Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Гомзякова Н.Н. ТРАДИЦИОННАЯ ИГРА, КАК ЭЛЕМЕНТ КУБАНСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВО СОЦИАЛИАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТРАДИЦИОННАЯ  ИГРА,   КАК  ЭЛЕМЕНТ  КУБАНСКОЙ  КАЗАЧЬЕЙ  ДЕТСКОЙ  СУБКУЛЬТУРЫ  И  СРЕДСТВО  СОЦИАЛИАЦИИ   ПОДРАСТАЮЩЕГО  ПОКОЛЕНИЯ   (ИСТОРИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ)

Гомзякова  Наталия  Николаевна

к.  п.  н.,  зав.  кафедрой  АФ  МГГУ  им.  М.А.  Шолохова,  г.  Анапа

E-mail: 

 

В  развитии  личности  ребенка,  интеграции  его  в  общество  и  культуру  особую  роль  играет  субкультура  детства. 

Содержание  понятия  «детская  субкультура»  определим  как  систему  способов  деятельности  и  общения  в  детских  сообществах. 

Возникновение  детской  субкультуры  как  целостного  историко-культурного  феномена  обусловлено  половозрастной  стратификацией  общества,  уходящей  своими  корнями  в  глубокую  древность,  когда  не  прошедшие  инициацию  (особый  обряд  посвящения  во  взрослость)  члены  общины  объединялись  для  осуществления  совместных  форм  жизнедеятельности,  тождественной  взрослым.  С  развитием  человеческого  общества  эти  формы  все  более  автономизировались,  делая  переход  от  прямого  подражания  трудовым,  бытовым  и  ритуальным  действиям  взрослых  —  к  особым  непродуктивным  формам  активности  (играм),  благодаря  которым  осуществляется  управление  собственным  поведением  ребенка,  его  ориентация  в  смыслах  человеческой  деятельности  и  отношений.

Для  кубанской  казачьей  детской  субкультуры  конца  XIX  —  начала  XX  вв.,  характерны  ярко  выраженные,  общие  для  ее  носителей  увлечения,  вкусы,  способы  свободного  времяпрепровождения,  стереотипы,  представления,  обряды,  ритуалы,  язык,  мода,  одежда,  поведение,  фольклор  и  т.д. 

Одним  из  основных  способов  деятельности  и  общения  кубанских  казачат  и  важным  средством  их  социализации  являлась  традиционная  игра,  чаще  всего  имеющая  четко  выраженную  военно-профессиональную  направленность.

Жизнь  в  традиционном  казачьем  обществе  представляла  собой  постоянное  повторение  определенных  видов  деятельности,  ранее  совершенной  отцами,  дедами,  прадедами.  Для  казака  редко  возникал  вопрос  о  выборе  будущей  профессии,  поскольку  она  была  жестко  детерминирована  сословной  принадлежностью,  и  приобщение  к  ней  начиналось  с  детства. 

Прислушиваясь  к  совету  взрослых,  дети  должны  были  выработать  у  себя  необходимые  навыки  и  приемы  военно-профессиональной  деятельности.

Исследовательский  интерес  к  кубанским  казачьим  традиционным  играм  объясняется  молодостью  кубанской  казачьей  традиционной  культуры  и  ее  части  —  детской  субкультуры.  Непосредственная  история  казачества  сопоставима  с  периодом  формирования  государства  Российского  и  активизации  его  геополитических  интересов  в  южных  регионах  и  охватывает  короткий  в  историческом  плане  отрезок  времени,  начиная  с  XIX  века.  Это  обстоятельство  дает  уникальную  возможность  проследить  в  рамках  исторически  обозримого  времени  условия  происхождения,  развития  и  бытования  традиционной  игровой  культуры  казачества  и  ее  влияние  на  социализацию  подрастающего  поколения. 

Формирование  умений  и  навыков  через  игру  шло  двумя  путями:  индуктивно,  от  элементов  к  сложному  действию  (метание  камешков  в  цель  —  обращение  со  стрелковым  оружием),  и  дедуктивно,  от  целостного  действия  к  совершенствованию  деталей  (рубка  пламени  свечи  на  подставке,  струйки  воды,  соломенного  чучела,  навыков  джигитовки:  на  ходу  спрыгивать  с  коня  и  снова  взлетать  на  седло  или  перепрыгивать  через  коня,  держась  за  луку  седла  и  отталкиваясь  поочередно  ногами  справа  и  слева  от  скачущего  коня;  и  т.д.).

Состязание,  борьба,  поединок  являлись  экстремальным  выражением  и  проявлением  физических  и  духовных  сил,  необходимых  по  причине  всегдашней  суровости  русской  истории  и  как  военно-спортивная  подготовка  защитника  и  воина,  и  как  способ  проявления  избытка  сил  —  удали  в  народных  гуляниях.  Многие  мальчишеские  игры  и  забавы,  вплоть  до  парубочьего  возраста,  способствовали  их  выработке,  например,  такие  как:  в  «переездного  коня»,  «царство»,  «вал»  (игра  с  ножом),  «чур»,  «коники»,  «на  гурт»,  «деркач»,  «казаки»  и  др.

С  пикой  наперевес  казачата  «лавой»  ходили  в  атаки,  поражая  камышовые  чучела  противников.  Пикой  же  на  скаку  учились  поражать  врага  с  ходу,  метнув  ее  как  копье.  Кубанские  областные  ведомости  в  1893  году  писали:  «...Нельзя  было  не  радоваться  и  не  улыбаться,  видя,  как  десяти-  или  одиннадцатилетний  «джигит»,  весь  раскрасневшись,  направляет  свою  лошаденку  как  можно  ближе  к  чучелу,  чтобы  ударить  по  нему  плетью...»  [2]. 

И  когда  наступал  день  сдачи  экзаменов,  то  принимал  их  сам  атаман  и  есаулы  в  присутствии  стариков,  а  казачата  демонстрировали  им  чудеса  ловкости  и  бесстрашия.  В  этой  связи  примечателен  следующий  факт:  в  1888  году  в  Новочеркасск  приехал  русский  царь  Александр  III  с  семьей.  На  воинском  казачьем  смотре  принимали  участие  детские  сотни  казачат  от  12  до  14  лет.  После  парада  и  джигитовки  взрослых  казаков  началась  детская  джигитовка,  но  вскоре  она  была  остановлена  —  у  государыни  императрицы  Марии  Федоровны  не  выдержали  нервы,  настолько  бесстрашно  и  лихо  выполнялись  сложнейшие  трюки  маленькими  казачатами  [5]. 

Малолетки  во  многих  станицах  принимали  участие  в  «кулачках»  в  качестве  зачинщиков  на  их  самой  начальной  стадии.  Последующий  ход  сражения  они  наблюдали  со  стороны.  Однако  это  также  являлось  своеобразной  «школой»,  упражнением  в  воинском  мастерстве,  так  как  «кулачки»,  по  отзыву  одного  из  корреспондентов  газеты  «Кубанские  областные  ведомости»,  «развивали  смелость,  отвагу  идти  в  пешем  строю  на  грудь  неприятеля  и  быструю  в  казаке  смекалку  разбираться,  кого  выручить,  кого  смять  в  свалке...»  [4].

В  кубанских  казачьих  традиционных  играх  происходило  испытание  природных  и  новых  приобретенных  качеств  —  физических,  моральных,  волевых  —  а  также  их  комплексное  интенсивное  развитие.

Предметное  обеспечение  кубанских  казачьих  традиционных  игр  отражало  культовые  предметы  и  символические  атрибуты  основных  видов  деятельности  казаков.  Так,  например,  лапта  и  городки  имели  явно  выраженную  военно-прикладную  форму  наработки  специальных  навыков  метания  в  цель  камней  (чижа)  и  палок  (биты).  Бой  на  бревне  мешками  напоминал  сшибку  конницы  и  формировал  ловкость  и  применение  силы  в  определенных  положениях,  сидя  на  бревне  (в  седле).

Во  время  первопрестольных  праздников  и  проводимых  в  казачьих  станицах  военных  сборов  «малолеток»  перед  казачатами  открывались  возможности  помериться  силами  в  разнообразных  игровых  поединках  и  игрищах.  Игры  в  мяч,  кости,  шапки  сопровождали  все  станичные  праздники,  были  в  большом  почете  среди  казаков  и  способствовали  приобретению  навыка  «быть  шибким».  Высочайшего  мастерства  требовали  проводимые  «скачки  на  мишень».  На  всем  скаку  надо  было  попасть  копьем  в  кольцо  или  пучок  камыша,  подвешенные  на  веревке,  натянутой  между  столбами  [3]. 

По  мере  взросления,  игры  переходили  в  целенаправленные  практические  занятия,  характер  военных  упражнений  становился  все  более  сложным.  Казачата  проходили  обучение  под  руководством  опытных  казаков.  На  специально  отведенном  месте  молодые  казаки  собирались  каждый  на  своем  коне  и  с  оружием.  Здесь  они  совершенствовали  боевые  приемы,  стреляли  в  цель  на  полном  скаку,  рубили  лозу  шашкой,  верхом  преодолевали  полосы  препятствий,  поднимали  на  скаку  с  коня  предметы,  скакали  стоя  на  коне  и  зависая  на  стременах  у  самой  земли.  Распространенными  были  упражнения  по  обучению  на  ходу  спрыгивать  с  коня  и  снова  взлетать  в  седло  или  перепрыгивать  через  коня,  держась  за  луку  седла  и  отталкиваясь  поочередно  ногами  справа  и  слева  от  скачущего  коня;  рубить  пламя  свечи  на  подставке  и  т.д.  Упражняли  казачью  молодежь  в  умении  вплавь  преодолевать  с  конем  реки,  ползать  по-пластунски,  «скрадывать»  часовых,  по  следам  определять  время  и  направление  движения  прошедшего  по  земле  противника  [1]. 

За  лихость  и  смелость,  проявленные  в  играх  казачата  удостаивались  похвалы.  При  проведении  казачьих  смотров  и  соревнований  самым  лучшим  из  казачат  атаман  вручал  богатое  оружие,  разукрашенные  седла,  нарядные  уздечки. 

Кубанские  казачьи  традиционные  игры  представляли  собой  сознательную  инициативную  деятельность,  направленную  на  достижение  некой  цели,  в  них  совмещались  развлечение,  тренировка,  и  сама  уникальная  казачья  культура  выявления  и  поощрения  сильных  духом  и  телом,  воспитание  готовности  принять  брошенный  вызов,  заступиться  за  слабого,  преодолеть  слабость  в  самом  себе. 

Традиционная  игра,  таким  образом,  являлась  не  просто  воспроизведением  детским  сообществом  исторически  сложившихся  отношений  взрослых,  а  переосмысление  им  этих  отношений  и  определения  своего  самобытного  места  в  мире.

 

Список  литературы:

1.Детские  игры  и  забавы  в  некоторых  станицах  Кубанской  и  Терской  областей:  сб.  материалов  для  описания  местностей  и  племен  Кавказа.  Тифлис,  1886.  Вып.  5.  С.  142-213.

2.Кубанские  областные  ведомости.  1893.  №55. 

3.Кубанские  областные  ведомости.  1909.  №68

4.Кубанские  областные  ведомости.  1911.  №49.

5.Сухарев  Ю.Ф.  Лазоревый  цвет.  Страницы  казачьей  истории.  Новочеркасск:  Астория,  1999.  14  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.