Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Поликашева Н. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  КАК  ФАКТОР  СОХРАНЕНИЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ЗДОРОВЬЯ  ШКОЛЬНИКОВ  В  СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

Поликашева  Н.В.

зам.директора  ГОУ  Центра  дополнительного  образования  детей,  г.  Москва

E-mailpolikaseva_n@mail.ru

 

Исторически  сложившееся  многообразие  этнических  культур  России  создает  все  условия  для  успешного  становления  и  развития  поликультурного  образования.  Полиэтничность,  многообразие,  поликультурность  населения  страны,  миграционные  процессы  в  стране  и  мире,  модернизация  образования,  процессы  глобализации,  развитие  региональных  систем  образования,  тенденции  децентрализации  и  разрушения  единой  страны  и  единого  образовательного  пространства  все  это  задают  российской  образовательной  системе  как  социокультурному  институту  особый  комплекс  проблем  разного  уровня.

В  последние  десятилетия  наблюдается  этническое  возрождение 

–  осознание  различными  этносами  собственной  ценности  и  уникальности,  которое  в  совокупности  с  демографическими  факторами  (рост  миграционных  процессов),  в  сочетании  с  политической  нестабильностью  является  катализатором  ряда  неблагоприятных  тенденций:  роста  преступности  на  этнической  основе,  межнациональных  конфликтов.  Психологическое  здоровье  нации,  понимаемое  как  наличие  гармоничных  отношений,  как  внутри,  еѐ  так  и  с  другими  народами,  сегодня  находятся  под  угрозой.

В  условиях  России  всѐ  большее  значение  приобретает  поликультурное  образование,  построенное  на  принципе  культурного  плюрализма  [1],  на  признании  равноценности  и  равноправия  всех  этнических  и  социальных  групп,  составляющих  общество,  на  недопустимости  дискриминации  людей  по  признакам  пола  или  возраста  [2,  с.258].

Процессы  глобализации  в  мире,  внедрение  современных  Интернет-технологий  в  систему  образования  требуют  от  системы  дополнительного  образования  создания  условий  и  возможностей  для  введения  школьников  в  открытое  мировое  пространство,  изучение  иностранных  языков,  формирования  образа  мира,  человека  мира,  знающего,  понимающего  и  принимающего  традиционные  культуры  народов  мира,  как  некий  синтез  духовной  составляющей  человечества,  как  способ  сохранения  и  развития  человечества,  природы  и  мира  в  целом.  Процессы  урбанизации,  миграции  народов  не  только  в  стране,  но  и  во  всем  мире  требуют  от  системы  образования  не  только  способности  быстрейшей  адаптации  детей  мигрантов  к  общероссийским  ценностям  и  образу  жизни,  но  и  организации  положительного  диалога,  общения,  жизнедеятельности  народов  не  только  в  школе,  но  и  в  социуме.  Также  важным  является  позиция  российского  образования,  устремленная  на  сохранение  единого  образовательного  пространства  страны,  лучших  традиций  образования  и  воспитания.  Широкий  информационный  поток  предполагает  столкновение  взглядов,  мнений  и  у  некоторых  людей  возникает  некомфортное  ощущение  от  жизни  в  полиэтническом,  поликультурном  обществе.  Все  эти  и  другие  проблемы  требуют  от  системы  образования  высокой  оценки  полиэтнического  богатства  страны.  Введение  поликультурного  образования  обосновывается  и  тем,  что  все  больше  родителей  предпочитают  отдавать  своих  детей  в  такие  образовательные  учреждения,  где  реализуются  проекты  данной  направленности.

Огромные  возможности  влияния  на  это  имеют  школы  и  учреждения  дополнительного  образования,  поскольку  именно  из  детства  ребѐнок  несет  свою  этническую  идентичность  и  соотносит  еѐ  с  другими,  вырабатывает  средства  еѐ  стабилизации  и  защиты.  Именно  образовательные  учреждения  позволяют  сегодня  организовать  гармоничное  развитие  каждого  школьника,  что  в  современной  многокультурной  России  необходимо  и  возможно  только  в  условиях  реализации  поликультурного  образования.

В  современной  образовательной  системе  центром  является  человек,  воспитывающийся  и  развивающийся  в  поликультурном  пространстве.  Резкий  подъем  национального  самосознания,  стремление  к  этнической  и  этнокультурной  самоиндентификации  обусловливают  огромный  интерес  народов  не  только  к  своей  национальной  культуре,  но  и  к  культуре  народов  ближайшего  и  отдаленного  национального  окружения.  Приобщение  российского  жителя  XXI  века  к  мировой  культуре  становится  социальным  заказом  общества,  что  отражено  в  директивных  государственных  документах:  «Законе  об  образовании»,  «Концепции  государственной  национальной  политики»,  «Концепции  модернизации  структуры  содержания  российского  образования  до  2010  года»,  Московской  городской  целевой  программы  развития  образования  «Столичное  образование  -5»  на  2009-2011  годы.

Концептуальное  оформление  современного  поликультурного  образования  сложилось  к  90  годам  XX  века  и  основывается  на  мультикультурализме  –  особой  форме  интегративной  идеологии,  посредством  которой  полиэтнические  национальные  общества  реализуют  стратегии  социального  согласия  и  стабильности.

Цель  поликультурного  образования  –  разработка  образовательной  политики,  программ  подготовки  учителя  и  педагога  дополнительного  образования,  содержания  образования,  установление  психологического  климата  в  образовательных  учреждениях,  при  котором  каждый  школьник,  независимо  от  пола,  социального  статуса,  физических  и  умственных  черт,  этнического  происхождения  и  др.,  имел  бы  возможности  для  своего  интеллектуального,  социального  и  физического  развития.

Принимается  во  внимание  общепринятая  задача  поликультурного  образования  –  обеспечение  равных  возможностей  обучения  и  развития  для  учащихся  из  различных  культурных  и  социальных  групп,  для  реализации  которой,  прежде  всего,  необходимо  уметь  учитывать  культурные  особенности  восприятия  и  переработки  информации,  а  также  взаимодействия  между  людьми.  Педагоги  должны  учитывать  культурно  обусловленные  особенности  общения.

Только  организация  поликультурного  образования  как  предпосылки  высокой  образованности  детей  разных  культурных  групп  может  способствовать  формированию  реальных  конструктивных  взаимоотношений  между  людьми  .

Поликультурное  образование  строится  на  теории  познания  и  вытекающие  из  неѐ  следствия,  теорию  развития  и  ценностные  основы.

Теория  познания  называется  конструктивизмом.  Еѐ  основные  положения  следующие:

•   Знания  –  социальные  конструкты.  Знания  не  абсолютны,  им  изначально  присущ  частичный  характер,  поскольку  они  основаны  на  индивидуальной  интерпретации  мира. 

•   Роль  образования  состоит  не  в  передаче  знаний,  а  в  помощи  школьнику  сконструировать  свои  знания  об  обществе,  человеке,  окружающем  мире. 

•   Каждый  ребѐнок  должен  построить  свои  знания.  У  каждого  ученика  есть  множество  только  ему  свойственных  способов  построения  знания,  основанных  на  его  этническом,  расовом,  родовом  происхождении,  а  также  языковых.  культурных  идентичностях  и  физических  данных  [4].

Поэтому  центральное  место  на  занятиях  отводится  не  столько  приобретениям  знаний,  сколько  активному  мысленному  конструированию  школьника.  Задача  педагога  помещать  детей  в  ситуации,  при  которых  они  неизбежно  создадут  верные  и  разумные  конструкции.

Педагог,  обладающий  культурной  чувствительностью,  выступает  активным  носителем  опыта  в  области  этнокультур  и  межэтнического  взаимодействия.  Знания  и  умения  в  этой  области  позволяют  педагогу  принять  своеобразие  образа  жизни  конкретных  этнических  общностей,  правильно  оценивать  специфику  и  условия  взаимодействия  и  общения  с  их  представителями,  находить  адекватные  модели  поведения  с  целью  поддержания  атмосферы  согласия  и  взаимного  доверия,  высокой  эффективности  в  совместной  деятельности.  Культурная  чувствительность  предполагает  принятие  этнокультурных  различий,  понимание  и  уважение  других,  их  взглядов  и  ценностей,  готовность  и  способность  жить  в  поликультурном  обществе.

В  трактовке  Н.В.  Кузьминой  педагогическая  система  представляет  собой  множество  взаимосвязанных  структурных  и  функциональных  компонентов,  подчиненных  целям  воспитания,  образования  и  обучения  подрастающего  поколения  и  взрослых  людей[3,  с.  38].

Поэтому  с  особой  остротой  встаѐт  вопрос  о  необходимости  учѐта  картины  мира  ребѐнка,  его  актуальных  потребностей.  Имеется  в  виду  использование  заданий,  опирающихся  на  житейский  опыт  школьника.

Аксиологические  основы  поликультурного  образования,  которые  базируются  на  гуманистическом  понимании  природы  человека,  можно  сформулировать  в  следующих  положениях:

•   Дети  вне  зависимости  от  пола,  культурной  или  национальной  принадлежности,  способны  к  глубоким  эмоциональным  переживаниям.  Каждый  из  них  уникален  и  достоин  уважения,  и  не  обладает  никакими  привилегиями,  в  том  числе,  связанными  с  принадлежностью  к  той  или  иной  культуре. 

•   Дети  принимают  свою  культурную  идентичность.  обладают  правом  открыто  демонстрировать  это  окружающим,  отказываются  от  насилия  в  отношении  других  культурных  групп. 

Этническое  и  гражданское  сознание  является  важнейшими  составляющими  самосознания  личности  школьника.  Посредством  гражданского  сознания  ребѐнок  отождествляет  себя  со  страной,  в  которой  живет,  с  теми  ценностями,  нормами,  которые  приняты  в  стране.  Личность  не  просто  их  познает,  а  выражает  свое  отношение  к  этим  ценностям,  дает  им  оценку  и  участвует  в  их  созидании  и  развитии.  Этническое  сознание  школьника  выражается  в  стремлении  его  к  познанию  ценностей  родного  этноса,  отождествлению  себя  с  этносом,  его  культурой.  Взаимодействие  гражданского  и  этнического  как  общего  и  частного  способствует  развитию  целостной  личности  ребѐнка.

Можно  заключить,  что  организация  реального  поликультурного  образования  является  достаточно  сложной  проблемой.  и  для  еѐ  разрешения  требуется,  прежде  всего,  высокая  заинтересованность  ею  педагогов,  наличие  у  них  высокой  мотивации  к  такой  работе,  поскольку  именно  от  них  потребуется  сделать  первые  шаги.  связанные  с  перестройкой  собственной  идеологии.

 

Список  литературы:

1.Гукаленко  О.В.  Поликультурное  образование:  теория  и  практика.  -  Ростов  н/Д:  Изд-во  РГПУ,  2003. 

2.Коджаспирова  Г.М.,  Коджаспиров  А.Ю.  Словарь  по  педагогике.  –  М.,  Ростов  н/Д:  МарТ,  2005.-  448  с. 

3. Кузьмина  Н.В.  Профессионализм  личности  преподавателя  и  мастера  производственного  обучения.  –  М.:  Высшая  школа,  1990.  –  с. 

4.Рыкова  С.В.  Воспитательный  потенциал  поликультурного  образования  и  реализация  в  современной  школе:  автореф.  дис.  …  канд.  пед.наук  /  С.В.  Рыкова  –  М.,  2005.-С.21.  

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий