Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Якушева С. САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть IV. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

 

САМООБРАЗОВАНИЕ  И  САМОВОСПИТАНИЕ  В  РАЗВИТИИ  ЛИЧНОСТИ  ПЕДАГОГА

Якушева  С.Д.

канд.  пед.  наук,  ст.  преподаватель  МГПИ,  г.  Москва

E-mailjawa57@mail.ru

 

Утверждение  К.Д.  Ушинского  о  том,  что  учитель  живет  до  тех  пор,  пока  учится,  приобретает  особое  значение  в  условиях  развития  профессионального  российского  образования.  Сама  жизнь  поставила  на  повестку  дня  задачу  непрерывного  педагогического  образования.  Немецкий  педагог  XIX  века  А.  Дистервег  писал,  что  учитель  способен  воспитывать  и  образовывать,  только  в  том  случае,  если  продолжает  работать  над  своим  собственным  воспитанием  и  образованием.

Нет  иного  пути,  кроме  образования,  чтобы  подготовить  индивида  к  самой  высокой,  по  словам  А.М.  Горького,  должности  на  земле  –  быть  человеком.  Без  образования  и  воспитания  невозможно  обеспечить  и  профессиональную  подготовку  человека,  дать  ему  навыки  в  определенной  отрасли  труда.

Выдающийся  педагог  1930-х  гг.  А.С.  Макаренко,  работы  которого  не  утратили  актуальности  и  сегодня,  говорил,  что  в  педагогику  он  пришел  случайно,  без  всякого  на  то  призвания,  но  научился,  сделался  мастером  своего  дела.  Такого  результата  может  добиться  каждый,  если  ему  помогут  и  если  он  будет  работать  над  собой  [4,  с.  490].

Пресс  современной  цивилизации,  по  утверждению  современного  философа  Л.Ю.  Писарчика,  оказывает  очень  мощное  воздействие  на  молодого  человека,  предлагая  ему  реализовать  свои  творческие  потенции  в  рыночной  деятельности,  в  борьбе  с  конкурентами,  в  погоне  за  наживой,  в  достижении  успеха  любой  ценой,  в  господстве  над  природой,  в  преодолении  традиционной  культуры,  в  модернизации  производства,  т.е.  в  создании  еще  более  мощной  техники,  производящей  еще  больше  негативных  изменений  в  природе.  "Человек-  господин",  "человек-супермен",  "человек-миллионер",  "человек-робот"  –  вот  современные  кумиры.  Это  говорит  о  том,  что  сегодня  нарастает  тенденция  дегуманизации  общества,  когда  нормальные  человеческие  чувства  и  устремления  искажаются  и  подменяются  дегуманизированным  фарсом.  За  примерами  далеко  ходить  не  приходится,  ими  наполнены  газеты,  телевидение,  видеопродукция,  кино,  литература  и  т.д.  [9,  с.  19].

Молодому  человеку  приходится  делать  выбор:  принять  идеологию  общества,  пронизанную  категориями  "обладать",  "присвоить",  "потребить",  но  при  этом  чаще  всего  остаться  по  выражению  известного  отечественного  философа  И.А.  Ильина  "духовно  никем"  [2,  с.  242]  или  прислушаться  к  мнению  философов,  художников,  деятелей  культуры  и  пойти  по  пути  духовного  развития.  Первый  путь  легкий,  общепризнанный.  По  нему  сегодня  идут  многие,  потому  что  это  дает  человеку  ощущение  приобщенности  к  современным  формам  жизни,  достижениям  цивилизации,  включенности  в  большие  массы  единомышленников,  ощущение  комфорта  от  солидарности  с  подобными  себе.  Такие  люди  почти  всегда  равнодушны  к  проблемам,  которые  выходят  за  пределы  его  "частных",  "индивидуальных",  "личных"  интересов.  Фундаментальные  основания  жизни  и  культуры  они  обосновывают  не  обращением  к  духовным  критериям  и  истокам,  а  ссылкой  на  биологические  инстинкты,  которые,  по  их  мнению,  являются  самосохранение,  материальное  благополучие,  потребительство,  желание  опередить  конкурентов,  занять  "место  под  солнцем".  Послушать  этих  людей  –  и  мы  больше  не  найдем  в  истории  человеческой  цивилизации  никаких  духовных  исканий  и  устремлений  человека,  творческих  мук,  поиска  смысла  жизни,  самопожертвования  и  нравственного  самоусовершенствования.

В  связи  с  этим  возникает  вопрос:  стоило  ли  человечеству  прилагать  титанические  усилия  в  ходе  социального  прогресса,  чтобы  прийти  к  такому  примитивному  результату?  Нет,  человеческий  дух  все  равно  будет  развиваться,  но  только  без  нас,  не  "через  нас",  как  сказал  бы  Г.  Гегель.  Он  будет  развиваться  в  другом  месте  и  в  другое  время,  но  он  совершит  все  великое,  что  ему  положено  совершить,  он  двинет  вперед  общество  и  создаст  новые  ценности  подлинной  культуры.

М.  Монтень  утверждал,  что  подлинно  разумное  обучение  изменяет  и  наш  ум,  и  наши  нравы.

Поэтому  одной  из  задач  российского  образования  является,  по  мнению  Л.Ю.  Писарчика,  переведение  человека  из  мира  повседневности  в  мир  культуры  [9,  с.  16].  На  смену  идеалу  образованного  человека  приходит  идеал  культурного  человека.

Понятие  "культурный  человек"  не  является  простым,  как  это  кажется  на  первый  взгляд.  В  обыденном  сознании  культурный  означает  с  "вежливый",  образованный,  воспитанный  человек"  [12,  с.  15].

Другая  и  очень  важная  задача  -  формирование  личности  нового  социокультурного  типа:  гуманной,  постигающей  и  понимающей  высокую  ценность  человеческой  жизни;  духовной,  обладающей  развитыми  потребностями  в  познании  окружающей  действительности;  самосовершенствующей,  находящейся  постоянно  в  поиске  смысла  жизни  и  жизненной  позиции,  общении  с  искусством,  самопознании,  понимании  собственного  "Я"  и  своего  внутреннего  мира;  творческой,  с  развитым  интеллектом,  стремящейся  к  преобразующей  деятельности,  обладающей  чувством  нового,  способной  к  активной  жизни  и  творчеству;  прагматической,  владеющей  новейшими  технологиями  и  умениями,  необходимыми  для  реализации  профессиональных  знаний  в  новой  экономической  и  социокультурной  ситуации  (предпринимательство,  компьютерная  грамотность,  языкознание),  профессиональной  мобильности  [11].

В      связи  с  этим  роль  самообразования  и  самовоспитания  будущих  специалистов  чрезвычайно  велика.  Ибо  воспитание  сегодня  рассматривается  как  фактор  успеха  модернизационных  процессов  в  России,  как  способ  возможности  саморазвития  человека.  И  наконец,  не  лишним  в  данной  связи  будет  вспомнить  о  еще  одной  замечательной  российской  традиции,  когда  профессиональные  учебные  заведения  обучали  и  воспитывали  истинных  интеллигентов  –  гордость  России 

[17,  с.  35]. 

Уникальность  каждого  человека  не  вызывает  сомнений.  Однако  умение  предъявить  себя  миру,  выразить  свою  уникальность  -  проблема  для  большинства  людей. 

Как  известно,  творцом,  так  же  как  интеллектуалом  не  рождаются.  Очень  многое  зависит  от  того,  какие  возможности  представит  окружение  для  реализации  личностного  потенциала. 

В   педагогической  науке  уже  в  90-х  гг.  XX  в.  разрабатывались  личностно  ориентированные  технологии  подготовки  студентов  к  работе  в  школе  и  других  образовательных  учреждениях.  Студенты  свободно  могут  выбрать  модель  своего  профессионального  облика  и  реализовать  его  посредством  различных  авторских  программ. 

Лишенный  школьной  опеки,  в  профессиональном  учебном  заведении  студент  сталкивается  с  непривычными  для  него  формами  работы  –  самообразованием  и  самовоспитанием. 

Самообразование  –  основа  роста  преподавателя  как  специалиста.  Как  показал  анализ  литературы,  проведенный  Ю.П.  Фатневой,  самообразование  представляет  собой  специально  организованную,  самостоятельную,  систематическую  познавательную  деятельность,  направленную  на  достижение  определенных  личностно  и       общественно  значимых  образовательных  целей;  непрерывное  продолжение  общего  и  профессионального  образования,  благодаря  которому  актуализируются  и  расширяются  знания  и  восполняются  пробелы  в  духовном  развитии  человека. 

Личностный  и  профессиональный  рост  напрямую  зависит  от  процессов  самообразования  и  самосовершенствования,  позволяет  наиболее  эффективно  реализоваться  будущему  педагогу  в  своей  деятельности,  обеспечивая  его  развитие  и  саморазвитие,  способствуя  творческому  подходу  к  делу  [15,  с.  340]. 

Академик  Д.С.  Лихачев,  обращаясь  к  молодежи,  писал:  «Учиться  нужно  всегда.  До  конца  жизни  не  только  учили,  но  и  учились  все  крупнейшие  ученые.  Перестанешь  учиться  –  не  сможешь и  учить.  Ибо  знания  все  растут  и  усложняются»  [3,  с.  74]. 

Воспитание  и  самовоспитание  -  две  стороны  единого  процесса  формирования  личности  [7,  с.  28].

Исследования,  проведенные  отечественными  психологами  и  педагогами  А.А.  Арет,  А.Г.  Ковалевым,  А.И.  Кочетовым,  Л.И.  Рувинским  и  другими,  убедительно  доказали,  что  личность  является  активной  силой  не  только  в  преобразовании  окружающего  мира,  но  и  в  собственном  ее  формировании.

Л.Н.  Толстой  определил  следующие  задачи  самовоспитания:  «Важнее  всего  для  меня  в  жизни  исправление  от  трех  главных  пороков:  бесхарактерности,  раздражительности  и  лени»  [13,  с.  15].

Личность  человека  формируется  и  развивается  под  влиянием  многочисленных  факторов  -  объективных  и  субъективных,  природных  и  общественных,  внутренних  и  внешних,  независимых  и  зависимых  от  воли  и  сознания  людей,  действующих  стихийно  или  согласно  определенным  целям.  При  этом  сам  человек  не  пассивное  существо,  он  выступает  как  субъект  своего  собственного  формирования  и  развития[8,  с.  226].

Формирование  личностных  качеств  не  может  происходить  без  стремления  самой  личности  к  учению,  без  проявления  ею  учебно-познавательной  активности.  Благодаря  самовоспитанию  и  упорной  работе  над  собой  человек  развивает  у  себя  лучшие  личностные  качества.  Известный  французский  философ  Ж.П.  Сартр  утверждал,  что  человек  есть  только  то,  что  он  сам  из  себя  делает,  подчеркивая  определяющую  роль  самовоспитания  в  его  личностном  развитии.

Все  это  говорит  об  исключительно  важной  роли  самовоспитания  в  развитии  и  формировании  личности.  Теоретические  и  методические  основы  самовоспитания  разрабатывались  в  психологии  и  педагогике  учеными  А.Г.  Ковалевым,  Д.М.  Гришиным,  А.И.  Кочетовым,  Л.И.  Рувинским  и  другими  [16,  с.  436].

Работа  над  собой  –  это  самовоспитание,  начинающееся  с  осознания  и  принятия  объективной  цели  как  субъективного,  желательного  мотива  своей  деятельности.  Субъективная  постановка  человеком  определенной  цели  поведения  или  своей  деятельности  порождает  сознательное  напряжение  воли,  определение  плана  деятельности  на  завтрашний  день.  Осуществление  этой  цели  неизбежно  сопровождается  возникающими  препятствиями  -  как  объективными,  так  и  субъективными.

Таким  образом,  на  определенной  стадии  развития  личности,  ее  интеллектуальных  способностей  и  общественного  самосознания  человек  начинает  понимать  не  только  внешние  для  него  цели,  но  и  цели  своего  собственного  воспитания.  Он  начинает  относиться  к  самому  себе  как  к  субъекту  воспитания.  С  возникновением  этого  нового,  весьма  своеобразного  в  формировании  личности  фактора  человек  сам  становится  воспитателем.

К.Д.  Ушинский  считал,  что  ему  в  самовоспитании  помогало  следующее:  «…  спокойствие  совершенное,  по  крайней  мере,  внешнее;  прямота  в  словах  и  поступках;  обдуманность  в  действиях;  решительность;  не  говорить  о  себе  без  нужды  ни  одного  слова;  не  проводить  время  бессознательно;  делать  то,  что  хочешь,  а  не  то,  что  случится;  издерживать  только  на  необходимое  или  приятное,  а  не  по  страсти  издерживать;  каждый  вечер  добросовестно  давать  себе  отчет  в  своих  поступках;  ни  разу  не  хвастать  ни  чем,  что  было,  ни  тем,  что  есть,  ни  тем,  что  будет»  [14].

Самовоспитание,  отмечает  И.П.  Подласый,  это  систематическая  и   сознательная  деятельность  человека,  направленная  на  саморазвитие и       формирование  базовой  культуры  личности.  Самовоспитание  призвано  укреплять  и  развивать  способность  к  добровольному  выполнению  обязательств,  как  личных,  так  и  основанных  на  требованиях  коллектива,  формировать  моральные  чувства,  необходимые  привычки  поведения,  волевые  качества.  Самовоспитание  -  составная  часть  и  результат  воспитания  и  всего  процесса  развития  личности.  Оно  зависит  от  конкретных  условий,  в  которых  живет  человек  [10,  с.  183]. 

Согласно  Н.А.  Березовину  самовоспитание  -  это  сознательная  деятельность,  направленная  на  возможно  более  полную  реализацию человеком  себя  как  личности.  Основываясь  на  активизации  механизмов  саморегуляции,  оно  предполагает  наличие  ясно  осознанных  целей,  идеалов,  личностных  смыслов.  Самовоспитание  –  относительно  позднее  приобретение  онтогенеза,  связанное  с  определенным  уровнем  самосознания,  критического  мышления,  способности  и  готовности  к  самоопределению,  самовыражению,  самораскрытию,  самосовершенствованию.  Оно  базируется  на  адекватной  самооценке,  критическом  анализе  своих  индивидуальных  особенностей  и  потенциальных  возможностей;  находится  в  неразрывной  связи  с  воспитанием,  не  только  подкрепляя,  но  и  развивая  процесс  формирования  и  совершенствования  личности  [1,  с.302-304].

По  утверждению  отечественного  педагога  Ю.К.  Бабанского,  процесс  воспитания  при  его  хорошей  организации  перерастает  в  процесс  самовоспитания  и  предполагает:  самостоятельное  планирование  деятельности  (самопроектирование)  по  усвоению  знаний,  умений,  навыков,  способов  поведения,  разрешения  проблемных  ситуаций  учебного  и  воспитательного  характера;  самоорганизацию  деятельности  -  рациональное  распределение  этапов  деятельности  во  времени,  рациональное  распределение  усилий  в  ходе  деятельности;  саморегулирование  деятельности  на  основе  самоанализа  хода  ее  и  внесение  необходимых  поправок;  самоконтроль  в  деятельности  -  анализ  ее  конечных  результатов,  сопоставление  их  с  намеченными  целями,  выявление  расхождений  и  их  причин,  проектирование  новых  перспектив  и  задач  [7,  с.  88].

Педагог  А.И.  Кочетов  определяет  следующие  параметры  самовоспитания:

·         направленность,  т.е.  мотивы  работы  над  собой; 

·         содержание  (умственное,  физическое,  нравственное,  трудовое,  эстетическое,  волевое,  профессиональное,  комплексное); 

·         устойчивость  (случайное,  эпизодическое,  постоянное); 

·         эффективность  в  формировании  личности  (выполняет функции  главные  и  вспомогательные).

Доминантой  в  самовоспитании  становится  формирование  таких  качеств,  как  самосознание,  увлеченность,  направленность,  умение  управлять  собой  и  т.д.

Весомую  роль  в  личностной  характеристике  педагога  играет  профессиональное  педагогическое  самосознание,  в  структуре  которого  входят:

·осознание  педагогом  норм,  правил,  модели  педагогической  профессии,  формирование  профессионального  кредо,  концепции  педагогического  труда; 

·соотнесение  себя  с  некоторыми  профессиональными  эталонами,  идентификация; 

·оценка  себя  другими,  профессионально  референтными  людьми; 

·самооценка,  в  которой  выделяются:  а)  когнитивный  аспект,  осознание  самого  себя,  своей  деятельности;  б)  эмоциональный  аспект  [5]. 

Ученые  В.А.  Мижериков  и  Т.А.  Юзефавичус  полагают,  что  будущий  педагог  должен  уметь  выявлять  у  себя  наличие  этих  образований  на  том  или  ином  этапе  профессионального  становления,  намечать  пути  и  средства  дальнейшего  развития  положительных  качеств  и  нейтрализации  и  вытеснения  отрицательных.

Чтобы  соответствовать  высокому  званию  педагога,  студент,  решивший  посвятить  себя  этой  профессии,  стремиться  развивать  в  себе  готовность  к  сложной  и  многогранной  деятельности  на  благо  общества,  умение  как  можно  лучше  делать  то  дело,  к  которому  он  приставлен  собственным  выбором  или  другими  обстоятельствами.  А  для  этого  недостаточно  просто  быть  тем,  каков  ты  есть  в  настоящий  момент.  Для  этого  требуется  выработать  в  себе  стремление  стать  лучше,  устраняя  недостатки  в  характере  и  вырабатывая  новые  черты,  необходимые  не  просто  для  жизни,  но  и  для  профессионально-педагогической  деятельности  [6,  с.  263-264].

Итак,  самообразование  и  самовоспитание  -  это  внутренний  процесс,  происходящий  в  личности,  необходимое  условие  совершенствования  педагогического  мастерства  и  профессионального  становления  будущего  специалиста.

Чрезвычайно  важным  является  осознание  своих  комплексов.  Немецкий  писатель  Т.  Манн  считал,  что,  только  познав  самого  себя,  никто  уже  не  останется  тем,  кем  он  был.

Сегодня,  по  утверждению  академика  Д.С.  Лихачева,  долг  человека  -  быть  интеллигентным,  а  это  предполагает  бескорыстное  служение  своему  народу.

 

Список  литературы:

1.Березовин  Н.А.  Основы  психологии  и  педагогики:  учеб.  пособие  [Текст]  /  Н.А.  Березовин.  –  Мн.:  Новое  знание,  2004.-336с. 

2. Ильин  И.А.  Путь  к  очевидности  [Текст]  /  И.А.  Ильин.  –  М.:  Республика,  1993.-431с. 

3.Лихачев  Д.С.  Письма  о  добром  и  прекрасном  [Текст]  /  Д.С.  Лихачев.  –  М.:  Детская  литература,  1989.-238с. 

4.Макаренко  А.С.  Соч.  в  7т.  Т.7.  [Текст]  /  А.С.  Макаренко.  -  М.: АПН  РСФСР,  1958.-583с. 

5.  Маркова  А.К.  Психология  труда  учителя  [Текст]  /  А.К.  Маркова.  –  М.:  Просвещение,  1993.-420с.

6.Мижериков  В.А.,  Юзефавичус  Т.А.  Введение  в педагогическую  деятельность:  учеб.  пособие  [Текст]  /  В.А.  Мижериков,  Т.А.  Юзефавичус.  –  М.:  Педагогическое  общество  России,  2005.-352с.

7.Педагогика:  учеб.  пособие  /  Под  ред.  Ю.К.  Бабанского.  [Текст] –  М.:  Просвещение,  1983.-608с. 

8.Педагогика:  учебное  пособие  /  В.А.  Сластенин,  И.Ф.  Исаев,  А.И.  Мищенко,  Е.Н.  Шиянов.  [Текст]  –  М.:  Школа-Пресс,  1998.-512с. 

9.Писарчик  Л.Ю.  Дилемма  современной  культуры:  технократизм  или  духовность?  [Текст]  /  Л.Ю.  Писарчик  //  Вестник  Оренбургского  государственного  университета.-2004.-№10.-С.13-21. 

10. Подласый  И.П.  Педагогика:  учебник.  В  2  кн.  Кн.1:  Общие  основы.  Процесс  обучения.  [Текст]  /  И.П.  Подласый.  -  М.:  ВЛАДОС, 1999.-576с. 

11. "Рекомендации  по  организации  внеучебной  работы  со  студентами  в  образовательном  учреждении  высшего  профессионального  образования".  Письмо  Министерства  образования  Российской  Федерации  от  20  марта  2002г.  N  30-55-181/16  (Д)  [Текст]. 

12.Сабиров  В.Ш.  Предмет  философии  образования  //  Сибирский  учитель.-2004.-№  6.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  -  URL:  http://www.sibuch.ru/article.php?no=317 

13.Толстой  Л.Н.  Полн.  собр.  соч.-Т.46.  [Текст]  /  Л.Н.  Толстой.  – М.;  Л.,  1934. 

14.Ушинский  К.Д.  Собр.соч.-Т.11.  [Текст]  /  К.Д.  Ушинский.  –  М., 1952. 

15.Фатнева  Ю.П.  Готовность  к  самообразованию  как  условие  профессионального  роста  будущего  специалиста  в  вузе  [Текст]  /  Ю.П.  Фатнева  //  Формирование  профессиональной  компетентности  специалистов  как  цель  модернизации  образования.  Материалы  Всероссийской  научно-практической  конференции.  –  Оренбург:  РИК  ГОУ  ОГУ,  2005.-596с.-С.339-340. 

16.Харламов  И.Ф.  Педагогика:  учеб.  пособие.-4-е  изд.,  перераб  и  доп.  [Текст]  /  И.Ф.  Харламов.  -  М.:  Гардарики,  1999.-519. 

17. Якушева  С.Д.  Воспитание  в  негосударственном  вузе  [Текст]  /  С.Д.  Якушева  //  Негосударственное  образование:  опыт,  проблема, перспективы.  Материалы  межвузовской  научно-практической  конференции.  –  Оренбург:  ИПК  ГОУ  ОГУ,  2005.-140с.-С.33-39.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.