Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
БединаА.Ф. КРАТКОСРОЧНЫЕ ЭТЮДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

КРАТКОСРОЧНЫЕ  ЭТЮДЫ  КАК  ФАКТОР  РАЗВИТИЯ  КОМПЕТЕНТНОСТИ  УЧАЩИХСЯ

Бедина  А.Ф.

аспирант  МГОПУ  им.  Шолохова,  г.  Москва 

E-mail:  В

 

Одним  из  обязательных  и  основных  предметов  в  системе  обучения  изобразительному  искусству  в  художественной  школе  –  является           живопись.   В  современной       системе обучения  изобразительному  искусству  –  живопись  яркий  пример  сохранения  классических  традиций,  обогащающихся  новыми  методиками  и  подходами.  Одна  из  главных  задач  современной  системы  образования  –  создание  условий  для  качественного  обучения.

Развитие   компетентностных   качеств  –  важное  условие  повышения  качества  образования.  Формирование  компетентностей  у  учеников  на  уроках  живописи  вызвано  реализацией  обновленного  содержания  образования,  новыми  методами  и  технологией  обучения.

Живопись  –  это  изображение  в  цвете.  Именно  посредством  цвета     в  изобразительной  деятельности  можно  передать  всѐ  разнообразие  окружающей  действительности.  Цвет  на  протяжении  тысячелетий  одна  из  ярких  страниц  жизни  и  творчества  человека.  Можно  с  уверенностью  сказать,  что,  обучаясь  в  художественной  школе,  ребѐнок  большую  часть  времени  проводит  с  кистью  и  красками.  При  кажущейся  простоте,  цвет  одно  из  самых  сложных  понятий  в  изобразительной  деятельности,  так как  затрагивает  физиологические,  психологические  и  мыслительные  аспекты,  поэтому  для  его  познания  и  изучения  разрабатываются  новые  программы,  методики  и  подходы,  учитывающие  весь  многогранный  опыт  [2].

Основное  обучение  живописному  мастерству  построено  на  постепенно  усложняющихся  длительных  заданиях,  такие  работы  называют  –  «штудиями».  Но  как  в  творческой,  так  и  в  учебной  практике      нередко  бывает    ряд  обстоятельств,  когда     учащийся  вынужден  ограничиться  быстрой  зарисовкой  заинтересовавшего  его  явления.  Поэтому,  наряду  с  длительными  работами,  существуют  такие  формы,  как  краткосрочный  этюд,  этюды  фрагментов,  эскизы  по  памяти  и  т.д.  Из  всех  форм  в  учебной  практике  наиболее  часто  используются   краткосрочные   этюды   –  это  быстро  и     бегло  выполненное  изображение,  в  самых  общих  чертах  характеризующее  живописно-пластические  качества  натуры.

К  краткосрочным  этюдам  относятся  этюды-«кроки»,  этюды-«нашлѐпки»,  этюды-«малютки».  Термин  «кроки»  употребляется  на  начальном  этапе  выполнения эскизов  по  композиции.  Термин  «нашлѐпок»  встречается   реже,  как  правило,  в  личной  практике  отдельных  художников  и  педагогов.  При  переходе  к  живописи  на  пленере  учащиеся  могут  встретиться  с  таким  термином  как  этюд-«малютка».  Их  общее  целевое  назначение  –  найти  основные  цветовые  и  тоновые  отношения.  Их  использование  при  обучении  живописи  невелико, так  как  размер  таких  этюдов  очень  мал,  и  решать  основные  цели  и  задачи,  особенно  для  начинающих,  сложно.

Краткосрочные  этюды  с  натуры  не  относятся  к  сложным  композиционно-тематическим  формам  изображения,  поэтому  многие  педагоги  относятся  к  ним как  к  лишней  трате  ценного  учебного  времени,  так  как  мастерство  учащихся  оценивается  по  этюдам-«штудиям».  Вот  упорно  и  пишутся  учащимися  длительные  этюды,  а  точнее  «записываются  и  переписываются»,  уходя  в  черноту,  серость,  теряя  самое  ценное  –  первоначальное  свежее  впечатление.  Конечно,  длительным  заданиям  должна  отводиться  большая  часть  времени,  но,  если  в  программе  по  живописи  оставить  только  долговременные  этюды,  убрав  краткосрочные,  качество  первых  резко  снижается.

А.П.  Яшухин  по  этому  поводу  говорит:  «…занятия  только  длительными  этюдами  притупляют  остроту  восприятия  натуры,  живое  отношение  к  ней»  [5].

При  работе  над  длительными  этюдами  глаз  человека устает,  приспосабливается  к  тому  или  иному  цветовому  тону,  теряет  «свежее,  первое  впечатление».  Так  же  длительные  постановки  сопровождаются  изменением   в  освещении,  что   влечѐт  за  собой  изменение  общей  тональности,  колорита  постановки.  Именно  поэтому  необходимо  выполнять  краткосрочные    этюды   подготовительного   эскизного  характера.

В  учебном  процессе  краткосрочные  задания  можно  разделить  на  два  вида:  краткосрочные  этюды  как  подготовительный  эскизный  материал,  предназначенный  для  работы  над  длительным  этюдом,  и  краткосрочные    этюды   как   самостоятельные  задания.   Если  самостоятельным  краткосрочным  этюдам  отведено небольшое  количество  времени  в  учебных  программах,  то  подготовительные  эскизные  этюды  неоправданно  лишены  и  времени  и  внимания.  Подготовительный   этюд  помогает  запечатлеть  интересные  живописные  отношения,  подмеченные  в  натуре,  которые  трудно  выдержать  в  долгосрочном  этюде.  Такой  этюд  можно  назвать  подсказкой,  так  как  во  время  работы  над  большим  этюдом  учащиеся  периодически  обращаются  к  нему  за  помощью.  По  времени  такие  этюды  выполняются  от  30-40  минут  до  15-20  минут  в  зависимости  от  степени  мастерства  учащихся.  Чем  выше  подготовка, тем  меньше  времени  затрачивается  на  выполнение  этюда  [1].

Краткосрочные  этюды,  как  самостоятельные  задания,  призваны  также,  передавать  характерные  цветовые  и  тоновые  отношения,  используя  обобщѐнность  формы  в  изображении.  Цель    такого  краткосрочного  этюда  запечатлеть  быстро  меняющееся  состояние  изображаемого  объекта,  богатство  и  разнообразие  окружающего  нас  мира.  Поэтому,  задача  краткосрочного  самостоятельного  этюда  заключается  в  передаче  наиболее  существенных  и  характерных  качеств  натуры,  умении  увидеть  в  натуре  экспрессию,  движение  и  лаконичными  изобразительными средствами    это  выразить.  Достоинством  хорошего  самостоятельного  краткосрочного  этюда  являются  свежесть,  эмоциональность  и  острота  восприятия  натуры  или  иными  словами  выразительность.

В  этюде  это  во  многом  зависит  от  технической  стороны  исполнения.  Наиболее  эффектным  приѐмом   работы   является  акварельная  живопись  «по-сырому»,  но,  в  тоже  время,  –  это  один  из  самых  сложных  приѐмов.  В  связи  с  этим  время,  отводимое  на  самостоятельные  этюды,  дольше,  чем  на  этюды  подготовительно-эскизные.

Краткосрочные  этюды,  как  подготовительно-эскизные,  так  и  самостоятельные  имеют  ряд  общих  особенностей:

-  небольшой  размер  изображения  (выбор  формата);

-  набросочный  характер  подготовительного  рисунка; 

-  технические  приѐмы  акварельного  письма.

Самые  маленькие  краткосрочные  этюды  размером  со  спичечный  коробок,  к  ним  относятся  «кроки»,  а  так  же  этюды-«малютки»,  размер  которых  тоже  невелик,  примерно  пять  на  десять  сантиметров.  Таких  же  размеров  достигают  и  этюды-«нашлѐпки».  Точного  максимального  размера  краткосрочных  этюдов  нет,  но  он  не  превышает  размер  формата   А-2.   В школьной   практике   используется  размер  краткосрочных  этюдов  площадью  от  А-4  (альбомный  лист,  для  начинающих)  до  формата  А-3  (для  старших  классов).

Пропорции  формата  этюда  уточняются  в  зависимости  от  характера  натюрмортной  группы  –  еѐ  высоты  и  ширины,  глубины  пространства,  степени  контрастности  предметов  по  величине  и  цвету.  Учащиеся определяют  формат  (вытянутый  по  вертикали   или  горизонтали,  прямоугольный,  квадратный)  в  пределах  выбранного  листа.

Важным  этапом  работы  над  краткосрочным  этюдом  является  подготовительный  рисунок.  Найти  искомое  место,  где  должен  быть  положен  мазок  кистью,  и  есть  задача  рисунка  для  живописи.  В  значительной  степени  от  того,  насколько  серьѐзен  подход  к  данному  этапу  работы,  будет  зависеть  качество  выполнения  этюда  в  цвете.  Для  краткосрочных  этюдов  он  имеет  линейный,  набросочный  характер.

Линейный  рисунок  –  основа  изобразительной  деятельности  ребѐнка. Всякое  изображение  начинается  с  его  линейного  воспроизведения  [3].

Набросочный  характер  подготовительного  рисунка  способствует  ускоренному   темпу    работы и  придаѐт  рисунку элементы  незавершенности.  Целесообразно  использовать  графитные  карандаши  мягких  сортов.  При  кажущейся  лѐгкости  набросочного  рисунка  следует  всячески  направлять  внимание  учащихся  на  целенаправленное  осмысленное  восприятие натуры,  передачу  формы  и  конструкции  изображаемых  объектов.  На  небольшой  площади  этюда  учащиеся  вынуждены  передавать  самое  главное,  характерное  для  предметов  и  цвета,  избегая  ненужных  подробностей  в  деталировке.  Такая  постановка  видения  для  начинающих  весьма  важна,  так  как  для  них  характерно  детальное  восприятие  натуры.

Практика  работы  с  учащимися  показывает,  что  данный  подход  к  подготовительному рисунку  способствует  развитию  ряда  композиционно-пластических  качеств.  По  словам  Игнатьева:  «…  особенность  овладения  той  или  иной  линией  не  сама  техника  рисунка,  а,  то,  как  ребѐнок  мыслит  в  данный  период  детства»  [3].

При  небольшой  трате  времени  краткосрочный  этюд  -  серьѐзное  и  сложное  задание,  где  наряду  с  выявлением  тональных,  цветовых  отношений  определяется  композиционный  строй.

Работа  в  цвете  над  краткосрочными  акварельными  этюдами  имеет ряд  специфических  особенностей, с  которыми  учащиеся  должны  быть  предварительно  ознакомлены.  Писать  можно  начинать  как  с  главных  предметов, составляющих   композиционный  центр,  постепенно  заполняя  всю  изобразительную  плоскость,  так  и  с  фона,  объектов  дальнего  плана,  создавая  среду  окружения.

В  акварельном  этюде  сначала  прописываются  освещенные  части  натуры,  а  в  этюдах  гуашью  или  маслом,  наоборот,  теневые  места.  В  процессе  работы  определяются  самые  яркие,  насыщенные  цвета  постановки.  После  определения  самого  тѐмного  цветового  пятна  все  последующие  цветовые  замесы  не  должны  быть  темнее  уже  найденного  тона.  Нанося  цвета  или  сочетания  цветов  на  объекты  первого  либо дальних  планов,  желательно    с     самого    начала  акцентировать  внимание  учащихся  на  колористическом   решении  живописного  изображения  [4].

В  учебной    практике     краткосрочный    этюд    с   натуры  выполняется  методом  «а  1а  prima».  Метод  «а  la  prima»в  живописи  означает  выполнение  живописного  этюда  в  один  сеанс  без  предварительной  прописи,  когда  нужные  цвет  и  тон   не  «набираются»  в  изображении  постепенно,  а  берутся  сразу  в  полную  силу.

«Такая  техника  рассчитана  на  быструю  работу,  что  очень  важно  в  сочетании  с  продолжительными  занятиями,  поскольку  позволяет  обострить  переключение  юного     художника    на   чувственное,  эмоциональное  воспроизведение  цвета…»  [3].

Преимущество  метода  заключается  в  том,  что  в  течение  всего  сеанса  сохраняется  первоначальное  впечатление  от  натуры,  что  способствует  яркой  эмоциональной  окраске  процесса  работы.  Метод  «а  la  prima»  позволяет  брать  цвет  в  полную  силу  и  «вести»  весь  этюд  одновременно,  по  мере  необходимости  добавляя  цвет  в  уже  положенный  мазок.  Живописную  работу,  написанную  методом  «а  la  prima»,  отличают  свежесть  и  глубина  цвета,  отсутствие  «замученных»,  «затертых»,  много  раз  переписанных  мест,  разнообразие  фактурной  кладки  мазка,  энергичная  манера  письма.  Метод  работы  в  живописи  «а  la  prima»  развивает  цельное  видение  натуры.

Так  как  в  живописном  наброске  передаются  наиболее  важные  и  существенные  качества  и  свойства  натуры,  то  в  изображении  возможна  обобщенность.  Многие  детали  и  подробности  могут  быть  лишь  слегка  намечены  или  вообще  отсутствовать  Умение  цельно  воспринимать  объекты  натуры  и  находить  большие,  основные  цветовые  пятна  –  необходимый  профессиональный  навык,  который  должен  быть  выработан  с  самого  начала  обучения  живописи.  Краткосрочные  этюды  задают  нужный  эмоциональный  настрой  во  время  работы.

При  выполнении  этюдов  с  натуры  воспитывается  культура  зрительного  восприятия,  приобретаются   и  совершенствуются  профессиональные  знания  и  живописное  мастерство.  Учащиеся  обогащаются  познанием  живописных,  пластических,  колористических  свойств окружающего  мира,   которые  являются источником  вдохновения  в  их  профессиональной  подготовке.

Учебный     процесс     на    уроках    живописи     должен    носить  познавательный,  творческий  характер.  Абсолютно  очевидно,  что  применение  только  одного  вида  задания,  как  метода  обучения  для  развития  компетентностных  качеств  личности,  невозможно,  поэтому  следует  разумно  сочетать  работу  над  длительными  этюдами  с  этюдами  кратковременного  характера.  При  одностороннем  увлечении,  каким  –  либо  одним видом   учебных заданий  вырабатывается  штамп,  заученность  приѐмов  живописной  палитры.  Чередование  различных  видов  учебных  заданий  и  методика  их  выполнения  (способствуют)  активизирует  восприятие  натуры,  позволяет  разнообразнее  и  глубже  изучать  еѐ  [5].

Правило  развития  компетентности  учащегося  гласит:  главным  есть  не  предмет,  которому  вы  учите,  а  личность,  которую  вы  формируете.  Краткосрочные  этюды  развивают  ряд  профессиональных  художественных умений  и  навыков, которые  способствуют  формированию  компетентностных качеств  личности,  таких  как:  умение  давать  оценку  своих  возможностей,  осуществлять  анализ  и  синтез  своих  действий,  проявлять  творческое  начало.  Все  эти  качества  необходимы  человеку  и  в  жизненных  ситуациях.

 

Список  литературы:

1.Беда,  Г.В.  Живопись  [Текст]  /  Г.В.  Беда.  –  М.:  Просвещение,  1986.  –  208  с.

2.Денисов,  В.С.,  Глазова,  М.В.  Восприятие  цвета  [Текст]  /  В.С.  Денисов,  М.В.  Глазова.  –  М.:  Эксмо,  2008.  –  176  с.

3.Игнатьев,  С.Е.  Закономерности  изобразительной  деятельности  детей  [Текст]  /  С.Е.  Игнатьев.  –  М.:  Академический  Проект,  2007.  –  208  с.

4.Штаничева,  Н.С.,  Денисенко,  В.И.  Живопись  [Текст]  /  Н.С.  Штаничева,  В.  И.  Денисенко.  –  М.:  Академический  Проект,  2009.  –  271  с.

5.Яшухин,  А.П.  Живопись  [Текст]  /  А.  П.  Яшухин.  –  М.:  Просвещение,  1985.  –  288  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.