Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
АнтоненкоС.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ (С КОНЦА XIX ДО НАЧАЛА XXI ВВ.) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  ЦЕННОСТЕЙ  УЧИТЕЛЯ  В  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ПЕДАГОГИКЕ    КОНЦА  XIX  ДО  НАЧАЛА  XXI  ВВ.)

Антоненко  С.  А.

преподаватель  кафедры  информационных  технологий  и  связи  Хабаровского  пограничного  института  ФСБ  России,  г.  Хабаровск 

E-mail: 

 

Вопросы,  касающиеся  педагогических     ценностей,   а   в  особенности  профессиональных  ценностей  учителя,  в  настоящее  время  приобретают  все  большую  актуальность.  Это  связанно  с  процессами  гуманизации  и  гуманитаризации  педагогической  науки,  с  утверждением  в  ней  аксиологического  подхода,  как  методологического  основания   для   изучения  сущности,  закономерностей,  условий воспитания  личности  в  системе  образования.

Детям,  которые  сегодня  обучаются  в  школе,  в  новом  информационном  обществе  XXI  века  предстоит  решать  судьбу  своей  страны,  основываясь  на  принятых  ценностях.

Это  означает,  что  образовательный  процесс  школы  должен  способствовать  беспрепятственному  процессу  восхождения  личности  ребенка  к  ценностям,  готовить  человека  не  только  для  сегодняшнего  дня,  но  и  с  перспективой  на  будущее.

В  этом  процессе  ведущая  роль  принадлежит  педагогу,  так  как  именно  он  транслирует  ценности  своим  ученикам.  Педагогическая  деятельность  в  данном  случае  становится  условием  преемственной  связи  поколений.  Следовательно,  существенно  проанализировать  профессиональные  ценности  учителя,  как  нормы,  регламентирующие  его  педагогическую  деятельность  [6,  с.112-113].

Ценности  по  своей  сути  историчны,  т.  е.  в  каждом  конкретном  контексте  времени  они  трансформируются.  И  важным  представляется  рассмотрение  вопроса  о  развитии  профессиональных  ценностей  учителя  в  историческом  аспекте.

Анализ  отечественной  историко-педагогической  литературы  показал,  что  в  конце  XIX  начале  XX  вв.  ценностный  ряд  гуманистической  педагогики  по  утверждению,  Н.П.  Юдиной,  был  представлен  несколькими  «концентрами».  В  основе одного  из  них  находился  учитель  и  его  профессионально-педагогические  ценности  [10,  с.176].

Подчеркивая  аксиологическое  значение  педагога  в  процессе  развития  общества  К.Д.  Ушинский,  высшими  его  ценностями  считал  уникальность  личности,  доброту,  справедливость,  любовь  к  Родине,  твердость  характера,  нравственность  и  др.  Л.Н.  Толстой  акцентировал  внимание  на  таких  ценностях  педагога  как  любовь  к  детям,  творчество,  доброта,  ответственность,  свобода  [2,  с.  233].  В.В.  Розанов  главной  профессиональной  ценностью  учителя  считал  красоту.

В  период  формирования  педагогики  марксизма  (материализм  как  методология,  классовая  борьба  как  способ  достижения  целей,  деятельность      как  инструмент   развития  человека) произошла  трансформация  профессиональных  ценностей  учителя,  в  связи  с  тем,  что ценным  становились  развитие  «общественных»  инстинктов  и  воспитание  человека  определенной  социальной  направленности.  Так  у  педагога―марксиста  Н.К.  Крупской  отношения  педагог―ребенок  с  авторитарного  стиля  сменились  на  учителя―старшего  товарища  (консультанта,  наставника).

Но,     несмотря     на     доминирование    идеологии     марксизма,  гуманистический потенциал,  заложенный  в  отечественной  педагогической мысли  раннее,  проявлялся  в  трудах  и  деятельности  русских  педагогов  П.П.  Блонского,  К.Н.  Вентцеля,  И.А.  Ильина,  П.Ф.  Каптерева,  С.Т.  Шацкого  и  др.  Так  И.А.  Ильин  считал  «Всякое  образование  начинается  с  грамоты  и  школы.  Поэтому  судьба  будущей  России  лежит  в  руках  русского  учителя  –  преподавателя  школы»  [7,  с.196].  Важным  для  нас  является  то,  что  в  этот  период  времени  уже  наблюдалось  обращение  к  личности  учителя  как  к  ценности  не  только  для  человека,  общества,  но  и  государства.

Рассматривая    личностные     и     профессиональные    качества  учителя  в  единстве,  П.Ф.  Каптерев  в  своих  трудах выделял  две  группы  ценностей

[3,  с.  270-652].  В  первую  П.Ф.  Каптерев  включил  ценности,  определяющие  умственные  и  нравственно-волевые  качества  (научная  подготовка,   учительский  талант, саморазвитие   и  самосовершенствование).  Во  вторую  –  нравственные  качества  учителя  (справедливость,  добросовестность,  выдержка,  любовь  к  детям,  настойчивость  в  осуществлении  своих  требований),  внешний  вид.

С  опорой  на  единство  педагогического  коллектива  рассматривал  профессиональные  ценности  учителя   А.С.  Макаренко  [5,  с.3].  По  утверждению  современного  исследователя  Н.А.  Асташовой,  педагог  выделял  две  подсистемы  отношений  в  коллективе.  Так  в  подсистеме  «учитель―учитель»  имели  место  ценности  единства,  взаимной  помощи  и  требовательности,  определяющие  стиль,  тон  жизни  коллектива.  В  подсистеме  «учитель―ученик»  А.С.  Макаренко  отмечал  ценность  бодрого  настроения,  готовность  к  действиям,  чувство  собственного  достоинства,  защищенность,  ответственность  и  др.[1,  с.40].

Особое  место  А.С.  Макаренко  уделял  такой  ценности  педагога  как  оптимизм,  необходимый  для  слаженной  работы  коллектива.  По  его  выражению,  учитель  должен  обладать  талантом  оптимизма  ―  особым  интеллектуальным  богатством  русского  человека  [5,  с.134].

Как  показал  анализ  партийно-правительственных  документов  и  историко-педагогической  литературы  в  60-80  гг.  XX  в.  сформировался  новый            технократический  подход  в  педагогике  к  обоснованию  ценностей  и  целей  образования.  Это  обусловило  противоречие  между  декларируемыми  ценностями  гуманизма  и  действительностью,  в  которой  человек  выполнял роль   механизма   для   достижения  экономических  и  политических  целей.  При  таком  подходе  наиболее  значимыми  ценностями  были:  добросовестное  отношение  к  труду  и  общенародному  достоянию,  коммунистическая  сознательность  и  идейность,  преданность  Родине,  интернационализм,  соблюдение  принципов  коммунистической  морали  и  т.п.

Как  и  раннее  основная  роль  в  передаче  этих  ценностей  подрастающему  поколению  принадлежала  учителю школы.  Прежде  чем  передать  вышеназванные  ценности  своим  воспитанникам,  педагог  должен  был  не  только  их  принять,  но  и  сделать  своими  жизненными  принципами.

Принятая     на     XXII      съезде      КПСС      (1961)     Программа  Коммунистической  партии  Советского  Союза,  поставила  перед  учителями  задачу  воспитания  нового  человека,  в  котором  должны  были  гармонически  сочетаться  духовное  богатство,  моральная  чистота  и  физическое  совершенство  [9,  с.120].

Значимым  для  нас  является  появление  в  Программе  КПСС  понятия  «духовное  богатство»,  которое  вступает  в  противоречие  с  марксизмом  вообще  и  технократизмом  в  частности.

Более   глубокий  анализ партийно-правительственных  документов  данного  времени  показал,  что  под  духовным  богатством  понималось  наличие  всех  нравственных  ценностей,  которые  должны  были  соответствовать  человеку  коммунистического  общества  [9,  с.  119-120].  В  частности,  в  «Моральном  кодексе  строителя  коммунизма»,  принятого  как  часть  Программы  на  XXII  съезде   КПСС  прослеживались,  хотя  и  нечетко,  заложенные   смыслы  о  развитии  духовного  потенциала  личности.

Это  позволило  педагогам  в  начале  60-е  гг.  XX  в.  обратиться  к  личности  ребенка  как  ценности,  к  ее  переживаниям,  проблемам  и  т.  д.

Анализ  научно-педагогической  литературы  показал,  что  еще  в  1960  году  Т.Е.  Конникова  в  статье  «Советский  учитель  ―  наставник  и  друг  детей»  писала  «Дойти»  до  каждого  ребенка,  в  каждом  найти  хорошее  и на  этом  строить  его  воспитание,  сохраняя  бережное  отношение  к  его  индивидуальности,  чтобы  обеспечить  расцвет  всех  сил»  [4,  с.  15].

В     представлении     выдающегося     отечественного     педагога  данного  периода  В.А.  Сухомлинского,  ребенок  ―  это  самая  деятельная, независимая,  творческая  личность,   обладающая  неповторимым  и  неисчерпаемым  внутренним  миром  [8,  с.  4,  203].

По  мнению  современного  исследователя  Н.А.  Асташовой,  метаидеей  гуманистической  педагогики  В.А.  Сухомлинского  является  уникальность  личности  ребенка,  «вокруг  которого  концентрируются  соответствующие   линии   интеллектуально-духовного   свойства».  Учителю  необходимо  хорошо  знать  ребенка,  понимать  логику  его  детских     желаний,  стремлений,   их  взаимосвязь с  истинными  потребностями.  Отсюда  высшими  ценностями  учителя  великий  педагог  считал  любовь  к  детям,  доброту,  искренность,  видение  питомца  в  будущем,  чувство  человека  и  др.  [1,  с.42].

Переход  на  новое  содержание  обучения  и  введение  новых  форм  организации  учебных  занятий  в  70-е  годы  XX  в.  стимулировал  развитие  такой  ценности  как  творчество  учителя.  Педагоги  обратились  к  поиску  наиболее  эффективных  методов  обучения,  способствующие  развитию  личности.  Они  сочетали  на  учебных  занятиях  общую  коллективную  деятельность  школьников  с  групповой  и  индивидуальной,  организовывали  самостоятельную  поисковую  работу  учащихся  и  т.п.  Но  это  творчество   было  ограниченно  со  стороны  партийного  руководства,  что  мешало  педагогам  раскрыть  полностью  свои  способности.

В  период  перестройки  (1985―1990)  произошло  возвращение  к  гуманистическим  идеям  образования.  Огромный  вклад  в  это  внесли  педагоги-новаторы  Ш.А.  Амонашвили,  И.П. Волков,  Т.И.  Гончарова,  И.П.  Иванов,  Е.Н.  Ильин,  С.Н.  Лысенко,  В.Ф.  Шаталов  и  др.  В  основе  их  деятельности  лежал  общий  подход  ―  озабоченность  жизнью  детей,  их  проблемами,  трудностями,  переживаниями  и  стремлениями,  обращенностью  к  подлинному,  реальному  «Я»  ребенка.

Результатами    деятельности  педагогов-реформаторов    стала  новая  педагогика,  получившая  название  педагогика  сотрудничества.  В  ней  можно  выделить  ряд  личностных  гуманистических  установок  учителя,  которые  основывались  на  принятии  любого  ученика  таким,  каков он  есть;  эмпатическим  его  пониманием;  открытым,  доверительным  общением  с  детьми  и  др.  Идеи  педагогов-новаторов  внедрялись  в  практику  многими  школьными  учителями.  Духовный  мир учителя  становился  открытым  для  ребенка  [11,  с.  120-126].

Набор      профессиональных      ценностей   учителя   и  их  ранжирование  в  современных  условиях  значительно  разнятся.  Это  обусловлено  тем,     что,  основном,  деятельность  учителя  ограничивается  натаскиванием  учащихся  на  определенный  стандарт  знаний,  навыкам  работы  с  тестами  при  подготовке  к  ЕГЭ  и  др.  При  этом  за  рамками  принятых  раннее  ценностей  остаются  те,  которые  связаны  с  формированием  духовно-нравственного  образа человека.

Учитель  в  настоящее  время  находится  в  центре  противоречия  между сложившимся     в  его   сознании  традиционными  гуманистическими  профессионально-педагогическими  ценностями  и  новым  направлением  в  образовании,  которое  ведет  к  отходу  от  них,  к  возвращению  к  ценностям  технократизма.  При  таком  подходе  человеку  отводится  роль  безликого  «винтика»  в  государственном  механизме.  «Чисто  прагматическое  обучение  с  его  подразумеваемым  или  прямо  выраженным  авторитаризмом  элиты  несовместимо  с  практикой  обучения  «субъектов»  категорически  заявляет  один  из  крупнейших  представителей  гуманистической  педагогики  Паоло  Фрейре  [12,  с.46].

Вывод:

1.Социально-политические  условия  в  каждом  конкретном  историческом   периоде  повлияли   на  становление   и  развитие  педагогики,  педагогические  ценности  и  профессиональные  ценности  учителя  в  частности.

2.Исторический  опыт  показал,  что  в  отечественной  педагогике  доминировали   профессиональные   ценности учителя, имеющие  гуманистическую  направленность  и,  следовательно,  недопустимо  возвращение  к  ценностям  технократизма.

 

 

Список  литературы:

1.Асташова,  Н.А.  Учитель:  проблема  выбора  и  формирование  ценностей/  Н.А.  Асташова.  –  Москва-Воронеж,  2000.  –  272  с.

2.Егоров,  С.Ф.  История  педагогики  в  России:  Хрестоматия  для  студентов  гуманитарных  факультетов  высших  учебных  заведений  /  С.Ф.  Егоров,  М.:  AKADEMIA,  2002.  –  400  с.

3.Каптерев,  П.Ф.  Дидактические  очерки.  Теория  образования/  П.Ф.  Каптерев//  Избр.  пед.  соч./  под  ред.  А.М.  Арсеньева.  –  М.:  Педагогика,  1982.  –  704  с.

4.Конникова,Т.Е.  Советский  учитель  –  наставник  и  друг  детей/  Т.Е  Конникова.  –  Советская  педагогика  №  1,  1960.

5.Макаренко,  А.С.  Педагогическая  поэма/  А.С.  Макаренко.  –  Собр.  соч  в  4  т.―  т.2  –  М.,  1987.  –  236  с.

6.Сластенин,  В.А.  Педагогика:  Учебное  пособие  для  студентов  пед.  уч.  зав./  В.А.  Сластенин,  И.Ф.  Исаев  и  др.  –  М.:  «Школа-Пресс»,  2000.  –  512  с.

7.Стрижев,  А.  Опыты  православной  педагогики/А.  Стрижев,  С.  Фомин.  –  М.,  1993.

8.Сухомлинский,  В.А.  Сердце  отдаю  детям/В.А.  Сухомлинский.  –  Киев,  «Радянська  школа»,  1969.  –288  с.

9.Программа  Коммунистической  партии  Советского  Союза/  Изд-во  политич.  лит-ры.  М.,  1976.  –  143с.

10.Н.П.  Юдина.  Гуманистическая  метатрадиция  в  европейской  и  отечественной  педагогике:  учеб.  пособие/  Н.П.  Юдина.  –  Хабаровск:  Изд-во  ДВГГУ,  2006.  –  267  с.

11.Шиянов,  Е.Н.  Гуманизация  образования  и  профессиональной  подготовки  учителя/Е.Н.  Шиянов.  Учебное  пособие/  Московский  гос.  Пед.  университет  им.  В.И.  Ленина,  Ставроп.  Гос.  Пед.  ун-т.  Москва  –  Ставрополь,  1991.  –  180  с.

12.Freire  Paolo.  Pedadagogy  of  Freedom:Ethics,  Democracy  and  Civic  Courage/translated  by  Patrick  Clarke;  foreword  by  Stanley  Aronowitz,  Rewman  &  Littlefield  Publishers.  USA,  1998.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий