Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
ИзмайловаЕ.А. ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ЛИРИКИ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИЗУЧЕНИЕ  КОНЦЕПТА  «ЛЮБОВЬ»  НА  УРОКЕ  ЛИТЕРАТУРЫ  В  СТАРШИХ  КЛАССАХ  (НА  ПРИМЕРЕ  ЛИРИКИ  М.И.  ЦВЕТАЕВОЙ)

Измайлова  Е.А.

Аспирантка,  кафедра  образовательных  технологий  в  филологии,  Российский  государственный  педагогический  университет  им.  А.И.  Герцена,

учитель  высшей  категории,  г.  Санкт-Петербург 

E-mail: 

 

В  последнее  время   в  связи    с   интеграцией   наук  культурологический  термин  «концепт»  стал    применяться в  лингвистике  и  литературоведении.  В  ценностной  картине  мира,  определяющей  уровень  ценностного  сознания  и  взаимоотношения  человека  с  миром,  основополагающую  роль  играют  культурные  концепты  –  связующее  звено  между  языковой  личностью  и  культурой.  Концепт,  с  точки  зрения  Ю.  С.  Степанова,  это  как  бы  сгусток  культуры  в  сознании  человека,  то,  в  виде  чего  культура  входит  в  ментальный  мир  человека.  [2,40]

В  литературоведении  данный  термин  функционирует  недолго,  поэтому  его  содержание  довольно  размыто.  Мы  оттолкнемся  от  определения  концепта,  предложенного  В.Г.  Зусманом:  «Литературный  концепт  –  1)  такой  образ,  символ  или  мотив,  который  имеет  «выход»  на  геополитические,  исторические,  этнопсихологические  моменты,  лежащие  вне  художественного  произведения,  открывающий  2)  одновременную  возможность  множества  истолкований  с  разных  точек  зрения  и  выявляющий  значимое  3)  расхождение  между  значением  и  смыслом  выражающих  его  словесно-художественных  элементов  [1,14].  Концепт  «Любовь»  имеет  мощный  текстообразующий  потенциал,  который  не  достаточно  широко  реализуется  в  современных  школьных  учебниках  и  на  уроках  литературы.  Ведь  главная  доминанта  психологии  старшего  школьного  возраста  –  «Мир  и  Я»,  познание  взаимосвязей  между  разными  явлениями,  особое  место  среди  которого  занимает  формирование  потребности  в  поиске  истинных  ценностей  и  развитие  нравственного  потенциала,  где  ключевую  роль  играет  чувство  любви.  Помимо  этого,  концепт  «Любовь»  является  одной  из  доминант  в  поэтической  картине  мира  многих  поэтов  и  писателей.  Марина  Цветаева,  несомненно,  является  носителем  особой  интеллектуальной,  космополитической  культуры  и  особого  рода  культурных  ценностей,  т.е.  концептов.  С  нашей  стороны  предпринята  попытка  проанализировать  репрезентацию  концепта  «Любовь»  в  одном  из  самых  необыкновенных  поэтических  текстов  М.  Цветаевой  –  стихотворении  «Вчера  еще  в  глаза  глядел…».  В  настоящей  статье  мы  представляем  разработку  серии  уроков  по  изучению  данного  концепта  в  11  классе.

В  качестве  творческой  мотивации  учащимся  предлагается  написать  свои  ассоциации  на  слово  «любовь»;  таким  образом,  составляется  определенный  ассоциативный  ряд.  После  обсуждения  различных  ассоциаций  выделяем   ядро  ассоциативного  ряда,  т.е.  наиболее часто     повторяющиеся   реакции    на    данный стимул,  анализируем  и  делаем  выводы,  что  каждый  понимает  любовь  по-своему.  Для  одних  любовь  –  это  счастье,  а  для  других  страдание,  боль  и  одиночество.  Именно  о  несчастной,  неразделѐнной  любви  написано  большинство  стихов.  О  такой  любви  писала  и  М.Цветаева.

После  чтения  стихотворения,  учащимся  предлагаются  вопросы  с  целью  выявления  первичного  восприятия  произведения:  1)  Какие  чувства  у  Вас  рождает  это  стихотворение?  2)  Каковы  чувства  героини  стихотворения?  3)  Что  представляет  собой  обращение  героини?  К  кому  она  обращается?  4)  Какой  Вы  представляете  героиню?  Опишите  ее  (жесты,  поза,  выражение  лица  и  т.д.).  5)  Какой  композиционный  прием  используется  в  стихотворении?  6)  Почему  слова  «Любовь»  и  «Смерть»  написаны  с  заглавной  буквы?  7)  Какие  противоречивые  чувства  возникают  у  героини  и  какие  чувства  побеждают?

Далее    следует   непосредственно    анализ    лирического  произведения,  т.е.  происходит  так  называемое  вторичное  восприятие,  предполагающее  более  глубокий  анализ  стихотворения  с  целью  выявления  авторской  концепции  и  роли  концепта  «Любовь»  в  художественной  картине  мира  поэтессы.

В  основе  стихотворения,  как  мы  видим,  лежит  приѐм  контраста  и  противопоставления,  который  помогает  нам  лучше  понять  чувства  героини.  Следующие    вопросы     помогут   еще    глубже  осознать  особенность  мировосприятия  автора:

1)  Какие  два  мотива  можно  выделить  в  стихотворении?  (образ  лирической  героини  и  образ  несчастной  любви)

2)  Найдите  примеры  интересных  образов,  используемых  поэтессой,  которые  показывают  душевную  драму  и  боль  героини.

3)Скакой  целью  используется противопоставление  в этих строках  «Я  - глупая,  а  ты  -  умѐн,/  Живой,  а  я    остолбенелая»  (подчѐркивается  противоположность  двух  героев).

4)  Почему  используются  слова  «вопль»  и  «стон»?

5)  Читаем  следующие  строки.  В  каком  образе  здесь  выступает  любовь  у  Цветаевой?  (это  несчастливая  любовь  в  образе  мачехи,  от  которой  нельзя  ждать  «ни  суда,  ни  милости»).

Слова  Смерть  и  Любовь  не  случайно  написаны  с  заглавной  буквы.  В  этом  стихотворении  они  олицетворены,  это  –  живые  образы.  Каково  соотношение  этих  образов  в  стихотворении?  (Образ  любви  присутствует  на  протяжении  всего  стихотворения,  но  в  конце  он  сменяется  образом  смерти.  Конец  любви  –  конец  жизни,  так  считает  героиня).  Теперь  пришло  время  понять:  «Мой  милый,  -  что  тебе  я  сделала!»  Уже  нет  вопроса.  Горькое  восклицание!  Любовь  жива,  но  это  выстраданное,  неразделенное  чувство.

В  качестве  самостоятельной  работы  учащимся  предлагается  подготовить  выразительное  чтение стихотворения,  поставив  перед  собой  задачу  –  передать  чувства  героини  через  определенную  технику  исполнения  (с  учетом  интонации,  ритма,  темпа,  жестов,  поз  и  т.д.).

Создание  художественной  модели  концепта  «Любовь»  в  лирике  Цветаевой.

Чтобы  убедиться,  что  такое  понимание  гениальности  в  любви  присуще  Цветаевой-поэту,  просим  учащихся  поработать  с  текстами  стихов  с  целью  их  интерпретации.  Итоги  интерпретации  оформляются  в  виде  художественной  модели  концепта,  в  которой  формулируется,  в  чѐм  воплощается  чувство  любви  у  Цветаевой  в  стихах  на  другие  темы.

Стихи  для  интерпретации:  «В  чѐрном  небе  слова  начертаны»    любовь  к  творчеству;  «У  тонкой  проволоки  над  волной  овсов…»  из  цикла  «Ахматовой»  и  стихотворение  «Ты  проходишь  на  запад  солнца»  из  цикла  «Блоку»    любовь-преклонение  перед  творческой  личностью;  «Тоска  по  родине!  Давно…»    любовь  к  родине;  «Маленький  домашний  дух»    любовь  к  дочери;  «Наконец-то  встретила…»    любовь  к  людям;  «Благодарю,  о  Господь…»    любовь  к  жизни..

Последним  этапом  для  нас  является  создание  установки  на  дальнейшее  чтение,  т.е.  создание  мотивации  на  дальнейшую  работу  с  текстом.  Чаще  всего  данный  этап  представляет  собой  некое  творческое  задание,  направленное  непосредственно  на  углубление  и  расширение  представления   о  концептуальной   основе  того  или   иного  художественного  произведения.  В  качестве  таких  творческих  заданий  по  нашей  теме  можно  предложить  на  выбор  следующие:

1.Сопоставление  чтецких  интерпретаций.  Лирика  М.И.  Цветаевой  и  по  сей  день  поражает  умы  и  сердца  многих  читателей;  эта  лирика  очень  душевна  и  разнопланова,  что  рождает    множество   откликов    на     ее    творчество   в  интерпретациях     разных  видов  искусства  (огромное  количество  актерских  интерпретаций  лирических  произведений  представлено  на  интернет-портале  stihophone.ru).

2.Интерпретация  лирического  произведения  с  опорой  на  язык  другого  вида  искусства.

3.Как  бы  Вы  исполнили  изученное  стихотворение  М.И.  Цветаевой  (интонация,  ритм,  темп,  жесты,  поза)?

 

Список  литературы:

1.Зусман  В.  Г.  Диалог  и  концепт  в  литературе.  -  Н.  Новгород,  2001.

2.Степанов  Ю.  С.  Константы.  Словарь  русской  культуры.  Опыт  исследования.  М.,  1997.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий