Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Прокудина С.В. К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЦЕВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

К  ВОПРОСУ  О  ПРОБЛЕМАХ  НАЦИОНАЛЬНЫХ  МЕНЬШИНСТВ В  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОСТРАНСТВЕ  (НА  ПРИМЕРЕ  НЕМЦЕВ  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ) 

Прокудина  С.  В.

Доцент  СибГТУ,  г.  Красноярск

E-mailsvp-18478@rabler.ru

 

Возрастание  роли  этносов  в  различных  сферах  российского  общества  приводит  к  необходимости  создания  новой  образовательной  среды,  важной  характеристикой  которой  является  культурный  плюрализм.  В  связи  с  этим  большое  внимание  уделяется  усилению  национально-регионального  компонента  в  системе  общего  образования.  Но,  к  сожалению,  «учет  национальной  специфики»  нередко  понимается  довольно  однобоко.  Как  правило,  речь  идет  о  создании  особых  «этнических»  школ  или  классов  в  районах  компактного  проживания  того  или  иного  этноса.  Однако  существуют  регионы,  в  которых  представители  разных  национальностей  расселены  дисперсно.  Кроме  того,  недостаточное  внимание  уделяется  восприятию  преобразований  в  сфере  образования  самими  национальными  меньшинствами,  и  прежде  всего  –  возможности  возникновения  противоречий  между  представлениями  населения  о  содержании  и  форме  этнически  ориентированного  образования  и  социальным  заказом  государства.  Поскольку  в  настоящее  время  Россия  вновь  переживает  эпоху  реформ  в  сфере  образования,  изучение  исторических  аналогий  вызывает  особый  интерес.

В  данной  статье  предлагается  рассмотреть  историко-педагогический  аспект  восприятия  советских  преобразований  в  сфере  образования  одной  из  старейших  диаспор  Красноярского  края  –  немецкой.

Согласно  переписи  населения  1926  г.,  в  Красноярском  крае  проживало  3167  немцев.  Все  они  были  переселенцами  1908-1912  гг.,  переехавшими  в  Сибирь  из  Саратовской  и  Самарской  губерний,  а  также  частично  из  Кубани  [8,  лл.  38-40].  Сосредоточены  немцы  были  в  основном  в  двух  округах:  Ачинском  (1188  человек)  и  Минусинском  (1520  человек).  Большинство  немецких  колонистов  (75%)  занималось  сельским  хозяйством,  10%  немецкого  населения  составляли  рабочие,  8%  -  служащие,  7%  -  ремесленники  [6,  л.  35].

Одной  из  основных  черт  деревенских  немцев  является  своеобразная  «национальная  замкнутость»  [8,  лл.  38-40].  Есть  свидетельства,  что  немцы  считали  себя  в  культурном  отношении  выше  окружающего  их  русского  населения.  Осознание  немцами  своего  превосходства  привело  к  полной  изоляции  немецкого  населения  Енисейской  губернии  от  событий  первых  лет  советского  строительства.  Все  происходившие  в  стране  преобразования  колонисты  просто  игнорировали.  На  это  указывают  все  дошедшие  до  нас  документы  того  времени.  Так,  существовавшая  с  января  1920  г.  немецкая  секция  охватывала  только  бывших  военнопленных  и  практически  не  вела  работу  в  колониях.  С  выездом  военнопленных  секция  была  ликвидирована  [4,  лл.  25;  39],  после  чего  работа  с  колониями  была  окончательно  прекращена.

К  вопросу  о  ликвидации  неграмотности  и  создании  национальных  школ  отношение  было  также  довольно  вялое.  В  отличие  от  Западной  Сибири,  в  Енисейской  губернии  до  1920-х  годов  не  было  ни  одной  немецкой  школы.  Первые  попытки  создания  немецкой  школы  были  предприняты  только  в  1920  г.,  когда  немецкая  секция  назначила  из  своей  среды  учителя  для  борьбы  с  безграмотностью  и  для  организации  советской  трудовой  школы.  Но  школа  эта,  судя  по  всему,  функционировала  только  на  бумаге.  Уже  в  1922  г.  снова  поднимался  вопрос  о  создании  немецкой  школы  [5,  л.  4].  Затем  школа  была  восстановлена,  но  работала  она  нестабильно  ввиду  отсутствия  учителей.  Так,  в  1923  г.  в  школе  работал  один  учитель-немец  и  обучалось  45  детей  (хотя  общая  численность  детей-немцев  в  возрасте  от  8  до  16  лет  в  губернии  составляла  1010  человек)  [3,  лл.28-29;  39-40  об.].  В  1925  г.  количество  учеников  осталось  прежним,  но  учителя  не  было,  и  найти  подходящего  кандидата  на  эту  должность  никак  не  удавалось  [3,  л.  119].  В  1930  г.  школа  снова  работала,  но  там  преподавал  немец-меннонит,  который  совершенно  не  устраивал  советское  руководство  (но,  видимо,  устраивал  местное  население)  [8,  л.  38-40].  Затем  24  января  1938  года  вышло  постановление  ЦК  ВКП(б)  «О  реорганизации  национальных  школ»,  согласно  которому  все  национальные  школы  и  отделения  при  школах  и  педучилищах  должны  были  быть  реорганизованы  в  советские  школы  обычного  типа  [7,  л.  3].  Для  немцев  Красноярского  края  это  постановление  означало  конец  обучения  на  немецком  языке.

Чтобы  разобраться  в  причинах  равнодушного  отношения  немецкого  населения  к  проблеме  немецких  школ,  необходимо  выяснить,  какие  же  именно  элементы  духовной  и  материальной  культуры  воспринимались  немецкими  колонистами  как  наиболее  важные.  Обращает  на  себя  внимание  тот  факт,  что  единственным  событием  в  бурной  истории  начала  XX  века,  вызвавшим  живую  реакцию  немецкого  населения,  была  коллективизация.  Немецкие  колонисты  категорически  отказывались  вступать  в  колхозы,  причем  возмущение  у  них  вызывала  не  сама  по  себе  идея  объединения  хозяйств,  а  именно  необходимость  объединения  в  одно  хозяйство  с  русскими.  По  мнению  немецкого  населения,  русские  «леноваты»,  «не  умеют  хорошо  вести  сельское  хозяйство»,  «бесхозяйственны»  и  так  далее  [8.  лл.  38-41].  Реакция  со  стороны  немецкого  населения  последовала  потому,  что  идея  объединения  в  единое  хозяйство  вместе  с  «ленивыми»  русскими  задевала  какой-то  очень  важный  компонент  этнического  самосознания  немцев.

Косвенно  это  этот  вывод  подтверждается  данными  современных  исследований.  В  2000  г.  в  Красноярске  было  проведено  предварительное  исследование,  в  ходе  которого  было  опрошено  75  немцев  (все  респонденты  –  взрослые  люди  старше  18  лет).  Разумеется,  полученные  данные  являются  далеко  не  полными,  но  некоторое  представление  о  структуре  самосознания  немцев  они  все  же  дают.  Согласно  этим  данным,  при  перечислении  положительных  черт  характера,  присущих  своему  народу,  немцы  на  первое  место  ставят  пунктуальность,  на  второе  –  трудолюбие,  а  на  третье  –  аккуратность,  то  есть  качества,  которые  необходимы  для  достижения  успеха  в  труде  и  материального  благополучия.

Естественно,  что  немецкие  родители  стремились  воспитать  у  своих  детей  те  качества  характера,  которые  они  считали  наиболее  важными.  Но  советские  школы  в  области  воспитания  ставили  совсем  другие  задачи.  Прежде  всего,  школы  должны  были  вырабатывать  у  учащихся  «коммунистическую  сознательность»  [1,  с.  41],  «коллективизм  и  международную  солидарность»  [2,  с.  20].  Именно  такое  распределение  ценностей  является  причиной  равнодушного  отношения  немецких  колонистов  к  национальным  школам:  их  не  устраивали  те  качества,  которые  пыталась  воспитать  у  детей  советская  школа.  Результатом  такого  отношения  немецких  колонистов  стало  полное  исчезновение  школ,  ведущих  обучение  на  немецком  языке.

Анализируя  проблему  отношения  немцев  Красноярского  края  к  попыткам  создания  национальных  школ  в  20-30-е  годы  ХХ  века,  можно  сделать  ряд  выводов.  Прежде  всего,  очевидно,  что  советское  правительство,  стремясь  построить  систему  «национального»  образования,  недостаточно  учитывало  этнопсихологические  особенности  национальных  меньшинств,  их  ожидания  и  требования  к  проводимым  реформам.  В  результате  все  попытки  создания  немецких  национальных  школ  натыкались  на  полное  отсутствие  интереса  к  ним  местного  населения.  Следствием  этого  стало  то,  что  национальные  школы  в  Красноярском  крае  не  получили  достаточного  распространения  и  не  могли  удовлетворить  потребности  проживавших  на  территории  края  национальных  меньшинств,  что,  в  свою  очередь,  приводило  к  возникновению  в  их  среде  чувства  обиды,  недовольства,  а  также  к  отторжению  советской  культуры,  воспринимаемой  как  «русская».  Современные  исследования  показывают,  что  подобные  настроения  сохраняются  до  сих  пор  и  продолжают  негативно  влиять  на  развитие  межнациональных  отношений  в  нашем  крае.

 

Список  литературы:

1.Об  итогах  культурного  строительства  Союза  ССР  за  десять  лет.  Постановление  Второй  сессии  ЦИК  СССР  IV  созыва  от  20  октября  1927  г.  /  Народное  образование  в  СССР.  1917-1973гг  :  Сб.  документов. –  М  :  Педагогика,  1974. 

2.О  связи  партийных  организаций  с  органами  народного  образования.  Циркуляр  ЦК  РКП(б)  от  4  ноября  1921  г:  Сб.  документов. –  М  :  Педагогика,  1974. 

3.Документы  Енгубисполкома  //  ГАКК.  Ф.  р-49,  оп.  1,  д.  532. 

4.Документы  Енгубкома  //  ЦХИДНИ  КК.  Ф.  1,  оп.  1,  д.  90. 

5.Документы  Енгуботнаца  //  ЦХИДНИ  КК.  Ф.  1,  оп.  1,  д.  227. 

6.Документы  интерсекций  Губкомпарта  //  ЦХИДНИ  КК.  Ф.  1, оп.  1,  д.  383. 

7.Документы  Енгубкома  РКП(б)  //  ЦХИДНИ  КК.  Ф.26,  оп.  3,  д. 629.           

8.Немцы  и  латгальцы  Абаканского  района  //  ЦХИДНИ  КК.  Ф.  60,  оп.  1,  д.  832.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий