Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ: ЧТЕНИЕ И ГОВОРЕНИЕ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЛОСОФИИ ВУЗЕ
Серебрякова Ю.В.
кандидат культурологии, доцент кафедры «Философия» Ижевского Государственного Технического Университета, г. Ижевск
e-mail:julia_serebro@mail.ru
Преподаватель философии, наверное, как и преподаватель любой гуманитарной дисциплины, с каждым учебным годом все острее осознает, что современные студенты разучились читать и говорить. Я полагаю, все понимают взаимосвязь вдумчивого чтения и говорения.
То есть, конечно, студенты читают. В основном тексты из Интернета – по «верхушкам», не задумываясь особенно над содержанием: лишь бы сдать работу и лишь бы зачли. И приходится каждый раз заново: открываем книгу и читаем… И тут студенты начинают кричать: что это такое! Мы ничего не понимаем в этой философии! Действительно, философские тексты имеют свои особенности. Порой добротный философский текст требуется прочитать не раз и не два, и даже не двадцать, чтобы приблизиться к его смыслу. Можете себе представить, как нелегко обитателям Интернета, привыкшим к мобильному общению и мгновенной добыче информации, пережить диалог с неспешным текстом. Смыслы этого текста приходится дополнительно проговаривать на семинарских занятиях, но я убеждена, что делать это необходимо. Так постепенно для студента открывается новое пространство – пространство совершенной мысли, воплощенной в красивой фразе.
Умение выразить себя, свои мысли и чувства – одно из важнейших для современного молодого человека. Я думаю, что информационные технологии становятся серьезной преградой нормальным человеческим чувствам, поскольку, общаясь в Сети, студенты не видят перед собой глаз собеседника, и более того, могут даже не знать, с реальным человеком они общаются или только лишь с его «маской», стратегией игры (вот к чему приводит анонимность или вымышленность «сетевого» имени). В случае негативных последствий такого «общения» у молодого человека возникает недоверие, и, в дальнейшем, неверие другим людям, в других людей, и как следствие, - в себя [2, с. 18]. Тотальное недоверие к окружающим заметно не только по неумению смотреть открыто в глаза собеседнику, неумению аргументированно защитить свою идею, но и по неумению хотя бы грамотно сформулировать эту идею.
Русская речь нуждается в защите не только от сленговых словечек и слов-паразитов, населяющих сеть Интернет. Я считаю, что русская речь нуждается в защите и от молчаливого невежества, того смыслового молчания, которое возникает в человеке от слепоты и глухоты к мысли. Поэтому в изучении философии, особенно в техническом ВУЗе, необходимо сочетать работу по восприятию философского текста и философские беседы – проговаривание оснований, смысловых доминант философского текста вместе со студентами.
Отличительная особенность философского текста – это приглашение читателя в мир мысли. Философские тексты организованы так, чтобы читатель смог понять не только то, что хотел донести автор, но и то, что скрыто в природе человека вообще – умение удивляться и умение размышлять. С открытием этих умений читатель открывает себя. Поэтому нет философии «для всех». Есть те авторы, которые мне импонируют, те авторы, которых я почему-то слушаю и слышу, те авторы, ход мысли которых мне понятен и близок. Я полагаю, для обучения философствованию это имеет особое значение – ведь каждый студент может открыть для себя то, что я, например, пропустила или недопоняла – а он, студент, понял! Философия в принципе может быть понятной. Каждому по-своему.
Еще одна отличительная особенность философского текста связана с плотностью глубоких мыслей. Философский текст, как правило, не является легким для чтения и понимания. Напротив, большинство философских текстов выстроены так, чтобы читатель преодолел в себе нечто, а преодоление, как известно, тем более – себя – вещь нынче непопулярная. Философствование – это работа над собой, это анализ своих недостатков, это трудно.
Автор философского текста работает на пересечении вымысла и реальности: философ, как и ребенок, как и художник, видит в реальности то, что не хочет или не может замечать обыватель, называющий это фантазиями или вымыслом. Основные философские вопросы – в чем смысл жизни, например, или что есть бытие? – таковы, что далеко не каждый человек задумывается над ними ежедневно. Но философы обладают достаточной чувствительностью к некой другой, сложной, реальности. Чувствительность эта носит систематический характер и «преследует» философа, пока он не оформит эту сложную реальность словесно. Настоящий философский текст – это результат осмысления философом неких фигур мысли, пространства мысли. Мысли, как известно, могут мыслить себя самостоятельно, для них участие человека – факультативно. Так что каждый философствующий автор делает над собой усилие – попытку рассказать людям внятно ту невероятную истину, которая позволила говорить о себе [1, с. 147]. Философия – это не только неудобочитаемые тексты, это также и «окошко» из сложной реальности в мир людей.
Понимание философских текстов (заметьте, не учебников!) может остаться в памяти студентов как философская беседа. Эти беседы предполагают алгоритм рассуждений, показывающий и основной сюжет развития мысли (чаще всего в столкновении и анализе противоположных мнений), и умение видеть разные точки зрения на проблему, и возможность свободно двигаться внутри темы.
Например, первым шагом алгоритма темы «Жизнь – абсолютная ценность» приводится цитата из наследия русского философа Федорова: «Жизнь – это ценность абсолютная, и потому долг всех живых – воскрешение мертвых». Студентам предлагается проговорить преимущества и недостатки этой идеи. Затем обсуждаются такие вопросы:
1.Всегда ли жизнь – абсолютная ценность?
2.Когда человек абсолютно мертв?
3.Приведите примеры, когда смерть для человека была предпочтительнее жизни.
4. Всегда ли прижизненная слава является гарантом бессмертия?
5. Почему А. Шопенгауэр назвал самоубийство «шедевром Майи»?
6.Чего человек боится больше – умереть самому или смерти близких?
7.Почему романтики «играют» со смертью? И стоит ли это делать?
8.Можно ли утверждать, что человек, многое в жизни успевший (дом – семья – карьера – духовный рост), может умереть спокойно?
9.Хотели бы Вы стать бессмертными? Напишите Этический Кодекс бессмертных.
После обсуждения вопросов студентам предлагается написать небольшое эссе на тему «Жизнь как дар».
Дело философа – учить слышать и видеть красоту мысли и красоту слова.
Список литературы:
1. Бибихин В.В. Язык философии. М., 2003.
2. Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопросы философии. М., 2009. №5. С. 3 – 20.
дипломов
Оставить комментарий