Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Широкоград Т.В. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

КРИТЕРИИ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ  ЭСТЕТИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  ЛИЧНОСТИ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Широкоград  Татьяна  Владимировна

к.  п.  н.,  зав.  кафедрой  педагогики  и  психологии,  доцент  МОИПКРОиК,  г.  Мурманск

E-mail:  shirokograd@mail.ru

 

В  современных  социокультурных  условиях  и  общественно-экономических  отношениях  формирование  новых  жизненных  установок  личности  выпускника  школы,  приобщение  к  эстетической  культуре  позволяет  поддерживать  активное  формирование  его  самосознания  и  самоидентичности.  Определяя  процесс  формирования  эстетической  культуры  старшеклассников  как  целенаправленное  развитие  личности,  способной  воспринимать  прекрасное  не  только  в  жизни  и  искусстве,  но  и  умеющей  видеть  его  в  окружающей  действительности,  исследователи  выделяют  критерии  сформированности  эстетических  качеств  личности.

Известно,  что  несомненным  критерием  сформированности  эстетической  культуры  человека  является  его  способность  увидеть  в  природе,  человеческих  отношениях,  всём  разнообразии  действительности  и  искусства  прекрасное,  распознать  за  внешней  красивостью  многочисленных  соблазнов  массовой  культуры  бездуховность,  пошлость  и  уродство.  По  мнению  Л.П.  Печко,  достигнутый  в  юношеском  возрасте  уровень  сформированности  эстетической  культуры  определяет  эстетический  потенциал  личности  и  в  дальнейшие  годы,  так  как  данный  период  развития  личности  отличает  вовлеченность  в  процесс  самопознания  и  самостроительства.  Следовательно,  нацеленность  старшеклассника  на  самоориентацию  естественным  образом  согласуется  с  оценочно-эмоциональной,  творческо-аналитической  природой  эстетического  сознания.  Именно  поэтому  первой  и  важнейшей  задачей  формирования  эстетической  культуры  старших  подростков  является  развитие  способности  живо,  остро,  чутко  воспринимать  эстетическое  в  искусстве,  действительности,  в  разнообразной  деятельности  человека-творца.  Следовательно,  необходимо  рассмотреть  те  закономерности,  при  которых  обеспечивается  приобщение  старшеклассников  к  эстетическим  ценностям. 

В  период  школьного  обучения  в  старшем  подростковом  возрасте  активно  раскрывается  рефлексивный  характер  эстетического  сознания,  причем  механизм  самооценки  играет  ведущую  роль.  Система  знаний  и  ориентации  становится  особенно  действенной,  когда  они  подвергают  анализу  не  только  эстетические  объекты,  но  и  субъектов,  и  прежде  всего  себя.  Индивидуальная  эстетическая  культура  старшеклассников  окончательно  обретает  иерархическую  структуру,  включая  в  себя  когнитивно-мотивационный,  содержательный  и  операциональный,  т.  е.  деятельностный,  компоненты  и  синтезируясь  в  слиянии  нескольких  видов  художественной  деятельности:  знакомство  с  произведениями  (потребление,  восприятие),  приобретение  искусствоведческих  знаний  и  собственное  художественное  творчество  (исполнительское  и  продуктивное).  При  этом  все  элементы  эстетической  культуры  системны  и  проявляются  через  следующие  компоненты: 

1.         Эмоционально-чувственную  отзывчивость  на  прекрасное  и  безобразное,  возвышенное  и  низменное,  героическое  и  пошлое,  комическое  и  трагическое  в  искусстве,  жизни,  природе,  быту,  труде,  поведении  и  деятельности,  а  также  способность  управлять  своими  чувствами. 

2.         Знание  и  понимание  сущности  эстетического  в  искусстве  и  окружающей  действительности,  художественную  грамотность;  верные,  неискаженные  представления,  суждения  и  убеждения,  связанные  с  эстетическим  восприятием  произведений  искусства  и  явлений  жизни.

3.           Наличие  эстетического  идеала  и  способность  на  его  основе  оценивать  произведения  искусства,  идейно-эмоционально  откликаться  на  них. 

4.         Овладение  культурным  наследием  прошлого,  сформированное  отношение  к  современному  искусству,  чуткость  к  новым  тенденциям  в  его  развитии.

5.         Определенная  степень  развития  творческих  способностей,  интерес  и  стремление  к  эстетическому  освоению  мира.

6.           Мера  причастности  к  художественному  творчеству,  практическое  участие  в  создании  прекрасного  в  жизни. 

7.         Потребность  и  умение  строить  жизнь  «по  законам  красоты»,  утверждать  идеалы  красоты  в  отношениях  с  людьми,  в  труде  и  общественной  деятельности.

Данные  компоненты,  одновременно  выступая  в  качестве  критериев  эстетической  воспитанности,  образуют  эстетическую  культуру  —  единство  чувств,  вкусов  и  идеалов,  которые  материализуются  в  процессе  преобразования  мира  по  законам  красоты.  Кроме  того,  измерение  эстетической  воспитанности  может  осуществляться  с  помощью  педагогических  и  социальных  критериев.  При  этом  к  числу  педагогических  критериев  принято  относить  доведение  исполнительских  навыков  до  автоматизма  и  сосредоточение  внимания  на  творчестве  нового  образа,  а  к  группе  социальных  критериев  —  наличие  широких  интересов  к  искусству  и  весь  комплекс  поведения  ребенка:  поступки,  трудовую  деятельность,  отношения  с  людьми  в  общественной  и  личной  жизни,  отношение  к  одежде  и  внешнему  виду.

Согласно  задачам,  представленным  в  Концепции  воспитательной  системы  РФ,  в  качестве  критериев  выступают  следующие: 

1.         Сформированность  познавательного  потенциала  личности  учащегося:  освоение  учащимися  образовательных  программ;  познавательная  активность;  развитость  мышления;  сформированность  учебной  деятельности;  сформированность  отношения  к  Родине,  обществу,  семье,  школе,  себе,  природе,  труду;  сформированность  коммуникативной  культуры;

2.         Сформированность  эстетического  потенциала  ученика:  стремление  к  красоте,  стремление  к  самореализации,  обладание  чувством  социальной  ответственности;  умение  критически  мыслить  и  ценить  духовные  и  материальные  богатства,  накопленные  человечеством;  чуткость  к  постоянно  меняющемуся  миру  и  способность  творчески  обогащать  его.

В  педагогической  литературе  в  качестве  критериев  сформированности  эстетической  культуры  иногда  упоминаются  сформированность  эстетического  отношения,  эстетических  взглядов  и  эстетической  потребности.  Авторы  (М.А.  Верб,  Н.И.  Киященко,  Н.Б.  Крылова,  Л.П.  Печко  и  др.)  оперируют  тем,  что  эстетическое  отношение  включает  оценку  степени  совершенства  явлений  действительности  и  своей  гармонии  с  миром,  обобщенно  характеризует  направленность  сознания  и  фокусирует  в  себе  сложную  способность  человека  относиться  к  окружающему  миру,  эстетически  проявляющуюся  в  духовной,  творческой,  оценочной  и  в  материально-созидательной  деятельности.  Эстетическая  потребность,  в  свою  очередь,  реализуясь  через  комплекс  эстетических  вкусов,  чувств,  идеалов  и  взглядов,  определяет  характер  эстетической  памяти  и  преемственность  содержания  эстетического  сознания  личности,  отражает  диалектические  взаимоотношения  его  чувственного  и  рефлексивно-оценочного  пластов.  В  связи  с  этим  в  качестве  критериев,  на  основании  которых  определяется  уровень  эстетического  восприятия,  они  выделяют  адекватность  воспринимаемому  объекту,  соотношение  интеллектуального  и  эмоционального,  целостность  эстетического  восприятия  объекта.  В  зависимости  от  соотношения  этих  качеств  выделяют  4  уровня  эстетического  восприятия:

·           высокий  уровень  —  умение  адекватно  воспринимать  эстетический  объект  в  единстве  содержания  и  формы;  восприятие  целостное,  в  нем  гармонически  сочетается  интеллектуальное  и  эмоциональное;

·           средние  уровни: 

-    для  второго  уровня  характерна  адекватность  восприятия  эстетического  объекта,  однако  анализ  эстетического  объекта  носит  словесно-логический  характер  с  низким  уровнем  эмоциональности;

-    для  третьего  уровня  характерны  яркость  и  эмоциональность  восприятия  с  недостаточным  уровнем  аналитического  подхода;

·           низкий  уровень  —  характеризуется  недостаточным  развитием  эстетического  восприятия:  пересказ  содержания,  неумение  выразить  эстетическое  своеобразие  воспринимаемого  предмета,  явления  действительности  или  произведения  искусства;  возможны  ошибки  в  изложении  и  оценке  эстетического  объекта.

Для  осуществления  данных  видов  деятельности  старшеклассник  должен  обладать  соответствующими  психическими  способностями  к  созиданию,  познанию,  оценке  и  общению.  На  передний  план  выходит  эстетическое  сознание,  вбирающее  множество  разнородных  по  происхождению  элементов  и  синтезирующее  их  в  гармоничном  единстве.  При  этом  функция  эстетического  сознания  как  целостного  механизма  проявляется  в  ориентации  личности  в  эстетических  ценностях  окружающей  реальности,  так  как  эстетическое  сознание  реализует  наиболее  глубокие,  сложные  содержательные  представления  и  суждения  личности  об  эстетических  объектах.  Важной  составной  частью  эстетического  сознания  является  эстетический  вкус.  Психологический  механизм  функционирования  вкусовых  предпочтений  личности,  ее  эмоций  и  интересов  выражается  в  эстетической  потребности.  Эстетическая  потребность,  являясь  комплексом  внутренних  требований  сознания  к  эмоционально-интеллектуальной  оценке  явлений  действительности  и  искусства,  выражается  в  стремлении  к  восприятию  и  освоению  прекрасного  и  борьбе  против  безобразного  во  всех  его  проявлениях.  Вышесказанное  находит  воплощение  в  следующих  критериях:

·           познавательном,  включающем  эстетические  знания,  взгляды,  убеждения,  полученные  на  основе  восприятия,  представлений,  осмысления  эстетических  объектов;

·           эмоционально-оценочном,  предполагающем  умение  переживать,  анализировать  и  оценивать  явления  действительности  и  искусства  с  позиции  гуманистического  эстетического  идеала,  различать  прекрасное  и  безобразное,  возвышенное  и  низменное  в  жизни  и  искусстве  (эстетические  чувства,  вкусы,  интересы,  потребности);

·           деятельностном,  включающем  функциональную  сторону  развития  эстетической  культуры.

М.А.  Вербом  выделяются  еще  и  критерий  сформированности  эстетической  потребности  старшеклассников.  В  него  он  включает  разносторонность  и  широту  запросов  в  области  эстетики;  высокое  качество  предпочтений;  постоянство  общения  человека  с  прекрасным;  общественно-эстетическая  активность;  нетерпимость  к  безобразному,  уродливому;  соответствие  индивидуальных  потребностей  «идеалу  прекрасного».  М.А.  Верб  дает  следующие  рекомендации  к  организации  и  проведению  процесса  формирования  эстетической  потребности  у  учащихся  старших  классов:

1.         Для  формирования  эстетической  потребности  необходимо  пробуждение  и  обогащение  всего  спектра  субъективной  человеческой  чувственности.

2.         Для  формирования  потребности  в  прекрасном  необходима  сформированность  широкого  научно-эстетического  образования.

3.         Чтобы  воспитать  устойчивую  потребность  в  активной  эстетической  деятельности,  нужно  уделить  серьезное  внимание  развитию  практических  умений  и  навыков  (музыкальных,  изобразительных,  сценических,  литературных).

4.         Для  формирования  эстетической  потребности  в  жизнедеятельности  старших  школьников  следует  осуществлять  тесную  связь  с  идейным,  нравственным  и  трудовым  воспитанием.

5.         Необходимым  условием  формирования  эстетической  потребности  у  старшеклассников  должен  стать  системно-комплексный  подход  к  воспитанию  общественных  и  индивидуальных  потребностей  в  красоте. 

Проанализировав  современные  научно-педагогические  исследования  о  критериях  сформированности  эстетической  культуры  личности,  мы  пришли  к  необходимости  выявления  тех  критериев,  по  которым  можно  судить  о  степени  сформированности  показателей  эстетической  культуры  старшеклассников.  Основанием  для  определения  критериев  сформированности  эстетической  культуры  старшеклассников  стала  степень  развитости  эмоционально-чувственной  сферы,  эстетического  интереса,  эстетического  вкуса,  эстетических  суждений  и  эстетической  деятельности.  Таким  образом,  принимая  во  внимание  тот  факт,  что  формирование  эстетической  культуры  —  процесс  непрерывный,  протекающий  на  протяжении  всей  жизни  человека,  считаем,  что  критерии,  которые  могут  определить  степень  сформированности  показателей  эстетической  культуры  учащихся  старшей  ступени  следующие:  знаниевый,  познавательно-оценочный  и  социально-созидательный  критерии.  Знаниевый  критерий  отражает  объем  знаний  эстетического  характера  и  проявляется  в  стремлении  старших  подростков  к  получению  новой  эстетической  информации  и  умении  узнавать  классические  произведения  искусства.  Познавательно-оценочный  критерий  выражается  в  восприятии,  переживании,  оценке  явлений  действительности  и  искусства  учащимися  старшей  ступени,  различных  формах  их  обучения  и  самообразования  и  проявляется  в  умении  старшеклассников  анализировать  произведения  искусства  и  мыслить  образно  и  абстрактно.  Социально-созидательный  критерий  выражается  в  желании  и  умении  детей  старшего  школьного  возраста  преобразовывать  действительность  и  создавать  что-либо  по  законам  красоты  и  проявляется  в  умении  их  эстетического  общения  с  людьми,  искусством  и  природой.

 

Список  литературы:

1.Верб  М.А.  Эстетическое  воспитание  старшеклассников:  методическое  пособие.  Л.:  ЛГПИ,  1970.  152  с.

2.Киященко  Н.И.  Вопросы  формирования  системы  эстетического  воспитания.  М.:  Искусство,  1971.  291  с.

3.Комарова  А.И.  Эстетическая  культура  личности.  Киев:  Вища  школа,  1988.  152  с.

4.Крылова  Н.Б.,  Печко  Л.П.  Формирование  эстетической  культуры  личности:  Школа,  трудовой  коллектив,  вуз.  М.:  Знание,  1986.  64  с.

5.Печко  Л.П.  Уровни  эстетического  сознания  и  отношения  старшеклассников  к  миру  прекрасного  //  Структура  и  уровни  эстетического  сознания  у  старшеклассников.  М.:  АПН  СССР,  1989.  С.  6–20.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.