Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Утилова А., Нургалиева А. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПАТРИОТИЗМА И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть IV. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

К  ВОПРОСУ  О  ПОНЯТИИ  ПАТРИОТИЗМА  И  ЕГО  ПРОЯВЛЕНИЯХ

Утилова  А.М.

Старший  преподаватель,  ИнЕУ,  г.  Павлодар

E-mail: 

Нургалиева  А.К.

Д-р  пед.  наук,  профессорПГПИ,  г.  Павлодар

 

Проблема  патриотизма,  его  состояние  сейчас  вызывают  необходимость  обращения  к  данному  явлению.  Что  такое  патриотизм?  Необходим  ли  он?  Каково  его  состояние  в  современном  обществе?  Каковы  его  перспективы?  –  на  наш  взгляд,  здесь  ключевые  вопросы.

Термин  «патриотизм»,  как  известно,  происходит  от  греч.  «патрис»,  что  в  переводе  означает:  земля  отцов;  место  рода;  родина.  В  историческом  плане  это  одно  из  самых  архаичных,  изначальных,  базовых,  имеющих  корни  на  уровне  подсознательного,  чувств.  Оно  зарождалось  в  глубокой  древности  как  следствие  привязанности  древнего  человека  к  ареалу  (земле)  обитания,  к  определенному,  отработанному  веками  укладу  жизни,  освященных  традициями  и  верованиями.  Известно,  что  культ  предков,  их  могилы  были  священными,  и  оставлялись  родом  или  племенем  только  в  самых  крайних  случаях  (в  истории  есть  примеры,  когда  останки  в  таких  случаях  переселенцы  забирали  с  собой).  Таким  образом,  это  чувство  закреплялось  веками  обособленного  существования  народов  друг  от  друга,  когда  другие  группы  и  другие  места  воспринимались  как  чуждое,  непонятное,  внешнее,  враждебное,  а  потому  незаслуживающее  внимания  и  почитания.

Теоретическое  осмысление  чувства  патриотизма  тоже  началось  довольно  рано:  сначала  в  эпической,  художественно-литературной  форме,  затем  в  философско-этических  концепциях.  Из  произведений  Гомера,  Овидия,  Гесиода  и  др.  мы  можем  почерпнуть  тому  примеры.  В  первой  песне  «Одиссеи»  Гомера  мы  читаем,  что  Паллада  умоляет  Зевса  помочь  Одиссею  вернуться  на  родину.  Калипсо  прилагает  максимум  усилий,  чтобы  Одиссей  забыл  свою  родную  Итаку,  но  –  тщетно.  Для  него  нет  ничего  более  желанного,  лишь  бы  только  увидеть  хотя  бы  «дым,  убегающий  с  кровель  его  родины».  Овидий  в  «Понтийских  посланиях»,  тоскуя  о  родине  в  изгнании,  пишет:  «Назови  это  излишнею  чувствительностью,  назови  это  слабодушием…,  но  я  жажду  видеть  хоть  дым  с  отеческих  очагов.  Родная  земля  влечет  к  себе  человека,  пленив  его  какою-то  невыразимой  сладостью,  и  не  допускает  его  забыть  о  себе».  Греческая  пословица  гласит:  «Дым  отечества  лучше,  чем  огонь  на  чужбине»,  ей  вторит  латинская:  «Dulcis  fumus  patriae»  («Сладок  дым  отечества»)  (цит.  по:  [1,  с.212-213]).

Следовательно,  в  истоках  патриотизма  лежат  кровнородственные  связи,  узколокальное  существование  по  типу  семейных  отношений.  Психологически  такой  тип  отношений  более  близок  человеку,  потому  что  базируется  на  понятности  связей,  на  повторяемости  деятельности,  отсутствии  страха,  стесненности,  на  своих  языке,  религии,  нормах  и  правилах  поведения.  Все  это  и  вырабатывало  чувство  причастности  и  родства.  Но  с  ростом  человечества,  усложнением  и  расширением  социальных  отношений,  с  формированием  государств  вопрос  о  патриотизме  и  гражданственности  стал  превращаться  в  проблему,  и  уже  в  античности  возникает  противоположное  явление  -  космополитизм.  Как  известно,  например,  киники  (Диоген  Синопский)  выдвигали  идею  космополитизма,  объявляя  себя  «гражданами  всего  мира».

В    обычных  условиях,  когда  общество  развивается  стабильно,  нет  экстремальных  и  кризисных  ситуаций,  патриотизм  не  заявляет  о  себе  громко.  Он  проявляется  в  ответственной  деятельности,  добросовестном  выполнении  своих  гражданских  обязанностей  и  долга  перед  обществом,  в  уважении  к  историческому  прошлому  свой  страны и    к  ее  гражданам,  в  гордости  за  достижения  соотечественников  в  разных  областях  действительности  и  пр.  В  кризисных  ситуациях,  при  ослаблении  общества,  во  время  войн,  крупных  стихийных  бедствий,  угрозы  суверенитету  и  свободе  чувство  патриотизма  обостряется  и  становится  более  востребованным.  Так,  практически,  всегда  было  в  истории.  Во  многом  именно  благодаря  патриотизму  выиграны  крупные  сражения  и  войны. 

В   заключение  хотелось  бы  привести  высказывания  учащихся  по  этой  проблеме,  так  как  более  важно,  как  молодое  поколение  реагирует  на  то  или  иное  явление.  Данные  взяты  не  из  научного  исследования,  а  из  обычного  опроса  -  письменного  интервью  учащихся  11  классов  школ  города  Павлодара  (32  человека).  Никто  из  них  не  отрицает  нужности  и  необходимости  патриотизма,  считая  его  важным  условием функционирования  общества  и  принципом  поведения.  При  этом  большинство  считает,  что  с  патриотизмом  сейчас,  мягко  говоря,  не  все  в  порядке,  практически,  у  многих  он  отсутствует.  Основными  причинами  «плачевного»  состояния  патриотизма  были  названы:

а)  экономическое  и  политическое  развитие  страны  в  настоящее  время;

б)  сами  политики  редко  демонстрируют  патриотизм,  не  подают  примера;

в)  неразумное  преклонение  перед  Западом:  слабая  дипломатия,  слабая  пропаганда  собственных  достижений,  люди  часто  их  не  знают;  г)  отсутствие  образовательных  и  воспитательных  целенаправленных  программ  развития  чувства  патриотизма.

Из  вышесказанного  видно,  что  не  только  старшее  поколение,  но  и  молодежь  остро  видят  проблему  и  переживают  за  состояние  патриотизма.  Каждому  здравомыслящему  человеку  хочется  видеть  свое  отечество  сильным  и  процветающим,  ощущать  чувство  гордости  за  него,  считать  свою  Родину  не  мачехой,  а  поистине  матерью,  испытывать  чувство  защищенности  и  гражданской  полноценности.  При  этом  каждому  из  нас,  гражданам  своей  страны,  не  мешало  бы  подумать:  а  что  же  здесь  зависит  лично  от  нас?  Полагаем,  что  именно  это  понимание  поднимает  человека  в  нравственно-личностном  плане  как  гражданина  и  как  патриота.

Тенденция  развития  человечества  во  всемирно-историческом  масштабе,  социальные  прогнозы  предсказывают  нам  в  будущем  (правда,  достаточно  отдаленном)  существование  единого  человечества,  отсутствие  отдельных  государств  и  границ.  Тогда  чувство  привязанности  к  определенному  месту  будет  исчезать,  действительно  утвердится  космополитизм:  человек  станет  работать  и  действовать  в  масштабах  всего  человечества  -  тогда  изменится  и  понятие  патриотизма.  Оно  приобретет  космологическое  звучание,  отечеством  будет  вся  Земля  и  смыслом  деятельности  человека  станет  задача  -  беречь  и  любить  ее  и  каждого  живущего  на  ней  человека,  не  забывая  при  этом  своих  корней  и  оберегая  разнообразие  культур  прежних  отечеств.  Но  это  для  будущих  поколений,  а  сегодня  -  задача  любого  человека,  считающего  себя  гражданином,  а  тем  более  патриотом.

 

Список  литературы:

1.Ашукин  Н.С.,  Ашукина  М.Г.  Крылатые  слова  //  Литературные  цитаты.  Образные  выражения.  –  М.,  1960. 

2. Вяземский  П.А.  Полн.собр.соч.  –  М.,  1961.–  Т.1. 

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий