Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 февраля 2016 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ МОЛДО КЫЛЫЧА
AESTHETIC ASPECTS OF PEDAGOGICAL IDEA OF MOLDO KYLYCH
Altynai Sherimbekova
researcher Kyrgyz Academy of Education,
Kyrgyzstan, Bishkek
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные эстетические идеи педагогических воззрений кыргызского акына (поэта) Молдо Кылыча Шамыркан уулу. В работе отмечается, что отличительной чертой эстетической мысли акына является стремление к утверждению прекрасного в жизни человека. Для него то, что реально, – красиво, то, что красиво, – реально. Поэтому важнейшей задачей творчества акына являлось глубоко реалистическое отражение явлений природы и общества.
ABSTRACT
The article examines the main aesthetic ideas of pedagogical views of a Kyrgyz akyn (poet) Moldo Kylych Shamyrkan uulu. It is noted that a distinctive feature of the akyn’s aesthetic idea is a pursuit of confirmation of the beautiful in life. According to him, what is real – is beautiful, what is beautiful – is real. Therefore, the most important objective of akyn’s creativity is a deep realistic reflection of the phenomena of nature and society.
Ключевые слова: педагогика, эстетика, мысль, воспитание, мировоззрение, природа, общество, человек, явление.
Keywords: pedagogy, beautiful, aesthetics, idea, education, world outlook, nature, society, human.
Одна из характерных черт творчества Молдо Кылыча Шамыркан уулу акына (поэта) кыргызского народа XIX века заключается в том, что он большое внимание уделял проблемам эстетики. Трудно найти произведение, в котором акын не проповедовал бы определённые эстетические идеи.
Для Молдо Кылыча красота, прекрасное вообще, есть не какая-то сверхъестественная идея, существующая вне человека и природы, а качество, присущее природе, человеку, человеческим отношениям. На этом основании он делал вывод, что если бы красота во всех её проявлениях проникла широко и глубоко в гущу народную, тогда бы многое можно было бы изменить к лучшему, а главное – просветить простых людей.
Как известно, явления жизни принято считать прекрасными, если они выражают соответствие вещей, понятий критериям, которые воплощают представления о наиболее полном и гармоничном воспроизведении в сознании всей богатой действительности. Восприятие и познание прекрасного вызывает чувство удовлетворённости гармонией окружающего мира, единством природы и человека, духовного и общественного и т. д.
В этой связи следует заметить, что главная задача творчества акына состояла в том, чтобы правильно отражать явления, существующие в природе и обществе, жизнь людей, т. е. истоки его мыслей при осмыслении эстетической ценности лежат в реальных жизненных обстоятельствах. В связи с этим В.Г. Белинский отмечал, что «поэты с творческой фантазией, обладающие глубоким умом, находят свои идеалы вокруг себя» [2, с. 89].
Для акына то, что реально, – красиво, то, что красиво, – реально. Исходя из этих принципов, он воспевал окружающий мир, радующий человеческий глаз, пробуждающий в людях сокровенные мысли, чувства, благородные устремления к светлому и доброму.
Молдо Кылыч не только сумел по – достоинству оценить в реальной действительности все прекрасное, истинное, неподдельное, но и одновременно хорошо осознавал непрочный, недолговечный характер многих вещей и явлений, перед которыми люди преклоняются.
Как известно, эстетическое восприятие действительности людьми зависит от условий их жизни. Именно поэтому эстетические идеалы народа носят исторический характер и отмечены национальными чертами. В этом отношении важно отметить тот факт, что акын наиболее полно отразил в своих произведениях отличительные черты национального характера кыргызского народа, включающего в себя эстетическое своеобразие восприятия всех красок окружающей действительности.
Принцип понимания прекрасного как правды жизни является одним из основополагающих принципов творчества акына. Особенно примечательны в этом отношении его наставления, в которых главное назначение прекрасного определяется как возвышение и утверждение на реальной земле реального человека со всеми его достоинствами и недостатками. Например, Молдо Кылыч в стихотворении «Керме-Тоо» утверждает, что содержанием прекрасного является действительность, и она должна быть освоена человеком во всем её многообразии. У человека всегда существует потребность в прекрасном, возвышенном, ибо без реальной красоты жизни он не может утолить жажду прекрасного и быть счастливым [3, с. 48–49].
Прекрасное, как действительное, жизненное, должно вызывать у людей чувство эстетического наслаждения. Объективный источник прекрасного в мире Молдо Кылыч видел в многообразном сочетании цветов и красок, в богатстве форм и свойств окружающего мира, в гармонии звуков, симметричном расположении частей предметов, в красоте труда человека, направленного на создание материальных и духовных благ для людей.
Существенное место в эстетических взглядах акына занимает его эстетическое отношение к природе. Иначе не могло и быть, поскольку Молдо Кылыч всегда находился в тесном общении с природой. А «общаясь с природой, – пишет Г.З. Апресян, – человек, прежде всего, ощущает, созерцает и по-разному воспринимает творения природы, возбуждающие его интерес, вызывающие удивление. Общение с природой доставляет людям эстетическое удовольствие, вызывает личное переживание, чувство природной красоты. В непосредственном общении с природой, например в состоянии её созерцания и восприятия, возникают такие чувства, как восхищение или восторг, которые нередко перерастают в чувство эстетического наслаждения» [1, с. 155].
Независимо от того, в связи с чем, под каким углом зрения и какие её стороны изображались для конкретно-чувственной передачи человеческих мыслей или душевных состояний, величественная картина природы Кыргызстана всегда представлялась в воображении акына ярким, прекрасным явлением материальной действительности, вызывающим радость и восхищение.
Проблему эстетического отношения к природе Молдо Кылыч в основном осветил в таких своих произведениях, как «Керме-Тоо», «Чуй баяны», «Жинди суу», «Буркуттун тою», «Буудайык», «Канаттуулар». В них поэтически описывается красота Ала-Тоо, изображается богатая, благоухающая цветущими пышными травами долина родного края. Как одарённый художник акын через свои произведения сумел передать всё то, что он слышал, видел и чувствовал в общении с родной природой, – ее неповторимые звуки, удивительные краски, незабываемые запахи. Как отмечает Ш. Уметалиев, в своих произведениях Молдо Кылыч «создает живописную картину киргизской природы. У него природа выступает, в своём гармоническом единстве. Все явления природы тесно связаны между собой. И они зависят друг от друга. Поэтому они постоянно изменяются, совершенствуются. Воздействуя друг на друга, они развиваются и идут вперёд» [4, с. 7].
Следует отметить, что в творчестве Молдо Кылыча явления кыргызской природы часто описываются детальнее, предстают более конкретными, красивыми, чем у его предшественников и современников. Он в своих произведениях мастерски описывает красоту Ала-Тоо и Чуйской долины, в которой «множество различных цветов: красных, голубых, желтых» [3, с. 78]. Каждый образ у него несет определенную смысловую нагрузку. И каждая птица показана в ее своеобразии:
- Внешне, как лебедь
- Красота журавля,
- Броскость – главный признак дрофы.
- Сокол и ястреб –
- Те птицы, которые почитаются
- людьми [3, с. 91].
У Молдо Кылыча природа выступает как нечто совершенно самостоятельное, прекрасное в силу своего многообразного и яркого бытия, в своей конкретности и величии. Именно убежденность в красоте природы, восприятие этой красоты в радостном, жизнеутверждающем ключе «определённо приобретает характер эстетического отношения к действительности, эстетического суждения и оценки» [5, с. 286].
В эстетических воззрениях Молдо Кылыча красота природы и красота человека эквивалентны. Соотношение внешней и внутренней красоты, их взаимопроникновение, образности природы и человека в сопоставительном плане воспроизводятся в рамках эстетических понятий. В этой связи следует заметить, что красота человека для акына всегда была одним из основных истоков его эстетического восприятия. Наряду с прекрасным в природе, в окружающей человека действительности прекрасным может быть, полагал он, собственно и внешность человека. Он красив, прежде всего, своими физическими, внешними данными. Для того, чтобы показать внешнюю красоту, которой наделен человек, Молдо Кылыч прибегал к самым ярким поэтическим краскам и сравнениям.
Однако, по мнению акына, прекрасное – это проявление внешнего через гармонию внутренних качеств. Человек прекрасен тогда, когда его внешняя красота соответствует его духовному миру. Именно в связи с этим, внимание Молдо Кылыча приковывают не внешние качества человека, а его моральная ценность. Говоря о прекрасном в человеке, акын четко различал внешнюю красоту и красоту содержательную, выражающуюся, по его мнению, в высоконравственной жизни, мудрости, добре и истине. Такая красота при восприятии вызывает особого рода духовное наслаждение: «Доброму джигиту всегда удача сопутствует» [3, с. 146].
Как показывает анализ произведений Молдо Кылыча, идея прекрасного находит свое воплощение также с трудовой деятельностью человека. Труд, по воззрению акына, прекрасен, ибо он – начало и продолжение жизни. Он понимал, что повседневное общение в труде порождает в мировоззрении народа эмоциональное, художественное отношение к трудовым процессам. Труд, как источник всякого богатства, служит объектом коллективной, всеобщей оценки, мерой человеческих качеств, выражением деловитости, ловкости и таланта людей.
Участвуя в труде, человек познает окружающий мир. Объективно труд становится существенным элементом познания и просвещения. Труд развивает эстетический вкус человека. Словом, только в целенаправленной трудовой деятельности может человек найти подлинное счастье. По этому поводу Молдо Кылыч отмечал: «Только труд облагораживает человека» [3, с. 197].
Итак, изучение эстетических воззрений Молдо Кылыча в контексте его педагогической мысли приводит нас к выводу, что акыном были поставлены и во многом правильно решены некоторые собственно эстетические проблемы, которые имеют важное как познавательное, так и воспитательное значение. Среди них центральное место занимает проблема прекрасного, как основополагающая в эстетическом восприятии действительности. Акын понимал, что красота, прекрасное в природе и обществе-это есть не какая-то сверхъестественная идея, вне человека и природы существующая, а реальное качество, присущее природе, человеку и человеческим отношениям.
По воззрению Молдо Кылыча, прекрасное должно вызывать у людей чувство эстетического наслаждения. Критерием прекрасного является правдивое, образное изображение действительности, степень выражения и утверждения эстетического идеала в художественной форме. Хорошие, реалистические произведения возбуждают благородные чувства человека, делают его жизнь радостной и светлой.
Для акына эстетическое чувство восхищения родной природой тесно переплетается с высокими гражданскими идеями и чувствами, именно цель яркого, образного описания родного края заключается не только в чисто эстетическом удовлетворении, но и в раскрытии идеала радостного, патриотического отношения человека к природе, ее красоте.
Список литературы:
- Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 327 с.
- Белинский В.Г. Русская литература в 1843 году. // Полн. собр. соч. В 13 т.–М.,1955. – Т. 8. – С. 45–100.
- Молдо Кылыч. Казалдар. / Сост. О. Сооронов. – Фрунзе: Адабият, 1991. – 256 с.
- Уметалиев Ш. Сын своей эпохи. // Рукописный фонд Национальной академии наук Кыргызской Республики. – Инв. № 56. – С. 75–115.
дипломов
Оставить комментарий