Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Современные технологии в педагогической науке

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

Матькова Ирина Александровнаучитель музыки НМОУ, «Гимназия №62», г. НовокузнецкE-mail:

 

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свои лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.По своей природе дети очень любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нам взрослым нужно умело ими руководить. Каждый ребенок талантлив и имеет свои способности. Но кого-то из них вовремя не заметили, недоучили. Возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, упускать нельзя. В это время он еще не разучился удивляться богатству и красоте окружающего его мира и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.Творческие способности свойственны любому нормальному ребенку. Главное — это раскрыть их во время и развить. Конечно, на уроках музыки детское творчество не искусство, в большей степени оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, обучающиеся сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. На уроках музыки детям необходимо творить и переживать, учиться понимать музыку. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Когда ребенок понимает, он творит. А для этого ему нужно научиться придумывать что-то, импровизировать и изменять заданное. Поэтому необходимо уделять большее внимание творческому развитию обучающихся в различных видах музыкальной деятельности: пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, слушании музыки,Музицирование в ансамбле, игра в оркестре, пение в хоре, музыкальные постановки прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый, неуверенный в себе ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни, а более творческий проявит свое воображение и фантазию в деле. Только в настоящем творческом коллективе дети учатся обнаруживать терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение друг к другу, у них развивается умение и желание сделать что-то индивидуально, даже оригинально. «Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь» — эти волшебные слова раскрывают перед ребенком огромные ворота в мир фантазии, красоты, изобретательности, где он творит и не скован почти никакими ограничениями.Проблемность в обучении, активизация творческой деятельности требует нового подхода к наполнению урока музыки. Для нас «сюжетные уроки» являются ведущим принципом построения урока музыки в младших классах. Термин «сюжет» означает последовательное и связное описание событий. Если мы говорим об уроке музыки, то он подразумевает логически выверенный и выстроенный ход урока, в котором прослеживается сюжетное действие, объединяя все элементы урока, его тематический материал. Интерес к новому, любознательность, эмоционально-выразительная активность дают возможность каждому ребенку раскрыться в таком сюжетном уроке. У учителя появляется возможность разнообразить формы работы и виды музыкальной деятельности, чередовать материал по уровню сложности, включать большее количество ритмических и двигательных упражнений. На таком уроке обучающиеся постоянно заняты музицированием. «Сюжетный урок» позволяет органично включить в него игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Развивающие, обучающие, сюжетно-ролевые, творческие, закрепляющие определенные умения и навыки, — именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, активизируют и развивают внимание, память, интеллект, эмоции.Импровизация, которая является результатом детской творческо-игровой работы на уроке, становится наиболее естественным видом деятельности для детей. Фантазия, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера непринужденности составляют суть деятельности на таком уроке. Интонационно-речевые, двигательные, инструментальные импровизации и различные комбинации из них, умело организуемые и направляемые учителем, позволяют практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики — обучение и воспитание через творчество.В среднем звене сохраняются задачи музыкального и творческого воспитания, реализуемые в начальной школе. Здесь музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. Важным условием для формирования музыкально-познавательных интересов обучающихся является такая организация работы, при которой каждый ученик «добывает» и осмысливает музыкальные знания в посильном для себя самостоятельном труде.Уроки музыки дают ученикам возможность развивать воображение, фантазию, мышление, формируют художественную интуицию, эстетический вкус, способность высказывать свое собственное мнение. В условиях групповой, коллективной работы успешно решается проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, формируется умение сотрудничать с другими членами классного коллектива.Многие считают, что обучающиеся легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую художественного названия. Мы считаем, что, скорее всего, они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В таких случаях программные названия не столько активизируют музыкальное восприятие у детей, сколько зачастую парализуют его. Чтобы у детей не срабатывал стереотип, что симфония, соната или опера — это скучно, желательно ставить произведение, не называя его жанра. Тогда обучающиеся, абстрагируясь от заданности, программности, способны услышать красоту музыки и даже дать свое собственное название, исходя из того, что ими было услышано, осмысленно, прочувствованно.Игра на детских музыкальных инструментах вызывает огромный интерес у обучающихся. Она может разнообразить ход занятий, развивает музыкальную память, ритм, гармонический и тембровый слух, помогает вырабатывать исполнительские навыки, привить любовь к коллективному музицированию. Такая практическая деятельность дает ребенку понять, что он создает музыку, находится внутри нее, а не снаружи. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. На таких уроках в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье.Шумовой оркестр — это игра в оркестре, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестре вызывает у школьников живой интерес. Она активизирует восприятие у детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает желание заниматься искусством.Одно из любимых занятий школьников — это импровизация. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, которые еще недостаточно владеют своим голосом. Именно в импровизации ребенок раскрепощается, чувствует себя свободным. Выступая с собственной мелодией, он не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Как показывает опыт, именно в импровизации легче всего пробудить интерес ребенка к пению.Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. В процессе обучения ребенок учится воспринимать музыку, развивает музыкальный слух, воображение и способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое, на основе уже имеющегося опыта. В учебный процесс мы включаем различные виды вокальной импровизации: импровизирование мелодий без текста в заданном характере, мелодизация стихотворных текстов. Одним из видов заданий является «музыкальный разговор», где дети импровизируют мелодии в заданном характере (песни, марша, танца и т. д.). Эмоциональный настрой лежит в мелодизации стихотворных текстов.Особое место на уроке нами отводится актерской импровизации. Инсценирование детских песен, небольших произведений яркого характера, разыгрывание небольших сцен под музыку помогают школьникам получать удовольствие от своего творчества, соприкосновения с прекрасным. Создается особая атмосфера урока, в которой внутренний комфорт, раскованность, эмоциональный настрой испытывают все. Такие занятия имеют и педагогическую направленность, благодаря которой углубляются знания и в области речи, и музыке; легче устанавливается рабочая дисциплина; развивается внимание и, что не маловажно, раскрывается личность ученика, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, доброжелательнее. Все это способствует сплочению классного коллектива и повышению успеваемости по предмету.Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию обучающихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее. Главное, что дети уносят с собой после занятия музыкой, — это ощущение радости, счастья от собственного творчества. И эта радость является особой силой, которая питает их. От собственного преодоления приобретается вера в себя, уверенность в своих силах, воспитывается целостная, творческая личность.Б.В. Асафьев утверждал, что «каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает» [1]

Список литературы:1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л.: Музыка, 1973. — 144 с.2. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и3. задания. Ярославль: Академия развития, 2007. — 128 с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.