Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Чурекова Т., Пензина Е. ДИАЛОГ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть IV. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

 

ДИАЛОГ  -  ОСНОВА  ФОРМИРОВАНИЯ  КОММУНИКАТИВНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ

Чурекова  Т.М.

д-р  пед.  наук,  профессор  КемГУ,  г.  Кемерово

E-mailchurekova_t@mail.ru

Пензина  Е.В.

заместитель  заведующей  МДОУ  №163  «Центр  развития  ребенка  –детский  сад»,  соискатель  КРИПК  и  ПРО,  г.  Кемерово

E-mailpro-g-163@mail.ru

 

 

Дошкольное  образование  является  первой  ступенью  непрерывного  образования  человека.  В  связи  с  этим  образование  детей  дошкольного  возраста  должно  строиться  в  соответствии  с  общей  идеологией  модернизации  общего  образования  России,  согласно  которой  основным  результатом  деятельности  образовательного  учреждения  становится  не  система  знаний,  умений  и  навыков  сама  по  себе,  а  овладение  ребенком  набором  компетентностей  -интегративных  личностных  характеристик,  определяющих  способность  ребенка  к  решению  разнообразных  доступных  задач  жизнедеятельности  [3].

Одной  из  ведущих  компетентностей  личности,  в  том  числе  и  ребѐнка  дошкольного  возраста,  является  коммуникативная  компетентность,  которая  рассматривается  нами  как  выражение  своих  желаний,  намерений,  а  также  пояснение  смысла  и  состава  своих  действий  с  помощью  языковых  (речевых  и  неречевых  —  жестовых,  мимических,  пантомимических)  средств.  Показателем  коммуникативной  компетентности  является  способность  ребенка  строить  свое  языковое  общение  с  другими  людьми,  учитывая  интуитивно  или  сознательно  исторически  сложившиеся  речевые  каноны  фонетики,  семантики,  грамматики,  а  в  неречевых  языковых  формах  —  общечеловеческие  способы  выразительного  поведения  [5].

Средством,  способствующим  формированию  коммуникативной  компетентности  ребенка  старшего  дошкольного  возраста,  является  диалог.  По  мнению  М.  М.  Бахтина,  диалог  -  неотъемлемый  атрибут  бытия  личности:  «Жить  –  значит  участвовать  в  диалоге»  [1].  Диалогическая  форма  общения,  наиболее  естественная  и  привычная,  не  дана  человеку  от  рождения.  Ее  осваивают  так  же,  как  и  любой  другой  вид  деятельности,  в  процессе  взаимодействия  с  более  опытным  партнером  –  носителем  коммуникативной  культуры.  Умению  вести  диалог  нужно  учить.  В  развитых  формах  диалог  –  не  просто  бытовой  ситуативный  разговор,  это  богатая  мыслями  произвольная  контекстная  речь,  вид  логического  взаимодействия,  содержательное  общение.

Мы  рассматриваем  диалог  как  способ  познания  действительности  и  одновременно  как  особую  дидактико-коммуникативную  среду,  обеспечивающую  субъектно-смысловое  общение,  рефлексию  и  самореализацию  личности.  Диалог  –  и  цель,  и  результат,  и  средство,  и  содержание  образования,  он  сам  по  себе  –  образовательная  технология.  В  связи  с  этим  мы  выделяем  диалогическую  позицию  как  воспитателя,  так  и  ребенка:  диалогическое  отношение  к  миру,  к  себе,  к  другому  человеку,  поиск  смысла  ценностей,  закрепление  их  в  переживаниях  и  т.п.

В  диалоге  передается  информация  не  только  о  предмете  разговора,  но  и  о  беседующих,  об  их  поведении  и  внутреннем  состоянии.  Восприятие  собеседника  –  это  понимание  и  его  речи,  и  всех  других  реакций,  поэтому  участники  диалога  –  партнеры  по  живому  событию.  В  центре  диалогической  ситуации  –  личность  в  своей  самобытности  и  уникальности,  диалог  состоится  только  при  условии  полноты  проявления  личностных  функций  ребенка  и  воспитателя.

Диалог  педагога  и  ребенка,  к  сожалению,  нередко  строится  на  признании  того,  что  ребенок  не  понимает,  ошибается,  не  знает,  хотя  у  ребенка  –  своя  логика.  Игнорирование  этой  логики  приводит  к  тому,  что  ребенок  стремится  угадать,  чего  хочет  от  него  взрослый,  и  угодить  ему,  поскольку  взрослый  «всегда  прав».  Чем  старше  становится  ребенок,  тем  меньше  задает  вопросов.  Несостоявшийся  диалог  в  детстве  превращается  в  скучный  монолог  педагога.  Игнорирование  субъектного  опыта  ребенка  приводит  к  искусственности,  к  отчуждению  ребенка  от  процесса  познания  и  общения.

Настоящий  диалог  всегда  сложен,  не  смотря  на  свою  повседневность.  Сократ  включил  диалог  –  естественную  и  всеобъемлющую  форму  коммуникации  –  в  процесс  образования.  В  ходе  диалога  педагог  и  ребенок,  все  время,  анализируя  и  корректируя  высказывания  друг  друга,  приходят  к  истинному,  как  полагал  древний  философ,  знанию.  (Скорее  к  истинному  пониманию  друг  друга,  так  как  нет  гарантии,  что  какая-либо  из  реплик  не  будет  ложной).  В  значимости  для  образования  метода  сократовского  диалога  сомнений  не  возникало,  но  на  практике  он  применяется  редко.  Диалог  не  возникает  спонтанно.  Опыт  диалогического  общения  накапливается  постепенно  и  на  начальных  этапах  неизбежно  включает  элементы  формальной  организации:  изложение  сценария,  распределение  ролей  и  т.п.

В  раннем  возрасте  ребенка  в  диалог  вовлекает  взрослый.  Обращаясь  к  малышу  с  вопросами,  побуждениями,  суждениями,  он  тем  самым  активно  откликается  на  его  высказывания  и  жесты,  интерпретируя,  распространяя  неполные  ситуативные  высказывания  своего  маленького  собеседника,  достраивает  их  до  полной  формы.  Опыт  речевого  общения  с  взрослыми  ребенок  переносит  в  свои  взаимоотношения  со  сверстниками,  которые  на  первых  порах  являются  по  преимуществу  неречевым  практическим  взаимодействием  с  преобладанием  мимики,  жестов,  контакта  глаз,  разнообразных  вокализаций  (смех,  междометия,  звукоподражания).  Собственно  диалог  как  речевое  взаимодействие,  в  ходе  которого  партнеры  поочередно  высказываются  на  одну  тему,  характерен  для  старших  дошкольников.

Мышление  детей  старшего  дошкольного  возраста  характеризуется  в  психолого-педагогической  литературе  как  «преимущественно  наглядно-образное».  Согласно  воззрениям  Л.С.  Выготского,  А.В.  Запорожца,  основным  материалом  наглядно-образного  мышления  (тем,  что  движется,  связывается,  приводит  в  систему)  выступают  так  называемые  «спонтанные»  («житейские»)  понятия  или  «рассудочные,  формально-эмпирические  понятия,  построенные  на  формально-эмпирическом  этапе  обобщений»  [2,  4].  Спонтанное  понятие  есть  форма  субъективной  связи  слова  обыденного  языка,  находящегося  в  языковой  компетенции  ребенка,  и  образов  разной  степени  сложности,  единичных  или  общих  представлений.

Старшие  дошкольники  активно  используют  абстрактные  слова  обыденного  языка  в  его  коммуникативной  (для  передачи  информации)  функции.  А  это  означает,  что  абстрактные  слова  «не  пустой  звук»  для  ребенка,  дети  связывают  с  ним  некое  образное  содержание,  вкладывают  в  них  определенные  смыслы.  Это  открывает  возможность  организации  диалогов  с  детьми  старшего  дошкольного  возраста.

Задача  педагога  состоит  не  только  в  том,  чтобы  дать  детям  определенные  знания  и  умения,  но  и  научить  их  руководствоваться  ими  в  повседневной  жизни.  Мы  стремимся  развивать  у  детей  умение  не  просто  общаться,  создавая  уместные  речевые  жанры,  но  и  умение  эффективно  общаться.  Важно,  чтобы  наши  выпускники  владели  речью,  легко  могли  входить  в  контакт  с  людьми,  умели  общаться  в  различных  ситуациях,  были  настроены  на  конструктивный  диалог,  умели  успешно  взаимодействовать  с  партнерами  по  общению  и  т.д.  Не  менее  важно,  чтобы  они  были  готовы  пополнить  свои  знания,  опираясь  на  уже  приобретенные.  Это  поможет  дошкольнику  легче  адаптироваться  к  условиям  школьной  жизни,  и,  следовательно,  быть  социально  активной  личностью,  умеющей  самореализоваться.

Важным  средством  обучения  дошкольников  диалогическому  общению  являются  сюжетно-ролевые  игры.  В  них  формируется  умение  свободно  говорить  в  рамках  заданных  обстоятельств,  правильно  решить  конфликтную  ситуацию.  Сюжетно-ролевая  игра  обеспечивает  максимальную  активизацию  коммуникативной  деятельности  детей.

Кроме  этого,  на  занятиях  и  в  свободной  деятельности  педагоги  используют  методику  организации  диалогов,  которая  включает  чтение  с  детьми  различных  литературных  текстов  (рассказы,  сказки,  повести,  басни).  Далее  дети  обсуждают  прочитанное,  самостоятельно  или  при  небольшой  поддержке  взрослого  выделяют  мировоззренческие  проблемы,  совместно  пытаются  их  разрешить,  знакомятся  с  разными  позициями,  уточняют,  обобщают,  вербализируют  собственные  знания,  иногда  в  споре,  конфликте  мнений,  иногда  взаимно  дополняя,  помогая  друг  другу,  двигаются  к  взаимопониманию,  истине.

Вместе  с  тем,  для  реализации  вышестоящих  задач  нами  была  разработана  система  работы  с  самими  педагогическими  кадрами  по  обогащению  их  знаниями,  повышению  педагогического  мастерства  и   воспитанию  положительных  личностных  качеств,  проявляющихся  во  всех  сферах  деятельности  педагога,  в  том  числе и  в  культуре  речевого  общения.  Ведь  даже  глубокие  знания  и  самые  передовые  методы  воспитания  эффективны  лишь  тогда,  когда  педагог  умеет  пользоваться  словом  как  средством  воздействия  на  всех  детей  и  каждого  ребенка  в  зависимости  от  его  особенностей  и  ситуации.  С  этой  целью  мы  разработали  программу и  создали  «Школу  педагогического  мастерства»,  которая  функционирует  в  учреждении  более  двух  лет.  Основными  формами  работы  являются  теоретические  семинары,  семинары-практикумы,  тренинги  по  развитию  у  педагогов  коммуникативных  умений. 

Выдающийся  литературовед,  психолог  и  философ  М.М.  Бахтин  утверждал:  «Жизнь  по  природе  своей  диалогична…жить  –  значит…вопрошать,  внимать,  ответствовать,  соглашаться…  В  этом…человек  участвует  весь  и  всею  жизнью:  глазами,  губами,  руками,  душой,  духом,  всем  телом,  поступками»  [1].

Итак,  диалог  –  не  только  средство  формирования  коммуникативной  компетентности  ребенка  дошкольного  возраста,  но  и  важный  ценностный  метод  обучения,  не  только  процесс,  но  и  содержание,  источник  личностного  опыта,  фактор  актуализации  смысловой,  рефлексивной,  критической  и  других  функций  личности.

 

Все  сказанное  лишь  еще  раз  подтверждает  значимость  диалога  в  развитии  личности  дошкольника  и  необходимость  большего  его  применения  в  образовательном  процессе  ДОУ.

 

Список  литературы:

1.Бахтин,  М.М.  Эстетика  словесного  творчества  [Текст]  /  сост.  С.Г.Бочаров.  -  М.:  Искусство,  1979.  -  424  с. 

2. Выготский,  Л.С.  Психология  развития  ребенка  [Текст]  /  Л.С.  Выготский.  –  М.:  Библиотека  всемирной  психологии:  ЭКСМО,  2005.  – 467с. 

3.Гогоберидзе,  А.Г.  Предшкольное  образование:  некоторые  итоги  размышлений  (Концепция  образования  детей  старшего  дошкольного  возраста)  [Текст]  /  А.Г.  Гогоберидзе  //  Управление  дошкольным  образовательным  учреждение.  -  2006.  -  №  1.-  С.  10-19. 

4.Запорожец,  А.В.  Избранные  психологические  труды  [Текст]  /  А.В.  Запорожец.  -  М.:  Педагогика,  1986.  -  в  2  т.  -  Т.1  –  286  с. 

5.Программа  «Истоки»:  Базис  развития  ребенка-дошкольника  [Текст]  /  сост.  Т.И.  Алиева,  Т.В.  Антонова,  Е.П.  Арнаутова  и  др.  –  М.:  Просвещение,  2003.  –  134  с.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий