Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Федорова Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ КРЕАТИВНОГО ХАРКТЕРА В ТРЕНИРОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть IV. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  УПРАЖНЕНИЙ  КРЕАТИВНОГО  ХАРКТЕРА  В  ТРЕНИРОВКЕ  ДЕТЕЙ  С  НАРУШЕНИЕМ  СЛУХА

Федорова  Т.А.

доцент  ПГПУ,  г.  Пермь

E-mail:  Fedorova- 

 

Нарушение  слуха  и  речевое  недоразвитие  влекут  за  собой  изменения  в  развитии  всех  познавательных  процессов  ребенка,  в  формировании  его  волевого  поведения,  эмоций  и  чувств,  характера  и  других  сторон  личности

[4].

Для  психического  развития  глухих  детей,  как  и  всех  других,  имеющих  нарушения  слуха,  является  чрезвычайно  значимым,  как  организуется  процесс  их  воспитания  и  обучения  с  раннего  детства,  насколько  в  этом  процессе  учитывается  своеобразие  психического  развития,  насколько  систематически  реализуются  социально-педагогические  средства,  обеспечивающие  компенсаторное  развитие  ребенка  [1].

Для  современной  школы,  как  и  общества  в  целом,  исключительно  важной  является  проблема  развития  творческих  способностей  учащихся.  Этой  проблемой  занимались  и  продолжают  заниматься  ряд  отечественных  и  зарубежных  ученых.  Однако  в  практической  работе  сдвиги  в  направлении  решения  этой  проблемы  еще  очень  незначительны.

Основная  особенность  творческого  мышления  как  интеллектуальной  системы  -  это  умение  анализировать  любые  проблемы,  устанавливать  системные  связи,  выявлять  противоречия,  находить  для  них  решение  на  уровне  идеальных,  прогнозировать  возможные  варианты  развитий  [2].

Один  из  первых  исследователей  творческого  мышления  П.Энгельмейер  (1910)  разделил  психологический  процесс  на  три  части:

-  акт  выдвижения  гипотезы; 

-  акт  творчества; 

-  акт  логически  проработанной  идеи. 

Последующие  многочисленные  исследования  были  направлены  на  детализацию  отдельных  «актов»,  при  этом,  естественно,  происходило  их  дробление.

Так  как  один  из  признаков  творчества  -  это  создание  новых  полезных  комбинаций,  то  воображение,  создающее  эти  комбинации,  является  основой  творческого  процесса.

Из  этого  следует,  что  воображение  -  это  необходимый  элемент  творческой  деятельности,  который  обеспечивает:

-  построение  образов  продуктов  труда; 

-  создание  программного  поведения  в  проблемных  ситуациях; 

-    создания  образов,  заменяющих  активную  деятельность  (т.е.  моделирование  процессов  или  объектов). 

Еще  один  непременный  компонент  творческого  мышления  -  это  оригинальность,  который  выражает  степень  непохожести,  нестандартности,  неожиданности  предлагаемого  решения  среди  других  решений. 

Соединение и  взаимообогощающие  всех  видов  мышления  успешно  реализуется,  если  детям  даются  задачи,  требующие  для  решения  одновременно  практических  действий,  и  умения  оперировать  образами,  пользоваться  понятиями,  вести  рассуждение  на  уровне  логических  абстракций  [3]. 

В  силу  этих  особенностей  учебная  деятельность  в  младшем  школьном  возрасте  является  ведущей,  в  которой  формируются  теоретические  формы  мышления,  познавательные  интересы,  способность  управлять  своим  поведением,  чувство  ответственности  и  многие  другие  качества  ума  и  характера  школьников.  При  этом  главную  роль  играет  развитие  мышления,  происходящее  в  ходе  усвоения  научных  знаний. 

П.Торренс  (1987)  провел  исследования  творчества  с  целью  найти  критерии  проявления  и  способы  измерения  творческих  особенностей.  Его  гипотеза  основывалась  на  факте,  что  тестовое  задание  не  имеет  аналогии  в  обучающем  поведении  и  реальной  жизни,  поэтому  тестирование  может  выступать  в  качестве  модели  изучения  природы  творчества. 

Изучая  природу  творчества  посредством  тестирования,  П.Торренс  ввел  в  разработанные  им  тесты,  следующие  основные  принципы: 

-  наличие  неопределенного  стимула; 

-  открытость  задания; 

-  неоднозначность  ответов; 

-  снятие  жестких  временных  ограничений. 

Из  исследований  ученых  были  сделаны  выводы,  что  дети,  которые  по  тестам  П.Торренса  были  определены  как  обладающие  творческими  способностями,  в  своей  дальнейшей  жизни  действительно  показали  творческие  достижения.

Для  формирования  «навыков»  творческого  мышления  требуется  упражнения  креативного  характера.

П.Торренс  выделяет  пять  принципов,  которыми  должен  руководствоваться  педагог,  чтобы  поощрять  творческое  мышление:

1.Внимательное  отношение  к  необычным  вопросам. 

2.Уважительное  отношение  к  необычным  идеям. 

3.Показать  детям,  что  их  идеи  имеют  ценность. 

4.Предоставлять  удобные  случаи  для  самостоятельного  обучения  и  за  это  хвалить. 

5.Предоставлять  время  для  неоцениваемой  практики  или обучения. 

Последний  принцип  требует  объяснения.  Внешняя  оценка  создает  угрозу  и,  возможно,  потребность  в  обороне.  Поэтому  детям  необходим  какой-то  промежуток  времени,  в  течение  которого  они  не  оцениваются. 

Целью  нашего  исследования  является  определить  влияние  использования  креативных  упражнений  на  развитие  детей  с  нарушением  слуха  в  тренировочном  процессе  спортивного  ориентирования. 

На  основе  теоретических  изысканий  в  области  развивающего  обучения  [5]  возникла  принципиально  новая  методика,  предназначенная  для  развития  достаточно  важной  характеристики  человека  –  интеллекта. 

Разработанной  нами  программы  «Поверь  в  себя»  по  спортивному  ориентированию  для  детей  с  нарушением  слуха  9-15  лет  (3-8  классы),  в  учебно-тренировочном  процессе  используются  упражнения  креативного  характера. 

Разработанная  система  заданий  по  технике  и  тактике  ориентирования  формирует  способность  искать  и  находить  новые  решения,  анализировать  и  обобщать  полученный  материал,  развивает  воображение,  мышление,  внимание. 

В   связи  с  этим  для  определения  творческого  развития  школьников  с  нарушением  слуха  использованы  следующие  методики: 

-  наглядно-образное  мышление  по  прогрессивным  матрицам  Дж.Равена; 

-  творческое  мышление  по  фигурной  форме  П.Торенса  - ТТСТ; 

-  пространственное  воображение  по  методике  М.В.Ильиной; 

-  восприятие  по  методике  копирования  сложной  фигуры  Рея-Остеррица.

Проведенный  в  мае  2009г.  констатирующий  эксперимент  показал  следующие  результаты  (табл.1).  В  исследовании  приняли  участие  школьники,  занимающиеся  спортивным  ориентированием,  коррекционных  школ  г.Перми  и  г.Екатеринбурга.  Для  выявления  разницы  в  развитии  в  исследовании  участвовали  здоровые  дети  г.Перми  занимающиеся  спортивным  ориентированием.  Всего  40  респондентов,  из  них  27  мальчиков  и  13  девочек  10-12  лет  (1997/98  г.  рождения).  Из  них  12  глухих  детей  и  13  слабослышащих  школьников  (все  дети  без  сильных  дополнительных  осложненных  заболеваний,  группа  –  «норма»).

 

Результаты  констатирующего  эксперимента  здоровых  и  детей  с  нарушением  слуха  10-12  лет  (весна  2009г.)

 

 

 

 

 

Таблица  1

 

Наг

Тво

Пространс

Вос

Испы

лядно-

рческое

твенное

приятие

туемые

образное

мышление

воображение

сложной

 

мышлени

 

 

фигуры

 

е

 

 

 

Глух

Ни

Низ

Среднее

Низ

ие  (n=12)

зкое

кое

 

кое

Слаб

Ср

Выс

Высокое

Низ

о-

еднее

окое

 

кое

слышащащ.

 

 

 

 

(n=13)

 

 

 

 

Слы

Вы

Сре

Среднее

Выс

шащие

сокое

днее

 

окое

(n=15)

 

 

 

 

 

Результаты  эксперимента  говорят  о  том,  что  глухие  дети  по  выбранным  нами  методикам  отстают  в  креативном  мышлении.  Средние  показатели  в  пространственном  воображении  по  методике  М.В.Ильиной  дают  нам  возможность  предполагать,  что  есть  способности  к  творческому  мышлению.

На  основании  сопоставления  данных  можем  сделать  некоторые  выводы:

1.  Глухота  значимо  влияет  на  развитие  креативного  мышления,  т.к.  обучение  детей  основано  на  понятийном  запасе  слов.

2. Отставание  глухих  детей  в  результатах  наглядно-образное  мышление  возможно  связано  с  индивидуальными  возможностями. 

3.Высокие  показатели  пространственного  воображения и     творческого  мышления  слабослышащих  детей,  подтверждают  о  больших  творческих  способностях. 

4.У  слышащих  детей  высокие  показатели  в  наглядно-образном  мышлении  и  восприятии  сложной  фигуры  Рея-Остеррица  не  всегда  являются  выражением  творческого  развития. 

 

Список  литературы:  

1.Выготский  Л.С.  Мышление  и  речь  /  Л.С.Выготский  //  Психология.  –  М.:  Изд-во  ЭКСМО-Пресс,  2000.  –  С.  262-510. 

2.Белозерских  Г.М.  Развитие  творческого  потенциала  личности.//  Начальная  школа.  -  1994.  -  №11.  -  С.22-24. 

3.Гребцова  Н.И.  Развитие  мышления  учащихся.  //Начальная  школа.  -  1994.  -  №11.  -  С.24-27. 

4.Замалетдинова  Ю.З.  Психологический  возраст  в  структуре  самосознания  глухих  и  слышащих  детей  6-8лет:  автореферат  дис….канд.псих.наук.  –  М.:  2008.  –  26с. 

5.Эльконин  Б.Д.  Цели,  содержание  и  организационные  формы  подростковой  школы  /Б.Д.Эльконин  //Развивающее  образование.  Т.II.  Нерешенные  проблемы  развивающего  образования.  –  М.:  АПК  и  ПРО, 2003  –  С.127-141. 

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий