Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 февраля 2016 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шеримбекова А.М. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ МОЛДО КЫЛЫЧА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 2(59). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ МОЛДО КЫЛЫЧА

Шеримбекова Алтынай Мукасовна

соискатель Кыргызской академии образования,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

AESTHETIC ASPECTS OF PEDAGOGICAL IDEA OF MOLDO KYLYCH

Altynai Sherimbekova

researcher Kyrgyz Academy of Education,

Kyrgyzstan, Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные эстетические идеи педагогических воззрений кыргызского акына (поэта) Молдо Кылыча Шамыркан уулу. В работе отмечается, что отличительной чертой эстетической мысли акына является стремление к утверждению прекрасного в жизни человека. Для него то, что реально, – красиво, то, что красиво, – реально. Поэтому важнейшей задачей творчества акына являлось глубоко реалистическое отражение явлений природы и общества.

ABSTRACT

The article examines the main aesthetic ideas of pedagogical views of a Kyrgyz akyn (poet) Moldo Kylych Shamyrkan uulu. It is noted that a distinctive feature of the akyn’s aesthetic idea is a pursuit of confirmation of the beautiful in life. According to him, what is real – is beautiful, what is beautiful – is real. Therefore, the most important objective of akyn’s creativity is a deep realistic reflection of the phenomena of nature and society.

 

Ключевые слова: педагогика, эстетика, мысль, воспитание, мировоззрение, природа, общество, человек, явление.

Keywords: pedagogy, beautiful, aesthetics, idea, education, world outlook, nature, society, human.

 

Одна из характерных черт творчества Молдо Кылыча Шамыркан уулу акына (поэта) кыргызского народа XIX века заключается в том, что он большое внимание уделял проблемам эстетики. Трудно найти произведение, в котором акын не проповедовал бы определённые эстетические идеи.

Для Молдо Кылыча красота, прекрасное вообще, есть не какая-то сверхъестественная идея, существующая вне человека и природы, а качество, присущее природе, человеку, человеческим отношениям. На этом основании он делал вывод, что если бы красота во всех её проявлениях проникла широко и глубоко в гущу народную, тогда бы многое можно было бы изменить к лучшему, а главное – просветить простых людей.

Как известно, явления жизни принято считать прекрасными, если они выражают соответствие вещей, понятий критериям, которые воплощают представления о наиболее полном и гармоничном воспроизведении в сознании всей богатой действительности. Восприятие и познание прекрасного вызывает чувство удовлетворённости гармонией окружающего мира, единством природы и человека, духовного и общественного и т. д.

В этой связи следует заметить, что главная задача творчества акына состояла в том, чтобы правильно отражать явления, существующие в природе и обществе, жизнь людей, т. е. истоки его мыслей при осмыслении эстетической ценности лежат в реальных жизненных обстоятельствах. В связи с этим В.Г. Белинский отмечал, что «поэты с творческой фантазией, обладающие глубоким умом, находят свои идеалы вокруг себя» [2, с. 89].

Для акына то, что реально, – красиво, то, что красиво, – реально. Исходя из этих принципов, он воспевал окружающий мир, радующий человеческий глаз, пробуждающий в людях сокровенные мысли, чувства, благородные устремления к светлому и доброму.

Молдо Кылыч не только сумел по – достоинству оценить в реальной действительности все прекрасное, истинное, неподдельное, но и одновременно хорошо осознавал непрочный, недолговечный характер многих вещей и явлений, перед которыми люди преклоняются.

Как известно, эстетическое восприятие действительности людьми зависит от условий их жизни. Именно поэтому эстетические идеалы народа носят исторический характер и отмечены национальными чертами. В этом отношении важно отметить тот факт, что акын наиболее полно отразил в своих произведениях отличительные черты национального характера кыргызского народа, включающего в себя эстетическое своеобразие восприятия всех красок окружающей действительности.

Принцип понимания прекрасного как правды жизни является одним из основополагающих принципов творчества акына. Особенно примечательны в этом отношении его наставления, в которых главное назначение прекрасного определяется как возвышение и утверждение на реальной земле реального человека со всеми его достоинствами и недостатками. Например, Молдо Кылыч в стихотворении «Керме-Тоо» утверждает, что содержанием прекрасного является действительность, и она должна быть освоена человеком во всем её многообразии. У человека всегда существует потребность в прекрасном, возвышенном, ибо без реальной красоты жизни он не может утолить жажду прекрасного и быть счастливым [3, с. 48–49].

Прекрасное, как действительное, жизненное, должно вызывать у людей чувство эстетического наслаждения. Объективный источник прекрасного в мире Молдо Кылыч видел в многообразном сочетании цветов и красок, в богатстве форм и свойств окружающего мира, в гармонии звуков, симметричном расположении частей предметов, в красоте труда человека, направленного на создание материальных и духовных благ для людей.

Существенное место в эстетических взглядах акына занимает его эстетическое отношение к природе. Иначе не могло и быть, поскольку Молдо Кылыч всегда находился в тесном общении с природой. А «общаясь с природой, – пишет Г.З. Апресян, – человек, прежде всего, ощущает, созерцает и по-разному воспринимает творения природы, возбуждающие его интерес, вызывающие удивление. Общение с природой доставляет людям эстетическое удовольствие, вызывает личное переживание, чувство природной красоты. В непосредственном общении с природой, например в состоянии её созерцания и восприятия, возникают такие чувства, как восхищение или восторг, которые нередко перерастают в чувство эстетического наслаждения» [1, с. 155].

Независимо от того, в связи с чем, под каким углом зрения и какие её стороны изображались для конкретно-чувственной передачи человеческих мыслей или душевных состояний, величественная картина природы Кыргызстана всегда представлялась в воображении акына ярким, прекрасным явлением материальной действительности, вызывающим радость и восхищение.

Проблему эстетического отношения к природе Молдо Кылыч в основном осветил в таких своих произведениях, как «Керме-Тоо», «Чуй баяны», «Жинди суу», «Буркуттун тою», «Буудайык», «Канаттуулар». В них поэтически описывается красота Ала-Тоо, изображается богатая, благоухающая цветущими пышными травами долина родного края. Как одарённый художник акын через свои произведения сумел передать всё то, что он слышал, видел и чувствовал в общении с родной природой, – ее неповторимые звуки, удивительные краски, незабываемые запахи. Как отмечает Ш. Уметалиев, в своих произведениях Молдо Кылыч «создает живописную картину киргизской природы. У него природа выступает, в своём гармоническом единстве. Все явления природы тесно связаны между собой. И они зависят друг от друга. Поэтому они постоянно изменяются, совершенствуются. Воздействуя друг на друга, они развиваются и идут вперёд» [4, с. 7].

Следует отметить, что в творчестве Молдо Кылыча явления кыргызской природы часто описываются детальнее, предстают более конкретными, красивыми, чем у его предшественников и современников. Он в своих произведениях мастерски описывает красоту Ала-Тоо и Чуйской долины, в которой «множество различных цветов: красных, голубых, желтых» [3, с. 78]. Каждый образ у него несет определенную смысловую нагрузку. И каждая птица показана в ее своеобразии:

  • Внешне, как лебедь
  • Красота журавля,
  • Броскость – главный признак дрофы.
  • Сокол и ястреб –
  • Те птицы, которые почитаются
  • людьми [3, с. 91].

У Молдо Кылыча природа выступает как нечто совершенно самостоятельное, прекрасное в силу своего многообразного и яркого бытия, в своей конкретности и величии. Именно убежденность в красоте природы, восприятие этой красоты в радостном, жизнеутверждающем ключе «определённо приобретает характер эстетического отношения к действительности, эстетического суждения и оценки» [5, с. 286].

В эстетических воззрениях Молдо Кылыча красота природы и красота человека эквивалентны. Соотношение внешней и внутренней красоты, их взаимопроникновение, образности природы и человека в сопоставительном плане воспроизводятся в рамках эстетических понятий. В этой связи следует заметить, что красота человека для акына всегда была одним из основных истоков его эстетического восприятия. Наряду с прекрасным в природе, в окружающей человека действительности прекрасным может быть, полагал он, собственно и внешность человека. Он красив, прежде всего, своими физическими, внешними данными. Для того, чтобы показать внешнюю красоту, которой наделен человек, Молдо Кылыч прибегал к самым ярким поэтическим краскам и сравнениям.

Однако, по мнению акына, прекрасное – это проявление внешнего через гармонию внутренних качеств. Человек прекрасен тогда, когда его внешняя красота соответствует его духовному миру. Именно в связи с этим, внимание Молдо Кылыча приковывают не внешние качества человека, а его моральная ценность. Говоря о прекрасном в человеке, акын четко различал внешнюю красоту и красоту содержательную, выражающуюся, по его мнению, в высоконравственной жизни, мудрости, добре и истине. Такая красота при восприятии вызывает особого рода духовное наслаждение: «Доброму джигиту всегда удача сопутствует» [3, с. 146].

Как показывает анализ произведений Молдо Кылыча, идея прекрасного находит свое воплощение также с трудовой деятельностью человека. Труд, по воззрению акына, прекрасен, ибо он – начало и продолжение жизни. Он понимал, что повседневное общение в труде порождает в мировоззрении народа эмоциональное, художественное отношение к трудовым процессам. Труд, как источник всякого богатства, служит объектом коллективной, всеобщей оценки, мерой человеческих качеств, выражением деловитости, ловкости и таланта людей.

Участвуя в труде, человек познает окружающий мир. Объективно труд становится существенным элементом познания и просвещения. Труд развивает эстетический вкус человека. Словом, только в целенаправленной трудовой деятельности может человек найти подлинное счастье. По этому поводу Молдо Кылыч отмечал: «Только труд облагораживает человека» [3, с. 197].

Итак, изучение эстетических воззрений Молдо Кылыча в контексте его педагогической мысли приводит нас к выводу, что акыном были поставлены и во многом правильно решены некоторые собственно эстетические проблемы, которые имеют важное как познавательное, так и воспитательное значение. Среди них центральное место занимает проблема прекрасного, как основополагающая в эстетическом восприятии действительности. Акын понимал, что красота, прекрасное в природе и обществе-это есть не какая-то сверхъестественная идея, вне человека и природы существующая, а реальное качество, присущее природе, человеку и человеческим отношениям.

По воззрению Молдо Кылыча, прекрасное должно вызывать у людей чувство эстетического наслаждения. Критерием прекрасного является правдивое, образное изображение действительности, степень выражения и утверждения эстетического идеала в художественной форме. Хорошие, реалистические произведения возбуждают благородные чувства человека, делают его жизнь радостной и светлой.

Для акына эстетическое чувство восхищения родной природой тесно переплетается с высокими гражданскими идеями и чувствами, именно цель яркого, образного описания родного края заключается не только в чисто эстетическом удовлетворении, но и в раскрытии идеала радостного, патриотического отношения человека к природе, ее красоте.

 

Список литературы:

  1. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 327 с.
  2. Белинский В.Г. Русская литература в 1843 году. // Полн. собр. соч. В 13 т.–М.,1955. – Т. 8. – С. 45–100.
  3. Молдо Кылыч. Казалдар. / Сост. О. Сооронов. – Фрунзе: Адабият, 1991. – 256 с.
  4. Уметалиев Ш. Сын своей эпохи. // Рукописный фонд Национальной академии наук Кыргызской Республики. – Инв. № 56. – С. 75–115.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий