Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дегтярев С.Н. РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РАЗВИТИЕ  СУБЪЕКТИВНЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   О  КРЕАТИВНОЙ  ЛИЧНОСТИ  У  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Дегтярев  Сергей  Николаевич

к.  п.  н,  доцент  ТюмГУ,  г.  Тюмень

E-mail:  freutmit@mail.ru

 

Особенностью  настоящего  времени  стало  то  обстоятельство,  что  творчество  перестало  быть  прерогативой  только  людей  искусства.  В  условиях  развития  инновационной  экономики  творческим  необходимо  быть  инженеру,  маркетологу,  тренеру,  учителю,  менеджеру  и  т.д.  Творческие  качества  личности,  креативность  все  чаще  стали  входить  в  список  требований  к  кандидатам  при  трудоустройстве.

Креативность  как  мощный  творческий  ресурс  становится  существенным  элементом  в  социальном  заказе  системе  образования.  По  социологическим  опросам  60%  студентов  в  деятельности  вузов  ставят  на  первый  план  образовательные  услуги,  развитие  креативных  способностей,  подготовку  интеллектуальных  профессионалов,  отодвигая  на  второй  план  формирование  системой  образования  личностных  качеств,  считая  необходимым  их  самостоятельное  формирование  [1,  с.  17].

Но  что  при  этом  понимается  под  креативными  способностями,  какими  чертами  должна  обладать  креативная  личность,  соответствует  ли  творческая  среда  образовательного  учреждения  ожиданиям  и  представлениям  об  этой  среде  в  индивидуальном  сознании  обучающегося?

Стремясь  ответить  на  эти  вопросы,  мы  выбрали  предметом  своего  исследования  развитие  субъективных  представлений  о  чертах  креативной  личности  у  учащихся  старших  классов,  ориентированных  на  продолжение  образования  в  вузе.  Мы  предполагаем,  что  данные  представления  изменяются  в  сознании  ученика  под  влиянием  образовательной  среды,  того  творческого  потенциала  среды,  который  и  формирует  креативную  личность  и,  следовательно,  субъективные  представления  о  чертах  креативной  личности.  Поэтому,  отслеживая  динамику  изменений  представлений  учащихся,  мы  можем  судить  (косвенно,  конечно)  о  креативном  потенциале  самой  среды,  о  качестве  ее  развивающего  взаимодействия  с  учащимися. 

В  качестве  основного  метода  исследования  мы  выбрали  метод  семантического  дифференциала.  Метод  семантического  дифференциала  является  комбинацией  метода  контролируемых  (направленных)  ассоциаций  и  процедур  шкалирования.  Процедура  заключается  в  том,  что  объекты  (понятия,  изображения,  представления  и  т.д.)  оцениваются  по  ряду  биполярных  или  униполярных  шкал.  Оценки  понятий  коррелируют  друг  с  другом,  и  с  помощью  факторного  анализа  выделяют  группы  наиболее  связанных  друг  с  другом  шкал,  объединив  их  в  факторы,  в  которых  отображается  информация  инвариантная  всей  совокупности  шкал,  входящих  в  фактор  [3,  с.  31].  В  основе  инварианта  лежат  коннотативные  значения  –  генетически  ранние  формы  значения,  в  которых  отражаются  еще  слабо  дифференцированные  эмоциональные  отношения,  личностные  смыслы,  установки,  стереотипы  и  другие  формы  обобщения  [2,  с.  55].

Коннотативные  значения  соответствуют  ассоциативным  знаниям  и  составляют  понятия.  Коннотативное  значение  можно  считать  близким  понятию  «личностный  смысл»,  через  который  опосредуется  субъективное  восприятие  реальности.

Объем  выборки  составил  88  человек.  Это  учащиеся  10-х  и  11-х  классов  физико-математического  и  гуманитарного  профилей  гимназии  Тюменского  государственного  университета. 

На  первом  этапе  исследования  была  организована  фокус-группа  (15  человек),  в  которой  была  проведена  дискуссия  на  тему:  «Кто  такой  креативный  человек?».  Результатом  работы  фокус-группы  стало  дополнение  основного  списка  характеристик  креативной  личности  чертами,  выделенными  учащимися  в  ходе  дискуссии.  Это:  видеть  в  обычном  нечто  большее,  активность,  потребность  в  одобрении,  общительность,  склонность  к  экспериментам,  сообразительность,  импульсивность,  лидерство,  эмоциональность,  чувство  юмора,  активная  жизненная  позиция,  предугадывание  интересов  аудитории,  усердие.  Далее  с  помощью  экспертов  из  основного  и  дополнительного  списков  были  отобраны  наиболее  значимые  черты  креативной  личности,  которые  были  использованы  в  качестве  дескрипторов  (т.е.  описывающих  понятие  признаков)  для  создания  семантического  дифференциала  (СД).  В  качестве  объектов  оценки  выступали  понятия:  «Я  идеальный»,  «Я  реальный»,  «Я  креативная  личность»,  «Я  школьник»,  «Я  студент».  На  основе  дескрипторов  и  объектов  исследования  был  составлен  опросник  для  учащихся.  Результаты  опроса  были  подвергнуты  факторному  и  кластерному  анализу.  Сравнение  результатов  математической  обработки  мы  проводили  между  10-ми  и  11-ми  классами,  а  также  между  гуманитарным  и  физико-математическим  профилями.

На  основании  полученных  результатов  мы  пришли  к  следующим  выводам.

1.  В  представлении  10-классников  креативный  человек  –  это  настолько  яркая  личность,  которая  выделяется  среди  всех.  В  креативной  личности  сочетаются  самые  разные  творческие  способности,  которые  могут  проявиться  в  любой  сфере  деятельности,  иными  словами,  креативный  человек  креативен  во  всем.  Креативность  проявляется  в  способах  достижения  целей,  в  способах  познания.  Никакие  ограничения  не  останавливают  потребность  личности  в  познании.  Креативные  люди  обладают  чувством  юмора,  гибкостью  мышления,  любознательностью,  толерантностью  к  неопределенности.  Креативные  люди  творят  не  только  для  самих  себя,  но  и  для  того,  чтобы  мир  вокруг  был  прекрасен.  Анализ  по  объектам  оценки  показывает,  что  объект  «Я  идеальное»,  «Я  студент»  и  «Я  креативная  личность»  оказались  одноуровневые.  Это  означает,  что  раскрытие  себя  в  качестве  креативной  личности  10-классники  прогнозируют  в  период  обучения  в  вузе.

2.  Учащиеся  11-х  классов  ведущей  чертой  креативной  личности  выделяют  богатый  интерес  к  познанию.  Креативный  человек  заинтересован  буквально  во  всем,  именно  интерес  толкает  его  на  действие  и  творческое  развитие.  Остальные  качества  личности  как  раз  и  работают  на  достижение  этой  цели.  11-классники  выделяют  такие  качества:  толерантность  к  неопределенности,  независимость  взглядов,  гибкость,  эмоциональность,  импульсивность.  Юмор  и  чувство  прекрасного,  характерные  для  креативного  человека,  помогают  не  обращать  внимание  на  возникающие  препятствия  и  действовать  в  соответствии  с  потребностью  в  познании.  По  объектам  оценки  прослеживается  некоторый  рост  от  «Я  школьник»  до  «Я  идеальный»  с  учетом  жизненных  приоритетов,  открывающихся  возможностей,  потребностей  в  познании  и  личностного  роста.  Если  в  10-х  классах  «Я  реальный»  и  «Я  креативная  личность»  входит  в  разные  подгруппы  (кластеры),  то  в  11-х  классах  данные  объекты  оценки  в  одной  группе.  Это  означает,  что  выпускники  в  большей  степени  себя  отождествляют  с  креативной  личностью  в  сравнении  с  10-классниками.

3.  В  группе  физико-математического  профиля  с  помощью  факторного  анализа  выделены  два  основных  фактора,  которые  можно  обозначить  как  «умение  находить  нечто  новое,  создавать  исключительное»  и  «яркий  человек».  Первый  фактор  (весовой  коэффициент  84,9%)  включает  умение  импровизировать  познавательную  потребность,  способность  избегать  стереотипы,  видеть  в  обычном  нечто  большее,  сообразительность.  Второй  фактор  (весовой  коэффициент  12,0%)  включает  эмоциональность,  импульсивность,  любознательность,  чувство  юмора.  Можно  сказать,  что  имплицитные  представления  учащихся  обладают  высокой  когнитивной  сложностью  и  позволяют  описать  96,9%  воспринимаемой  информации.  «Я  креативный»  в  сознании  учащихся  представлено  как  некоторое  раннее  осознание  в  себе  необходимых  творческих  качеств,  которые  в  процессе  всей  жизни  (в  том  числе  и  в  процессе  обучения)  приведут  к  становлению  полноценной  личности,  умеющей  достигать  различные  горизонты  до  «Я  идеального». 

4.  В  группе  учащихся  гуманитарного  профиля  выявлены  следующие  факторы:  «образность»:  живость  ассоциаций,  яркость,  богатство  воображения,  способность  избегать  стереотипы,  оригинальность,  склонность  к  новому,  любознательность,  видеть  в  обычном  нечто  большее  (84,8%);  второй  –  «целеустремленная  активность»:  познавательная  потребность,  активная  жизненная  позиция,  целеустремленность,  независимость  взглядов,  непризнание  социальных  ограничений,  импульсивность  (11,6%).  Так  же  как  и  в  физико-математическом  профиле  у  учащихся  гуманитарного  профиля  совмещены  в  одном  кластере  представления  «Я  студент»  и  «Я  идеальный»,  что  говорит  о  направлении  вектора  самореализации  и  самосовершенствования  в  будущее.  Но  у  учащихся  гуманитарных  классов  обнаружено  более  отчетливое  осознание  себя  в  качестве  креативной  личности  (объекты  «Я  реальный»  и  «Я  креативный»  практически  одноуровневые). 

 

Список  литературы:

1.Карлова  О.А.  Креативная  лаборатория:  диалог  творческих  практик:  монография.  М.:  Академический  Проект,  2009.  476  с.

2.Петренко  В.Ф.  Психосемантика  сознания.  М.:  МГУ,  1988.

3.Улыбина  Е.В.  Психосемантические  методы  исследования  сознания:  учебно-методическое  пособие.  Ставрополь,  2001.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.