Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Дегтярев С. ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ КРЕАТИВНОГО ИНВАРИАНТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ОБУЧЕНИЕ  НА  ОСНОВЕ  КРЕАТИВНОГО  ИНВАРИАНТА  КАК  УСЛОВИЕ  ФОРМИРОВАНИЯ  ТВОРЧЕСКОЙ  ЛИЧНОСТИ

Дегтярев  С.Н.

канд.  пед.  наук,  доцент  ТюмГУ,  г.Тюмень 

E-mail: 

 

Развитие  творческой,  креативной  личности  всегда  было  в  поле  внимания  и  отдельных  учителей,  и  школы  в  целом.  Данная  проблема  нашла    отражение    и  в  новых    образовательных  стандартах:  предусматривается  вариативность  образовательных  программ,  внедрение  различных  форм  творческих  занятий  для  учащихся.  Общее  направление  движения  в  решении  актуальных  проблем  образования  показывает  национально-образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа».  Но  учителю,  кроме  этого,  необходимо  предложить  и  конкретные  пути  совершенствования  своей  педагогической  системы,  ориентиры  в  поиске,  выборе  методов,  способов,  технологий  обучения.  Предложить  в  качестве  опоры  некоторые  стратегии  для  собственного  педагогического  творчества,   разработки     программ,   планов,  дидактических  средств.

Мы  предлагаем  один  из  подходов  решения  задачи  развития  креативности  учащихся,  обозначенный  нами  как  стратегия  обучения  на  основе  креативного  инварианта  (КИО).  Положенная  в  основу  инновационной  работы  гимназии  Тюменского  государственного  университета  данная  стратегия  показала  свою  эффективность  в  развитии     креативных  способностей    и   креативного    потенциала  учащихся.

Нет  сомнения  в  том,  что  учителя  школ  в  качестве  развивающих  целей  урока  выделяют  и  развитие  творческих  способностей  учащихся  (в  более  узком  аспекте  –  креативности,  дивергентного  мышления).  Однако  стратегия  достижения  этих  целей  глубоко  не  продумывается.  Как  показывает  практика,  работа  педагога,  чаще  всего,  ограничивается  подбором  творческих  заданий  для  учащихся,  выполняя  которые  учащийся  развивает  свои  творческие  способности.  Для  полноценной  и  эффективной  работы  по  развитию  креативности  этого  недостаточно.  Стратегия  обучения,  направленная  на  развитие  креативности,  должна  учитывать  все  факторы  креативности,  которые  могут  иметь  значимый  вес  на  различных  этапах  процесса  обучения,  а  не  только  на  этапе  творческого  применения  знаний.  В  ней  должны  найти  свое  отражение  психолого-педагогические  особенности  формирования  креативного  потенциала  и  креативных  способностей,  возможности  и  специфика  учебного  предмета    в   формировании    креативных    методов,  эвристических    приемов  активизации  творческого  мышления  учащихся.  Перечисленные  требования  могут  быть  оформлены  в  виде  креативного  инварианта обучения,  т.е.   совокупности  обязательных  компонентов  в  деятельности  учителя,  взаимосвязи  между  которыми  являются  систематизирующим  фактором  построения  стратегии  развития  креативности,  ориентирующей  различные  педагогические  (дидактические,  методические,  технологические)  системы  на  эффективное  развитие  креативного  потенциала  и  креативных  способностей.

В  качестве  таковых  обязательных  компонентов  мы  выделили:

-  деятельность  учителя  по  отбору  творческих  заданий,  задач  дивергентного   типа,   исследовательских,   конструктивно-моделирующих  заданий  и  т.д.  (этап  применения  и  самостоятельного  получения  знаний);

-  деятельность  учителя  по  отбору  и  формированию  у  учащихся  креативных  методов  и  эвристических  приемов  решения  задач,  индивидуальных               креативных    стратегий     деятельности,  активизирующих  творческие  процессы  мышления  (этап  закрепления  и  применения  знаний);

-  деятельность  учителя  по  систематизации,  структурированию,  визуализации  знаний  и  субъектного  опыта  учащихся,  формированию  их  креативного  потенциала  (этап  объяснения  учебного  материала,  закрепления,  контроля).

Обязательность  (инвариантность)  первого  компонента  в  работе  учителя   является   очевидной:   необходимо  создавать  условия  творческой  деятельности  учащихся  по  применению  полученных  ими  знаний  и  реализации   субъектного  опыта  (вне  обозначенной  деятельности  творческие  способности  развиваться  не  могут).

Однако    педагогический     опыт    показывает,    что    успех     в  выполнении  творческих  заданий  приходит  тогда,  когда,  развивая  предметные  способности,  учащихся  обучают  не  только  предметным  способам  деятельности,  нацеленным  на  преобразование  проблемной  ситуации,  задачи,  но  и креативным  методам,  эвристическим  приемам,  нацеленным  на  организацию  собственного  мышления,  на  активизацию  творческих  процессов  мышления.

Креативные      методы,      эвристические      приемы      являются  своеобразным  ключом  доступа  к  интуитивному  опыту,  к  различным  структурам  памяти,  подсознанию.  Такой  доступ  и  обеспечивает  оригинальные,  креативные  решения  задач  и  проблем,  делает  процесс  познания  эффективным  и  позволяет  учащемуся  проявить  свои  скрытые  творческие  возможности.

Необходимость  третьего  компонента  креативного  инварианта  обучения  обосновывается  тем,  что  не  всегда  обширные  знания  и  опыт  являются гарантией  успешного  решения  творческой  задачи.  Эффективность  творческой  деятельности  зависит  не  только  от  знаний,  способностей  индивида,  на  развитие  которых  и  направлен  первый  компонент  КИО,  но  и  от  структуры  знаний,  уровня  развития  когнитивных  структур   интеллекта,  качества   организации  индивидуального  ментального  опыта,  одним  словом,  зависит  от  креативного  потенциала  личности.

Распространена  точка  зрения,  в  соответствии  с  которой  креативный  потенциал  понимается  как  способность  порождать  новые  оригинальные  идеи  в  решении  проблемных  вопросов,  способность  адаптироваться    к  изменениям  и   нестандартным     ситуациям,  возникающим  в  ходе  учебного  процесса,  т.е.  креативный  потенциал  отождествляется  со  способностями  (творческими,  креативными).  Но  в  данной  интерпретации  не  выделяется  специфика  самого  потенциала,  как  такового.  Более  точным  было  бы  толкование  креативного  потенциала  как  возможности  субъекта  проявлять свои  интеллектуальные  творческие  способности.  Данные  возможности  напрямую  связаны  с  мотивацией  и  потребностью  в  творческой  деятельности,  качеством  структурной  организации  субъектного  опыта,  знаний  учащегося  (т.е.  качеством  его  ментальных  структур).  Поэтому  развитие креативного  потенциала  как  внутриличностной  характеристики  мы  во  многом  связываем  с  формированием  ментальных  (умственных)  структур  интеллекта.  Как  отмечает  М.А.  Холодная:  «Хорошо  организованные,     развитые,  многомерные  ментальные  структуры  расширяют  возможности  человека   к  комбинированию  трансформации  и  порождению  идей»  [2,  с.167].  Эти  возможности  и  определяют  креативный  потенциал  человека,  так  как  порождение  идей,  их  преобразование,  развитие  по  сути  и  есть  креативность.

Исходя  из  этого,  креативный  потенциал  мы  определим  как  комплексное        психическое   образование,   компонентами которого  являются  ментальные  структуры,  в  которых  в  «свернутом»  виде  содержатся  интеллектуальные,    эмоциональные,    мотивационные  ресурсы  субъекта,  определяющие  креативный  характер  построения  и  преобразования  индивидуального  образа  воспринимаемой  ситуации  (задачи  или  проблемы).

Перечисленные   обязательные  компоненты  деятельности  учителя   должны  находить  свое  отражение  в  обеспечении  методических,  дидактических,  организационных,  технических  условий  учебно-познавательной  деятельности  учащихся.  Данные  условия  обеспечивают  через:

1.  Разработку  и  корректировку  учебных  программ,  тематическое  планирование  учебного  материала;  выделение  учебного  времени  на  поисковую,    исследовательскую,  творческую  работу, решение  творческих  задач   (дивергентного  типа), создание  креативной  продукции  (дивергентных  карт,  опорных  схем,  текстовых  моделей  и  т.д.),  на  практическую  работу  по  формированию  креативных  методов,  эвристических  приемов  решения  задач  и  проблем.

2. Отбор     содержания     учебного  материала,    имеющего  наибольший  развивающий  потенциал  с  точки  зрения  формирования  креативности;  разработку,  поиск  задач  дивергентного  типа.

3.  Отбор  методов  активизации творческих  процессов  мышления  (креативных  эвристических);  разработку  методики  обучения  данным  методам  учащихся.

4.Разработку,  отбор  дидактических  средств  визуализации,  логико-графического  структурирования,  систематизации  учебного  материала,  знаний  и  субъектного  опыта  учащихся.

5. Разработку  диагностических  средств  и  методов  оценки  формирования  креативного  потенциала  (например,  дивергентные  карты-тесты)  и  креативных  способностей,  реализуемых  в  учебной  предметно-специфической  деятельности  ученика  (творческие  проекты,  продукты  учебной  деятельности  –  оригинальные  решения  задач  и  идеи,  планы  и  т.д.).

6.Использование  в  организации     учебно-познавательной  деятельности  учащихся  групповых  креативных  методов  работы  (различные  варианты  «мозгового  штурма»),  нестандартных  по  содержанию  и   форме  уроков,  стимулирующих  фантазию,  воображение,  активность  мышления  (дискуссии,  конференции,  уроки-открытия,  практикумы  и  т.д.).

Конечной  целью,  главным  результатом  реализации  стратегии  обучения  на  основе  креативного  инварианта  является  креативная  личность,  т.е.  «личность  обладающая  способностью  к  созданию  новых  форм  посредством  овладения  обучающимися  технологиями  и  методами  рождения инновационных  востребованных  идей»[1,  с.165].

 

 

Список  литературы:

1.Креативная     лаборатория:    диалог     творческих      практик;  Монография/Ред.  –  сост.  О.А.  Карлова.  –  М.:  Академический  Проект,  2009.  –  476с.

2.Холодная М.А. Психология   интеллекта:   парадоксы  исследования.  –  Томск:  Изд-во  Том.университета,  1997.  Москва:  Изд-во  «Барс»,  1997.  –  392c.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий