Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ПРОФИЛЬНЫХ НЕГУМАНИТАРНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Егорова А. М.
аспирантка Уральского государственного педагогического университета,
г. Екатеринбург
E-mail: ewa56@mail.ru
В настоящее время в значительном числе общеобразовательных учреждений реализуется система профильного обучения старшеклассников. Необходимость перехода на профильное обучение определена Правительством Российской Федерации в Концепции модернизации российского образования. Согласно Федеральному Базисному учебному плану в старших классах могут быть введены физико-математический, естественнонаучный, информационно- технологический, гуманитарный, филологический профили и др.
С позиций культурологического подхода естественно-научные знания должны гармонировать с гуманитарными и обеспечивать осознание человеком своей личной ответственности и самоценности в мире с учетом возвышенных идеалов, необходимости познания глубинных корней красоты мироздания.
В век научно-технической революции искусство не только сохраняет свои высокие позиции в человеческой культуре, но и в чем-то приобретает даже более высокий авторитет. Ведь наука со своими однозначными ответами не может заполнить человеческую душу до конца, оставляя место для свободных фантазий искусства.
Е. Фейнберг писал: «В наше время, которое – удачно или неудачно – иногда называют эпохой научно-технической революции и которое действительно является временем огромного развития научного знания, нет
никакой опасности ослабления авторитета дискурсии; ее полезность слишком очевидна. Но есть опасность гиперболизации ее роли, принижения значения интуиции, ослабления способности к целостному и верному интуитивному суждению. Поэтому в наше время роль искусства особенно велика» [3, с.15].
Олицетворением проблемы взаимодействия науки и искусства является жизнь великого физика ХХ века А.Эйнштейна, который с увлечением играл на скрипке, а тема «Эйнштейн и Достоевский» вот уже полвека будоражит умы ученых и художников, но в одном сходятся все: современная наука не может развиваться без способности ученых к образному мышлению, воспитывается же образное мышление искусством. «Мне лично, заявлял Эйнштейн, - ощущение высшего счастья дают произведения искусства, в них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области» [4, с.22].
Наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества. Наука и искусство – это дороги, а часто и крутые нехоженые тропы к вершинам человеческой культуры. Таким образом, цель и у науки, и у искусства одна – торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями [1, с.55].
Проблема гуманизации общества и гуманитаризации образования возникла в ситуации острой социальной необходимости изменения общих принципов образовательного процесса в соответствии с изменением техносферы и переходом человека в новое историческое измерение.
Важнейшей сферой выявления гуманитаризирующих тенденций науки является сфера взаимодействия методов социально-гуманитарного, естественно-научного и технического знания.
Наметившиеся в настоящее время гуманизация и гуманитаризация образования по-новому обозначили проблему дифференциации учебного процесса, особенно профильной дифференциации. Гуманизация образовательного процесса предполагает создание наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка, проявления его способностей. Гуманитаризация современной системы образования создает возможности для усиления роли дисциплин, воспитывающих высоко духовную и демократическую личность. Наполнение гуманитарным содержанием естественно-математических предметов открывает новые пути развития разнообразных способностей учеников, позволяет формировать у них целостное и гармоничное представление об окружающем мире.
С повышением уровня математической подготовки школьников усиливается влияние эстетических мотивов на осуществление поисковой деятельности, расширяет круг эстетических факторов и их выбора в различных конкретных ситуациях, что способствует более высокому пониманию математической красоты, которое соотносится с творческой математической деятельностью, с изящностью рассуждений, с различными способами решения задачи.
Математическое познание, ориентированное на эстетическое воспитание учащихся, является для них самым продуктивным и интересным.
Выявление и использование потенциальных возможностей математического материала гуманитарного характера позволяет строить обучение таким образом, что наряду с усвоением собственно математического содержания школьники приобретут ряд гуманитарно-мировоззренческих представлений, являющихся частью общечеловеческой культуры.
Для того, чтобы в условиях профильного обучения не произошло торможения разностороннего развития личности, чтобы старшеклассник не оказался раньше времени ограничен профессиональными рамками, необходимо изыскать резервы включения музыкально-эстетического компонента в учебный план негуманитарных профилей. Роль искусства, в том числе музыкального, в процессе духовного роста в годы юности огромна, общеизвестна и не подвергается сомнению. Однако обязательные уроки музыки в старших классах общеобразовательной школы в настоящее время не предусмотрены. Полученные ранее музыкальные знания и умения без дальнейшего углубления, обогащения и развития частично утрачиваются либо растворяются в потоке музыкального суррогата. Добавим к сказанному, что в этот же период традиционно завершается процесс дополнительного музыкального образования в детских музыкальных школах и школах искусств. Таким образом, и основное, и дополнительное музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем остро нуждается формирующаяся личность старшеклассника.
Перспективы оптимизации музыкального образования старшеклассников в настоящее время связывают с деятельностью профильных классов. Учебный план в подобных классах отличается достаточной гибкостью и подвижностью и позволяет ввести музыкально-образовательные дисциплины. Однако при этом речь идет, прежде всего, о классах гуманитарного профиля, где музыкально- образовательные дисциплины органично вливаются в общий содержательный контекст. К сожалению, с деятельностью профильных гуманитарных классов нередко отождествляется процесс музыкального образования старшеклассников в целом. Между тем, содержание образовательного процесса классов негуманитарного профиля (физико-математических, естественнонаучных и т.п.) не предусматривает введения дисциплин музыкально-образовательной направленности. Учащиеся, избравшие негуманитарные профили, фактически исключаются из процесса музыкального образования.
Нами было проведено измерение художественно-эстетической потребностей среди учащихся 10-11 классов с углубленным изучением математики и классов универсального обучения (непрофильное обучение) по методике В.С. Аванесова. Количество учеников, принимавших участие в диагностике – 61, среди общеобразовательных классов – 28 человек, среди математических - 33. Сила потребности определялась по трем уровням (высокий, средний, низкий), в зависимости от количества набранных баллов.
Среди 10-11 - х классов
Направленность класса |
Кол-во человек |
Уровень |
||
Высокий (%) |
Средний (%) |
Низкий (%) |
||
общеобразовате льный |
28 |
42,8 |
46,4 |
10,8 |
математический |
33 |
42,4 |
45,5 |
12,1 |
Диагностические показатели в математических классах выявили: на высоком уровне находятся 42,4 % на среднем уровне – 45,5 % , на низком – 12,1%. Показатели в общеобразовательных классах выявили: на высоком уровне находятся 42,8 %, на среднем уровне – 46,4 %, на низком – 10,8% учащихся.
Измерение художественно-эстетической потребности старшеклассников
Результаты диагностики выявили то, что художественно-эстетическая потребность школьников, изучающих углубленно предметы естественно- математического цикла, не уступает художественно-эстетической потребности
школьников общеобразовательных классов, изучающих курс «Мировой художественно культуры» (1 час в неделю) в соответствии с базисным учебным планом.
Аномальная ситуация в области музыкального образования старшеклассников настоятельно требует своего разрешения. В сложившихся условиях необходимо изыскивать любые возможности включения элементов музыкального образования в содержание учебного процесса негуманитарных профилей. Одним из вариантов может стать задействование потенциала элективных курсов (они же – курсы по выбору), позволяющих осуществлять музыкальное образование в контексте профильной направленности обучения. В частности, нами разработана и реализуется программа элективного курса
«Математика и музыка» для учащихся профильных негуманитарных классов общеобразовательной школы. Данный курс, рассчитанный на 34 часа, в первую очередь адресован учащимся физико-математического цикла. Однако он является достаточно универсальным и может быть включен в учебный план различных профилей.
Не претендуя на решение разносторонних задач музыкального образования, курс «Математика и музыка» призван расширить знания старшеклассников о музыкальном искусстве в контексте одного из многочисленных аспектов его бытования, а именно – сосредоточить внимание учащихся на осмыслении различных точек соприкосновения искусства (музыка) и науки (математика).
Целью курса «Математика и музыка» является развитие музыкальной культуры старшеклассников, рассматривающейся, в соответствии с современными концепциями музыкального образования, как часть их общей гуманитарной культуры.
Основными задачами курса является получение учащимися знаний о музыкальном искусстве в локальной области, ограниченной заявленной тематикой курса; расширение спектра музыкальных впечатлений учащихся; углубление знаний учащихся в области теории музыки; обогащение знаний учащихся о музыкальных стилях, жанрах, направлениях, о композиторах, исполнителях, музыкантах-исследователях; реализация полученных знаний и умений в самостоятельных творческих проектах, дальнейшее формирование умений слушать, исполнять, сочинять музыку. В конечном счете, решение поставленных задач способствует расширению музыкального кругозора старшеклассников, побуждает их к музыкальному самообразованию.
Как и любой дисциплине музыкально-образовательного цикла, курсу
«Математика и музыка» свойственна диалектика эмоционального и рационального. В сравнении с базовым уроком музыки рациональное начало курса «Математика и музыка» проявляется более ярко, о чем свидетельствует само содержание курса и его тематизм. Однако это не означает утраты эмоционального начала, проявляющегося на уровне осмысления содержания курса и на уровне восприятия музыкальных произведений.
Введение курса «Математика и музыка» максимально способствует решению задач профильного образования, носит общекультурологический характер и способствует решению задач формирования разносторонне развитой личности.
Список литературы:
1.Волошинов А.В. Математика и искусство/ А.В. Волошинов. – М.: Просвещение, 1992. – 335 с.
2.Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с.
3.Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство/ Е.Л.Фейнберг. – М.: Радио и связь, 1981. – 145 с.
4. Хофман Б. Альберт Эйнштейн – творец и бунтарь/ Б. Хофман. – М.: Прогресс, 1983. – 216 с.
дипломов
Оставить комментарий