Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 01 августа 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» В 60-80-Е ГОДЫ XX-ГО ВЕКА
Борисова Полина Владимировна
доцент, к.п.н., СПбГГУ, г. Санкт-Петербург
E-mail: polina-borisova@mail.ru
По проблеме познавательной активности и самостоятельности школьников в учении накоплен богатый фонд исследований, монографий, коллективных сборников и отдельных статей. В рамках исследований, проводимых в 70-80-х годах (в трудах Антиповой И.Н., Данилова М.Н., Скаткина М.Н., Лернер И.Я., Горшковой В.В., Редковец Н.А., Шамовой Т.И., Щукиной Г.И. и др.), понятие «активности» использовалось в качестве функционального назначения для раскрытия таких проблем как активность учения школьников в аспекте гносеологических основ учебно-познавательной деятельности (Аристова Л.П.); активность как подготовительная ступень познавательной самостоятельности (Данилов М.А. и др.); активизация познавательной деятельности (Щукина Г.И.); активность и самостоятельность как качества личности.
На данном этапе исследователи имели тенденцию рассматривать активность и самостоятельность одновременно. Скаткин М.Н. подчёркивал, что активизация познавательной деятельности направлена как на усвоение знаний, так и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности учащихся. Дифференцируя активность и самостоятельность, Аристова Л.А. считает, что сущность самостоятельности субъекта — действовать без посторонней помощи, понимая при этом под активностью проявления отношения субъекта к окружающей действительности, а под самостоятельностью — его способность действовать без посторонней помощи.
В исследовании Пименовой Л.М. [6] было установлено, что процесс развития активности и самостоятельности у старшеклассников происходит более интенсивно в учебно-производственной деятельности, нежели в познавательной. В 1966 году аналогичные выводы были сделаны Ганелиным Ш.И., показавшим, что политехническое обучение воспитывает умение ставить цель, выбирать целесообразные средства, учитывать свои силы, контролировать свои действия [2]. Идеи об активном насыщении труда учащихся интеллектуальными процессами развивались Скаткиным М.Н., Атутовым П.Р., Федоровой О.Ф. и др.
С середины 60-х годов исследование проблемы формирования активности и самостоятельности учащихся в их познавательной и практической деятельности повернуло всю дидактику к процессу формирования личности. С этого времени центром дидактических исследований стал ученик, а учение все более и более пытаются рассматривать в единстве внешних и внутренних сторон познания.
Практика обучения и научные дискуссии привели исследователей-дидактов к новому осмыслению таких понятий, как активность, самостоятельность, принцип активности, познавательная активность, активизация познавательной деятельности. Проводя чёткую грань между понятием «познавательная активность» и смежными с ним понятиями мыслительная деятельность и познавательная самостоятельность, Скаткин М.Н. сделал следующие замечания. Во-первых, познавательная деятельность отличается от мыслительной тем, что в нее, кроме процессов мышления, включаются и регулятивные процессы (внимание, воля) и память. Во-вторых, в ней же выражается отношение человека к окружающим явлениям. Вследствие всего выше перечисленного, активизация познавательной деятельности стала пониматься как личностное достояние, а не только как развивающие мыслительные процессы, формирующие активность и самостоятельность индивида. Ученые отошли от мысли об идентичности понятий «самостоятельность» и «познавательная деятельность». Возникли новые понятия активности внешней (моторной) и внутренней (мыслительной). В учебном процессе оба вида активности проявляются вместе, однако «активизация познавательной деятельности учащихся связана, прежде всего, с активностью мышления, внешняя деятельность служит здесь главным образом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль над ее протеканием» [7, с. 16]. И хотя все исследователи приходят к выводу о необходимости соединения активности мысли с активностью рук, тем не менее, у большинства дидактов характерным признаком познавательной активности считается напряжение умственных сил, мыслительных операций, действий и проявление интереса к изучаемому материалу.
Работами Есипова Б.П., Аристовой Л.П., Лернера И.Я., Шамовой Т.И. показано более широкое смысловое значение понятия активность по сравнению с понятием самостоятельность. Существенный вывод, к которому пришли дидакты, состоял в том, что « … активность, являясь условием познания, не является врожденной чертой личности — она сама формируется в процессе деятельности» [7, с. 19].
Исследования дидактов подвели к выводам о том, что высокая познавательная активность оснащает продуктивную деятельность и выражается: в умении решать задачи, распознавать их в различных ситуациях, выделять далекие и близкие цели, найти верный способ решения, запомнить результаты, и, наконец, это процесс, вызывающий переживания, сильные эмоции, глубокие познавательные интересы, ценные мотивы учения. Таким образом, развитие познавательной активности ученика связано с учетом и взаимным влиянием в ней внешней и внутренней сторон деятельности, с развитием всех психических процессов от мыслительного до эмоционального, а также с умением вычленить цель деятельности, планировать ее, находить способы ее выполнения, осуществлять самоконтроль. Одним словом, развитие познавательной активности ученика в учебном процессе неразрывно связано с формированием его деятельности.
Значительным итогом изучения проблемы активности и познавательной самостоятельности стали исследования Оконя В. (ПНР) [5], Лернера И.Я. [3], Махмутова М.И. [4]. В работах этих авторов теоретически обоснована дидактическая сущность проблемного обучения, составляющего важный аспект познавательной деятельности, показано возникновение проблем как первого необходимого элемента самостоятельной познавательной деятельности и доказано, что способы и пути разрешения проблем органично входят в познание школьника. Дальнейшее развитие идей проблемного обучения осуществлялось в исследованиях Максимовой В.Н., Ильницкой К.А., Литвиненко Н.С., Лозовой В.И. и др.
В этот промежуток времени активность личности, как научная категория, исследуется в различных аспектах. Происходит закладывание методологических основ активности. Так, Каган М.С. понимает активность как самопроизвольное, внутренне детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Рассматривая сущность человеческой деятельности как субъектно-объектные отношения, исследователь подчеркивает преобразующий характер деятельности. «Две первоначальные возможности, которые тут существуют, — писал Каган М.С., — выражаются в том, что активность субъекта, направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, трансформации, либо сохраняет объект в целостности и неприкосновенности. Во втором же случае снова обнаруживаются два возможных направления реализации активности субъекта: она может вернуться к субъекту в виде знания, то есть информации о качествах объекта, об объективных связях, отношениях, законах реального мира, и может выразиться в придании объекту ценности, то есть вернуться в виде информации о значении этого объекта для субъекта» [1].
Абульханова-Славская К.А. рассматривает активность как становление саморазвивающейся системы. В отечественной литературе следует выделить типологическую модель личности Абульхановой-Славской К.А. Она использует типологию как метод системного исследования активности личности. В качестве типологических признаков выделяются общий уровень активности, характер притязаний, а также характеристики саморегуляции — способность каждого опираться либо на внешние, либо на внутренние опоры, степень самостоятельности и уверенности, удовлетворенность собственными или внешними критериями — личностная организация времени и некоторые другие.
В другой своей работе исследователь связывает жизненную стратегию личности с понятием активности, считая, что активность предшествует деятельности (и «сопровождает» ее), так как жизненные планы, замыслы вырабатываются до начала деятельности, когда еще можно что-то изменить, улучшить, предусмотреть. При этом автор рассматривает активность индивида не как абстрактное проявление его общественной сущности, но как «развернутое в общественном времени, воплощенное в особые формы его общения с людьми, участие в общественно необходимой деятельности» [1, с. 37].
Таким образом, в данный временной промежуток активность характеризуется как интегративное свойство личности, которое помогает осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально измененных условиях; инициативно и критически относится к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.
В заключении требуется отметить, что достаточно известная категория «активность» оказывается очень сложной. Многие ученые ставили проблему активности в центр своего исследования (Антипова И.Н., Данилов М.Н., Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Горшкова В.В., Редковец Н.А., Шамова Т.И., Щукина Г.И.). В рамках исследований, проводимых в 70-80-х годах, понятие активности использовалось в качестве функционального назначения для раскрытия других проблем. В целом в это время изучение активности происходит в следующих направлениях:
1. Активность вычленяется как показатель и качество, воспитываемое в учебной деятельности, и тогда её связывают с самостоятельностью и инициативностью ученика (Данилов М.Н., Есипов Б.П., Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Крутецкий В.А.);
2. Активность связывается с волевыми чертами характера, рассматривается её значимость в развитии личности и принадлежность к общественной деятельности (Добрынин Н.Ф., Левитов Н.Д., Щукина Г.И., и др.);
3. Активность интерпретируется как черта личности, которая влияет на развитие всех её существенных сторон (Божович Л.И., Горшкова В.В., Редковец Н.А.).
Список литературы:
1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наук, 1980.
2.Ганелин. Ш.И. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности. В сб.: Воспитание самостоятельности и активности учащихся. Уч. Зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. т. №297. Л., 1966.
3.Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
4.Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школе Татарии // Советская педагогика. 1963. №5.
5.Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968.
6.Пименова Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов. АКД. Л., 1960.
7.Шамова Т.И. Дидактический принцип активности в современной школе. — «Советская педагогика», 1977. №7.
8.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976.
дипломов
Оставить комментарий