Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Морозова Надежда Николаевна
преподаватель АОУ СПО «Сыктывкарский
гуманитарно-педагогический колледж
имени И.А. Куратова, г. Сыктывкар
E-mail: nadyamorozova@km.ru
В последние годы значительно усилился интерес к коми национальной культуре, искусству, в частности, к народной музыке. Педагоги, музыканты в своей педагогической работе все чаще стали использовать народные песни и плясовые мелодии коми народа.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения [2, с. 3].
Дети, живущие в Республике Коми, должны, прежде всего, знать музыку своего народа, близкую и понятную им, связанную с образами родной природы, которая непосредственно их окружает. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей, а также одним из путей нравственного воспитания.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Большие возможности погружения ребенка в мир народного искусства, обучения языку народной, а в дальнейшем - классической и современной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений.
Г.М. Науменко писал: «…он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» [3, с.17].
Педагоги вносят свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляя примитивные интонации окружающей ребенка современной музыки богатому интонационному словарю народной музыки.
Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста.
Н.В. Никольский утверждал, что народная песня - это верный путь к осознанию человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то, о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется [4, с. 6].
Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.
Колыбельные песни, пестушки и потешки - это своеобразный клад народной педагогики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы. В колыбельных песнях «Őввö», «Баю-бай» «Почö сьылö – норалő» выражается любовь матери, бабушки к младенцу. В этих песнях чаще других повторяется слово «спи» («Зарни пиőй, узь нин узь, сьöлöмшőрöй, узь нин узь»). В них поется о том, где родители, чем заняты, что принесут. Пöчö, ыджыд мам (бабушка) выговаривает в песне добрые пожелания внуку, внучке, свою любовь к нему, свои заботы.
Среди колыбельных песен русского народа много песен о коте. Это связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку. Существовал даже обычай прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал. У коми народа тоже есть колыбельная песенка «Кысыльöн да канильöн». Коми считали, что жизнь кошки беззаботная, легкая, спокойная и сытная; отсюда поговорка «кань олöм овны».
Затейливая коми народная песенка «Кекöнач» призвана веселить маленького человека. Взяв ручки ребенка, хлопают в ладоши, выделяя слова, носящие основную смысловую нагрузку: «кекöнач, кекöнач, ыджыд мамыс ломтö пач, пуö дзоля пилы рок, шуö: гöстины пö лок» и.т.д. Здесь дана информация о близком человеке для ребенка, которая любит его и ждет.
Родня у малыша большая, все его любят, рады… вот и поехали в гости - «Рőдтiм, гонитiм». Дорога не ровная, а с ямками - маленькими и большими. Преодолев все трудности добрались до бабушки ребенка (по материнской линии бабушка - ыджыд мам, дедушка – ыджыд бать, по отцовской линии – пöч, пöль). Маленького гостя угощают, а потом укладывают спать.
В детском фольклоре коми есть особый жанр – будилки. Например, «Пашő, пиőй, чеччы». С появлением второго ребенка, если бабушка и мать сильно заняты хозяйственными работами, качать колыбельку будили первенца.
Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально - психологические черты находят отражение в детских песнях.
Так, например, в потешке «Катша, катша, китш-котш» сорока созывает всех лесных зверей и птиц на строительство нового дома, избы (керка): бобер (вурдысь) – их было без счета в зырянских лесах – лес валит; волк (кöин) – самый быстрый, бревно таскает; медведь (ош) самый сильный – сруб поднимает; дятел (сизь) окно делает (долбит); белка (ур) огонь поддерживает, лиса (руч) ткет полотно. Только тараканы ничего не делают, они гости.
Многие забавы, игры - это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых. А.М. Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» [1, c.115].
У каждого народа сложено множество песен о домашних и диких животных для детей. Так, в коми народной песенке «Петушок – гребешок» дана информация о том, какие зернышки клюёт петушок: ид тусь – ячмень (эту культуру коми сажали больше всех); сю (рудзöг) – рожь, шобдi – пшеница, анькытш – горох.
Любимый художественный образ - кöч (заяц). Ему посвящены поговорки, пословицы, песенки, он встречается во многих сказках. С какой любовью описывается заяц в песенке «Кöч йöктő» (заяц пляшет): ножки у него кривые (табья кока), головка масляная (вый тупыль юра), глазки черные как черная смородина (сьöд сэтöр синма), зубки острые (ёсь йыла пиня), язычок жирный, аж тает во рту (сыла – госа кывнас), ушки висячие, большие (лапья пельнас), шубка дорогая (аслас дона кунас). Заяц в фольклоре коми умный, хитрый, быстрый. Очень не просто его поймать охотнику даже с хорошей собакой. И заяц отвечает малым деткам любовью: посылает гостинцы с родителями, со старшими братьями – «кöч гőсьнеч» (чаще всего это кусок хлеба, оставшийся от обеда в лесу).
Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. По силе воздействия на чувства и воображение они ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества и в музыкальном воспитании детей.
Таким образом, педагоги детского сада имеют большую возможность для воспитания детей в духе народной культуры. Самым благодатным материалом, конечно же, является народная песня. Она должна звучать не только на музыкальном занятии, а в течение всего дня в дошкольном учреждении, чтобы ребенок с детства приучался по-особому смотреть на мир, замечать прекрасное. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней.
Список литературы:
1.Громов Е.С. Художественное творчество. Опыт характеристики некоторых проблем [Текст]. – М.: Политиздат, 1970. – 40 с.
2.Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программы и методические материалы для уроков музыки в начальной школе [Текст]. – М.: Мнемозина, 1998. – 85 с.
3.Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 112 с.
4.Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор. Учебное пособие [Текст] / Казан. гос. акад. культуры и искусств. – Казань: Гран Дан, 2002. – 226 с.
дипломов
Оставить комментарий