Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Каманина С.В. О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

О  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМЫ  ВЗАИМОСВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ  И  ВОСПИТАНИЯ

Каманина  Светлана  Владимировна

зам.  директора  ГОУ  СОШ  №1996,  г.  Москва

E-mail: 

 

Вопрос  соотношения  понятий  обучения  и  воспитания  является  фундаментальной  проблемой  педагогики.  На  разных  исторических  этапах  существовали  различные  подходы  к  выделению  главенствующей  роли  понятий  «воспитание-обучение».  Исторически  обучение  возникло  как  необходимая  сторона  воспитания,  главной  задачей  которого  являлось  передача  молодому  поколению  опыта  человеческой  деятельности.  Обучение  было  частью  процесса  воспитания,  не  имело  самостоятельности.  Подтверждение  этому  мы  находим  в  трудах  педагогов  прошлого.  В  работах  Я.А.  Коменского  говорится  о  воспитывающей  роли  обучения,  основанного  на  принципе  природосообразности,  обучение  и  воспитание  не  разделяется.  «Следует  как  можно  более  заботиться  о  том,  чтобы  искусство  внедрять  настоящим  образом,  нравственность  и  истинное  благочестие  было  поставлено  надлежащим  образом  в  школах,  чтобы  школы  вполне  стали,  как  их  называют,  “мастерскими  людей”«  [3,  с.  78].  Английский  философ  Джон  Локк  раскрыл  объективную  значимость  целенаправленной  организации  обучения  и  воспитания.  Главной  целью  воспитания  Локк  определяет  необходимость  формирования  в  личности  внутренней  потребности  к  активному  утверждению  в  себе  нравственных  принципов.  Обучение  выступает  как  средство  развития  нравственных  качеств  личности.  «Вы,  может  быть,  удивитесь,  что  я  ставлю  учение  на  последнем  месте,  особенно  если  я  скажу  вам,  что  придаю  ему  наименьшее  значение.  Это  может  показаться  странным  в  устах  книжного  человека  и  тем  более  похожим  на  парадокс,  что  обычно  главным  образом  вопрос  об  учении  вызывает  оживленнейшее  обсуждение,  когда  речь  идет  о  детях,  и  почти  только  этот  вопрос  и  имеется  в  виду,  когда  люди  говорят  о  воспитании»  [3,  с.  170].  Ж.Ж.  Руссо  ведущую  роль  отводил  естественному,  т.е.  природосообразному  воспитанию.  Задача  воспитателя  —  удачно  соединить  действие  трех  факторов,  воздействующих  на  ребенка:  природы,  людей  и  общества.  И.Г.  Песталоцци  связывал  образование  с  нравственным  воспитанием.  Он  отмечал,  что  воспитание  должно  строиться  в  соответствии  с  законами  развития  человеческой  природы.  Обучение  должно  иметь  развивающий  характер,  воздействовать  не  только  на  ум,  но  и  на  чувства,  волю,  характер  ребенка,  вооружать  его  необходимыми  жизненными  умениями  и  навыками.  Разработанная  Песталоцци  теория  элементарного  образования  содержала  идею  развивающих  целей  и  задач  воспитания,  которое,  по  мнению  педагога,  должно  начинаться  в  семье  и  продолжаться  в  школе.  Значительный  вклад  в  развитие  педагогики  внесло  выработанное  ученым  положение:  обучение  и  воспитание  должны  осуществляться  в  неразрывной  связи.  «Как  и  в  хорошей  семье,  каждое  слово  у  нас,  сказанное  с  целью  воспитания,  заключает  в  себе  обучение,  а  обучение  является  в  то  же  время  и  воспитанием.  Одно  непосредственно  переходит  в  другое,  одно  перекрещивается  с  другим.  Даже  учение  и  обучение  переходят  одно  в  другое»  [3,  с.  346].

С  изменением  жизни  общества,  усложнением  содержания  обучения,  изменяется  и  соотношение  воспитания  и  обучения.  Понятие  «воспитывающее  обучение»,  введенное  И.Ф.  Гербартом,  раскрывает  взаимодействие  различных  по  своим  функциям  процессов  воспитания  и  обучения,  причем  обучение  выступает  в  роли  основного  средства  воспитания.  Педагогическая  теория  Гербарта,  в  том  числе,  разработка  методов  и  приемов,  учитывающих  воспитательные  возможности  учебных  предметов,  оказала  большое  влияние  на  последующее  развитие  теории  и  практики  воспитания  во  многих  странах. 

В  отечественной  педагогике  особое  развитие  проблема  взаимосвязи  обучения  и  воспитания  получила  в  XVIII  —  XIX  в.в.  Большой  вклад  в  изучение  вопросов  воспитания  внесли  представители  дворянско-государственной  педагогики  (Н.И.  Новиков,  А.С.  Хомяков,  В.Г.  Белинский,  В.Ф.  Одоевский).  Изучение  сложных  проблем  развития  личности  продолжили  представители  общественной  педагогики  середины  XIX  в.  —  начала  XX  в.  (К.Д.  Ушинский,  К.П.  Победоносцев,  К.В.  Ельницкий,  М.И.  Демков,  В.В.  Зеньковский,  В.П.  Вахтеров,  Н.Ф.  Бунаков,  П.Ф.  Каптерев  и  др). 

К.Д.  Ушинский  считал  обучение  главным  средством  нравственного  воспитания.  По  мнению  ученого,  урок  должен  не  только  обогащать  знаниями,  но  и  воспитывать  волю.

М.И.  Демков  выделял  «реальные»  (в  которых  принимает  участие  большие  или  малые  группы  людей)  и  «духовные»  факторы  воспитания  (книги,  наука,  искусство,  церковь).  Реальными  факторами  являются  семья,  школа,  общество  и  государство.  Школа  расширяет  кругозор  детей,  «доставляя  ему  разнообразные  материалы  для  всестороннего  развития  его  личности»  [1,  c.  35].  Школа  развивает  чувство  долга,  расширяет  опыт  общения  со  сверстниками  и  взрослыми,  ребенок  становится  частью  целого. 

Известный  педагог  К.В.  Ельницкий,  выделяя  такие  факторы  воспитания  как  внешняя  природа,  семья,  церковь,  случаи  в  жизни,  особое  значение  в  воспитании  ребенка  придавал  школе.  «Обучение  оказывает  влияние  как  на  расширение  умственного  кругозора  питомцев,  так  и  на  развитие  душевных  сил»  [1,  с.  17].

Видный  теоретик  педагогики  П.Ф.  Каптерев  отмечал  важность  того,  чтобы  народная  школа  «поставила  своей  прямой  задачей  не  только  учение,  но  и  воспитание,  и  чтобы  последнее  ценилось  никак  не  меньше,  чем  обучение»  [1,  с.  77].  Воспитательная  сторона  народной  школы,  по  мнению  педагога,  состоит,  в  первую  очередь,  с  развития  у  учащихся  заботы  о  внешности,  о  чистоте  одежды,  в  вежливом  обращении  к  учителю  и  товарищам,  отучении  учеников  от  грубой  речи,  бранных  выражений.  Важно  воспитывать  у  учащихся  дух  товарищества,  взаимной  помощи,  самодеятельность  и  настойчивость.  Учитель  должен  «воспитательно  действовать»  на  учащихся  в  трех  направлениях:  социальном  (беседы  об  управлении  государством,  правах  и  обязанностях  граждан),  религиозном  (разговоры  о  отношении  христиан  к  людям,  борьбе  с  пьянством,  недопустимости  ссор  и  драк),  эстетическом  (внушении  любви  к  родной  поэзии,  литературе,  природе).

В.П.  Вахтеров  в  труде  «Основы  новой  педагогики»  (1913)  отмечал,  что  необходимо  создание  новой  школы,  которая  в  процессе  обучения  и  воспитания  будет  развивать  и  приучать  детей  к  самостоятельности  и  творчеству.  Он  считал,  что  воспитатель  не  должен  навязывать  детям  этических  норм,  а  должен  стараться  создать  подходящую  социальную  среду  для  общения  детей,  чтобы  дети  сами  учились  устанавливать  правила  общежития.  Такие  условия  научат  детей  подчинять  свои  личные  интересы  общим  интересам  товарищества  [1,  с.  115]. 

В  дальнейшем  (с  1917  г.  по  1987  г.)  к  вопросу  воспитания  личности  обращались  педагоги  советской  школы  (Н.К.  Крупская,  П.П.  Блонский,  А.С.  Макаренко,  В.А.  Сухомлинский,  П.Н.  Груздев,  Н.Г.  Гончаров  и  др.).  В.А.  Сухомлинский  видел  гармоническое  воспитание  личности  в  том,  чтобы  «нравственное  богатство  многогранной  деятельности  человека,  которого  мы  воспитываем,  накладывалось  на  все  сферы  духовной  жизни  школы…»  [2,  с.  374].  Среди  важных  задач  воспитания  он  выделял  воспитание  умения  подчиняться  общественному  долгу,  воспитание  понимания  понятия  «трудно»,  воспитание  культуры  желаний.  А.С.  Макаренко  изучал  процесс  воспитания  в  коллективе.

С.Л.  Рубинштейн  отмечал  единство  процессов  обучения  и  воспитания.  Ю.К.  Бабанский  изучал  специфические  особенности  процессов  обучения  и  воспитания.  С.Л.  Соловейчик  рассматривал  воспитание  «свободного  человека».

В  трудах  современных  отечественных  педагогов,  психологов  (В.Ф.  Шаталов,  И.А.  Зимняя,  В.А.  Сластенин,  Е.В.  Бондаревская,  Е.Н.  Ильин,  Е.Б.  Плотникова  и  др.)  представлены  различные  трактовки  понятия  воспитывающее  обучение.  Воспитывающее  обучение  —  обучение,  при  котором  достигается  органическая  связь  между  приобретением  учащимися  знаний,  умений,  навыков,  усвоением  опыта  творческой  деятельности  и  формированием  их  личностных  качеств  (мировоззрения,  морально-ценностного  отношения  к  миру,  друг  другу,  к  усваиваемому  учебному  материалу  и  т.д.)  [5,  с.  79].

Возможность  осуществления  единства  обучающей  и  воспитательной  функций  должна  быть  заложена  и  в  содержании  образования,  и  в  методах  обучения.  Однако  анализ  современного  образовательного  процесса  показывает,  что  учебная  и  воспитательная  системы  представляют  собой  достаточно  обособленные  элементы.  В  процессе  развития  общества,  по  объективным  причинам  (усложнение  знаний,  формирование  интереса  не  ко  всем,  а  определенным  знаниям,  потеря  в  процессе  абстрактного  процесса  познания  связи  с  конкретными  явлениями)  обучение  как  часть  воспитания  приобрело  независимость  и  самостоятельность,  свои  специфические  цели  и  задачи.  Воспитательный  характер  обучения  становится  скрытым.  Центральная  роль  отводится  обучению,  вспомогательная  —  воспитанию. 

Стихийно  в  процессе  обучения  выполнить  воспитательные  задачи  в  полной  мере  уже  невозможно.  Поэтому  возникает  необходимость  управления  процессом  обучения  с  точки  зрения  выполнения  задач  воспитания.  Обеспечить  единство  обучения  и  воспитания  возможно  путем  специально  организованной  деятельности.  «Трансляция  знаний,  умений  и  навыков,  развитие  группы  познавательных  процессов  как  основы  обучения  в  ходе  воспитания  должны  балансировать  с  трансляцией  нравственных  норм  и  морали  как  основы  воспитания  в  ходе  обучения»  [4,  с.  36].

Необходимо  учитывать,  что  методы  воспитания  отличны  от  методов  обучения.  Обучение  как  деятельность  по  передаче  и  усвоению  знаний  требует  активности  сознания  обучаемого,  воспитание  как  формирование  общественно  ценных  потребностей  можно  сопоставить  с  искусством  по  формированию  индивидуальности.

Воспитательная  функция  обучения  наиболее  полно  проявляется  при  соединении  учебной  деятельности  с  другими  видами  деятельности,  с  опорой  на  жизненный  опыт  и  получаемые  знания  вне  школы. 

Реализация  принципа  воспитывающего  обучения  возможна  при  активизации  познавательной  и  практической  деятельности  учеников,  усилением  роли  самостоятельной  работы  по  сознательному  усвоению  знаний.  «В  конечном  счете  воспитывает  учеников  то,  что  они  сами  делают,  а  не  то,  что  делает  учитель;  важно  не  то,  что  мы  даем,  а  то,  что  мы  получаем;  только  через  свою  самодеятельность  ученики  изменяются,  воспитываются»  [6,  с.  285].

Проблема  достижения  целей  воспитывающего  обучения  требует  от  ученых,  педагогов  дальнейшего  теоретического  осмысления  и  практической  реализации  идей  в  свете  современных  образовательных  технологий  с  опорой  на  богатое  педагогическое  наследие  прошлого.

 

Список  литературы:

1.Антология  по  истории  педагогики  в  России  (первая  половина  XX  века):  Учеб.  пособие  для  студ.  пед.  учеб.  заведений  /  Сост.  А.В.  Овчинников,  Л.Н.  Беленчук,  С.В.  Лыков.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2000.  384  с.

2.История  педагогики  в  России:  Хрестоматия:  Для  студ.  гуманитарных  фак.  высш.  учеб.  заведений  /  Сост.  С.Ф.  Егоров.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2002.  400  с.

3.Коменский  Я.А.,  Локк  Д.,  Руссо  Ж.-Ж.,  Песталоцци  И.Г.  Педагогическое  наследие  /  сост.  В.М.  Кларин,  А.Н.  Джуринский.  М.:  Педагогика,  1989.  416  с.

4.Плотникова  Е.Б.  Воспитывающее  обучение:  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2010.  176  с.

5.Педагогика:  Большая  современная  энциклопедия  /  Сост.  Е.С.  Рапацевич.  Мн.:  «Современное  слово»,  2005.  720  с.

Фридман  Л.М.,  Кулагина  И.Ю.  Психологический  справочник  учителя.  Второе  издание,  дополн.  и  перераб.  М.:  Издательство  «Совершенство»,  1998.  432  с

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий