Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
ЖмаевА.Б. МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА И ЕЁ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА  И  ЕЁ  РОЛЬ  В  ВОСПИТАНИИ  ЛИЧНОСТИ

Жмаев  А.  Б.

преподаватель  Государственного  образовательного  учреждения  ХМАО-Югры  среднего  профессионального  образования  Сургутский  музыкальный  колледж

E-mail: 

 

«Мне  очень  интересно  наблюдать  за  молодыми  музыкантами.  Я  называю  их  «марсиане»,  или  индиго.  Это  свободные,  независимые,  умные,  образованные,  технологически  «продвинутые  люди»,  -  М.  Броннер  [2,  с.  18].

Музыка   –      это      самое      непосредственно-эмоциональное,  временное,  идеальное  из  всех  искусств.  В  отличии  живописи  или  скульптуры,  музыка  не  существует  ни  во  времени,  ни  в  пространстве.  Звук,  являясь  материей  музыки,  не  имеет  даже  формы.  Он  «живѐт»  лишь  определѐнный  период  –  в  памяти  слушателя  и  звучании  инструмента.  Музыка  –  одно  из  средств  выражения  общественного  мнения,   способ  человеческого  общения,  форма   отражения    в  интонируемом  звуке  самой  действительности.  Музыка,  наконец,  это  информационный  процесс,  «математика  души».

Обучение  детей  игре  на  музыкальных  инструментах  открывает  перед  ними  новый  мир  звуковых  красок,  стимулирует  интерес  к  инструментальной  музыке.  Но  задачи  музыкальной  школы  не  должны  ограничиваться  только  этим.  Главное  –  привить  детям  любовь  к  музыке,  раскрыть  музыкальные  способности  ребѐнка,  расширить  его  кругозор  на  основе  художественно  полноценной  музыки  разных  эпох,  совершенствоваться  в  эстетическом  плане,  стать  слушателем  в  концертном  зале,  участником  художественной  самодеятельности,  а  наиболее     одарѐнным     –    продолжить    своѐ       профессиональное  образование.

Музыкальное       образование       достаточно   консервативно.  Сложившаяся  в  1930-е  годы  система  начального  и  профессионального  образования  выдержала  почти  вековое  испытание.  Иная  картина  складывается  при  рассмотрении  содержания  образования.  Требования  к  нему  постоянно  изменяются,  пересматриваются  учебные  планы  и  программы,  расширяется  учебный  и  концертный  репертуар.  Этот  экстенсивный  путь  развития привѐл к   гипертрофированной  многопредметности,  к  противоречию  между  количественной   и  качественной  сторонами  обучения.  Одной  из  серьѐзнейших  проблем  можно  считать  обучение  без  учѐта  требований  сегодняшнего  времени.  Большинство  педагогов  начинают  обучение  детей  с  гамм,  арпеджио,  упражнений  минуя  донотный  и  доигровой  этапы  обучения,  не  развивая  у  ребѐнка  музыкальность  и  музыкальные  способности,  ощущения,  осваивая  язык  музыки  с  позиции  инструмента.  Они  видят  свою  задачу  только  в  выполнении  учебной  программы  и  разнарядки  на  конкурсы,  что  становится  порой  самоцелью.  В  итоге,  недавние  выпускники  музыкальных  школ,  учащиеся  первых  курсов  музыкальных  училищ,  будучи  лауреатами   многих  престижных  конкурсов  не  умеют  музицировать,    не  владеют    навыками      подбора   по   слуху,  транспонирования,  чтения  нот  с  листа,  что  самым  негативным  образом  сказывается  на  уровне  самостоятельности,  исполнительском  уровне.

«В  итоге…человек  овладел  буквами,  знает  алфавит,  слова,  конструкцию  предложений,  но  пользоваться  языком  не  может.  Задача  нашей  педагогики  –  научить  музыканта  мыслить»,  -  И.  Бриль  [1,  с.  23].

Сегодня,  система  музыкального  образования  и  еѐ  первая  ступень  –  музыкальная  школа  уже  не  справляется  в  полной  мере  с  поставленными  задачами.  Причин  тому  несколько.  Это  загруженность  современного  школьника,  обилие  разного рода   информации,  непонимание  того,  что  учѐба  в  музыкальной  школе  это  общественно-полезный  труд.  Налицо  недостаток  финансирования,  бюрократия,  излишний  консерватизм  и,  как  следствие,  отсутствие  у  детей  мотивации  к  занятиям.  Сами  методы  преподавания  нуждается  в  серьѐзном  реформировании.  Прежде  всего,  должна    уйти    так  называемая  «требовательная»  педагогика.  Когда  ученик  постоянно,  что-то  кому-то  должен.  Ученик  никому  и  ничего  не  должен.  Это  основной  постулат  педагогики  «сотрудничества».

При  сложившихся  нагрузках,  современный  школьник  при  всѐм  желании  не  может  посвятить  музыке  столько  времени,  сколько  необходимо.        Следовательно,  заниматься    надо  меньше,  но  продуктивно.  Достичь  этого  можно  посредством  развития  музыкальных  способностей,  в  частности  интонационного  слуха.  Требует  пересмотра  и  репертуарная  политика.  На  смену  традиционному  плану  работы  отдела,  с  обязательным  перечнем  исполняемых  произведений,  должен   прийти  более  гибкий  индивидуальный  план  развития  каждого  учащегося  включающий  пьесы  эстрадного  и  популярного  жанров,  пьесы  собственного  сочинения,  аранжировки,  различные  виды  аккомпанемента.  В  условиях  современности  становятся  особенно  актуальными  способность  детей  к  импровизации,  сочинительству,  навыкам  аранжировки,  работы  с  компьютером.

Привлечь  и  удержать  детей  в  музыкальной  школе  –  одна  из  задач  нашего  времени.  Решить  еѐ  можно  с  помощью  саморекламы  и  активного  продвижения  музыкального  продукта  –  концертов,  лекций  в  детских  садах  и  школах,  публикаций  в  прессе.  Школа  должна  стать  «ближе  к  народу»,  частью  самой  действительности,  но  лучшей  еѐ  частью.

Учебные    программы    среднего    звена,     также,     далеки    от  совершенства.  В  них  всѐ  меньше  остаѐтся  времени  для  творчества.  А  потому,  оканчивая  школу,  училище,  ВУЗ  сегодняшний  выпускник,  зачастую,  оказывается  неспособным  удовлетворить  запросы  времени.  Всѐ  это  говорит  о  необходимости  пересмотра  самих  программ,  методик  преподавания,  организационной  составляющей  процесса.

Работа  музыканта  –  творческий  труд,  требующий  полного  напряжения  психических  и  физических  сил.  Единые  ценности,  интересы  позволяют  объединить  педагога  и  его  учеников  в  коллектив  единомышленников.  Формы  такого  общения  могут  быть  разными  –  слушание  музыки,  посещение  концертов,  музеев,  театров,  малые  выступления  в  рамках  классной  аудитории,  выезд  на  природу.  Однако,  одной  школе  не  по  силам  справиться  с  этой  задачей.  Если  родители  ученика  любят    музыку, искусство    в  целом,  проявляют  заинтересованность,  помогают  в  ежедневном  труде  то  у  ученика  формируется  и  мотивация  занятиями  музыкой.  Довольно  скоро  ребѐнок  начинает  обходиться  без  такого  рода  опѐки.  Более  того,  опосредованно,  через  собственные  занятия,  участие  в  конкурсах  и  концертах,  слушание  музыки  воздействует  на  родителей,  своих  друзей,  вовлекая  их  в  процесс,  приобщая  к  искусству.

«Имперская судьба     России  –   историческая  данность,  многовековой  крест,  и  расплачивается  она  за  него  мучительной  «испытательностью»,  неустроенностью,  необеспеченностью  большинства  своего  народа»,  - В.  Рубин  [6,  с.  25].

Традиционное  деление  экономики  на  «базис»  и  «надстройку»  уже показало  свою  несостоятельность.  Понятие   «культура  производства»  не  может  существовать  вне  самой  культуры.  А  потому,  инвестиции  в  культуру  и  образование  –  это  инвестиции  в  экономику  страны,  наше  будущее.  Таким  образом,  недооценка  роли  музыкальной  культуры  и  культуры  в  целом  ведѐт  к  дефициту  духовной  и  эмоциональной  сфер  человека,  его  ограниченности  и  пассивности,  что  самым  негативным  образом  отражается  на  состоянии  самого  общества.

 

Список  литературы:

1.Бриль,  И.  Меня  волнует  судьба  моих  учеников  /  И.Бриль  //  Музыкальная  жизнь.  –  2009.  -  №  9.

2.Броннер,     М.     Композитор     и     современное     музыкальное  сообщество  /  М.Броннер  //  Музыкальная  жизнь.  –  2009.  -  №  11.

3.Рубин,  В.  В  поисках  гармонии  /  В.Рубин  //  Музыкальная  жизнь.  –  2009.  -  №  9.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий