Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Миронов А. ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА  КАК  ПРЕДМЕТ  НАУЧНОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

Миронов  А.В.

Военный  институт  внутренних  войск  МВД  России,  полковник,  г.  Саратов

E-mailamironov@yandex.ru

 

Анализ  содержания  понятия  «техническая  культура»  предполагает  раскрытие  сущностных  взаимосвязей  между  культурой  и  техникой,  что,  в  свою  очередь,  возможно  лишь  на  основе  системного  анализа  человеческой  культуры  и  развития  техники,  их  взаимосвязи  и  роли  в  жизнедеятельности  людей.  Культура  –  это  сфера  специфически  человеческого  бытия,  очерчивающая  все  многообразие  результатов  творческой  деятельности  человека.  Понятие  «культура»  обозначает  все,  что  создано  человеком  в  противоположность  тому,  что  существует  по  природе.  Проблемой  культуры  как  исторической  целостности  занимались  Э.А.  Баллер,  Н.П.  Красников,  В.А.  Малахов,  А.К.  Уледов.  Вопросы  общественного  характера  культуры  раскрыты  в  работах  Н.А.  Бердяева,  В.С.  Библера,  В.Ж.  Келле,  С.А.  Франка.  Взаимосвязью  культуры  и  техники  занимались  Г.Н.  Волков,  В.П.  Зинченко,  И.А.  Негодаев  и  др.

Как  категория  философии,  имеющая  общеметодологическое  значение,  культура  связана  с  понятием  «человеческая  деятельность».  В  ряде  работ  А.И.  Арнольдова,  В.Е.  Давидович,  Н.С.  Злобина,  Л.Н.  Когана,  В.М.  Межуева  культура  определяется  как  процесс  культурной  и  творческой  деятельности,  духовного  производства  и  развития  отдельной  личности.  Культуру  как  специфический  способ  человеческой  деятельности  и  особое  свойство  общественной  жизни  людей  рассматривают  М.С.  Каган,  Э.С.  Маркарян,  Э.В.  Соколов.  В  зарубежной  философии  и  социологии  указанные  аспекты  разрабатываются  М.  Вебером,  К.  Манхеймом,  Х.  Ортега-и-Гассетом,  З.  Фрейдом,  Й.  Хейзинга,  А.  Швейцером,  О.  Шпенглером.  Под  культурой  понимаются  все  проявления  человеческой  субъективности,  свойства  и  качества,  характеризующие  «меру  культурности  общества»,  культурно-исторической  эпохи  в  еечеловеческом  измерении:  уровень  свободы,  образованности,  нравственности,  духовности  людей,  их  способности  к  культурному  саморазвитию  и  т.д.  Таким  образом,  отечественными  и  зарубежными  философами,  социологами,  культурологами  проделана  большая  работа  по  выяснению  многоаспектности  культуры.  Однако  при  кажущейся  разработанности  проблемы  до  сих  пор  остается  спорным  вопрос  о  взаимосвязи  культуры  и  техники,  не  определена  сущность,  нет  четкого  понятия  «техническая  культура».  Рассмотрение  технического  аспекта  культуры  восполняет  и  детализирует  очень  важную,  на  наш  взгляд,  область  знания  о  путях  взаимосвязанного  функционирования  техники  и  культуры.

 

Первоначально  термин  «культура»  (от  лат.  cultura)  –  первоначально  обработка  и  уход  за  землей  (лат.  agricultura),  с  тем  чтобы  сделать  ее  пригодной  для  удовлетворения  человеческих  потребностей,  чтобы  она  могла  служить  человеку  (отсюда  —  «культура  техники  земледелия»),  это  совокупность  производственных,  общественных  и  духовных  достижений  людей  [6].  В  толковом  словаре  В.И.  Даля  сказано,  что  культура  –  обработка  и  уход,  возделывание,  возделка;  образование  умственное  и  нравственное  [3].  В  ходе  исторического  развития  это  понятие  претерпевало  сложную  эволюцию,  и  с  определенного  момента  под  термином  «культура»  стали  подразумевать  определенный  уровень  общественного  состояния,  достигнутый  человечеством,  т.е.  результат  развития  общества.

В  Большом  энциклопедическом  словаре  понятие  «культура»  (от  лат.  –  возделывание,  воспитание,  образование,  развитие,  почитание)  определяется  как  уровень  развития  творческих  сил  и  способностей  человека,  выраженный  в  типах  и  формах  организации  жизни  и  деятельности  людей,  в  их  взаимоотношениях,  а  также  в  создаваемых  ими  материальных  и  духовных  ценностях;  в  узком  смысле  как  сфера  духовной  жизни  людей,  включает  в  себя  предметные  результаты  деятельности,  познания,  нормы  морали  и  права,  а  также  человеческие  силы  и  способности  (знания,  умения,  навыки,  уровень  интеллекта  и  др.)  [2,  Т.1,  С.  669-670].  В  философском  энциклопедическом  словаре  культура  определяется  как  «специфический  способ  организации  и  развития  человеческой  жизнедеятельности,  представленный  в  продуктах  материального  и  духовного  труда,  в  системе  социальных  норм  и  учреждений,  в  духовных  ценностях,  в  совокупности  отношений  людей  к  природе,  между  собой  и  к  самим  себе».  Понятие  «культура»  означает  исторически  определенный  уровень  развития  общества,  творческих  сил  и  способностей  человека,  выраженный  в  типах  и  формах  организации  жизни  и  деятельности  людей,  а  также  в  создаваемых  ими  материальных  и  духовных  ценностях  [8,  С.  292-293].  В  переносном  смысле  культура  –  уход,  улучшение,  облагораживание  телесно-душевно-духовных  склонностей  и  способностей  человека;  соответственно  существует  культура  тела,  культура  души  и  духовная  культура.  В  широком  смысле  культура  есть  совокупность  проявлений  жизни,  достижений  и  творчества  народа  или  группы  народов.  Московско-тартусская  школа  определяет  культуру  как  совокупность  способов  описания  и  взаимодействия  с  миром  [1,  С.  6-10].

В  кратком  словаре  по  культурологии  под  редакцией  И.Ф.  Кефели  культура,  как  способ  организации  и  исторического  развития  человеческой  жизнедеятельности,  подразделяется  на  материальную  и  духовную  и  культуру  человеческих  отношений  и  обладает  определенными  характеристиками:  совокупность  достижений  в  экономической  общественной  и  духовной  сферах  жизни,  уровень,  степень  развития  какой-либо  области  физической  или  умственной  деятельности;  просвещенность,  образованность,  начитанность,  учтивость,  гуманизм;  совокупность  специфических  способов  и  приемов  организации  и  развития  человеческой  жизнедеятельности,  представленной  в  продуктах  материального  и  духовного  труда,  и  передаваемых  последующим  поколениям,  совокупности  отношений  людей  к  природе  (к  облагораживанию  ее  человеком),  между  собой  и  к  самим  себе  [4,  С.  17].

Слово  «культура»  употребляется  по  самым  различным  причинам  и  поводам.  Часто  его  сводят  к  искусству  или  художественной  культуре,  отождествляют  с  музеями  и  библиотеками  и  таким  образом  фундаментальное  целое  разделяют  на  отдельные  части.  Как  это  ни  парадоксально,  все  эти  дефиниции  одновременно  верны  и  не  верны.  Они  верны,  так  как  все,  что  они  определяют,  действительно  является  культурой,  они  не  верны,  так  как  ни  одно  из  определяемых  явлений  не  охватывает  культуру  в  целом.  Потому  что  именно  понятие  культуры,  столь  часто  употребляемое,  кажущееся  столь  привычным,  общепонятным  и  доходчивым,  вызывает  при  попытке  его  определить  серьезные  сложности.  Существует  множество  разнообразных  подходов  к  определению  феномена  культуры  (обыденное  понимание  культуры,  культура  как  предмет  философского  анализа,  эволюционное  направление  и  психологическое  направления  в  изучении  культуры,  функциональный  подход,  игровая  концепция  культуры,  материалистическое  направление  в  исследовании  культуры,  постмодернистское  направление  в  исследовании  культуры  и  др.).

Понятие  «техника»  является  одним  из  самых  древних  и  широко  распространенное  сегодня.  До  недавнего  времени  оно  применялось  для  обозначения  некоторой  неопределенной  деятельности  или  некоторой  совокупности  материальных  образований.  Содержание  понятия  техники  исторически  трансформировалось,  отражая  развитие  способов  производства  и  средств  труда.  Первоначальное  значение  слова  искусство,  мастерство  –  обозначает  саму  деятельность,  ее  качественный  уровень.  Затем  понятие  техника  отражает  определенный  способ  изготовления  или  обработки.  В  ремесленном  производстве  индивидуальное  мастерство  сменяется  совокупностью  приемов  и  методов,  передаваемых  от  поколения  к  поколению.  И,  наконец,  понятие  «техника»  переносится  на  изготовляемые  материальные  объекты.  Это  происходит  в  период  развития  машинного  производства,  и  техникой  называются  различные  приспособления,  обслуживающие  производство,  а  также  некоторые  продукты  такого  производства.

В  Большом  энциклопедическом  словаре  техника  (от  греч.  –  искусство,  ремесло,  мастерство)  определяется  как  совокупность  средств  человеческой  деятельности,  создаваемых  для  осуществления  процессов  производства  и  обслуживания  непроизводственных  потребностей  общества.  Термин  «техника»  часто  употребляется  для  совокупной  характеристики  навыков  и  приемов,  используемых  в  какой-либо  сфере  деятельности  человека.  В  технике  материализованы  знания  и  опыт,  накопленные  в  процессе  развития  общества  и  производства  [2,  Т.  2,  С.  468-469].  В  Новейшем  философском  словаре  техника  рассматривается  как  понятие,  которым  в  истории  культуры  было  принято  обозначать:  определенную  онтологическую  данность  (комплекс  инструментов,  орудий,  машин;  искусственная  среда;  воплощенное  стремление  человека  к  власти  над  природой;  творчество,  отражающее  определенные  цели  человека;  техническое  творчество  как  самоцель;  средство  сохранения  человеческого  рода  при  переходе  от  естественно-органического  к  искусственному  миру;  деятельность,  связанную  с  особым  способом  преобразования  природы;  систему  ценностей  и  норм,  регулирующих  жизнь  человека  в  цивилизованном  мире  [5,  C.  712-713].  В  словаре  иностранных  слов  [7,  С.  495]  техника  –  это  совокупность  средств  человеческой  деятельности,  созданных  для  осуществления  процессов  производства  и  обслуживания  непроизводственных  потребностей  общества.

Приведенные  определения  техники  можно  объединить  в  три  основные  группы,  которые  можно  представить  следующим  образом:  техника  как  искусственная  материальная  система;  техника  как  средство  деятельности;  техника  как  определенные  способы  деятельности.  Первое  значение  (техника  как  искусственная  материальная  система)  выделяет  одну  из  сторон  существования  техники,  относя  ее  к  искусственным  материальным  образованиям.  Но  не  все  искусственным  материальным  образования  являются  техникой  (например,  продукты  селекционной  деятельности,  которые  обладают  естественной  структурой).  Поэтому  сущность  техники  не  исчерпывается  подобными  определениями,  так  как  не  выделяют  технику  среди  других  искусственных  материальных  образований.  Второе  значение  также  является  недостаточным.  Техника  трактуется  как  средство  труда,  средство  производства,  орудия  труда  и  т.д.  Иногда  техника  определяется  сразу  и  как  средства,  и  как  орудия.  Но  это  не  корректно,  так  как  и  то  и  другое  понятия  лежат  в  одной  плоскости  рассмотрения  и  средства  труда  являются  более  широким  понятием  по  отношению  к  орудиям  труда.  Третье  выделенное  значение  –  техника  как  определенные  способы  деятельности  (этой  сущности  скорее  соответствует  понятие  «технологический  процесс»).

Итак,  понятие  «техника»  включает  в  себя:  совокупность  приемов  и  правил  выполнения  чего-либо;  деятельность,  направленная  на  удовлетворение  потребностей;  система  действий,  посредством  которых  человек  стремится  достичь  осуществления  самого  себя;  понимали  совокупность  искусственно  создаваемых,  совершенствуемых  и  используемых  людьми  материальных  систем,  основанных  на  целенаправленном  применении  материалов,  процессов  и  законов  природы,  обладающих  элементами  и  структурой,  которые  необходимы  для  того,  чтобы  эти  системы  могли  функционировать  в  качестве  материальных  средств  целесообразной  (прежде  всего  трудовой  и  особенно  производственной)  деятельности  людей.

Таким  образом,  на  основе  проведенного  анализа  справочных  источников  и  представления  о  единстве  понятия  культуры,  под  технической  культурой  будем  понимать  часть  общей  культуры  человека,  основывающаяся  на  индивидуальных  характеристических  особенностях  личности,  включающих,  так  называемое,  техническое  сознание,  а  именно  предрасположенность  к  быстрому  и  эффективному  получению  и  развитию  знаний,  умений  и  навыков,  направленных  на  осуществление  творческого  мышления  и  эстетического  начала  в

осуществлении  технической  деятельности,  направленной  на  удовлетворение  потребностей,  характеризующих  качественное  состояние  определенной  ступени  общественного  и  личного  прогресса.

 

Список  литературы:

1.Арнольдов  А.И.  Человек  и  мир  культуры:  Введение  в  культурологию.  –  М.,  Изд-во  МГИК,  1992.  –  240с. 

3.Большой  энциклопедический  словарь:  В  2-х  т.  /  гл.  ред.  А.М.  Прохоров.  –  М.:  Сов.  энциклопедия,  1991.  Т.1.  –  863  с.;  Т.2.  –  768  с. 

4.Даль  В.И.  Толковый  словарь  русского  языка.  Современная  версия.  –  М.,  ЭКСМО-Пресс,  ЭКСМО-МАРКЕТ,  2000.  –  736с. 

5.Культурология:  Краткий  словарь  /  Под  ред.  И.Ф.  Кефели.  –  2-е  изд.  –  СПб:  Петрополис,  1995.  –  45  с. 

6.Новейший  философский  словарь  /  Сост.  А.А.  Грицанов.  –  Мн.: Изд.  В.М.  Скакун,  1998.  –  896  с. 

7.Ожегов  С.И.  Словарь  русского  языка.  М.,  1991. 

8.Словарь  иностранных  слов.  –  9-е  изд.,  –  М.:  Русский  язык, 1982.  –  608  с. 

9.Философский  словарь  /  Под  ред.  И.П.  Фролова.  –  6-е  изд.,  перераб.  и  доп.  –  М.:  Политиздат,  1991.  –  560с.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий