Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2015 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(52). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ТОЛЕРАНТНОСТИ  ЛИЧНОСТИ   В  СОДЕРЖАНИИ  ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ:  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ

Кендирбекова  Жанар  Хайдаровна

канд.  пед.  наук,  доцент 
Карагандинского  государственного  университета  им.  Е.А.  Букетова, 
Республика  Казахстан,  г.  Караганда

Е- mailzhanare@mail.ru

 

FORMATION  TOLERANCE  OF  THE  INDIVIDUAL  IN  THE  CONTENT  OF  SOCIAL  WORK:  SOCIO-PEDAGOGICAL  ASPECT

Zhanar  Kendirbekova

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor 
of  Karaganda  State  University  of  the  name  of  academician  E.A.  Buketov

Republic  of  KazakhstanKaraganda

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  проблеме  формирования  межкультурной  толерантности  взрослеющей  личности  посредством  определения  сущности  социально-педагогического  аспекта  этносоциальной  работы.  На  основе  метода  теоретического  анализа  доказана  взаимосвязь  институционального  и  внеинституционального  компонентов  этнокультурной  среды  в  процессе  формирования  этнической  толерантности  личности,  выявлена  приоритетность  внеинституционального  этнокультурно-образовательного  компонента.  Представлен  анализ  опыта  работы  в  данном  направлении.  Определено  содержательное  наполнение  в  контексте  подготовки  социального  работника. 

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  problems  of  formation  of  intercultural  tolerance  of  the  individual  by  defining  the  essence  of  socio-pedagogical  aspect  of  ethno-social  work.  Based  on  the  method  of  theoretical  analysis  convincingly  established  the  relationship  of  institutional  and  uninstitutional  components  of  the  ethno-cultural  environment  in  the  process  of  formation  of  ethnic  tolerance  personality,  identified  priority  of  uninstitutional  ethnocultural-educational  component.  The  analysis  of  experience  in  this  field  is  determined  by  its  content  filling  in  the  context  of  a  social  worker.

 

Ключевые  слова:   открытая  этнокультурно-образовательная  среда;  социальная  работа;  этносоциальная  работа;  внеинституциональная  среда;  внеинституциональное  образовательное  пространство.

Keywords:  open  ethnocultural-educational  environment;  social  work;  ethnosocial  work;  uninstitutional  environment;  uninstitutional  educational  environment.

 

В  современных  условиях  определения  сущности  процесса  формирования  межкультурной  толерантности  взрослеющей  личности  особенно  подчеркивается  роль  этнопедагогической  деятельности,  способствующей  сохранению  и  дальнейшему  развитию  этнической  культуры.  В  этой  связи  выделяется  известная  относительность  возможностей  институционального  образования  в  его  включенности  в  целостную  этномикросреду  личности  (В.А.  Тишков,  М.С.  Сужиков  и  др.).  Ж.Ж.  Наурызбай,  определяя  в  своем  исследовании  структуру  этнокультурного  образовательного  пространства,  относит  к  содержанию  внеинституциональной  этнокультурно-образовательной  среды  влияние  всей  социально-культурной  системы  и  указывает  на  ее  детерминированность  внеинституциональной  средой  личности.  Мы  разделяем  это  мнение  и  считаем  реальной  социальную  работу  в  этнокультурной  среде. 

Выделение  социальной  работы  как  особого  вида  деятельности,  обеспечивающего  «лечение»  и  профилактику  социальных  проблем  личности,  подчеркивает  возможность  решения  на  основе  индивидуального  подхода  представителями  данной  профессиональной  категории  проблем,  связанных  с  включением  индивида  в  широкие  этносоциальные  связи,  с  оказанием  максимального  содействия  их  успешности.  При  этом  социально-педагогическое  направление  этносоциальной  работы  позволяет  оказать  значительное  воздействие  на  этносоциальную  микросреду  личности,  ее  расширение,  либо  сужение,  посредством  активного  влияния  на  ее  агентов  и  их  максимального  использования  в  этносоциально-позитивном  плане,  параллельно  содействуя  процессу  этносоциализации  данных  агентов.  Оно  также  способствует  одновременно  целенаправленной  профилактике  негативных  тенденций  этноповедения  (этнокультурные  маргинальность,  центричность)  и  их  «лечению».  В  этой  связи  актуализируется  проблема  выявления  сущности  открытой  этнокультурно-образовательной  среды  в  процессе  становления  этнокультурной  позиции  современной  молодежи.

Стихийность  внеинституционально-образовательного  влияния  может  заметно  снизиться  и  стать  значимой  средой  личности  молодого  человека  при  выявлении  принципов  соответствующего  педагогического  управления.  Позиция  достаточно  детально  обосновывается  результатами  изучения  сущности  потенциального  использования  условий  внеинституциональной  этнокультурно-образовательной  среды. 

Внеинституциональное  образовательное  пространство  характеризуется  определенной  педагогической  организацией  внеинституциональной  среды,  выбором  средств,  методов,  способствующих  социально-приемлемой  активности  личности  (В.Д.  Семенов).  Педагогическая  работа  в  нем  реализуется  при  условии  опоры  на  развитие  сферы  интересов  и  актуальных  субъективных  потребностей  индивида,  направления  их  в  общественно  значимое  русло  (Н.В.  Голубева,  Ю.С.  Бродский).  Обращение  к  этому  виду  образовательной  среды  связано  с  потребностью  активизации  потенциальных  способностей  личности,  не  всегда  проявляющихся  в  условиях  институционального  образовательного  пространства  в  силу  таких  факторов,  как:  ограниченность  времени  общения,  специфические  личностные  черты  и  т.  д.  (Е.А.  Мясоедова,  А.Г.  Калашников).  Результат  зависит  и  от  организации  взаимного  переноса  в  деятельности  официальных  институтов  социализации  и  внеинституционального  социализирующего  пространства,  включающего  весь  комплекс  социального  воздействия.  В  последнем  закрепляется  основа  формирования  ценностных  ориентаций  и  установок  молодежи.  Определяется  это  большей  степенью  свободно-осознанного  выбора  индивидом  того,  что  представляет  собой  значимость  в  его  взаимоотношениях  в  обществе,  в  том  числе  в  области  ценностного  отношения  к  культуре.

Теснота  институционального  и  «свободного»  средового  влияний  (А.Е.  Выгорбина)  актуализирует  взаимное  использование  их  условий  в  определении  направлений  педагогической  деятельности  в  этнокультурно-образовательной  среде.  Показательно,  что  именно  открытость  позволяет  повысить  эффективность  всей  совокупности  образовательных  действий  и  скорректировать  их  институциональную  часть,  содержание  которой  предполагает  выявление  базовых  потребностей  конкретного  общества  в  области  структурирования  социально-значимых  качеств  формируемой  личности.  Сущность  внеинституциональной  части  во  многом  более  отражает  целостность  межличностного  взаимодействия  и  направлена  на  «практическое  закрепление»  субъективной  позиции,  создание  условий  включения  в  реальную  ситуацию  общественных  отношений.  Открытое  средовое  воздействие,  проявляясь  на  всех  уровнях  индивидуально-социальных  связей,  воспроизводит  наличие  подлинной  потребности  социума  в  отношении  взаимодействия.  При  этом  система  образования  должна  представлять  собой  достаточно  устойчивую  основу  в  определении  специфики  трансляции  ценностей  культуры. 

В  современной  ситуации  осознание  молодежью  своей  причастности  к  определенной  этнокультуре,  принадлежности  к  общечеловеческой  культуре  в  целом  представляет  собой  довольно  неравнозначную  степень  их  оценивания.  Очевидно,  что  этнокультурная  и  общечеловеческая  идентифицированность  без  целенаправленного,  комплексного  воздействия  на  этот  процесс  формируются  отдельно  друг  от  друга  —  вне  понимания  индивидом  их  взаимосвязи;  либо  сформированность  одной  исключает  другую.

Вместе  с  тем,  молодежной  прослойке  как  особой  возрастной  категории  характерно  возможное  отсутствие  целенаправленного  влияния  институтов  образования.  Систему  внеинституциональных  связей  современной  взрослеющей  личности  составляет  среда  потенциальной  либо  реальной  профессиональной  деятельности.  Это  в  немалой  степени  детерминировано  относительной  сформированностью  сферы  интересов.  Последние  в  своем  содержании  в  рассматриваемых  условиях  полностью  опосредуются  определенной  для  личности  доминантой  деятельности  в  системе  социального  взаимодействия,  что  отражается  на  возможности  дальнейшего  культурного  воспроизводства  общества,  особенно  его  духовного  компонента.  Данные  обстоятельства  подчеркивают  необходимость  расширения  культурно-средовых  контактов  молодежи  и  актуализируют  педагогическое  управление  в  открытом  этносоциуме.  Нами  особенно  выделяется  решающая  роль  внеинституционального  образовательного  компонента  в  становлении  и  влиянии  на  культурно-ценностную  ориентированность  молодежи,  поскольку  этот  возрастной  период  характеризуется  началом  широкой  средовой  опосредованности  поведения  личности. 

Открытая  этнокультурно-образовательная  среда   играет  немаловажную  роль  в  целостном  осмыслении  индивидом  культурного  наследия  общества.  Это  объясняется  наибольшей  возможностью  актуализации  ценностной  направленности  личности,  «ненасильственного»  включения  ее  в  данный  процесс.  Напомним,  что  оно  представлено  в  существующей  системе  этнокультурного  образования  национально-культурными  центрами,  кружками  при  воспитательных  учреждениях  и  т.  д.  в  тесной  взаимосвязи  с  другими  компонентами:  институциональным  и  окказиональным.  Мы  считаем,  что  это  пространство  обеспечивает  основу  осознания  индивидом  этнокультурного  своеобразия,  составляющего  культуру  в  целом;  формирования  причастности  к  определенной  этнической  культуре,  и  способствует  пониманию  равнозначности  всех  этнокультур  через  «практическое»  ознакомление  с  их  ценностями.  Включенность  взрослеющей  личности  в  сферу  открытой  этнокультурно-образовательной  среды,  организованная  посредством  актуализации  ее  интересов,  установок  и  ценностных  ориентаций,  может  гораздо  эффективнее  способствовать  активизации  культуротворческой  деятельности  индивида.  Это  подтверждается  широким  спектром  условий,  содействующих  удовлетворению  потребностей  в  познании  этнической  и  общечеловеческой  культуры.  Схематично  эта  связь  выглядит  следующим  образом  (рисунок  1).

 

Рисунок  1.

 

Следует  подчеркнуть,  что  для  молодежи,  по-прежнему,  в  числе  приоритетных  остается  среда  сверстников  и  референтных  лиц.  Практически  для  всех  молодых  людей  в  числе  значимой  находится  неформальность  общения.  Данная  сфера  связей  обеспечивает  анализ  полученных  в  семье  представлений  о  нормах  внутри-  и  межэтнического  поведения;  возможность  закрепления  или  отказа  от  тех  или  иных  ценностных  ориентиров.  Повышается  вероятность  отрицательных  проявлений  в  поведении  в  контексте  личностных  этновзаимоотношений  через  столкновение  в  обществе  полярных  этнопозиций  либо  посредством  целенаправленной  гипертрофированной  выраженности  какой-либо  одной,  что  происходит  в  силу  неустойчивости  социально-структурного  поведения  молодежи.  Представляется  важной  необходимость  сочетания  преемственности  возрастных  связей  с  одновременной  организацией  внутрипоколенных  этновзаимоотношений.  По  нашему  мнению,  этому  в  значительной  мере  может  способствовать  совместная  деятельность  национально-культурных  центров  (НКЦ)  и  молодежных  общественных  объединений  независимо  от  наличия  либо  вхождения  последних  в  структуру  НКЦ. 

Молодежные  общественные  объединения  обладают  достаточно  сильной  воспитательно-развивающей  системой,  имеющей  значительный  потенциал,  оказывающий  непосредственное  влияние  на  процесс  социализации,  основными  звеньями  реализации  которого  выступают:

·     социально-ориентированная  деятельность;

·     правовые  нормы  жизнедеятельности  объединения,  обеспечивающие  приоритетность  поиска,  диалога,  творчества;

·     субъектность  позиции  каждого  члена. 

Они  оптимизируют  процесс  осознания  роли,  смысложизненных  ориентаций  личности,  актуализируют  возможности,  ценностные  установки,  устраняют  дефицит  содержательного  общения  [1,  с.  15—16]. 

Анализ  опыта  такого  рода  деятельности  показывает  действительную  вероятность  построения  и  функционирования  молодежных  объединений  этнокультурно-образовательной  направленности.  В  частности,  в  Карагандинском  государственном  университете  им.  Е.А.  Букетова  при  непосредственном  участии  кафедры  социальной  работы  и  социальной  педагогики  и  студентов  специальности  «Социальная  работа»  создан  и  действует  Межнациональный  молодежный  культурный  центр.  Его  деятельность  основана  на  реализации  следующих  принципов:

·    равенство  прав  всех  граждан  Республики  Казахстан  в  развитии  этнической  культуры;  приоритет  общечеловеческих  ценностей  и  свободного  развития  личности;  уважение  прав  и  свобод  человека  как  представителя  определенной  этнической  культуры;

·     добровольность  членства;

·     возможность  удовлетворения  субъектности,  причем  не  только  личностной,  но  и  связанной  с  будущей  профессиональной  деятельностью;

·     возможность  участия  в  деятельности  центра  всей  молодежи,  проявляющей  к  ней  интерес,  независимо  от  того,  являются  ли  они  студентами  КарГУ;

·   стимулирование  раскрытия  творческого  потенциала  личности;  развития  этнокультурных  интересов  на  основе  создания  комфортных  условий  взаимодействия  представителей  различных  этнических  культур; 

·     синтез  научного  и  профессионального  знания  и  социокультурных  аспектов  развития  общества.

Анализ  многолетнего  опыта  деятельности  данного  молодежного  объединения  позволяет  свидетельствовать  об  определенной  эффективности  реализации  социально-педагогического  направления  социальной  работы  в  условиях  открытой  этнокультурно-образовательной  среды,  а  также  подчеркивает  результативность  разработанного  содержания  подготовки  социальных  работников  к  данному  виду  профессиональной  деятельности.

В  системе  открытой  этнокультурно-образовательной  среды  становится  возможным  осуществление  следующих  направлений  социально-педагогического  аспекта  этносоциальной  работы:

·     содействие  личности  в  средовой  адаптации  (этнической,  межэтнической  и  межконфессиональной)  с  опорой  на  сферу  ее  интересов; 

·     организация  социальной  и  социально-педагогической  работы  по  профилактике  и  разрешению  этнических  конфликтов;

·   оказание  социальной,  в  том  числе  и  социально-педагогической  помощи  в  реабилитации  (в  частности,  этнически  полярно  настроенной  молодежи  (маргиналы,  этноцентристы  и  др.).

Обозначается  приоритетность  этносоциальной  работы,  основная  направленность  которой  характеризуется  организацией  и  расширением  открытых  этносоциальных  связей  личности  на  основе  включения  в  открытую  этнокультурно-образовательную  среду.

Таким  образом,  отмечаемая  относительность  влияния  институтов  образования  на  становление  индивидуальной  этносреды  взрослеющей  личности  при  отсутствии  включенности  в  сферу  открытого  общения,  по  нашему  мнению,  самостоятельно  не  обеспечивает  достижение  достаточной  эффективности  результата  этнокультурного  образования.  Именно  включенность  открытой  этнокультурно-образовательной  среды  в  систему  индивидуально-средового  взаимодействия  во  многом  может  способствовать  формированию  адекватной  позиции  личности  при  условии  соответствующего  определения  его  содержания,  степени  его  гибкости.

 

Список  литературы:

1.Прохоров  Ю.М.  Подготовка  студентов  университета  к  социализации  детей  и  молодежи:  Автореф.  ….  дисс.канд.пед.наук.  Минск,  1998.  —  28  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.