Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
БарышниковЕ.Н. ПОЛИСИСТЕМНОЕ РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ВОСПИТАНИЕ» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПОЛИСИСТЕМНОЕ  РАСШИРЕНИЕ  ПОНЯТИЯ  «ВОСПИТАНИЕ»

Барышников  Е.Н.

к.п.н.,  заведующий  кафедрой  социально    педагогического  образования  Санкт    Петербургской  академии,  постдипломного  педагогического  образования

г.  Санкт  -  Петербург,  Россия 

E-mail: 

 

Сложность  и  многообразие  мира  порождают  многозначность  любого  понятия  (в  том  числе  и  педагогического).  Строгое  и  однозначное  в  момент  своего  возникновения  у  исследователя,  его  создающего,   понятие начинает  трактоваться     продолжателями,  обретать  новые  смыслы  и  становится  многозначным.  В  рамках  полисистемного  подхода  делается  попытка  структурировать  на  основе  синергетического  миропонимания  базовые  смысловые  варианты,  которые  составляют  целостное  понимание  понятия.  В  синергетике  такие    варианты   обозначаются  понятием  «аттрактора»   и  рассматриваются  как  конечные  структуры-системы,  к  которым  притягиваются  всевозможные  траектории  развития  системы.  В  процессе  работы  с  понятием  большого  количества  исследователей  возникает    эффект  самоорганизации,  когда  стихийно-случайные  взгляды  структурируются  в  базовые  смыслы  понятия.  Рассмотрим  в  логике  полисистемного  подхода  одну  из  базовых  педагогических  категорий:  воспитание.  В  основу  размышлений  положим  понимание  воспитания  как  сложного  нелинейного  самоорганизующегося  комплекса  систем,  возникающего  на  основе  каждого  из  возможных  аттракторов,  задающих  определенный  способ  влияния  окружающего  мира  на  процесс  совершенствования  человека,  взаимное  дополнение  и  сосуществование  которых  порождает  бесконечное  многообразие  результатов  воспитания  -  человеческую  индивидуальность.

Выделим  два  основных  направления  становления  человека как  сложной  самоорганизующейся  системы.  Первое  связано  с  движением  системы  в  сторону  организации,  обретения  порядка,  уменьшение  уровня  сложности  или  в  противоположную  сторону  преодоления  существующего  порядка,  порождения  нового  качества,  повышения  уровня  сложности.  В  жизни  человека  данное  направление  его  становления   проявляется    как   выбор    между   следованием  определенному  порядку  и  творчеством,  созданием  нового.   В  философии     существует    противоречие    между     рациональным    и  иррациональным,  материальным  и  духовным,  наукой  и  культурой.  В  психологии  выделяют  правополушарных  (творческих)  и  левополушарных  (рассудительных)  людей.  В  педагогике  размышляют  о  воспитании  дисциплинированности  и  воспитании  творчества  как  противоположных     процессах.     Второе  направление  связано  с  движением  системы  в  сторону  обретения  большей  степени  свободы,  самостоятельности,  автономности  или  в  сторону  обретения  новых  связей,  взаимодействия  с  более  сложными  системами,  встраивания  в  иные  системы.  В  философии  выделяют  противоречие  между  общим  и  единичным,  миром  и  человеком.  В  психологии  и  педагогике  разделяют  социализацию  и  индивидуализацию,  личность  и  индивидуальность,  коллективизм  и  индивидуализм.  Система,  при  любом  внешнем  толчке  (воспитательном  действии),  меняется  одновременно  по     двум  направлениям.   Таким  образом,  все  влияния  на  человека  структурируются  в  четыре  системы  различной  направленности.  Обозначим  эти  направленности,  представляющие  аттрактор  становления  системы,  термином  «миссия».  Это  позволяет  наши  размышления  из  плоскости  синергетических  терминов  перевести  в  плоскость  теории  воспитания  и  рассмотреть  понимание  сущности  воспитания  в  рамках  каждой  миссии.

Первую  из  миссий  воспитания  обозначим  как  «выживание  посредством  адаптации  к  существующему  порядку  жизни».  Она  предназначена  для  спасения  мира  и  человечества  посредством  адаптации  воспитанников  к  законам  мироустройства  и  нормам  социального  общежития.  Смысл  жизни  человека  будет  определяться  как  принятие  и  приспособление  к  существующим  условиям  жизни.  В  теории  воспитания  можно  встретить  понимание  воспитания  как  общественного  явления,  направленного  на  включение  ребенка  в  определенный  общественный  порядок.  Для  этого  возникает  особый  социальный  институт  воспитания  и  воспитательные  организации  как  его  составляющие.  А.В.  Мудрик  определяет  такое  воспитание  как  «относительно    осмысленное    и             целенаправленное  взращивание  человека  более  или  менее  способствующее  адаптации  человека  в  обществе  и  создающее  условия  для  его  обособления  в  соответствии  со  спецификой  целей    групп  и  организаций,   в  которых   оно  осуществляется»  [2,  с.257].

Вторую  миссию  обозначим  как  «восхождение  к  идеалу  человеческой   жизни». Она  предназначена   для   сохранения   и  обогащения  мира  человеческой  культуры  посредством  приобщения  воспитанников  к   ценностям  культуры     и  их  воспроизводству.

Человечество  усложняет  (наполняет  жизнь  новыми  смыслами  и  явлениями)  в  процессе  создания  и  развития  культуры.  Воспитание  как  приобщение  ребенка  к  культуре  получило  широкое  теоретическое  обоснование    (Е.В.Бондаревская,  Н.Б.Крылова,  Н.Е.Щуркова).  Е.В.Бондаревская  предложила  особый  идеал  воспитания–человек  культуры,  «ядром  личности  которого  являютсясубъектные  свойства  определяющие  определяющие  меру еесвободы  гуманности  духовности  жизнетворчества  [1,  с.24].  Речь  идет  об  интеграции  воспитанника  в  пространстве  человеческой  культуры.

Третью  миссию  обозначим  как  «достижение  жизненных  целей».  Она  предназначена  для  развития  в  воспитаннике  человеческого  начала  (человеческой       субъективности)  посредством практической  деятельности,  направленной  на  познание,  освоение  и  преобразование  мира.  Речь  идет  о  том,  что  система  способна  сама  упорядочивать  свой  образ  жизни.  В  переводе  на  язык  педагогики  речь  идет  о  воспитании  ребенка,  способного  самостоятельно  преодолевать  возникающие  сложности.  Способность  к  самостоятельности  связывается  с  наличием  у  человека  сознания.  Именно  человеческое  сознание  (разум)  позволяет  человеку  осознавать  и  упорядочивать  собственную  жизнь.  Идеал  воспитания  человека  разумного  достаточно  часто  встречается  в  теории  и практике  педагогики.    Наиболее  яркий   пример, концепция  развивающего  обучения  В.В.Давыдова,  в  которой  речь  идет  о  подготовке человека способного  успешно  решать  учебные  и  жизненные  проблемы.  Идея  модернизации  российского  образования  –  подготовка  компетентного  человека  также  строится  в  логике  данного  направления  изменения  системы.

Четвертая  миссия  определяется   как  «обретение  индивидуальности  и  построение  индивидуального  жизненного  мира».  Она  предназначена  для  развития  в  воспитаннике  творческого  человеческого  начала  (человеческой  индивидуальности)  посредством  реализации  внутреннего  потенциала  в  сотворении  своего  образа  жизненного мира  и  построении  индивидуальной  модели  миропонимания.  Основная  идея  связана  с  тем,  что  в  процессе  самоорганизации  система  интегрирует  в  себя  различные  составляющие  окружающего  мира,  и  фактически  создает,  творит  свой  особый  мир.  В  педагогике  такие  процессы  обозначаются  и  связываются с  неповторимостью,  уникальностью,  творческой  индивидуальностью  человека  (О.С.Гребенюк).  Таким  образом,  выделение  четырех  миссий  воспитания  позволяет  выделить  четыре  стороны  (базовых  смысла)  категории  «воспитание»  и  рассматривать  каждое  воспитательное  явление  как  совокупность  четырех  систем.  Сложность  заключается  в  том,  что  возникающие  в  рамках  определенной  миссии  понятия,  начинают  трактоваться  в  разных  миссиях  и  получают  многозначное  толкование.

Многообразие  и  сущностные  характеристики  воспитания,  помимо  выявленных  миссий,  определяются  также спецификой  взаимодействия  воспитателя  и  воспитанника.  Своеобразие  отношения  воспитателя к  воспитаннику  задается  конкретной  стратегией  воспитания.  Выявлены  следующие  стратегии  воспитания:

üстратегия     формирующего     взаимодействия,  определяющая  воспитание  как  воздействие  воспитателя  на  воспитанника,  с  целью  формирования,  развития  и  коррекции  человеческих  качеств  в  соответствии  с  идеалом  воспитания;

üстратегия      продуктивного  взаимодействия,  определяющая  воспитание  как  продуктивное  взаимодействие  с  целью  преобразования  пространства  их  совместной  жизнедеятельности  в  соответствии  с  согласованными  идеалами;

üстратегия  содействия  саморазвитию,  определяющая  воспитание  как  целенаправленное  со-действие (создание  условий)  воспитателя  становлению  свободоспособности  и  самоосуществления  воспитанника.  Все  стихийные  воспитательные  усилия  структурируются  в  рамках  этих  стратегий.  Таким  образом,  конкретные  варианты-аттракторы  развития  воспитания  задаются  и  определяются  выбором  миссии  и  стратегии  воспитания.  Это  позволяет  сделать  вывод,  что  любое  понятие  в  пространстве  воспитания  будет  самоорганизовываться  относительно  двенадцати  пониманий.  К  примеру,  понятие  дисциплинированности  в  рамках  миссии  воспитания  «выживание  посредством  адаптации  к  существующему  порядку  жизни»  и  стратегии  формирующего  взаимодействия  будет  рассматриваться  как  соблюдение  внешних  норм  и  правил.  При  этом  выбор  миссии  воспитания  «обретение  индивидуальности  и  построение  индивидуального  жизненного  мира»  и  стратегии  содействия  саморазвитию  порождает  понимание  дисциплинированности  как  соблюдения  жизненных  правил,  выработанных  в  процессе  творческого  жизненного  самоопределения.  

 

Список  литературы:

1.Бондаревская  Е.В.  Воспитание  как  возрождение человека  культуры  и  нравственности   (основные положения  концепции  воспитания).  –  Ростов-на-Дону.-1995.

2.Мудрик  А.В.  Социализация  и  воспитание.  –  М,  1997  г.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий