Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Лось Е. ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕМ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ОПТИМИЗАЦИИ  ФИЗИЧЕСКИХ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ  РЕБЕНКА  ЧЕРЕЗ  ЗАНЯТИЯ  ТАНЦЕМ

 

Лось  Е.А.

Воспитатель  высшей  квалификационной  категории,  МДОУ  №7  «Незабудка»,  г.  Усть-Илимск

E-mail

 

Физическая  культура  дошкольников,  как  и  любая  сфера  культуры,  предполагает  работу  с  духовным  миром  ребенка  -  его  знаниями  и  умениями,  его  эмоциональным  отношением,  ценностными  ориентирами,  его  мироощущением  применительно  к  телесной  организации  в  сочетании  с  двигательной  активностью.  [1,  c.  5]

Танец  -  это  эмоции,  преобразованные  в  движения,  которые  происходят  в  ритме  современной  жизни.  Человек  может  чувствовать  ритм  современной  жизни,  попадать  в  него  или  сопротивляться.  Ритм  от-личает  танец  от  других  движений.  [7,  c.  3]

Научить  дошкольников  танцевать  значит,  научить  их  выражать  свои  эмоции  через  движения,  помочь  почувствовать  ритм  современной  жизни.  Детский  танец  начинается  с  воспроизведения  знакомых,  простых  движений.  Зачастую  занятия  больше  похожи  на  игру,  но  в  этой  игре  ребѐнок  учится  тем  вещам,  которые  очень  пригодятся  ему  в  жизни.

Исследования  показывают,  что  танцующие  дети  развиваются  гораздо  быстрее  и  достигают  больших  успехов  в  развитии,  чем  их  нетанцующие  сверстники.  Большинство  детских  врачей  по  всему  миру  признают  занятия  танцами  одной  из  лучших  физических  практик,  рекомендованных  детям.  Танцы  развивают  и  укрепляют  различные  группы  мышц,  кардиологическую  и  респираторную  системы  детского  организма,  у  танцоров  всегда  великолепная  осанка,  и  они  прекрасно  владеют  своим  телом.  Танец  подразумевает  исследовательскую,  импровизационную  и  изобретательскую  деятельность  детей.  Посредством  танца  у  детей  развивают  чувство  ритма.  В  процессе  танца  детьми  используются  различные  движения  и  их  сочетания.

Музыка,  движение  -  это  средства,  которые  благотворно  действуют  на  здоровье  ребѐнка.  Большое  значение  для  сохранения  физического  и  психического  здоровья  детей  имеет  активизация  их  творческого  потенциала,  создание  атмосферы  поиска,  радости,  удовольствия,  развитие  детской  индивидуальности,  удовлетворение  индивидуальных  потребностей  и  интересов.  [2,  c.  23]  Танцевальные  движения  выполняют  релаксационную  функцию,  помогают  добиться  эмоциональной  разрядки,  снять  умственную  перегрузку  и  утомление.  Ритм,  который  музыка  диктует  головному  мозгу,  снимает  нервное  напряжение.  Движение  и  танец,  помогают  ребѐнку  подружиться  с  другими  детьми,  дают  определѐнный  психотерапевтический  эффект.

Новизна  организации  нашего  ансамбля  детского  танца  -  в  интеграции  программ  по  физическому  и  музыкальному  воспитанию  в  детском  саду.  Музыкальное  восприятие  у  детей,  занимающихся  в  ансамбле,  развито  в  соответствие  с  возрастом,  поэтому  музыка  на  занятиях  является  фоном,  помогает  детям  передать  характер  движений,  ритмическую  основу  танца.  Детские  танцы  основаны  на  знакомых  детям  физических  упражнениях.  Средствами  самовыражения  ребенка  являются  основные  виды  движений:  общеразвивающие  упражнения  (ходьба,  бег,  прыжки,  упражнения  в  равновесии,  строевые),  элементы  современной  аэробики,  художественной  гимнастики,  мимические  упражнения  и  жесты,  дыхательные  упражнения.  Взаимосвязь  движения  и  музыки  перекидывает  мост  от  конкретно-физического  к  эмоционально-духовному.  Танец  помогает  ребенку  научиться  владеть  своим  телом,  координировать  движения,  согласовывая  их  с  движениями  других  детей,  учит  про-странственной  ориентировке.  [7,  c.  34]

Основной  целью  организации  танцевального  ансамбля  в  детском  саду  являлось  содействие  развитию  физических  качеств,  координационных  способностей  и  функциональных  возможностей  организма  ребенка,  создание  разносторонней  базы  двигательных  навыков  и  умений  выражать  свои  эмоции  через  движения.

Задачи  я  выделила  следующие.

Обучающие:  пробуждать  осознание  красоты  движений,  учить  придавать  движению  и  форме  новый  смысл;  помогать  формированию  хорошей  осанки,  равновесия  и  координации  движений.

Развивающие:  улучшать  гибкость,  кровообращение,  мышечный  тонус;  углублять  навыки  обращения  с  различными  предметами;  развивать  чувство  ритма,  внимание,  умение  согласовывать  движения  с  музыкой;  развивать  умения  использовать  различные  движения  и  их  сочетания  в  процессе  танца;  развивать  навыки  самостоятельного  выражения  движений  под  музыку.

Воспитательные:  улучшать  понимание  и  способность  к  оценке  многих  явлений  исторической,  общественной  и  культурной  жизни;  развивать  самоуверенность  и  самоуважение  благодаря  побудительности  танца;  улучшать  восприимчивость,  понимание,  способность  к  оценке  других,  помогать  научиться  уважать  их  как  за  сходства,  так  и  за  отличия.

Содержание  работы  строилось  на  следующих  дидактических  принципах:

-комплексного  решения  основных  задач  физического  и  музыкального  воспитания.  Предполагает  гибкое  применение  содержания  и  методов  в  воспитательно-образовательном  процессе  в  зависимости  от  возрастных  особенностей  ребенка; 

-систематичности.  Лишь  при  систематических  занятиях  могут  произойти  изменения  морфологической  структуры  организма  и  образоваться  двигательные  навыки.  Физические  упражнения  оказывают  стойкое  влияние  только  при  условии  их  повторения;  физические  упражнения  приводят  к  утомлению,  поэтому  нужны  перерывы  для  восстановления  сил; 

-постепенности.  В  обучении  применяется  пошаговый  подход  к  освоению  танца:  уровень  за  уровнем,  причѐм  каждый  шаг  или  уровень  сам  по  себе  легко  преодолеть,  так  что,  в  конце  концов,  становится  возможным  относительно  легко  выполнять  довольно  сложные  действия; 

-   последовательности.  Предполагает  преемственность  в  процессе обучения. 

Новые  двигательные  навыки  базируются  на  усвоенном  ранее  материале,  требуют  постоянного  повторения,  которое  не  просто  воспроизводит  пройденное,  но  рассматривает  его  с  новых  позиций;  -  гуманизации  педагогического  процесса.  Предполагает,  что  в  центре  любой  учебно-воспитательной  деятельности  должен  стоять  ребенок,  удовлетворение  его  потребностей  в  деятельности,  общении,  познании,  приобретении  различных  навыков  и  умений,  развитие  его  способностей,  образных  представлений,  воображения,  творчества,  создания  обстановки  психологического  благополучия,  счастливого  детства.

Систематическую  работу  с  детьми  я  проводила  в  средней,  старшей  и  подготовительной  к  школе  группах  детского  сада.  Учитывая  особенности  ребѐнка  в  дошкольном  возрасте,  основной  формой  организации  являлись  занятия  подгруппами  по  10-14  человек.  Длительность  занятий  составляла:  в  средней  возрастной  группе  15-20  минут,  в  старшей  -  20-25  минут,  в  подготовительной  -  25-30  минут.  Виды  занятий  варьировала  в  зависимости  от  поставленных  задач,  это  были  игровые  занятия;  сюжетные  занятия;  занятия-концерты.

Придерживалась  следующей  структуры  занятий:

-подготовительная  часть  занимала  от  5  до  15%  общего  времени  и  зависела  от  решения  основных  задач.  В  этой  части  проводились  строевые  упражнения  (построения,  перестроения,  размыкание  и  смыкание,  повороты);  комплексы  общеразвивающих  упражнений,  заранее  разученные  на  физкультурных  занятиях,  выполняемые  поточно,  в  соответствии  с  темпом  и  ритмом  музыки.  Для  развития  у  детей  интереса  и  восприятия  упражнений  как  законченного  «художественно-смыслового  образа»,  комплексы  носили  сюжетно-игровой  характер:  «Веселые  снежинки»,  «Гномы  и  Белоснежка».  На  первом  и  втором  этапе  выполняла  комплексы  вместе  с  детьми,  осуществляя  четкий  показ  и  контроль  над  качеством  движений.  На  третьем  этапе  дети  двигались  в  соответствии  со  словесными  инструкциями,  применяла  элементы  психогимнастики.  [8  ] 

- основная  часть  занимала  70-85%  времени  занятия.  Ее  задачи:  развитие  двигательных  умений  и  навыков,  двигательных  способностей.  Центральным  звеном  этой  части  являлось  выполнение  комбинации  движений  на  основе  разученных,  создание  образа,  находясь  в  котором  ре-бенок  через  движение  показывал  его  характер,  настроение.  Это  формировало  у  детей  возможность  управлять  своими  эмоциями  и  действиями;  умение  моделировать  и  приводить  в  соответствие  свои  чувства  и  мысли,  желания  и  возможности;  способности  поддерживать  гармонию  душевного  и  физического  состояния. 

Заключительная  часть  занятия  длилась  от  3  до  7%  общего  времени  и  обеспечивала  условия  для  постепенного  снижения  нагрузки.  В  заключительной  части  использовались  упражнения  на  расслабление  мышц,  дыхательные  и  упражнения  на  укрепление  осанки.

Музыку  подбирала  доступную  восприятию  ребенка:  песни,  песни  из  мультфильмов,  эстрадные  и  классические  произведения.  Музыкальные  стили  и  темп  на  протяжении  занятия  менялись,  но  основной  темп  -  умеренный.

Работа  проводилась  в  три  этапа:

1. «Зеркало»  -  дети  4-5  лет  (средняя  группа). 

2. «Зайчата»  -  дети  5-6  лет  (старшая  группа). 

3. «Солнечные  зайчики»  -  дети  6-7  лет  (подготовительная  к  школе  группа). 

В  результате  освоения  первого  этапа  дети  достигли  следующего  уровня  развития:  узнали  правила  поведения  во  время  занятий  и  научились  выполнять  движения,  отвечающие  характеру  музыки,  самостоятельно  меняя  их  в  соответствии  с  формой  и  ритмом  музыкального  произведения;  выполнять  танцевальные  движения  с  предметами  и  без  них;  выполнять  разученные  танцы  и  комплексы  упражнений  под  музыку. 

Врезультате  освоения  второго  этапа  дети  узнали  правила  безопасности  во  время  занятий  и  научились  двигаться  в  соответствии  с  характером  и  динамикой  музыки;  выполнять  перестроения  и  танцевальные  движения  с  предметами  и  без  них;  выполнять  разученные  танцы  и  комплексы  упражнений  под  музыку.  импровизировать  движения  разных  персонажей  под  музыку  соответствующего  характера,  самостоятельно  переходить  от  умеренного  к  быстрому  или  медленному  темпу.  [  3  ] 

В результате  освоения  третьего  этапа  дети  узнали  о  правилах  личной  гигиены  на  занятиях;  научились  выразительно  и  ритмично  двигаться  в  соответствии  с  разнообразным  характером  музыки,  передавая  в  танце  эмоционально-образное  содержание;  красиво,  грациозно  выполнять  танцевальные  движения  с  предметами  и  без  них;  выполнять  разученные  танцы  и  комплексы  упражнений  под  музыку. 

Таким  образом,  работа,  направленная  на  физическое  развитие  дошкольников  в  танцевальной  деятельности,  создавала  разностороннюю  базу  двигательных  навыков  и  умений  выражать  свои  эмоции  через  движения;  сформировала  исполнительские  навыки  и  выразительность  образов  в  танце;  помогла  развитию  двигательного  воображения,  фантазии  дошкольников. 

Дети  с  огромным  желанием  участвовали  в  праздниках  и  концертах  для  родителей  в  детском  саду  и  на  городских  площадках,  в  городских  фестивалях  детского  творчества;  являлись  желанными  гостями  в  качестве  артистов  в  доме-интернате  для  инвалидов  и  престарелых.

Я  считаю,  что  высокий  уровень  развитости  танцевальных  умений,  навыков  детей,  их  улучшившееся  здоровье  облегчат  адаптацию  детей  к  школе,  помогут  их  успешному  обучению.  Приобретенная  с  детства  естественная  грация  движений,  гибкость,  ловкость,  пластичность  и  координация,  способность  выражать  чувства  и  эмоции  через  танец  помогут  девочкам  стать  стройными  барышнями  с  горделивой  осанкой,  мальчиков  научат  быть  галантными  кавалерами.

 

Список  литературы:

1.Аверина  И.Е.Физкультурные  минутки  в  ДОУ.  –  М.:  Айрис- пресс,2007. 

2.Безруких  М.  М.  Здоровьеформирующие  физическое  развитие.  -  Владос,  2008. 

3.Буренина  А.  И.  Ритмическая  мозаика.  -  "Детство",  2006. 

4.Иванова  О.А.  Занимайтесь  ритмической  гимнастикой.  -  М.:  "Советский  спорт",  2007. 

5.Зарецкая  Н.,  Роот  З.  Танцы  в  детском  саду.-  Айрис-Пресс, 2008 

6.Кудрявцев  В.Т.  Развивающая  педагогика  оздоровления.  -  Линка-Пресс,  2007. 

7.Фирилева  Ж.  Е.  СА  –  ФИ  –  ДАНСЕ.  -  СПб.:  «Детство-пресс», 2003. 

8. Чистякова  М.И.  Психогимнастика.-  Владос,  2007. 

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.