Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МУЗЕЙНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Савина Г.В.
Зам. директора МОУ «СОШ№1», г. Ступино, Московской области
E-mail: bearnas2@yandex.ru
Процессы гуманизации и гуманитаризации школьного образования являются актуальными в современной образовательной политике государства. Осуществление названных процессов нацеливает педагогов на работу по раскрытию творческого потенциала учащихся, формирование культуры их личности. В связи с этим особое значение в настоящее время приобретают вопросы эстетического воспитания в процессе преподавания школьных предметов. Предметы естественнонаучного цикла имеют неисчерпаемый арсенал средств и методов эстетического воспитания учащихся, используя которые учитель способен не только учить, но и воспитывать своего ученика. Совершенствование обучения, инновационная деятельность в решении задач эстетического воспитания привели нас к разработке методики, которая активизирует не только мысль, но и чувства, воображение, творческие силы школьника, способствует развитию познавательного интереса к предмету. Это методика организации Музея биологии. В условиях недостатка школьных помещений мы решили создать временный музей и разработали проект с соответствующим названием. На основе изучения литературы [3,с.28-35] и опыта работы различных музеев со школьниками следует выделить общие принципы, на которых строится проект.
1.Принцип цикличности работы со школьниками. В 1910-20-х гг. известный педагог А. Бакушинский предложил при разработке экскурсий ориентироваться на создание линий единого творческого переживания, т.е. предлагать экскурсантам ряд произведений, объединенных руководителем в «некое органическое целое». В работе школьного музея биологии мы выстроили тематические циклы: «Искусство и природа», «Вознесенные на пьедестал» (посвящен памятникам животным, различным природным объектам) и др.
2.Учет возрастных особенностей экскурсантов. Еще в начале
XX в. существовало мнение, что детей младшего школьного возраста не следует водить в музей, так как они не способны эстетически воспринимать произведения искусства и не готовы к работе с ними. У современных педагогов не вызывает сомнения возможность детей эстетически воспринимать мир. Однако малышам трудно долго слушать монологическую речь экскурсовода. Им необходимо эмоционально выразить свое отношение к увиденному, включиться в какую-нибудь деятельность, связанную с рассматриваемыми экспонатами. Поэтому особое значение имеет создание игровых ситуаций. В экскурсиях, рассчитанных на младших школьников, мы используем дидактические игры, способствующие развитию художественного восприятия: «О чем говорят вещи» (дети сочиняют сказки); «Живая скульптура»; «Видящие руки» (используются экспонаты, которые можно трогать руками); «Живые силуэты» (театр теней) и развивающие игры: игры-угадайки, игры- загадки, игры-поиски, игра «Рассмотри, запомни, назови» и другие.
Одной из важнейших задач применения дидактических игр является развитие у детей способности к длительному рассматриванию объектов, к поиску смысла каждой детали экспоната. Желательно, чтобы во время экскурсии или после неѐ дети могли включаться в творческую деятельность, используя доступные художественные материалы. Так как в нашей школе работает кружок резьбы по дереву, в экскурсию по теме «Что значит для нас русский лес» включена «мастерская», где дети могут попробовать приемы резьбы по липовой доске, узнав об этом дереве много интересного.
Организация экскурсии для подростков предполагает оптимальное соотношение теоретического и практического освоения материала, что делает предпочтительным проблемный метод. При этом умственное напряжение пробуждает эмоциональную активность.
С подростками можно говорить о серьезных научных проблемах, например «Красота как биологическая целесообразность», проблемы экологии родного края, клонирования и т.д.
В подростковом возрасте происходит поиск идеала, поэтому большое значение имеет ознакомление школьников с героическими судьбами ученых-биологов (Н.И.Вавилова, И.П.Павлова и др.), беззаветно и бескорыстно преданных своему делу. С целью активизации внимания во время экскурсии могут быть даны вопросы и задания исследовательского характера или предложено сделать наброски заинтересовавших экспонатов.
3.Доступность экспозиции. В концепцию экспозиции закладываются драматургические линии, способствующие эмоциональности восприятия. Интересны «самоговорящие экспозиции», экскурсии-путешествия, театрализованные представления или праздники.
Важно чтобы воздействие экскурсии было разнообразным, и в работу включились различные органы чувств. Эта задача требует тщательного продумывания оформления.
4.Учет особенностей восприятия. Экспозиция должна ориентироваться на уже имеющиеся представления, учитывать, чтобы смысл, закладываемый создателями музея, совпадал с тем смыслом, который реально способны воспринять посетители.
Одна из важнейших задач школьного музея – развитие детей: их коммуникативных способностей, навыков диалога, умения свободно и красиво говорить. Инструментом, формирующим эти навыки и умения, может стать экскурсия – вид ролевого общения, так как участники действуют в пределах регламента: стиль поведения задается и ролью экскурсовода, и ролью экскурсанта. И эти роли «играются» детьми охотно. Но при этом экскурсия строится по определенному сценарию, представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод общается со своей аудиторией непосредственно, может корректировать свои действия, учитывая ее, что является чрезвычайно важным показателем мастерства экскурсовода (в том числе и юного).
Сформулируем критерии оценки мастерства экскурсовода [1, с.7-11]. Главный – владение темой. Экскурсанты хотят видеть в экскурсоводе компетентную личность, знатока. Любые неточности и ошибки сразу подрывают доверие группы. Поэтому при работе над экскурсией преимущественное внимание уделяется полноте раскрытия темы, четкости структуры, логическим переходам между фрагментами.
Одинаково важно и то, как экскурсовод преподносит материал, какой группе адресует рассказ. Учителю надо следить, чтобы ученик-экскурсовод не просто рассказывал заученный текст, а чтобы этот текст был обращен к слушателям. Экскурсовод должен уметь осуществлять контакт с группой, который начинается со вступительной беседы: представиться, изложить план экскурсии, продемонстрировать готовность учитывать пожелания аудитории. Степень контактности проявится и в заключительной части экскурсии. Заключение – повод сконцентрировать восприятие на главном в содержании экскурсии, выделить доминанту, обобщить увиденное и, наконец, выразить то эмоциональное состояние, с которым человек покинет музей.
Показателем расположенности экскурсовода к общению является его владение вопросно-ответным методом, который позволяет поддерживать диалог. Вопросы могут быть прямыми и косвенными. Первые чаще используются в работе с младшими школьниками, для которых экскурсия представляет собой почти непрерывный диалог. В более взрослой аудитории вопросы чаще всего косвенные. Экскурсовод не столько ждет ответной словесной реакции, сколько старается поддержать тон доверительной беседы.
При этом важно, чтобы он продемонстрировал готовность признать эрудицию своих собеседников, формулируя вопросы, например, следующим образом: «Вы, конечно, помните…», «Вы, скорее всего, знаете…», «Вы, вероятно, уже догадались…». Главная цель вопросов – заострить проблему, иногда озадачить слушателей и тем самым добиться предельного внимания, соучастия в размышлениях.
Основа общения в музее – экспонат, вокруг которого и строится диалог. Поэтому от экскурсовода требуется умение владеть приемами показа, всячески подчеркивая приоритет предмета: выбор точки обзора, способность расположить группу, чтобы всем было видно и слышно, стоять к экспонату не спиной, а вполоборота, и при первом упоминании посмотреть на него, т. к. это движение непременно повторят экскурсанты.
Чтобы сосредоточить внимание на объекте, можно употребить такой прием, как создание установки на узнавание: в музее посетитель может впервые увидеть археологические экспонаты, знакомые по иллюстрациям в учебниках, портрет ученого, о котором слышал на уроках. Наибольшее впечатление производит именно то, что является документальным подтверждением информации, известной из других источников. Однако узнавание не обязательно связано с имеющимися знаниями, иногда стоит сначала сообщить информацию, а затем найти ей предметное подтверждение. В этих случаях происходит возобновление и закрепление информации, выступающей в новых связях. Однако наиболее эффективно действует этот прием, когда экскурсовод исподволь подготавливает аудиторию к встрече с самым ценным в коллекции, несколько раз на протяжении экскурсии упоминает о нем, подчеркивая уникальность, чтобы в момент «встречи» группа была максимально открыта для восприятия.
Еще одним критерием является соотношение показа и рассказа.
Последний имеет подчиненное значение, создавая установку на восприятие, а потому экскурсия ни в коем случае не должна превращаться в лекцию. Это дается с трудом даже опытным мастерам. Чтобы сосредоточить внимание группы на предмете, экскурсоводы используют паузу, помогающую сосредоточиться на рассматривании. Не стоит также держать группу около одного экспоната, произнося длинные монологи.
Важнейшим критерием оценки мастерства экскурсовода является его речь. Речь экскурсовода – речь собеседника, а не информатора, и от нее, помимо грамотности, требуется естественность интонации. Начинающий экскурсовод не должен копировать искусственную «экскурсионную » манеру произнесения, необходимо внимательно следить за темпом речи, громкостью голоса. Наконец, важна эмоциональная насыщенность речи. Одинаково плохое впечатление производят и быстро утомляют сухая, лишенная личного отношения манера изложения и излишне взволнованная, с заметными «пережимами» и эмоциональными всплесками речь.
Проведению экскурсии предшествует подготовительная часть. Так, работа над проектом «Экскурсия в школьном музее биологии»началась с отбора участников из числа старшеклассников, утверждение темы, плана оформления экспозиции, разъяснения сути экскурсионной деятельности, обсуждения «Памятки экскурсоводам школьного музея». В нашем музее эта памятка такова: «Экскурсия должна быть построена (составлена) последовательно, по отдельным подтемам и вопросам темы. Содержание каждого вопроса (подтемы) должно раскрываться показом и анализом определенных экспонатов. Необходим строгий и последовательный отбор экспонатов и составление маршрута (последовательности), который способствовал бы подведению слушателей к определенным выводам. Раскрыв одну подтему (вопрос), следует переходить к другой, не теряя смысловую связь и не прерывая рассказа. Рассказ экскурсовода, показ и анализ экспонатов должны быть адресованы только слушателям, с которыми в ходе экскурсии устанавливается тесный контакт. Экскурсию делает интересной эмоциональный выразительный рассказ, насыщенный новыми фактами, занимательными сведениями об экспонатах, обращение внимания группы на незаметные на первый взгляд черты вещей и документов».
После того, как школьники ознакомились с материалами памятки, они получают конкретные инструкции по организации деятельности. Выбрав тему, ученики делят ее на подтемы и вопросы, определяют их последовательную и внутреннюю связь, проводят отбор экспонатов в соответствии с намеченными подтемами и вопросами, определяют маршрут экскурсии, путь движения от экспоната к экспонату.
Одной из главных задач будущего экскурсовода должна стать подготовка текста экскурсии, который состоит из трех частей: вступительной беседы, основной и заключительной части. Во вступительную беседу рекомендуется включить следующие элементы: знакомство с группой, сведения о музее, название темы, ее основные вопросы, порядок проведения экскурсии.
Заключительную беседу следует сделать короткой. В ней стоит подвести итог всему рассказу и выяснить, как слушатели усвоили главные вопросы темы. Важно также предложить задавать вопросы и пригласить посетить музей еще раз. Будущему экскурсоводу необходимо знать, что продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и особенностями слушателей. Учащиеся1-3 классов могут активно воспринимать рассказ 15-20 минут, 4-7 классов- 30-40 минут, 8-11 классов- 45-60 минут.
После инструктажа дети приступают к работе над темой проекта, подбором экспонатов для своей экспозиции (учитель выступает в роли консультанта). В кабинете биологии любой школы имеется богатый ассортимент наглядных пособий, таблиц, портретов ученых, муляжей и т. д. С учетом имеющихся материалов учитель может предложить учащимся тему проекта, вписав ее в учебные планы дисциплин биологического цикла, или выбрать тему по интересам учащихся. Определяются сроки работы над проектом и график работы музея.
Длительная и кропотливая работа учителя и будущих экскурсоводов по отбору материалов для текста экскурсии, его обязательной научности и доступности, поиску «изюминок» рассказа и т. д., завершается оформлением временной экспозиции в кабинете биологии, составлением графика проведения экскурсий. На двери кабинета биологии появляется табличка «Музей биологии». В работу включаются экскурсоводы музея, которые в течение всего подготовительного периода под руководством учителя трудились над темой проекта. Учитель внимательно следит за ходом экскурсий, а после дает советы и рекомендации, помогает учесть и устранить ошибки, возникающие в работе учащихся-экскурсоводов.
Тема проекта первой экспозиции – «Биология – комплексная наука». В музее работало 5 экспозиций, включающих отделы Малакологии (посвященный мягкотелым и моллюскам), Микологии, Анатомии, Микробиологии и Палеонтологии. По каждому был свой экскурсовод, который использовал слайды, DVD, музыку. На экскурсию были приглашены учащиеся начальной школы, среднего звена и даже старшеклассники. Работа прошла прекрасно, и еще долгое время учащиеся школы спрашивали: «А музей работает?»
Такие мероприятия помогают налаживать преемственность между учениками школы, живое общение и передачу знаний от старших к младшим; дети эмоционально обогащаются, переживают минуты озарения и открытий. Мы не приводим здесь тексты экскурсионных сообщений, это связано и с наличием экспонатов, и с личностью экскурсоводов, их эмоциональностью. Считаем, что творчески работающий учитель найдет вместе с учениками свои варианты этой увлекательной творческой работы.
Список литературы:
1.Музей в школе : практикум : сборник статей / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. – М., 2006. – ISBN 5-902970-03-2.
2.Проблемы современного образования и воспитания: сборник научных статей. – М., 2003. – Выпуск 2. – ISBN 5-98242-005-0.
3.Протопопов, Ю. Художественный музей: работа со школьниками (Принципы пед. работы) / Ю. Протопопов // Эстетическое воспитание. – 2002. – № 5-6.
4.Современное эстетическое образование и воспитание: проблемы, опыт, перспективы : сборник научных статей. – М. ; Арзамас, 2004. – ISBN 5-86517-183-06.
5.Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: сборник научных трудов. – М., 2003. – ISBN 5-89357-156-8.
дипломов
Оставить комментарий