Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Кошарная (Степанчук) О.А.
канд. пед. наук, преп. МОУ СОШ № 5, г. Муравленко
E-mail: okeanstep@mail.ru
Сравнивая парадигмы образования (традиционная (знаниевая), гуманистическая, гуманитарная), обращаешь внимание на то, на что ориентированы данные парадигмы. Например, традиционная парадигма, ориентированная на знание, гуманистическая – на умения, гуманитарная – на отношения. Ученик, развиваясь в образовательном процессе, в полной мере, развивается в гуманитарной парадигме.
Гуманитарное образование в контексте гуманитарно-антропологического подхода ориентировано на индивидуального «внутреннего человека», его субъективность (эмоции, переживания, смыслы, оценки и т.д.). Оно предполагает обращение к отношениям конкретного человека. В традиционной модели образования отношение нельзя непосредственно «вынуть» из личности и рассмотреть, как объект, но, тем не менее, его можно «почувствовать», «перекодировать», объективировать. Объективирование субъективного и субъективирование объективного составляют сущность процесса гуманитарного образования.
Содержание гуманитарного образования, как мы уже отмечали, включает в себя разные ценности и смыслы. Учебный предмет в таком ракурсе для разных детей выступает как «разный» предмет, в пространстве которого сходятся разные точки зрения. «Если я имею дело с чужими точками зрения, – говорит Г.П. Щедровицкий, – то я всегда должен помнить, что это особое видение объекта, заданное
соответствующим набором средств» [5, c. 79]. И в этом случае нет непосредственного видения объекта как такового, есть видение его всегда через определенный фильтр, через определенные «очки». Именно через такие «очки» воспринимается личностью любая информация, любые объекты и явления. В том числе и содержание учебного предмета. Материал учебного предмета, предстающий в его ценностно-смысловом аспекте, является гуманитарным содержанием этого предмета.
Природа гуманитарного образования метапредметна, текстуальна. Текст отражает предметную область гуманитарного образования. Он, по М.М. Бахтину, есть предметная данность гуманитарного мышления и та «непосредственная действительность мысли и переживания», из которой могут исходить гуманитарные дисциплины. Мы имеем в виду «гуманитарность» любых школьных дисциплин, их «человекоориентированное» содержание.
Учебник, учебный материал, урок, слово учителя и ученика – все это информация. Но какая? Включена ли она в систему отношений между участниками образовательного процесса? Тексты, которые предлагаются в школе ученикам, носят, преимущественно, сообщающе-объяснительный характер. И детям нужно их воспринять изапомнить. Это противоречит принципу гуманитарности.
В традиционной модели образования образовательная область задается учебной дисциплиной. В гуманитарной модели образования, где в центре внимания оказывается не предмет, а личность, изучающая его, такой областью должен выступать «метапредмет». Это означает, то, что учебный предмет не может находиться в статике, будучи неизмененным и одинаковым для всех учащихся. Он предстает в динамике субъективного изучения его учащимися. Каждый ребенок находится на своем «расстоянии» по отношению к предмету. Он видит свой объект в данном предмете. Кроме того, он «живой»: постоянно изменяется в процессе восприятия учеником. Таким образом, гуманитарная модель образования предполагает метапредметность учебного предмета.
В текстуально-диалогической концепции гуманитарного образования (С.В. Белова) обосновано, что предметной областью данного образования (метапредметной областью) является текст. Именно текст содержит в себе отношение к Другому. Он отражает специфическую связь между учеником и учебным предметом. Гуманитарный текст встроен в систему отношений между субъектами образовательного процесса.
Что же такое учебный предмет как гуманитарный текст? Под текстом понимается авторско-адресное сообщение, содержащее субъективные смыслы. Текст отражает предметную область гуманитарного образования. Он, по М.М. Бахтину, есть предметная данность гуманитарного мышления и та "непосредственная действительность мысли и переживания", из которой могут исходить гуманитарные дисциплины [1, c. 50]. Напомним, что мы имеем в виду "гуманитарность" любых школьных дисциплин, их "человекоориентированное" содержание. Следует отличать текст от безличной информации, которая выхвачена из непосредственных отношений между автором и адресатом. Специфика гуманитарного образования состоит в том, что его учебный материал представляет собой именно текст. Заметим, что традиционное образование также имеет дело с текстами. Но данные учебные тексты рассматриваются как знаковые системы, вне контекста деятельности тех, кто с ними взаимодействует. Это, в нашем представлении, учебные, но не гуманитарные тексты. В обыденном понимании текст трактуют как словесную форму изложения информации. А.С. Запесоцкий, указывает, что «текст» гуманитарной культуры содержит в себе не столько знание, сколько ценности, концентрирующиеся вокруг определенного идеала. Это определяет еще одну особенность восприятия и понимания «текста» культуры. [3, c. 262]. Имея в виду какой-либо текст, мы всегда предполагаем определенный «знак». Знак, по Г.П. Щедровицкому, «в простейшем виде» предстает как деятельность и как организованность деятельности. Он содержит в себе смысл и требует понимания[5, c. 100]. Смысл есть то, что задает ситуацию деятельности. Следовательно, если мы включаем учебный предмет (материал) в такую ситуацию, то мы переводим его в «состояние» текста.
Рассматривая учебную информацию с таких позиций, мы можем сделать вывод, что гуманитарным текстом будет являться только то, что участвует в коммуникации, что отражает субъектную позицию личности. Говоря иначе, учебный материал, который навязан ученику учителем и не осмыслен им самим, с которым он не вступил в диалог, есть безличная информация. Текст же «открыт» для диалога и запрашивает ситуацию понимания.
Субъективное содержание текста – это наличие (понимание) тех смыслов и ценностей, которые хотел дать автор, это личностная позиция автора которую необходимо понять из «текста». Как пишет А.А. Леонтьев, текст не существует вне его создания и восприятия.
Текст познается, постигается через отношение к знаку, он всецело символичен, ему присуща множественность [2, c. 417].
Рассматривая содержание учебного предмета в динамике образовательной деятельности ученика, мы предполагаем перевод его в гуманитарный текст, являющийся знаковым отражением коммуникативной ситуации. Как справедливо замечает Г.П. Щедровицкий, учебные тексты в принципе не коммуникативны, а транслятивны. Смысл коммуникации, по Щедровицкому, состоит в передаче информации, а смысл трансляции в передаче средств [5, c. 111]. Заметим, традиционная модель образования и, соответственно, учебный предмет в данной модели передают ученику готовые средства познания. В гуманитарной модели ученик ищет сам свои собственные средства познания.
Итак, вводя понятие гуманитарного текста, мы определяем его как форму знакового отражения смысла деятельности личности. Смысл деятельности ученика, связанной с изучением учебного предмета (материала) отражается в разного рода гуманитарных текстах. По-другому, любой акт образовательной деятельности (действия) личности, передающий систему связей между субъектом и объектом этой деятельности, мы будем называть гуманитарным текстом. Именно гуманитарный текст, который содержит в себе смыслы, ценности, отношения, и в полной мере развивает человека культуры.
Список литературы:
1.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подг. Г.С. Берштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверенцева и С.Г. Бочарова. – 2-е изд. М.: Искусство, 1986. – 445 с.
2.Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика – Р. Барт // Пер. с фр. / Сост. общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
3.Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. – 456 с.
4.Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. – С.-Петербург: «Искусство-СПб», 2004. – 704 с.
5.Щедровицкий, Г.П. Московский методологический кружок: развитие идей и подходов / Г.П. Щедровицкий. М.: Путь, 2004.
дипломов
Оставить комментарий