Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2016 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВКЛАД ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ В РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАЕ
EDUCATORS’ CONTRIBUTION OF KABARDIA AND BALKARYA TO THE DEVELOPMENT OF SECULAR EDUCATION IN THE REGION
Irina Zolotareva
candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Pedagogy Chair, Institute of Further Training and Occupational Retraining of Kabardino-Balkaria State University, Honored Teacher of Kabardino-Balkaria,
Russia, Kabardino-Balkar Republic, Nalchik
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается краткий обзор истории развития народного образования в Кабардино-Балкарии. Рассказывается о роли просветителей Кабарды и Балкарии в становлении светской школы в крае. Особое внимание уделяется вопросу о соотношении национального и общечеловеческого в образовании и воспитании в педагогическом наследии просветителей.
ABSTRACT
The article presents a brief overview of the history of public education development in Kabardino-Balkaria. It is told about the role of educators of Kabardia and Balkarya in the formation of a secular school in the region. Particular attention is paid to the question of the relations between national and universal in education and upbringing in the educators’ pedagogical heritage.
Ключевые слова: просветители, светская школа, Кабарда и Балкария.
Keywords: educators, secular school, Kabardia and Balkarya.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. говорится о том, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, развитие культуры межэтнических отношений.
Вопрос о соотношении национального и общечеловеческого в образовании и воспитании издавна являлся предметом внимания педагогической общественности.
Мы согласны с мнением тех исследователей, которые считают, что будущее России должно быть связано не с унификацией содержания образования и воспитания, не с отказом от национальной идеи, а с ориентацией содержания образования на национальную основу. Суть национального образования состоит в том, чтобы на начальном этапе осуществлять воспитание на традициях своего народа, а далее расширять круг воспринимаемых идей до мировых общечеловеческих представлений. При этом патриотические начала сохраняются и укрепляются.
Именно о такой школе мечтали многие просветители Кабарды и Балкарии. Они боролись за повышение культурного и образовательного уровня своего народа, сохранение и развитие лучших национальных традиций и достижений национальной культуры.
Одной из актуальных задач для нашего края в течение длительного времени оставалось создание письменности родного языка и организация школьного образования.
Тернистый и сложный путь прошло кабардинское и балкарское просвещение. Но, несмотря на возникающие трудности, еще в начале ХХ в. была подготовлена группа учителей, которая старалось по-новому организовать народное просвещение. Среди этих деятелей значатся Т. Кашежев, И. Кармов, У. и К. Блаевы, З. Керефов, К. Кудашев. Большую помощь им оказывали русские учителя М. Варлыгин, Л. Воробьева, Д. Мучкапский и др.
Развитие школьного образования шло параллельно с формированием учительской интеллигенции в дореволюционное время. Однако в исторической литературе данный вопрос разработан недостаточно. Ведь в массовой литературе широко пропагандировался неверный тезис о том, что до 1917 г. в Кабарде было всего 13 начальных школ. Некоторые учителя местной национальности, проявившие себя еще до 1917 г. в деле народного образования, были репрессированы в 20–30-е гг. XX в. (П.И. Тамбиев, А. Дымов, Т. Шеретлоков, А. Джабоев, Н. Катханов и др.). В силу этого исследователи не могли изучать их деятельность, даже упоминать их имена.
Строго карались всякие попытки изучить деятельность дореволюционных учителей и просветителей – выходцев из местной феодально-княжеской среды. Их деятельность была антинародной, следовательно, не заслуживающей изучения и распространения.
В 60–70-е гг. появился ряд работ о народном образовании и деятельности педагогов республики. Среди них заслуживают внимания статьи Г.Ф. Турчанинова, В.В. Смиренина, Х.М. Сабанчиева, У.А. Улигова, Д.В. Шабаева, Ш.Ш. Чеченова и др.
В 1957 г. появилась статья М.А. Казариной «Из истории развития образования в Кабарде в конце XIX в. и начале ХХ в.» [4]. Автор проследила процесс развития народного образования в Кабарде с 1860-х гг. до 1916 г. Здесь мы находим материалы о Нальчикской горской школе, реальном училище, о начальных сельских школах. Существенным недостатком данной работы М.А. Казариной является то, что здесь очень мало сказано о деятельности учителей Т. Кашежева, Т. Шеретлокова, А. Джабоева, М. Алатова, У. Блаева, Ф. Саровой.
Заметный вклад в изучение народного образования и формирования учительской интеллигенции внес И.П. Копачев. В 1961 г. он издал в Нальчике монографию под названием «Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии (XVIII в. – 30-е гг. ХХ в.)», носящую обобщающий характер [6].
В 1967 г. в издательстве «Наука» вышла «История Кабардино-Балкарской АССР» в двух томах. Здесь приводятся некоторые сведения об учительской деятельности М. Фанзиева, Н. Цагова, И. Абаева, З. Керефова, Т. Кашежева, П. Шекихачева, М. Варлыгина, Л. Воробьевой, говорится о влиянии творчества С.М. Кирова на некоторых учителей Северного Кавказа [3]. Проблема формирования учительской интеллигенции в «Истории Кабардино-Балкарской АССР» не поставлена.
Деятельность передовых учителей Кабарды и Балкарии изучал М.З. Саблиров в своей кандидатской диссертации [10].
Вопросы просвещения народов Северного Кавказа в конце XIX – начале ХХ в. обобщены в статье Г.Х. Мамбетова и Г.Ш. Каймаразова» [8].
Для более убедительного изучения вопросов формирования учительской интеллигенции следует обращаться к первоисточникам, прежде всего к архивным материалам. Ценные документы содержатся в фондах № 123 (Дирекция народных училищ Терской области), № 124 (Инспектор 1-го района Дирекции народных училищ Терской области), «Приговоры сельских обществ» Центрального Государственного Архива Северной Осетии. Эти материалы дополняют документы Центрального Государственного Архива Кабардино-Балкарской Республики. Особое значение имеет фонд № 6 (Управление Нальчикского округа).
Архивные дела содержат сведения о школьной сети, о составе учащихся и учителей, об отношении жителей к просвещению народа, об активной и «народной» деятельности учителей. Эти документы являются важным источником для изучения проблемы становления национальной школы республики.
В 20-е гг. ХIХ в. в крепости Нальчик была открыта первая светская школа – школа аманатов.
В январе 1851 г. в Нальчике открыта кабардинская школа (25 учеников). Она возникла как национальная школа, но функционировала как интернациональная. Инициатором ее создания были Ш.Б. Ногмов, Д.С. Кодзоков, Б. Айдемиров.
Свой талант и энергию делу просвещения горского населения посвятил Адиль-Гирей Кешев. Он ставил вопрос о сборе фольклорного материала. Выражал резкий протест против «равнодушия к горской старине». Обращаясь к горской интеллигенции с призывом проявлять больше интереса к сбору материалов фольклора и по истории горцев, он напоминает, «что без знания прошлого нельзя составить себе верного памятника о настоящем» [5, с. 259].
Кази Мусабиевич Атажукин свою общественно-культурную деятельность посвятил делу просвещения своего народа. Ведущее место в ней занимал вопрос об открытии сельских школ и введении родной письменности. К. Атажукин добивался того, чтобы вопрос о введении кабардинской письменности был поставлен на государственную основу. В 1863 г. он проводит пробные уроки по изучению кабардинского языка. Затем издает книги на родном языке. Его инициатива встречает сопротивление духовенства. Тем более что он подвергает критике систему обучения в мусульманских школах» [1, с. 128].
Однако именно на мулл возлагает надежды К. Атажукин в деле введения родной письменности. Он ставит вопрос об организации пятимесячных педагогических курсов с целью подготовки из сельских мулл и из наиболее успешно занимающихся в медресе учеников учителей для преподавания кабардинского языка. На этих курсах предполагалось изучать кабардинский язык, методику его преподавания. К. Атажукин предложил в школах-медресе начать обучение детей с изучения кабардинской азбуки, затем постепенно перейти к изучению арабского языка [7, с. 98]. Атажукин указывал, что знание родной письменности должно способствовать просвещению народа, повышению его грамотности.
Педагогические взгляды К. Атажукина формировались под влиянием К.Д. Ушинского. Он прочно усвоил идеи Ушинского о народности в воспитании.
При составлении учебных пособий Атажукин руководствовался ценными дидактическими высказываниями великого русского педагога. Статьи К.Д. Ушинского «О воде», «О воздухе» Атажукин перевел на кабардинский язык. Кавказская администрация не проявляла интереса к этой книге, и только спустя два с половиной года в марте 1868 г. в количестве 400 экземпляров книга увидела свет.
К плеяде прогрессивной дореволюционной интеллигенции относится Талиб Псабидович Кашежев – общественный деятель, этнограф и учитель. Главным содержанием преданий и сказок, опубликованных Т. Кашежевым, являются патриотизм, верность своему народу и любовь к Отечеству, борьба против иноземных захватчиков, стремление к «освобождению от ханской неволи» [2, с. 242–243]. Т. Кашежев собирал, записывал и обрабатывал фольклорные и этнографические материалы с глубоким знанием народных традиций, с целью сохранения и пропаганды патриотического мировоззрения народных масс. Т.П. Кашежев участвовал в работе педагогических курсов в г. Нальчике в качестве преподавателя краеведения и русского языка.
Он принимал участие в разработке учебников родного языка для начальных школ. Вместе с Х.У. Эльбердовым подготовил и издал в 1923 г. «Разрезную азбуку кабардинского языка». По существу, она была первым учебным пособием по родному языку для начальных классов.
Многие состоятельные люди Кабарды в начале ХХ в. уезжали для получения образования в страны Востока. А. Дымов, И. Тлигуров, М. Гугов, А. Тамбиев, И. Купов, Т. Губашиев, Х. Хаконов и другие усовершенствовали свои знания в арабистике в Каирском университете. Вернувшись на Родину, они распространяли среди соотечественников передовые знания и идеи, оказывали практическое содействие общему просветительскому направлению, пробивавшему себе дорогу в цивилизованное общество.
Следует отметить, что Баксанский мусульманский просветительный центр сыграл большую роль в развитии литературы, фольклора, печати и книгоиздательской деятельности. Эту проблему исследовал З.М. Налоев в изданном им сборнике «Адаб Баксанского культурного движения». Опубликованные здесь статьи, подборки фольклора, очерки Баксанского мусульманского центра являются ценнейшим источником для изучения истории литературы и культуры Кабарды. Мусульманское просветительское движение имело положительное значение в развитии общественно-политической мысли.
Баксанский просветительный центр имел связи с другими научными и культурными центрами. Например, с Дагестаном, Казанью, с Черкесским обществом в Стамбуле, университетом в Каире [9, с. 177–180].
Инициативным деятелем Баксанского просветительного центра был Нурби Айтекович Цагов. Статьи Н. Цагова отличались своей идейной и просветительской направленностью [11, с. 181–182].
Открыв в селе Тамбиево-1 маленькую школу, Н. Цагов обучал детей писать и читать по-кабардински, математике, истории и другим предметам. Впоследствии одни в насмешку, другие ласкательно стали именовать эту школу «Цаговским университетом» [10, с. 181–182].
Н.А. Цагов и А.Г. Дымов придавали истории большое значение, рассматривая ее как мощное средство воспитания народа. В связи с этим их газета «Адыгэ макъ» («Адыгский голос») печатала исторические и фольклорные материалы, способствующие воспитанию читателей в духе просвещения, выработки у них интереса к учению и становлению положительных нравственных и эстетических идеалов [12].
Таким образом, анализ педагогического наследия просветителей Кабарды и Балкарии показывает, что на протяжении всего периода становления национальной школы в Кабардино-Балкарии оставалась актуальной проблема приобщения школьников к национальным культурным традициям, развития личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.
Список литературы:
- Атажукин К. Избранные труды. Нальчик, 1971. С. 128.
- Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980. С. 242–243.
- История Кабардино-Балкарской АССР. – М., 1967. Т. 1. – 482 с.
- Казарина М.А. Из истории образования в Кабарде в конце XIX – начале XX вв. // Ученые записки Кабардино-Балкарского гос. пединститута. Нальчик, 1957. Вып. 13. С. 161–180.
- Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик: Эльбрус, 1987. – 272 с.
- Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии (XVIII – 30-е годы XX в.). Нальчик: Кабард. – Балкар, кн. изд., 1964. – 179 с.
- Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во II половине XIX – начале ХХ в. Нальчик: Эльбрус, 1996. – 328 с.
- Мамбетов Г.Х., Каймаразов Г.Ш. Просвещение народов Северного Кавказа в конце XIX – начале ХХ в. // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. Ростов н/Д, 1980, № 3. С. 29–35.
- Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 2009. – 656 с.
- Саблиров М.З. Просветительское движение в Кабарде и Балкарии в начале ХХ в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Нальчик, 1971. – 235 с.
- Хакуашева М.А. Новые сведения к биографии Нури Цагова // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. – 2003. – Вып. 10. С. 177–180.
- Яфаунов А.М. О газете «Адыгэ макъ» А. Дымова и Н. Цагова. // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в ХΙХ – начале ХХ века (Материалы конференции 28–29 марта 1974 года). Нальчик, 1976. С. 315–320.
дипломов
Оставить комментарий