой уникальной клетке вселенского организма — Макрокосмосе. К.Н. Вентцель был убежден, что в каждой индивидуальности содержится весь Космос, все одновременно являются и частью и целым [3]. Субъективный характер взаимосвязи человека и Вселенной состоит в том, что человек, воспринявший идею необходимости единства с Вселенной, начинает выстаивать свою жизнь в соответствии с этой идеей.
К.Н. Вентцель одним из первых попытался ответить на вопрос, каким должен стать человек, чтобы иметь право и возможность преобразовывать мир таким образом, чтобы последствия действий и разума его не обернулись против него самого и планеты Земля? По мнению основателя космической педагогики — это человек, обладающий космическим сознанием.
Обоснованность идеи космического воспитания К.Н. Вентцель объяснял тем, что ребенок есть не только часть семьи, народа, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной. Человек понимался им как свободная личность, «ареной творчества» для которого является он сам, человечество и Космос. Космос, по мнению К.Н. Вентцеля, есть «известное упорядоченное единство», «целостное единство вселенской жизни». Исходя из этого, педагогом формулировалась цель космического воспитания — развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом.
Для того чтобы воспитать у ребенка сознание общности своей жизни с жизнью космоса, необходимо прежде развить в его сознании три идеи: идею личности, идею общества, в конечном пределе охватывающую все человечество, и идею Космоса. Другими словами ребенок должен дорасти до сознания, что он представляет собой творческую личность, что он является членом определенного творческого общества, охватывающего человечество, и что вместе с человечеством он составляет часть творческого Космоса.
К.Н. Вентцель был убеждён, что человек, обладающий космическим сознанием, воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть нравственным. «Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, — пишет Вентцель, — кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» [2, с. 166]. Ведущая идея космического воспитания заключается в изменении личностных качеств через развитие космического сознания. Человек, обладающий космическим сознанием, способен, по мнению педагога, адекватно оценить современные проблемы и жизненные ситуации. Для этого, в первую очередь, необходимо развивать у ребенка такие аспекты сознания, как аксиологический (выработка нравственных установок), онтологический (формирование представлений об окружающем Мире) и рефлексивный (осознание себя и своего места в Мире).
Космическое сознание — осознание человеком взаимосвязи с космосом, потребность научного осмысления своего места и роли в общей эволюции Вселенной, целостный подход к пониманию мира, экологический и этический подходы в изучении и освоении космоса. Космическое сознание — осознание ответственности за возможные последствия своей деятельности на планете и в космосе. Космическое сознание — это система мышления и образ жизни человека, который вырабатывает привычку жить согласно космическим законам.
Космическое сознание — это глобальная эволюционная идея, на которую должна ориентироваться новая модель воспитания и образования XXI века.
Наступило время, когда идея коэволюции, так ярко представленная в творчестве основоположника космической педагогики К.Н. Вентцеля, должна стать ключевым стержнем и пронизывать собою содержание всех основных государственных документов в сфере модернизации российского образования. А отсюда эта идея должна стать основополагающей при создании новых образовательных и воспитательных программ в целях формирования у подрастающего поколения целостной картины Мира на базе Универсальных Космических Законов Бытия [4].
На наш взгляд, идеи космической педагогики актуальны в современно-педагогической практике России, так как ориентируют образовательный процесс на духовно-научное освоение окружающего Мира, на подготовку воспитанников к решению глобальных проблем, на воспитание духовно-нравственных качеств (чести, долга, самоотверженности, ответственности, достоинства), которые лежат в основе эволюции человека.
Таким образом, проблема космического воспитания становится одной из ключевых в мировой педагогике, а формирование космического сознания человека является ныне первоочередным условием раскрытия творчества духа в народе и его благосостояния. Космическая педагогика — это педагогика настоящего и будущего, это педагогика XXI века.
Список литературы:
1.Богомолова М.И. Идеи космизма в педагогике К.Н. Вентцеля: материалы научных исследований // Экология дошкольного детства: современные подходы к образованию. Ульяновск: Издательство УлГПУ, 2010. С. 36-41.
2.Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов. М., 1993. — 364 с.
3.Вентцель К.Н. // Науч. арх. РАО. Ф.23. Оп. 1. Д.16. Л. 25-об.
4.Пушкина И.М. Космическая педагогика как историко-культурный феномен в России начала XX века: научно-методический журнал // Мир образования — образование в мире. 2008. №1. С. 159-170.
дипломов
Оставить комментарий