Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2016 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Васильев А.В. АДАПТАЦИЯ. ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ, ПРИМЕНИМЫЕ К ВОЕННОЙ СРЕДЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 18-22.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

АДАПТАЦИЯ. ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ, ПРИМЕНИМЫЕ К ВОЕННОЙ СРЕДЕ

Васильев Александр Валерьевич

старший преподаватель учебного центра по подготовке младших специалистов автобронетанковой службы,

РФ, гЧелябинск

ADAPTATION. CONCEPTS, DEFINITIONS AND ISSUES APPLICABLE TO A MILITARY ENVIRONMENT

Alexander Vasiljev

senior teacher training center on preparation of Junior specialistsarmored service, Russia, Chelyabinsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ понятия адаптация, применимый в военной среде. Представлены определения, термины и проблемы, возникающие у молодого солдата в начале служебной деятельности.

ABSTRACT

In the article the analysis of the concept of adaptation, applicable in a military environment. Presents definitions, terminology and problems arising from the young soldier at the beginning of the performance.

 

Ключевые слова: адаптация; классификация; виды; военнослужащие; проблемы.

Keywords: adaptation; classification; types; soldiers; the problems.

 

Существенные возможности адаптации позволили ученым предложить самые разнообразные классификации ее видов. Так, в научной литературе выделяются: трудовая и духовная (Н.А. Свиридов); социально-психологическая, социально-экономическая и профессиональная (В.Н. Фетисов); возрастная и временная (С.И. Охремчук); первичная и вторичная (М.А. Дмитриева); учебная, функциональная и военно-бытовая (Ш.Ш. Хайрулин) и др. Отдельно хотелось бы отметить нетрадиционный подход, реализованный В.А. Корытковым, который в соответствии с позициями субъектов, занимаемыми ими в процессе взаимодействия, описывает четыре вида адаптации: принудительная (осуществляется на фоне стихийного реактивности личности), встречная (позитивную адаптивную активность проявляет и общество и личность), ресурсная (личность проявляет приспособительную активность, используя адаптивные ресурсы) и фоновая адаптация (социум оказывает адаптивное воздействие на пассивную личность) [1, с. 32–35].

Здесь, говоря о видах адаптации, нам необходимо сделать важное для будущих выводов замечание: мы понимаем адаптацию как динамичный процесс, который сопровождает личность на протяжении всей жизни и актуализируется сразу, как только возникает существенное противоречие закрепленных у личности свойств с внешними обстоятельствами, мешающими реализации привычных возможностей. Тем не менее, применительно к адаптации военнослужащих в учебном центре ВС РФ я буду говорить именно об их первичной адаптации, предусматривающей ознакомление с особенностями воинской службы и накоплением первичного опыта служебной деятельности, который в дальнейшем будет пополняться в процессе реальной военной деятельности и, возможно, инициировать вторичную адаптацию к отдельным ее аспектам.

Проанализировав представленные научные точки зрения относительно содержания и логики развертывания процесса адаптации, я пришел к заключению, что среди исследователей в этом аспекте не сформирована единая позиция. Так, например, В.А. Корытков выделяет три фазы адаптации: ответная психическая реакция на новые условия, перестройка приспособительных механизмов, устойчивая адаптация [1, с. 32]; А.Б. Струков – раскрывает ориентировочную, критическую и стабилизационную фазы [4, с. 45]; М.В. Синельник – подготовительный этап, этап первичной адаптации, стабилизирующий и постадаптационный этапы [3, с. 44–49]. Принимая во внимание эти и другие мнения современных исследователей, тем не менее считаю, что наиболее существенный научный потенциал для нас имеет позиция А.А. Налчаджяна, который в логике адаптационного процесса выделяет 1) психическую переориентацию на уровне целенаправленного конформизма, сопровождающегося когнитивным диссонансом в отношении системы ценностей новой среды; 2) взаимную терпимость с признанием права другой стороны и системы ее ценностей на существование; 3) аккомодацию, связанную со взаимными уступка­ми и признанием индивидом и средой основных ценностей друг друга; 4) ассимиляцию, как полное принятие индивидом системы ценностей новой среды [2, с. 60]. Проецируя данную точку зрения на предмет нашего исследования, будем считать, что в целом ее можно принять за основу, как соответствующую изучаемому нами военно-средовому контексту адаптации, но с некоторыми оговорками: во-первых, стадия аккомодации, имеющая место в любой социальной системе, в нашем случае будет претерпевать определенные ограничения в связи с жесткими требованиями военной среды и ее пониженной флексибильностью, а масштабы уступок такой среды всегда будут ограничены действующими Уставами и принципами воинской службы; и, во-вторых, краткосрочный период пребывания курсантов в учебном центре, их сформировавшиеся личностные образования, которые трудно поддаются перестройке, и неполный опыт воинской службы (за период подготовки в учебном центре невозможно апробировать все без исключения виды предстоящей деятельности) не всегда позволяют курсанту в рамках первичной адаптации выйти на уровень полной ассимиляции. Последнее высказывание подтверждается и выводами современных ученых, рассматривающих проблемы ценностных ориентаций личности (Е.П. Ильин, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, А.В. Кравец, Ю.В. Крылов, А.А. Налчаджян, Л.Б. Эрштейн и др.): личности не так просто отказаться от сформировавшихся ценностей, поэтому чаще всего новые ценности временно вытесняют из сознания старые, не позволяя им проявляться в условиях данной среды.

Чрезвычайно значимым для процесса адаптации выступает вопрос о его результате. В данном отношении большинство исследователей говорят об адаптированности (Н.Н. Ивашко, В.И. Лебедев, В.А. Корытков, П.Н. Но­виков, С.И. Охремчук, М.В. Синельник, В.Н. Фетисов, Е.А. Хохлова, М.А. Цветков и др.), под которой понимают «уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой в той или иной адаптивной ситуации» [3, с. 83]. Для оценки степени проявления адаптированности предлагаются самые разнообразные показатели и уровни. К показателям относят: скорость адаптации, эмоциональную удовлетворенность, уровень достижений (В.А. Корытков [1, с. 35–37]); дисциплинированность, состояние здоровья, взаимоотношения в коллективе (Е.А. Хохлова) отсутствие конфликтов, удовлетворенность условиями деятельности (О.Н. Леухин), умения самостоятельно работать, организовывать свою деятельность (Е.М. Земцова) и др. В отношении же уровней адаптации, учеными предлагается следующее: дезадаптация, удовлетворительная и успешная адаптация (Н.Н. Ивашко); оптимальный, высокий избыточный, низкий, дезадаптационный (В.А. Корытков); осведомленность, переход к самостоятельной деятельности, полная самостоятельность, профессиональное мастерство (Е.А. Хохлова); ориентационно-познавательный, познавательно-закрепляющий, рефлексивно-творческий и завершающе-ориентировочный уровни (С.И. Охремчук) и др. В данном аспекте исследуемой нами проблемы считаем возможным опираться на точку зрения А.А. Налчаджяна, который указывает на временную ситуативную адаптированность, устойчивую ситуативную адаптированность и общую адаптированность, и при этом отмечает условность наименования третьего уровня, понимая, что она практически никогда не достижима. Данная точка зрения, на наш взгляд, позволяет увидеть качественные изменения, которые происходят от уровня к уровню адаптированности, и может быть принята за основу для наших дальнейших выводов.

Анализ диссертационных исследований по проблеме адаптации курсантов военных вузов и военнослужащих показал, что, несмотря на повышенный интерес к данной проблеме, она до сих пор остается слабо разработанной и требует продолжения исследований. При этом авторские способы ее решения представляются, как правило, через структурно-функциональные модели и педагогические условия. Так, например, Н.Н. Ивашко в модель адаптации включает целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты, а сам процесс адаптации разделяет на адаптацию к учебной деятельности, к внеучебной деятельности, к служебной деятельности. Построенную в аналогичной логике модель, состоящую из целевого, содержательно-процессуального и результативно-оценочного компонентов, предлагает М.В. Чемодуров и выделяет четыре компонента адаптации: профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессиональную рефлексию и профессиональное поведение. Похожие по строению модели адаптации разработаны С.И. Охремчук, А.Б. Струковым и рядом других исследователей. Общим недостатком приведенных моделей, на мой взгляд, является ориентация в их разработке и представлении на педагогический процесс, в соответствии с которым реализуется адаптивное влияние (отсюда и единообразие их структурного строения) в ущерб логике самого процесса адаптации. Указанный недостаток в определенном смысле нейтрализован в исследовании В.А. Корыткова [1]. Постановка акцента именно на уровни адаптивных способностей привела его к разработке вариативной модели адаптации: для военнослужащих с высокими адаптивными способностями – мягкая модель, жесткая – для лиц со средними адаптивными способностями и очень жесткая – для тех, у кого эти способности низкие. Данный подход представляется потенциально применимым для решения нашей проблемы, поскольку позволяет учитывать специфику разнородного контингента учебного центра, включающего лиц, проходящих службу и по призыву, и по контракту, а также степень сформированности у них направленности на военную службу и отношение к службе, которое как обосновывает А.Б. Струков, может быть активно-положительным, пассивным или активно-отрицательным [4, с. 40]. Все эти особенности могут и должны быть учтены (усилены или нейтрализованы) в процессе адаптации курсантов учебных центров.

Список литературы:

  1. Корытков В.А. Педагогическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в частях противовоздушной обороны Вооруженных сил России: дис. … канд. пед. наук. – Новосибирск, 2013. – 200 с.
  2. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Эксмо», 2010. – 368 с.
  3. Синельник М.В. Социально-педагогическая адаптация женщин-курсантов в военном вузе: дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 215 с.
  4. Струков А.Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях: дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2005. – 172 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий