Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Медведева И.Н. ПРОГРЕССИВНЫЕ СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ НЕМЕЦКИХ ПЕДАГОГОВ-ФИЛАНТРОПИСТОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПРОГРЕССИВНЫЕ  СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ  ИДЕИ  ВОСПИТАНИЯ  НЕМЕЦКИХ  ПЕДАГОГОВ-ФИЛАНТРОПИСТОВ

Медведева  Ирина  Николаевна

аспирантка  кафедры  «Социальная  работа  и  социальная  педагогика»  МГОУ,  г.  Москва

E-mailirinaepl@mail.ru

 

"Два  человеческих  изобретения  можно  считать  самыми  трудными:  искусство  управлять  и  искусство  воспитывать"

И.Кант

Проводимые  сегодня  в  российском  обществе  реформы  образования  объективно  обусловлены  изменениями  экономических,  политических,  социальных  и  духовных  условий.  Кроме  того,  научно-технический  прогресс,  который  ведет  общество  по  пути  ускоренного  развития,  внедрение  новых  технологий,  формируют  для  системы  образования  новый  социальный  заказ.  Сегодня  появляются  все  новые  и  новые  профессии,  расширяется  круг  базовых  компетенций,  необходимых  подрастающему  поколению.  Для  успешной  адаптации  в  обществе  требуются  определенные  личностные  качества,  следовательно,  именно  сейчас  общество  нуждается  в  социально-активных  людях  с  высокой  профессиональной  подготовкой. 

Изменение  условий  выдвигает  новые  требования:

-  к  системе  образования,  как  совокупности  форм  и  методов  обучения  и  воспитания,  позволяющих  наиболее  эффективно  передать  обучаемым  и  добиться  усвоения  ими  всей  совокупности  знаний, 

-  к  педагогам,  к  их  уровню  подготовки  и  профессионализма, 

-  к  качеству  получаемых  воспитанниками  знаний,  умений  и  навыков, 

-  к  разработке  теоретических  основ  для  формирования  новых  подходов  к  воспитанию  и  образованию. 

На  сегодняшний  день  предложены  разнообразные  основы  формирования  новых  подходов  в  воспитании  и  образовании  (религиозные,  гуманистические,  психолого-педагогические  и  др.),  все  они  направлены  на  воспитание  нового  поколения  в  рамках  социального  запроса  общества. 

Проблемы  взаимодействия  общества  и  личности  при  различных  социальных  условиях  рассматривались  философами  и  педагогами  с  древнейших  времен.  Мыслители  Англии,  Франции,  Германии,  Америки  оказывали  мощное  воздействие  на  развитие  передовых  социальных  и  философско-педагогических  идей,  из  которых  особенно  актуальны  сегодня  идеи  воспитания  в  труде.

Европейское  образование  Нового  времени  имеет  принципиальное  отличие  от  образования  средневекового.  Это  обусловлено  тем,  что  бурное  развитие  науки  в  указанный  период  поставило  перед  образованием  того  времени  две  крупнейшие  проблемы:  как  передать  обучаемому  новые  знания  и  воспитать  социально-активную  личность,  способную  продолжить  за  гранью  известного  процесс  познания.  Если  развитие  образования  и  воспитания  в  эпоху  Возрождения  определял  гуманизм,  то  образование  и  воспитание  первых  двух  веков  Нового  времени  определяло  Просвещение  -  его  идеология  и  культура,  философия  и  наука,  литература  и  искусство. 

Просвещение  -  идейное  течение  XVII  -  XIX  вв.,  основанное  на  убеждении  решающей  роли  разума  и  науки  в  развитии  и  прогрессе  общества.  С  точки  зрения  просветителей,  как  только  люди  станут  просвещенными,  то  есть  познают  законы  своей  и  внешней  природы,  правильно  поймут  свои  интересы  и  освободятся  от  предрассудков,  -  они  станут  свободными  и  наступит  всеобщее  счастье.  Социоцентрические  идеи  воспитания  и  обучения  наиболее  полно  рассматриваются  немецкими  педагогами  середины  18  века,  что  вызвано  определенными  социально-экономическими  условиями,  сложившимися  в  стране.

Предпосылки  реформы  образования  в  Германии  были  заложены  еще  в  XVII  веке.  Возросшая  степень  сложности  общественной  жизни  требовала  принципиально  нового  уровня  образованности  населения.  Правящие  классы,  осознавая,  что  бедность  может  породить  беспорядки  и  бунты,  видят  в  образовании  средства  улучшения  ситуации.  В  рамках  идеи  просвещенной  монархии  активно  обсуждалась  проблема  государственного  управления  процессом  образования  (««просветить»  народ,  чтобы  управлять  им  по  закону,  а  не  по  произволу»)  [9,с.30].  Чрезвычайно  отсталые  экономические  и  политические  отношения  и  культурные  достижения  после  Семилетней  войны  (1756-1763)  побудили  широкие  круги  немецкой  буржуазии,  находившейся  под  влиянием  идей  Локка,  Руссо  и  других  известных  прогрессивных  современников,  серьезно  заняться  вопросами  воспитания. 

Центральной  фигурой  этой  эпохи  в  Германии  стал  Фридрих  II  Прусский  (с  1740  по  1786).  Фридрих  был  консерватором,  тем  не  менее,  свою  политику,  он  стремился  осветить  философскими  идеями  века  [6].  По  мнению  Фридриха  Великого  ценность  элементарного  школьного  образования  была  высока,  как  для  экономики  страны,  так  и  для  армии.  Ф.Паульсен  в  своих  исторических  очерках  отметил,  что  в  конце  18  столетия  во  всех  немецких  странах  школа  перешла  из  «  разряда  ecclesiastium  в  разряд  politicum»  [8,с.142].  Управление  школьными  делами  стало  принадлежать  государству,  но  духовенству  при  этом  отводилась  роль  исполнителей.  Посещение  школы  к  концу  18  века  стало  гражданской  обязанностью. 

Фридрих  II  Прусский  стремится  к  объединению  немцев  в  единую  нацию,  реформируя  систему  образования  и  воспитания.  Единой  целью  национального  воспитания  предполагается  консолидация  населения  всех  немецких  княжеств.  Преобразование  государства  требовало  преобразования  общества,  необходимо  было  изменить  мысли  и  образ  жизни  населения,  воспитание  и  образование  нацелить  на  «перерождение  людей»  [11,  с.  312  ],  т.е.  следовало  достичь  преобразования  поведения,  отношения  к  работе,  жизненных  планов  и  взглядов  на  будущее  подрастающего  поколения. 

Таким  образом,  реформы  Просвещенного  абсолютизма  были  направлены  на  создание  «нового  общества»  [11,  с.312],  где  главной  целью  является  воспитание  гражданина  общества,  при  этом  учет  индивидуальных  особенностей,  интеллектуальное,  патриотическое,  физическое  воспитание,  профессиональная  подготовка  -  стали  основными  идеями  педагогов-реформаторов.

Распространение  идей  Локка  и  Руссо  в  Германии  привело  к  образованию  нового  педагогического  направления  -  «филантропизм».  Основной  принцип,  которого  -  «естественное,  гармоническое  развитие  телесно-духовного  человека»  [3,  с.139].  В  педагогической  энциклопедии  дается  следующая  характеристика  вышеуказанного  понятия:  «Филантропизм,  филантропинизм  (нем  Philantropismus,  от  греч.  philantropos  -  друг  человека),  педагогическое  течение  в  Германии,  возникшее  в  конце  18  века  под  значительным  влиянием  идей  французского  Просвещения  и  в  первую  очередь  Ж  Ж  .Руссо»  [2,  с.166].

Основателем  филантропизма  в  Германии  стал  Иоганн  Бернхард  Базедов,  воодушевленный  идеями  Руссо  и  хорошо  знакомый  с  воззрениями  Я.А.Коменского.  Он  написал  «Methodenbuch  für  Vater  und  Mütter  der  Familien  und  Völker»(1773  г.)  и  в  1768  г.  выступил  с  «Vorstellung  an  Menschenfreunde  und  vermögende  Männer,  über  Schulen,  Studien  und  ihren  Einfluss  in  die  цffentliche  Wohlfahrt»,  где  вместе  с  тем  давал  законченный  план  элементарного  педагогического  сочинения,  которое,  по  словам  автора,  должно  было  стать  «азбукой  реального  и  номинального  человеческого  познавания»  [7].  Развитые  в  этом  труде  идеи  и  план  педагогического  сочинения  нашли  сочувственный  отклик  и  материальную  поддержку.  В  1774  г.  появилось  проектированное  им  педагогическое  сочинение  («Elementarwerk»,  в  4  томах,  со  100  гравюрами,  выполненные  Д.Ходовецким)  с  переводом  на  французский  и  латинский  языки. 

27  декабря  1774  г.  И.Базедов  по  поручению  и  финансовой  поддержке  герцога  Леопольда-Фридриха-Франца  торжественно  открывает  в  Дессау  «Школу  Филантропии»  или  Philanthropinum.  Филантропин  Дессау  представил  новый  вид  школы,  которая  существовала  вопреки  обычной  практике  -  абсолютно  независимая  от  контроля  и  наблюдения  церкви.

В  филантропины  принимали  детей  разных  сословий  от  8  до  18  лет  на  соответствующие  отделения:

-  академическое  /пансионеры/  -  дети  состоятельных  родителей,  готовились  здесь  к  поступлению  в  университет;

-  фамулянтное  -  дети  бедных  родителей,  по  окончанию  получали  профессию  гувернера  или  домашнего  воспитателя;

-  педагогическое  -  дети  незнатных  родителей,  проявившие  интерес  к  профессии  учителя  [5,  с.378].

Совершенно  новым  был  не  только  учебный  план,  включавший  в  себя:  обучение  языкам  (немецкому,  французскому,  латинскому  и  греческому),  физическую  культуру,  ручной,  ремесленный  и  сельскохозяйственный  труд,  подготовку  по  «всем  наукам,  потребным  в  благоустроенном  обществе,  а  также  всем  училищным  и  гимназическим  предметам,  до  приготовительных  к  университетским  включительно»  [7],  но  и  методы  их  изучения.  Методы  обучения  основывались  на  принципах  наглядности,  активности,  перехода  от  конкретного  к  абстрактному.  Ученики  должны  чередовать  между  собой  приобретение  знаний,  ручную  работу  и  физические  упражнения.  И.Базедов  предполагал,  что  изучение  наук  должно  быть  удовольствием  для  воспитанников,  поэтому  вводит  игровые  методы  обучения,  что  в  дальнейшем  вызвало  критические  отзывы  современников.  Не  смотря  на  критику,  в  «Руководстве  по  истории  немецкого  образования»  под  ред.У.Херрмана  дается  следующая  характеристика  И.  Базедова  «он  был  один  из  самых  достойных  и  активных  реформаторов  школы  и  системы  образования  в  последнее  время,  он  (И.Базедов)  принадлежит  к  людям,  которые  были  предназначены  для  изменения  в  образе  мыслей  и  действий  многих»  [11,  с.  315].  Незадолго  до  своей  кончины  И.Базедов  произнес  следующие,  хорошо  характеризующие  его  слова:  "Я  желаю  быть  анатомированным  для  пользы  моих  сограждан"  [11.  с.315].

Немецкие  педагоги-филантрописты  (И.  Базедов,  Х.  Зальцман,  И.  Кампе,  Э.  Трапп  и  др.),  воодушевленные  идеями  Локка  и  Руссо  рассматривали  свободу  в  качестве  одного  из  главных  принципов  обучения  и  воспитания.  В  своей  работе  «Очерк  истории  воспитания  и  обучения»  Л.Н.Модзалевский  обобщает  воспитательные  меры,  предлагаемые  филантропистами  следующим  образом:

-  подготовить  образованных  воспитателей;

-  вернуться  к  древней  системе  физического  воспитания  «сообщавших  юношеству  гимнастический  закал  и  гимнастическую  грацию»  [5,  с.  379];

-  заниматься  духовным  развитием,  где  главная  цель  -  гуманность,  «человек  должен  быть,  прежде  всего,  человеком,  гражданином  мира»  [5.с.  379];

-  укреплять  волю  посредством  разумности,  эффективного  использования  наград  и  наказаний;

-  довести  до  сведения  воспитанников,  что  религия  должна  вести  людей  к  объединению,  а  не  к  вражде, 

-  учитывать,  что  религиозное  воспитание  детей  должно  быть  доступно  и  тщательно,  сообщение  конфессиональных  отличий  веры,  есть  дело  церкви,  а  не  школы;

-  сделать  филантропию  главной  задачей  всего  нравственно  -  религиозного  воспитания,  т.к.  насилие  искажает  нравственность  ребенка;

-  открывать  ребенку  окружающий  и  чувственный  мир  раньше,  чем  грамматика  и  катехизис;

-  изучать  латынь  на  одном  уровне  с  немецким  языком;

-  читать  книги,  только  в  отрывках,  «чтобы  не  осквернить  фантазию  ребенка  грязными  образами»  [5,  с.380]. 

Так  устранив  из  области  воспитания  все  препятствия  и  применив  все  предложенные  воспитательные  меры,  возможно  достигнуть  конечной  цели  -  «создать  истинных  людей,  которые  будут  чувствовать  себя  одинаково  счастливыми  всегда  и  всюду»[5,  с.  380].  Основной  целью  филантропистов  было  подготовить  детей  к  общеполезной,  патриотической  и  счастливой  жизни,  что  влекло  за  собой  коренное  изменение  существовавшей  системы  воспитания  и  обучения. 

Другой  яркий  представитель  филантропизма  -  Зальцман  Христиан  Готгильф  (1744-1811)  основавший  в  1784  в  поместье  Шнепфенталь  школу,  аналогичную  впервые  созданному  близ  Дессау  «Филантропину»  Иоганна  Базедова.  В  свою  школу  Зальцман  привлек  таких  выдающихся  педагогов  и  соратников  как  Бернард  Генрих  Блаше  (1766  –  1832),  Иоганн  Кристоф  Гутс  -  Мутс  (1759  –  1839)  и  Иоганн  Генрих  Готлиб  Хойзингер  (1766  –  1837).  3альцман,  так  же  как  Базедов  и  другие  филантрописты,  проповедовал  принцип  обучения  детей  сообразно  с  их  природой.  Он  вырабатывает  новую  педагогическую  концепцию,  где  главная  идея  заключается  в  том,  что  воспитание  это  не  только  создание  особого,  предназначенного  для  ребенка  жизненного  пространства,  но  и  прежде  всего  самовоспитание  воспитателя,  с  тем,  чтобы,  в  первую  очередь,  он,  а  не  окружающая  среда  были  важны  и  интересны  для  детей.  Это  единственная  филантропическая  школа  в  Германии,  в  которой,  с  её  основания,  вплоть  до  современности,  непрерывно  воплощается  идея  параллельного  обучения  и  воспитания. 

Филантропин  в  Шнепфентале  был  оригинальным  творением  Зальцмана:  подчеркнуто  семейный  характер  сосуществования  со  своими  учениками,  единение  с  природой  и  сельской  жизнью,  физическое  оздоровление  с  помощью  гимнастических  упражнений  и  прогулок,  организация  уроков  ручного  труда,  посещение  производств  и  обязательное  воздействие  на  учеников  личным  примером  воспитателя.  Дети  воспитывались  с  учетом  их  индивидуальности,  каждого  ребенка  обучали,  прежде  всего,  тому  к  чему  он  обнаруживал  способности,  с  целью  подготовки  к  продолжению  образования  или  избранной  практической  деятельности.  «Мышление,  терпение,  действие»  -  основные  принципы  школы  [14].  Они  отражают  символы  педагогических  требований  филантропической  школы,  как  для  подрастающих  поколений,  так  и  для  их  воспитателей  равным  образом.  Эти,  формулируемые  Зальцманом  принципы,  соответствовали  духу  эпохи.  Требование:  «Думай»  созвучно  словам  Канта:  «Имей  мужество  жить  в  соответствии  с  твоими  собственными  представлениями!»  [1].  Призыв  к  терпению  соответствует  призыву  к  толерантности,  а  также  к  готовности  переносить  невзгоды.  Воззвание  к  действию  представляет  собой  требование  использовать  свои  способности  на  службу  общества  и  быть  полезным  его  членом.  Исходя  из  глубокого  уважения  к  ребёнку  и  к  его  правам,  руководствуясь  желанием  еще  при  жизни  лишить  людей  бедствий,  разрабатывал  Зальцман  свою  педагогику.

Свою  гражданскую  гуманистическую  позицию  Зальцман  выразил  в  памфлете  антифеодальной  направленности:  «Воспитание  и  обучение  низших  сословий  должно  быть,  безусловно,  прекращено,  если  оно  не  ведет  дальше  умения  написать  письмо.  Я  не  обладаю  достаточным  жизненным  опытом,  чтобы  судить  об  этом,  однако,  один  из  двух  вариантов  должен  присутствовать:  либо  те,  кто  надзирает  за  обучением  и  просвещением  народа  настолько  ленивы,  что  не  заботятся  об  этих  процессах  так,  как  они  того  требуют;  либо  высшие  сословия  преднамеренно  держат  низшие  в  незнании  и  безграмотности,  чтобы  их  было  проще  угнетать  и  использовать  как  рабов»  [12,  с.12].

Его  социально-критическое  произведение  «Карл  из  Карлсберга»  было  понято  и  оценено  представителями  прогрессивной  буржуазии,  но  отвергнуто  феодалами.  Он  изобразил  картину  человечества  будущего,  которое  вырвалось  из  социальной  нужды  благодаря  образованию  и  воспитанию,  уничтожило  аристократию  и  построило  свою  жизнь  на  совместном  труде  всех  людей.  Взяв  за  основу  социоцентричекие  идеи  филантропии,  Х.Г.Зальцман  совершенствовал  и  улучшал  их  в  течение  своей  многолетней  воспитательной  практики. 

Основными  заслугами  Зальцмана  ,  является  то,  что  он  развил,  и  на  своем  опыте  опробовал  основные  педагогические  принципы  филантропизма,  дал  возможность  Шнепфенталю  развиваться  как  важнейшему  экспериментальному  центру  в  области  педагогики,  а  также,  соглашаясь  с  передовыми  идеями  педагогов  своего  времени,  хотел  подготовить  человека  к  «полезной  для  общества,  патриотической  и  счастливой  жизни»  [12,  с.  13].  Он  был  «мастером,  умевшим  видеть  малое  в  педагогике,  не  забывая  при  этом  о  большом»  [14]. 

Наряду  со  школами  в  Дессау  и  Шнепфентале,  филантропические  заведения  были  основаны  в  Маршлине  (Граубюнден)  (1775)  благородным  Улиссом  Салийским  и  в  Гейдесгейме  (Пфальц)  графом  Лейнингеном,  но  вследствие  недобросовестных  приемов  их  руководителя  Карла  Бардта  (1741-1792)  они  были  в  короткое  время  разорены.

Таким  образом,  немецкие  филантрописты,  находясь  под  влиянием  идей  и  практики  французко-буржуазной  революции,  выдвинули  ряд  новых  педагогических  теорий,  неприемлемых  ранее  в  общественных  и  религиозных  кругах.  Своими  основными  задачами  они  считали  необходимость  воспитать  высоконравственных  членов  общества,  подготовленных  к  практической  деятельности  в  различных  сферах  жизни,  обладающих  необходимыми  для  этого  научными  знаниями  и  умениями,  а  также  воздействие  на  умы,  с  целью  осуществления  социальных  преобразований. 

Социоцентрические,  практикоориентированные  идеи  И.Базедова  и  его  соратников  оказали  влияние  на  педагогическую  деятельность  не  только  таких  зарубежных  педагогов  как  Ф.  Э.  Рохов,  Э.Х.Трапп,  И.  Г.  Песталоцци,  Ф.Фребель  и  др.,  но  и  педагогическую  деятельность  и  в  России.  Так  в  1764  г.  И.И.  Бецкой  в  своем  докладе  Екатерине  II  «Генеральное  учреждение  о  воспитании  обоего  пола  юношества”  сообщает  о  необходимости  воспитать  в  России  “новую  породу  людей  -  образованных  дворян,  способных  гуманно  обращаться  с  крестьянами  и  справедливо  управлять  государством,  и  разночинцев  -  “третий  чин  людей”,  способных  развивать  промышленность,  торговлю,  ремесло»  [3].  Отражение  их  теорий  можно  проследить  в  деятельности  Н.И.Новикова,  В.Ф.Одоевского,  а  позже  Н.К.Крупской,  А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинского.

К  сожалению,  несмотря  на  сохранившуюся,  до  сегодняшнего  времени,  актуальность  идей  немецких  филантропистов,  информации  об  их  педагогической  деятельности  не  достаточно,  что  и  вызывает  у  нас  исследовательский  интерес.

 

Список  литературы:

1.Гулыга  А.В.  Жизнь  замечательных  людей.  И.Кант.  вып.  7  М.:  Молодая  гвардия,  1977,  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа  -  http://bookz.ru/authors/arsenii-guliga/kant/page-3-kant.html

2.История  дошкольной  зарубежной  педагогики.  Хрестоматия.  [Текст]  /  -  М.:  Просвещение.  1974.-  166  с.

3.Кларин  В.М.,  Джуринский  А.Н.  Я.А.Коменский,  Д.Локк,  Ж-Ж.Руссо,  И.Г.Пестолоцци.  Педагогическое  наследие.  [Текст]  /  В.М.Кларин,  А.Н.Джуринский.  -  М.:  Педагогика,  1987.  139-141с.

4.Котова  Е.В.,  Намазова  А.С.,  Остапенко  Е.С.  Европейские  монархии  в  прошлом,  настоящем,  будущем  18  -20  в.  [Текст]  /  Е.В.Котова,  А.С.Намазова,  Е.С.  Остапенко.  –  СПб.:  Алетейя,  2001.  53-56  с.

5.Модзалевский  Л.Н.  Очерк  истории  воспитания  и  обучения:  учеб.  пособие  [Текст]  /  Л.Н.Модзалевский.  -  СПб.:  Алетейя,  2000.  378  -385  с.

6.Новый  энциклопедический  словарь  Брокгауз-Ефрон.  /т.  IV,  СПБ.,  1911.[электоронный  ресурс]  –  Режим  доступа  -  http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/108/108952.htm

7.Образцова  Л.В.  Филантропизм  и  реформаторство  в  немецкой  педагогике:  Монография  [Текст]  /  Л.В.Образцова.  –  Марбург:  изд.  Марбургской  лаборатории,  1999.  3,  11-13  с.

8.Паульсен  Ф.  Исторический  очерк.  Развитие  образования  в  Германии  [Текст]  /  Ф.Паульсен.  -  М.:  Типография  Товарищества  И.Д.Сытина,  1908.  142  с.

9.Пискунов  А.И.  Очерки  по  истории  прогрессивной  немецкой  педагогики  конца  XVIII  –  начала  XlX:  учеб.  Пособие  [Текст]  /  А.И.Пискунов.  -  М.:  Академия  педагогических  наук,  1960.  30  с.

10.Российская  педагогическая  энциклопедия  /  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  -  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/20.php

11.Hammerstein,  Notker;  Herrmann,  Ulrich:  Handbuch  der  deutschen  Bildungsgeschichte.  Bd.  II.  18.  Jahrhundert.  Vom  späten  17.  Jahrhundert  bis  zur  Neuordnung  Deutschlands  um  1800.  -  München:  Beck,  2005.  -  583  S.;

12.C.G.Salzmann  -  bibliographie.  Hermann  boehlaus  nachfolger.  Weimar,1981.  S.  11-14

13.Paedagogik.  Herausgegeben  von  prof.  Dr.Hans  (  Das  Fischer  lexicon  Herausgegeben:  Herman  Groothoff,  1964.  S  204-230

14.Salzmannschule  Schnepfenthal  /  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  -  http://www.salzmannschule.de/

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.