Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Леонтьева Т.В. ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ  В ВОСПИТАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Леонтьева Татьяна Викторовнаканд. пед. наук, старший преподаватель КГУКИ, г.КазаньE-mail:

 

Музыка, как средство коммуникации является одной из самой древней формой общения людей. Сформировавшись как коммуникативная система, она воздействует через аудитивный канал и оказывает влияние на умы и души людей уже многие века. Музыка как вид искусства имеет сложную коммуникативную систему. Еще в древности её рассматривали как особый вид коммуникативной деятельности, используя во время обрядов, для привлечения потусторонних сил или сил природы. Для этого люди, играли на музыкальных инструментах, подражали пению птиц или изображали звуки грома, журчание ручья и т. д. В музыке заложена не просто информация, в ней всегда присутствует экзистенционально-эмоциональное начало, в ней отражено бытие народа его чувства, отношение к определенным событиям.Музыкальный «язык» в отличие от вербального языка, не обладает точными значениями. Не зная его, мы не сможем понять не только информацию заложенную в музыке, но не сможем в полной мере познать культуру своего народа. Современному человеку, необходимо изучить этот сложный язык — язык народной музыки, ведь не зная его невозможно разобраться и в современном музыкальном искусстве. Е.Ю. Антоненко в своей работе проводит параллель между фольклорной и современной музыкой. «Новая музыка основана на принципах организации материала, восходящих к фольклорным истокам: нетемперированный строй, гетерофонная фактура, отсутствие квадратной структуры, традиционных кадансов, централизованного лада, частая смена устоев, свободная метрика, сложная ритмическая организация, линеарный тип развития мелодии и др. Все это — исторический и практический багаж, неотделимый от современности. Освоение принципов организации фольклорной музыки служит своеобразным «мостом» к исполнению современной музыки» [1, с.102].По мнению И.В. Арановской «чтение» музыкального текста как текста культуры позволит музыканту понять, что, развиваясь по собственным законам и под прямым влиянием культуры, музыка постоянно «питается» от других ее языково-интонационных форм. Уровни музыкальной знаковости обладают большой знаковой определенностью, что позволяет «проще включать данные феномены музыкального языка в семиотический контекст культуры» [2, c. 32].Множество свойств народной музыки, вплетенных в сложную систему мира, реализует основные функции искусства, среди них выделяются следующие: гносеологические (познание действительности); идейно-пропагандистские (распространение эстетических и других идей), гедонистические (душевный подъем, особое наслаждение), суггестивные (внушение определенного строя эмоций и мыслей); просветительские (своеобразный «учебник» жизни), эвристические (активизация и развитие творческого потенциала человека), коммуникативные (искусство выступает в роли особого языка, особой связи между поколениями), самопознание, которое помогает оценить и понять самого себя.Рассмотрим значение коммуникативной функции народной музыки для воспитания эстетической культуры подростков. «Эстетическая культура — это формирование внутреннего мира в его целостности перед лицом внешнего мира. Это и совокупность ценностных ориентиров личности в ее взаимоотношениях с миром, ориентиров, касающихся и направляющихся на содержательные, выразительные стороны человеческой деятельности» [3, c. 41].Эстетическая культура никогда не бывает продуктом стихийного процесса формирования. Она всегда предполагает личную активность, направленную на себя как на объект формирования. Развитие эстетической культуры является, таким образом, характеристикой ценностных оснований внутреннего мира подростка. Для подростков общение с музыкальным произведением часто ограничивается изучением нотного текста, именно этот уровень представляет собой лишь первый и единственный этап знакомства с произведением. Если мы хотим воспитать эстетическую культуру подростков, надо работать над развитием чувственной сферы, эмоций, стремлением к творчеству. Ключ к пониманию музыкального произведения лежит в чувственной сфере, это невозможно до конца объяснить, но приоткрыть тайну народной музыки можно и нужно.Музыкальный язык народной музыки очень специфичен. Он способен отразить важнейшие особенности традиционной картины мира: структуру пространства, времени, социума. Различные сочетания музыкальных интервалов говорят о сигналах бедствия или помощи, начале или окончании праздников и т. д. Особенности музыкального языка можно сравнить с разными разговорными языками, у каждого народа свой язык и свои особенные слова для передачи определенных сообщений. Так, например, мажор часто употребляется для выражения веселого, бодрого, а минор — для выражения ласки, грусти, нежности. Можно определить чувства по встречающимся интервалам: близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность, а тревожные чувства предают диссонансы и т. д..Язык музыкального фольклора всегда поэтично — образный, несет в себе много символов. Чтобы почувствовать народную музыку, проникнуть в ее глубинный смысл, мало понять информацию, заложенную в ней. Необходимо, захотеть услышать музыку. На первом месте должно идти эмоционально-чувственное восприятие музыки, только после этого надо овладевать языком того музыкального стиля который смог заинтересовать подростка, иначе коммуникативный музыкальный акт не состоится, подростки начнут передавать не эмоциональные состояния, не характер музыки, а лишь сигналы. Поэтому очень важно, изучая с подростками музыкальный язык, всегда помнить, что теоретическое изучение основ музыки не должно перекрывать ее чувственное восприятие. Владение музыкальным языком дает возможность подросткам в полной мере участвовать в коммуникативном процессе только тогда, когда они начинают чувствовать, переживать. Понять и передать информацию (в первую очередь чувственную) — важнейшая задача педагога и подростка в процессе музыкальной деятельности. В любом случае — исполняет подросток народную или просто слушает — происходит процесс общения, с помощью которого он узнает культуру народа, пытается понять его особенности, стиль жизни, мировоззрения, эстетические ценности и идеалы и т. д.Для существования музыки необходимы три условия: народная музыка — исполнитель — слушатель. В этом триединстве заложен весь процесс музыкальной деятельности, а также воспитательный процесс. Педагог должен научить подростка общению с народной музыкой. Сложность заключается в том, что между ней и подростком, стоит не только исполнитель, но и временное пространство. С другой стороны, подростки, так же могут являться исполнителями народной музыки, и в этом случае они уже сами должны донести до слушателя всю информацию (не только исполнить текст, но и передать чувства, эмоции, характер музыкального произведения). И в момент восприятия, и в момент исполнения народной музыки, необходимо, чтобы общение происходило на одном «языке», а для этого нужно изучить традиции, обычаи, мировоззрение, миропонимание народа, его духовную и религиозную культуры. Задача педагога — подготовить подростка к диалогу с народной музыкой, к беседе с ней. Невозможно оценить, как глубоко подростки проникли в смысл возможных музыкальных сообщений, что они смогли понять в ходе прослушивания или исполнения народной музыки, но можно проследить, как модернизируются отношение к народной музыке. Задача не в том, чтобы дать подростку навыки исполнения народной музыки и получить информацию о ней, а в том, чтобы научить его творчески мыслить и получать эстетическое удовлетворение от народной музыки, научится с ее помощью общаться с прошлым, настоящим и будущим.Трудности процесса общения с музыкальными произведениями, возникающие в отношениях между подростком и музыкой, подростком и слушателями, должны преодолеваться на основе единства практики воспитания, развития и обучения. Главная роль педагога —не только научить исполнять музыкальное произведение, не только подготовить к диалогу с народной музыкой, а воспитать личность способную испытывать эстетические эмоции, чувства и реализовывать эстетический потенциал в мире культуры.Поэтому процесс общения, на наш взгляд, должен происходить так: подростки, узнавая особенности жизни своих предков, их мировоззрение, ценности, идеалы, воспринимают эту информацию, эмоционально ее принимают, дальше происходит процесс осмысления. Они сознательно, а иногда бессознательно начинают сравнивать, находить, что общего между прошлым и настоящим, пытаются понять и оценить эстетическую значимость произведений, что положительного можно взять для себя, и что бы им хотелось передать будущему поколению.

 

Список литературы:1. Антоненко, Е.Ю. «Память на высоту» как основа интонирования современной вокальной музыки //Искусство и образование. 2008. №3. с. 94–105.2. Арановская, И.В. Культурно-художественный аспект профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в высшей школе // Музыка и время. 2003. №4. с. 31–34.3. Эстетическая культура / отв. ред. И.А. Коников; М.: РАН; Ин-т философии, 1996. 201 с.4. Niebrzegowska-Bartminska, S. Wzores tekstow ustnych w perspektywie etnolinwistycznej. — Lublin: Wydawnictwo Universytetu Marii curie — Sklodowskiej, 2007. 452 s.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.