Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В БГХМ
Якуш Н.В.
стар. науч. сотруд., музейн. педагог, БГХМ, г. Белгород
E-mail:
Игра – один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимый в детском возрасте. Цель статьи - не только подчеркнуть роль игры в процессе художественного образования и воспитания, но и познакомить читателей с некоторыми из них.
Игра хранит и передает огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих знаний. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Ценность игры как метода воспитания и обучения в том, что она воспроизводит разнообразные практические ситуации реальной жизни, культуры, а значит, несет знания о мире, искусстве, становится эффективным средством для активизации и совершенствования зрительного восприятия произведений искусства детьми [5, с. 7].
Использование дидактических игр при знакомстве с изобразительным искусством продиктовано связями игры и художественного творчества. Именно в играх лучше всего выявляются интересы к изобразительному искусству. Любая игра начинается с «включения» эмоций, переживаний, провоцирующих интерес к предстоящей деятельности: примеры из жизни, проблемные ситуации, поисковые задания, эмоциональные провокации [1, с. 4].
Особое внимание в работе Белгородского художественного музея уделяется как теоретическим, так и практическим музейным занятиям. Они нашли свое применение в программе «Мир художественного музея», где широко используются игровые задания, направленные на приобщение юного поколения к миру прекрасного, углубление знаний по изобразительному искусству, развитие художественных умений и навыков. Вот некоторые из них.
Игра «Палитра осени» (Проводится на занятии по теме «Осень»). Задачи: способствовать развитию зрительной памяти, цветовой зоркости; создавать условия для формирования знаний по цветоведению, способствовать совершенствованию навыков работы с красками и кистью.
Материал: карточки-задания с указанием, какие цвета нужно смешать, чтобы получить третий цвет.
Содержание. Каждый ребенок получает карточку, на которой он выполняет задания: а) два прямоугольника раскрашены, например, один желтым, а другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», третий прямоугольник остается нераскрашенным. Дети смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий (дополнительный цвет);
б) прямоугольник раскрашен, например, желто-зеленым цветом, рядом с ним два нераскрашенных прямоугольника, соединенных знаком «+». Учащиеся должны догадаться, с помощью каких цветов получен исходный оттенок.
Примечание. Чтобы создать дополнительную занимательность, предлагается игровая ситуация: нечаянно дождем смыты цвета с осенних листьев (вместо прямоугольников на карточках изображены силуэты листьев деревьев), предложить детям восстановить их цвет [4,с. 46].
Игра «Художник - Осень». (Проводится на занятии по теме «Осень»).
Задачи: способствовать развитию зрительной памяти, навыков работы с красками и кистью, создавать условия для формирования знаний по цветоведению.
Материал: заранее подобранные загадки о деревьях, кружки цветной бумаги с палитрой осенних листьев.
Содержание. Предлагается отгадать загадку и показать те цвета, в которые окрашивает осень листву данного дерева. Зачитываются загадки о деревьях.
Игра «Волшебный конверт» (Занятие по теме «ДПИ России») Задачи: способствовать формированию знаний по ДПИ и умению отличать промыслы, создавать условия для совершенствования зрительной памяти.
Содержание. Предлагается открыть конверт, в котором находятся вопросы о ДПИ России. Ребенок вытаскивает карточку с вопросом и отвечает на него.
Материал: красиво оформленный конверт, в котором заготовлены вопросы:
- Как называется роспись, выполненная одним цветом по фарфору? (гжель)
- В какой росписи не используются белые и синие цвета?
(хохлома)
- В какой росписи используется белая и черная оживка?
(городец)
- Какую роспись называют золотой? Почему? (хохлома)
- Назовите промысел, в котором расписываются подносы?
(жостово)
Игра «Найди ошибку» (Занятие по теме «Живопись», экскурсии по музею).
Задачи: способствовать развитию цветовой зоркости, образному мышлению, создать условия для совершенствования зрительной памяти.
Материал: картина М.К.Копытцевой «Цветет сирень». Содержание: Описывается картина. Дается установка - смотреть и слушать внимательно, т. к. в рассказе будет допущена ошибка. Дети находят ее в экспозиции, исправляют ошибку.
Весна. Май. Природа ожила и наполнилась яркими красками. Распустилась белая сирень. Ярким изумрудным цветом поблескивает первая зелень. Солнечный свет заливает веранду. Петя и Аня зачарованно любуются весенним садом, стоя на веранде. (Находят ошибку: на картине изображено 2 мальчика).
Игра «Психолог» ». (Проводится на занятии по теме «Пропорции лица»)
Задачи: способствовать развитию эмоциональной чуткости, образного мышления, создать условия для совершенствования зрительной памяти.
Материал: карточки с изображением человека в различных эмоциональных состояниях.
Содержание: Раздаются карточки, рассматривая картины в экспозиции, дети выбирают, какое эмоциональное состояние подходит к данному произведению изобразительного искусства, и достают нужную карточку.
Если для педагога игра – средство достижения определенной педагогической цели, то для ребенка цель – сам процесс игры [2, с. 35]. В чем же польза игры?
1.Игра создает гармонию, формирует стремление к совершенству, противопоставляя жестокому миру реальности, иллюзорный гармоничный мир-антипод.
2.Игра дает возможность создать коллектив и сплотить его. Игровые содружества способны сохраняться, и после игры.
3.Игра дает увлеченность. Вовлекает и активизирует возможности человека.
4.Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
5.Игра дает импульс к развитию ума.
6.Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их в своем вымышленном мире.
7.Игра дает развитие психологической пластичности. Это не только состязание, но и театральное искусство [3, с. 67].
Какую игру выбрать? Что предложить ребенку, чтобы коэффициент полезности игры был высоким? Выбирая, необходимо понимать, чего хочет организатор игры: активировать процесс познания, выявить в участниках какие-либо качества характера, поведения в той или иной жизненной ситуации, помочь приобрести знания по изобразительному искусству.
Таким образом, продуктивность игры как метода воспитания и обучения в Белгородском художественном музее проявляется в духовном приобщении личности к миру прекрасного, приобретении опыта постижения высокого искусства.
Список литературы:
1.Зеленина. Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
2.Панова Л.П. Роль и место игры в процессе обучения изобразительному искусству. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2000.
3. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах./ Н.Ф. Дик. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008
4. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
5.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
дипломов
Оставить комментарий