Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2010 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Кузнецова Н.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ГРУПП ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

СОВРЕМЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О  ФОРМИРОВАНИИ  ТОЛЕРАНТНОСТИ  У  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  В  УСЛОВИЯХ  ГРУПП  ИНТЕГРИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ

Кузнецова  Наталья  Алексеевна

аспирант  кафедры  коррекционной  педагогики 

Педагогического  института  «Южный  Федеральный  университет», 

г.  Ростов-на-Дону

E-mailNatalia130183@mail.ru

 

Интенсивное  социально-политическое  развитие  любой  страны  невозможно  без  роста  творческого  и  нравственного  потенциала  ее  граждан,  без  развития  их  умений  уживаться  в  едином  сообществе,  совместно  стремясь  к  прогрессу.  Принцип  толерантности  в  XXI  обретает  качество  необходимого  условия  функционирования  и  развития  различных  областей  жизнедеятельности  человека.  Особенно  это  касается  образовательной  отрасли  как  сферы  духовного  производства  и  системы  трансляции  общечеловеческого  культурного  опыта  подрастающим  поколениям.

Международная  практика  определила  толерантность  в  качестве  необходимого  условия  общения  людей  разных  культур,  этнических  межконфессиональных  групп.  В  «Декларации  принципов  толерантности»,  подписанной  в  ноябре  1995  года  185  государствами  –  членами  ЮНЕСКО,  включая  и  Россию,  указано,  что  «толерантность  означает  уважение,  принятие  и  правильное  понимание  всего  многообразия  культур,  форм  самовыражения  и  проявления  человеческой  индивидуальности»  [3].  Культивирование  толерантности  на  уровне  индивидуального  и  общественного  сознания  –  необходимое  условие  создания  демократического  государства.  В  «Концепции  модернизации  российского  образования  на  период  до  2010  года»  отмечается,  что  при  переходе  к  постиндустриальному  информационному  обществу,  расширению  масштабов  межкультурного  взаимодействия  особую  важность  приобретают  факторы  коммуникабельности  и  толерантности.

Исходя  из  этого,  формирование  толерантности  и  установок  толерантного  сознания  выступает  и  как  условие  успешного  развития  современного  полиэтнического  общества,  и  как  социальный  заказ  системе  образования. 

Идеи  толерантности  имеют  глубокие  корни  в  гуманистических  учениях  отечественных  мыслителей:  К.Н.  Венцеля,  С.И.  Гессена,  В.В.  Зеньковского,  Л.Н.  Толстого,  С.Т.  Шацкого  и  др.  Современное  понимание  толерантности  ведущими  российскими  учеными  (А.Г.  Асмоловым,  Г.Л.  Бардиер,  С.Л.  Братченко,  Р.Р.  Валитовой,  Б.З.Вульфовым,  Б.С.  Гершунским,  В.В.  Глебкиным,  В.Н.  Гуровым,  В.М.  Золотухиным,  В.  А.  Лекторским,  Е.В.  Магомедовой,  Г.У.  Солдатовой,  В.А.  Тишковым,  М.Б.  Хомяковым,  В.В.  Шалиным  и  др.)  позволяет  рассматривать  ее  в  качестве  важнейшего  нравственного  принципа  взаимоотношения  людей,  социокультурного  феномена,  гуманистического  императива  образовательного  пространства,  одного  из  универсальных  аспектов  культуры  личности,  ее  ценностной  ориентации.

Генезис  идеи  толерантности  в  научной  мысли  нашел  отражение  в  трактовке  понятия  толерантность.  Обращаясь  к  этимологическому  анализу  понятия  «толерантность»»  мы  отмечаем,  что  в  современном  словаре  иностранных  слов  толерантность,  производная  от  латинского  слова  tolerantia  —  терпение  определяется  как  понятие,  во-первых:  способности  организма  переносить  неблагоприятные  воздействия  какого-либо  вещества  или  яда,  во-вторых:  как  терпимости  снисходительности  к  кому-либо,  чему-либо  [7].

Это  определение  как  нам  кажется,  определённым  образом  отражает  понятие  толерантность  как  личностной  характеристики.  В  плане  человеческих  взаимоотношений  первая  часть  данного  определения  может  трактоваться,  как  стресс,  испытываемый  человеком,  когда  он  встречается  с  проявлениями,  не  согласующимися  с  его  пристрастиями,  привычками,  идеалами  и  др.  Вторая  же  часть  может  быть  интерпретирована,  как  способность  несмотря  на  стресс  терпимо,  снисходительно  относиться  к  таким  несоответствиям.

Слово  «толерантность»  вошло  в  употребление  в  русском  языке  сравнительно  недавно.  В  энциклопедическом  словаре  Брокгауза  и  Эфрона  не  содержится  сведений  ни  о  существительном  «толерантность»,  ни  о  прилагательном  «толерантный».  В  появившемся  позднее  малом  словаре  этих  же  издателей  дается  лишь  небольшая  статья  о  существительном  «толерантность»  как  о  терпимости  к  иного  рода  религиозным  воззрениям  [7].

По  сути  своей  понятия  «толерантность»  и  «терпимость»  во  многих источниках  рассматриваются  как  синонимы.  В  «Толковом  словаре  русского  языка»  под  редакцией  Д.Н.  Ушакова  категория  «толерантность»  полностью  отождествляется  с  категорией  «терпимость»  [5].

В  словаре  В.  И.  Даля  понятие  «терпимость»  определяется  как  свойство  или  качество,  способность  что-либо  или  кого-либо  терпеть  «только  по  милосердию,  снисхождению».  Подобным  образом  трактует  данное  понятие  и  большинство  современных  словарей.  Так,  «Современный  словарь  иностранных  слов»  определяет  понятие  «толерантность»  как  «„.терпимость,  снисходительность  к  кому-либо,  чему-либо»,  а  «Большой  энциклопедический  словарь»  под  общей  редакцией  А.  М.  Прохорова  характеризует  «толерантность»  как  «...терпимость  к  чужим  мнениям,  верованиям,  поведению»  [1]. 

Терпимость  понимается  как  свойство  личности,  которое  связано  с  отношением  к  различным  мнениям,  непредубежденностью  в  оценке  людей  и  событий  [6]. 

Приведённые  определения  свидетельствуют  о  понимании  толерантности  как  категория  далеко  не  пассивной  -  это  не  только  уважение  чужих  при  отсутствии  собственных  личных  ценностей,  но  позиция,  предполагающая  расширение  круга  личных  ценностных  ориентации  за  счет  позитивного  взаимодействия  с  другими  позициями,  ценностями,  культурами. 

Множественность  значения  обусловливает  неоднозначность  толкования  соответствующего  научного  понятия.  Объяснением  неоднозначности  толкования  толерантности  служат  и  исторические  аспекты  возникновения  и  развития  данной  дефиниции. 

Развивающиеся  и  сменяющие  друг  друга  в  ходе  эволюции  преобладающие  взгляды  на  сущность  толерантности,  и  в  настоящее  время  присутствуют  в  отдельных  проявлениях.  Исторический  подход  к  трактовке  понятия  «толерантность»  представлен  в  исследованиях  В.  А.  Лекторского,  которым  выделяется  четыре  возможные  модели  толерантности,  соответствующие  некоторым  реально  существовавшим  в  прошлом  и  существующим  современным  философским  концепциям  [4]:

1.  толерантность  как  безразличие.  Толерантность  при  таком  рассмотрении  выступает  по  существу  как  безразличие  к  существованию  различных  взглядов  и  практик,  так  как  последние  рассматриваются  в  качестве  не  важных  перед  лицом  основных  проблем,  с  которыми  сталкивается  общество.  По  мнению  В.А.  Лекторского,  это  исторически  первый  и  традиционный  для  современной  России  вариант  понимания  толерантности;

2.  Толерантность  как  невозможность  взаимопонимания.  Согласно  данному  пониманию  толерантности  религиозные,  метафизические  взгляды,  специфические  ценности  той  иди  иной  культуры  не  являются  чем-то  второстепенным  для  деятельности  человека  и  развития  общества.  Толе­рантность  здесь  выступает  как  уважение  к  другому,  которого  вместе  с  тем  невозможно  понять,  с  которым  невозможно  взаимодействовать.

3.  Толерантность  как  снисхождение.  В  данном  случае  толерантность  выступает  как  снисхождение  к  слабости  других,  сочетающееся  с  некоторой  долей  презрения  к  ним  .

4.  Толерантность  как  расширение  собственного  опыта  и  критический  диалог.  Толерантность  рассматривается  как  уважение  к  чужому  мировосприятию,  в  сочетании  с  установкой  на  взаимное  изменение  позиций  в  результате  критического  диалога.  [4].

Из  вышеперечисленных  моделей  толерантности  лишь  последняя  представляется,  по  мнению  В.А.  Лекторского,  актуальной  в  современной  ситуации.  К  этой  точке  зрения  присоединяется  и  Р.Р.Валитова,  говоря  о  том,  что  толерантность  предполагает  заинтересованное  отношение  к  Другому,  желание  прочувствовать  его  мироощущение,  которое  побуждает  к  работе  его  разум  уже  потому,  что  оно  —  иное,  чем-то  непохожее  на  собственное  восприятие  действительности  [2]. 

В  нашем  исследовании,  разделяя  подход  В.А.  Лекторского,  Р.Р.  Валитовой,  как  наиболее  плодотворный,  мы  рассматриваем  определение  толерантности  через  категорию  уважительного  отношения  к  другому  в  сочетании  с  установкой  на  диалогичное  взаимодействие  с  ним.  Такое  определение  согласуется  с  определением,  данным  в  Декларации  принципов  толерантности:  «...это  прежде  всего  активное  отношение,  формируемое  на  основе  признания  универсальных  прав  и  основных  свобод  человека»,  то  есть  его  уважения  [3].

Несмотря  на  то,  что  в  настоящее  время  проблема  формирования  толерантности  нашла  отражение  в  педагогической  теории,  она  не  получила  необходимого  решения  в  практике  образовательных  учреждений.  Особое  значение  приобретает  проблема  формирования  межличностной  толерантности  между  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  нормально  развивающимися  сверстниками.

Мировая  практика  интеграции  показывает,  что  дети,  с  раннего  возраста  научившись  доброжелательному  взаимодейст­вию  и  сотрудничеству  со  сверстниками,  «не  такими,  как  все»,  имеющими  отклонения  в  развитии,  не  страдают  «психологией  ра­сизма»  и  в  подростковом,  и  в  старшем  возрасте.  Результаты  наблюдений  Г.Алферовой,  И.Гилевич,  В.Гудонис,  И.Тиграновой,  В.Сводиной,  Н.Шматко  свидетельствуют,  что  здоровые  дети  принимают  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  как  партнеров,  лишь  нуждающихся  в  помощи,  что  способствует  гуманизации  взаимоотношений  детей. 

Проблема  интегрированного  образования  сложна,  дискуссионна,  но  главное,  она  является  действительно  социальной  проблемой,  так  как  в  ходе  её  решения  затрагиваются  интересы  колоссального  количества  людей,  представителей  различных  социальных  групп,  и  главное  –  подрастающего  поколения.  Общество  должно  предоставить  любому  человеку  право  выбора  вида  образования  в  зависимости  от  его  интересов,  потребностей,  возможностей.  Одной  из  главных  задач  интегрированного  образования  является  толерантное  отношения  к  лицам  с  ограниченными  возможностями  здоровья. 

Воспитание  толерантности  предполагает  формирование  и  внедрение  социальных  норм  толерантного  поведения,  формирование  у  детей  навыков  толерантных  отношений  в  условиях  группы  интегрированного  обучения,  воспитание  терпимости  к  инакомыслию,  воспитание  у  детей  неприятия  к  проявлению  жестокости,  насилия  к  природе,  людям,  ко  всему  окружающему  миру,  развитие  коммуникативных  способностей  как  основного  признака  личности,  обладающей  толерантным  сознанием,  консолидация  и  координация  деятельности  ДОУ,  семьи,  общественности.

Для  достижения  успешного  результата  необходимо  создание  у  детей  позитивной  установки  на  сотрудничество,  обеспечение  эмоционального  комфорта,  психологической  защищённости  ребёнка,  актуализация  мотивации  познавательной,  поисковой,  творческой  активности,  представление  возможности  апробировать  приобретённые  знания  на  уровне  поведения  в  игровых  и  реальных  ситуациях  общения.

 

Список  литературы:

1.Большой  энциклопедический  словарь  [Текст]  /  Под  ред.  Прохорова  А.М.  –  С-Пб.,  1997.

2.Ватилова  Р.Р.  Толерантность:  порок  или  добродетель  [Текст]  //  Вестник  Московского  университета.  Серия  7  .  Философия.  –  1996.  №  1.

3.Декларация  принципов  толерантности  [Текст]  //  Толерантность  –  идеология  гражданского  мира.  М.,  2001.

4.Лекторский  В.А.  О  толерантности.  Философия,  наука,  цивилизация.  [Текст]  -М..  Наука,  1999

5.Ожегов  С.И.,  Шведова  Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка  [Текст]  -  М.,  1999.

6.Психологический  словарь  [Текст]  /  Авт.-сост.  В.Н.  Копорулина,  М.Н.  Смирнова  и  др.  Под  общей  ред.  Ю.Л.  Неймера.  Ростов-на-Дону,  Феникс,  2003.

7.Толковый  словарь  иноязычных  слов  [Текст]  -М.,  1998.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий