Статья опубликована в рамках: L-LI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2015 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Современные технологии в педагогической науке
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ВАРИАТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКЕ «ИСКУССТВО» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Камышова Надежда Викторовна
аспирант кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена,
учитель искусства, черчения, МХК, ГБОУ СОШ № 531, РФ, г. Санкт- Петербург
VARIABILITY CREATIVE TASKS ON THE LESSONS “ART” IN COMPREHENSIVE SCHOOLS
Kamyshova Nadezhda
graduate student figure The Herzen State Pedagogical University of Russia,
teacher of fine arts at Secondary School № 531, Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются варианты заданий для развития творческих способностей учащихся 8—9 классов на уроке «Искусство» в общеобразовательной школе.
ABSTRACT
The paper discusses options for tasks for development of creative abilities of pupils of 8—9 classes in the classroom «Art» in Secondary school.
Ключевые слова: творчество; предмет «Искусство»; самостоятельная работа.
Keywords: creativity; the subject of “Art”; independent work.
Интегрированный предмет «Искусство» в 8—9 классах знакомит учащихся с различными видами искусства и с их функциями для человека и общества. В образовательном процессе, при котором происходит рождение нового объекта, наделенного духовной ценностью является, творчество и оно занимает главное место на уроке «Искусство». Приобщаясь к творческой деятельности, происходит развитие учащихся общеобразовательных школ на уровне компетентного слушателя, читателя и зрителя.
По определению доктора психологических наук А.М. Матюшкина, творчество — это:
· деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся оригинальностью и уникальностью;
· деятельность, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности [5, с. 30].
В.И. Андреев, трактовал художественное творчество как духовно-практическую деятельность, где непременным атрибутом является создание новых эстетических ценностей. В широком смысле художественное творчество присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности [1, с. 426].
В.С. Русанова, определяет художественно-творческое воспитание как процесс целенаправленного педагогического формирования эстетическо-ценностной, эстетическо-мотивационной и эстетическо-творческой сфер личности средствами искусства, обеспечивающий способности личности к творческому самоопределению и самовыражению в соответствии с идеалом красоты, воплощенном в художественной культуре человечества [6, c. 36].
По мнению Б.М. Теплова, способности необходимо рассматривать как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности, а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [8, с. 206].
Исследования Б.М. Неменского, Д.Б. Кабалевского, А.А. Мелик-Пашаева, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Баренбойма, О.Т. Леонтьевой, В.Г. Ражникова, В.А. Жилина, Т.Э. Тютюнниковой, Т.А. Боровик, А.И. Бурениной, Т.А. Жилинской, Т.М. Потехиной служат основанием для изучения развития креативной личности учащегося творческими средствами.
Развитие творческого потенциала личности рассматривается в психолого-педагогической литературе Э. Де Боно, А.В. Ваганти, В. Венгер, Р. Поу и др. Авторы затрагивают проблемы интуитивного знания и его роли в творческом мышлении. По иерархии человеческих потребностей (пирамида А. Маслоу), реализация творческого потенциала личности удовлетворяется всего на 10 %. Таким образом, к функциональной направленности творчества относятся:
· творчество как процесс наслаждения и развлечения, так как личность ориентирована на сам процесс творения, а не на конечный продукт;
· творчество как замена или компенсация неудач в другой деятельности;
· творчество как источник переживания катарсиса;
· творчество как способ познания окружающего мира;
· творчество как самопознания себя в процессе создания;
· творчество как способ коммуникации;
· творчество как воспитательный потенциал;
· творчество как передача общественного опыта.
Раскрытие творческого восприятия мира через процесс создания чего-то нового для учащегося в 8—9 классах является особенным и интересным моментом в образовательном процессе на уроках «Искусство». Однако при выполнении учебной задачи в процессе создания учащимся творческого продукта, возникает вопрос о тех учащихся, которые не наделены творческой одаренностью. По данным психологов одаренностью наделены от 5 до 20 % учащихся общеобразовательных школ. В этом случае и выявляется значимость учебного предмета «Искусство» в общеобразовательной школе, ведь развитие творческих способностей, развитие воображения, повышение креативности является неотъемлемой частью на творческом уроке. Таким образом, проблема состоит не только в том, что бы развивать способных и продвинутых учащихся, но и помочь остальным учащимся развить в себе творческие способности и мышление.
Учителю необходимо:
· увидеть потенциал каждого учащегося;
· осуществлять помощь в самосовершенствовании учащегося;
· раскрывать индивидуальный творческий потенциал.
По словам Л.С. Выготского «обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя содействовать его образованию и появлению... мы может так организовать сознательные процессы, что бы через них вызвать процессы бессознательные, и кто не знает, что всякий акт искусства непременно включает как свое обязательное условие предшествующие ему акты рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т. п.» [2, с. 90].
Приемы развития творческого воображения учащихся:
· агглютинация — склеивание образа из разных частей (кентавр);
· аналогия — отражение: образ похож на реально существующий предмет в природе;
· акцентирование — заострение образа на какой-либо черте, детали (приуменьшение, преувеличение);
· типизация — процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ (персонаж).
Проявление творческих качеств личности учащегося в разных видах художественно-творческой деятельности необходимы для творческой самореализации, способности экспериментировать, импровизировать, использовать, выражать чувства через движения, жест, знак, звук, для изучения пространства мира искусств, для развития коммуникативных компетенций при взаимодействии с людьми.
Проблема развития творческих способностей учащихся 8—9 классов в общеобразовательной школе усложняется системой учебного процесса, которая предполагает актуализацию полученных раннее знаний и их объединение в одном предмете. Урок «Искусство» — урок творчества, где учащиеся могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении.
Приведем пример творческих заданий на уроке «Искусство» учащихся 9 классов по теме «Архитектура современного города». Каждый по-своему «видит» архитектуру и по-своему ее «воспринимает», поэтому можно исследовать степень воздействия пространственного искусства на активизацию творческого подхода учащихся.
Творческие задания по теме «Архитектура современного города»:
· найти новую формулировку проблемы, задачи: современность и архитектура города
· поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что если..?»: а что если в городе не будет современной архитектуры? Представьте себя главным архитектором города, какие изменения вы бы внесли?
· юмор, как показатель развитости абстрактного мышления: придумать монолог от имени дома, крыльца, окна, двери и т. д.
· анализ события с иной точки зрения: расскажите о строительстве с точки зрения рабочего или прораба, главного инспектора и т. д.
· включать самые разные аналогии: найдите общее в деятельности двух архитекторов, а затем уточните характер работы, сравнивая их действиями врачей: хирурга и терапевта, и т. д.
· отказаться от привычных стереотипов: как изменить визуальный облик сооружения не прибегая к 20 % увеличению бюджета строительства.
· проблему рассматривать с разных точек зрения: архитектура, музыка, живопись и т. д.
Каждый город имеет свое «лицо», запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Современные города и современные районы в исторических городах планируются главными архитекторами города. На чертежах и макетах выверяются: расположение и размеры будущих сооружений, инфраструктура района, микрорайона, магазины, школы, детские сады, поликлиники, места отдыха (скверы, парки, и т. д.) — все структуры для современной жизни человека в обществе.
По приему развития творческого воображения учащихся в нахождении аналогий в различных видах искусства разберем моменты творческого взаимодействия.
I. Эстетическое восприятие архитектурных форм города.
Архитектура отражает духовные устремления людей и воздействует на их эмоциональное восприятие. В строительстве используются проверенные временем соотношения объемов и ритмов, формирующих пространственную среду.
Таблица 1.
«Архитектурные сооружения»
Архитектурные сооружения |
Особенность архитектуры (для самостоятельного заполнения) |
Ф.-Л. Райт. Дом над водопадом. США |
|
Ф. Шехтель. Особняк Рябушинского. Россия |
|
Н. Фостер. «Темный корнишон». Лондон |
|
Й. Утсон. Дом Оперы в Сиднее. Австралия |
|
и т. д. |
|
Вывод: особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архитектурных форм и технологий ХХI в., стали новые принципы формообразования и организации пространства. Появление новых строительных материалов и технологий, что позволило облегчить вес конструкций.
II. Эмоциональная реакция на слух.
Восприятие на слух музыкального произведения. Современные архитекторы пользуются открытиями бионики. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются аналогичные формы. Эти тенденции проявляются в современной музыке.
Таблица 2.
Характеристика Конкретной музыки
Композиторы Конкретной музыки |
Характеристика Конкретной музыки |
Ассоциативный ряд (для самостоятельного заполнения) |
Пьер Шеффер (1910—1995) |
композиция составлялась из предварительно записанного материала (природные шумы, различные звуки), а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последовательности. |
|
Оливье Мессиан (1908—1992) |
композиции создавал на основе пения птиц, их он тщательно изучал, но- тировал, а затем перекладывал на музыку. |
|
Вывод: сравнения архитектуры с музыкой — «Застывшая музыка» по словам архитектура Ф. Шеллинга; «Отзвучавшая мелодия» — И.В. Гете. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.
III. Импровизация.
Анализ восприятия живописи во взаимосвязи с архитектурой. Новый смысл получили связанные с архитектурой монументальная живопись и декоративная скульптура.
Таблица 3.
Альтернатива монументальной живописи
Д. Сикейрос. Культурный центр в Мехико |
Альтернатива монументальной живописи (для самостоятельного заполнения) |
|
|
Вывод: язык архитектуры, музыки, живописи всегда современен, так как он учитывает физиологию и психологию человека.
Для самостоятельной работы учащимся 9 классов было предложено подготовить презентацию на тему: «Искусство на улицах города», где искусство города необходимо рассматривать с разных позиций.
Вариативный план для выполнения работы «Искусство на улицах города»: выбор города, характеристика города, освещение в городе, главная площадь города, магазины, витрины, фасады, реклама в городе, праздники в городе, вывод.
Цель самостоятельной работы по предмету «Искусство» — это организация самостоятельной деятельности учащихся 9 классов.
Самостоятельная деятельность учащихся направлена на решении следующих задач:
· мотивировать учащихся к освоению учебной программы по «Искусству».
· повысить ответственность обучающихся в 9 классах за свою учебу.
· научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников.
· способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности.
· формировать у учащихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по предмету «Искусство».
Познавательная деятельность способна проявиться у каждого учащегося в 9 классах, где индивидуальный выбор будет мотивировать к интересному и творческому решению задания. Творчество предполагает определенный уровень самостоятельности во всех компонентах деятельности: от выбора и постановки проблемы до осуществления самоконтроля и коррекции. Переход от выполнения простых видов работы к более сложным регулируется учащимся и контролируется учителем. При систематическом выполнении творческих самостоятельных работ происходит трансформация руководящей роли учителя в сторону полной передачи всех функций самому учащемуся. Успешность развития творчество у учащихся образовательной школы на сегодняшний день зависит от органичности осуществления включения ученика в систему творческой деятельности как на уроке «Искусство», так и при самостоятельной работе, а так же насколько формы, средства и методы этой деятельности являются адекватными творческим целям и задачам.
Список литературы:
1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. — 87 с.
2.Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. — 325 с.
3.Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2013. — 176 с.
4.Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т. М.: Academia, 2007. — 256 с.
5.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 29—33.
6.Русанова В.С. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни. Челябинск, 2001. — 234 с.
7.Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. 4-е изд. перераб. М.: Просвещение, 2014. — 191 с.
8.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Рос. акад. наук; Ин-т психологии. М.: Наука, 2003. — 377 с.
дипломов
Оставить комментарий