Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVI-LXXXVII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 27 марта 2023 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ахмадова Л.К. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА ЧЕЧЕНСКОГО ПИСАТЕЛЯ КАНТЫ ИБРАГИМОВА «ПРОШЕДШИЕ ВОЙНЫ» // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LXXXVI-LXXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(79). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 29-34.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ РОМАНА ЧЕЧЕНСКОГО ПИСАТЕЛЯ КАНТЫ ИБРАГИМОВА «ПРОШЕДШИЕ ВОЙНЫ»

Ахмадова Лайла Кюриевна

аспирант кафедры литературы и методики ее преподавания, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Грозный

THE CONCEPT OF THE PERSONALITY OF THE MAIN CHARACTER OF THE NOVEL BY THE CHECHEN WRITER KANTA IBRAGIMOV "PAST WARS"

 

Leila Akhmedova

Postgraduate Student of the Department of Literature and Methods of Its Teaching of the Chechen State Pedagogical University,

Russia, Grozny

 

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является характеристика и анализ концепции личности главного героя исследуемого романа. На основе психоаналитической типологии характеров литературных героев и текстологического анализа выявляются черты персонажа, формирующие концепцию личности, в которой, по замыслу автора, отражаются типические структуры национального сознания. В результате исследования концепции личности Цанки Арачаева установлена модель его психического и нравственного склада.

ABSTRACT

The purpose of the article is to characterize and analyze the concept of the personality of the protagonist of the novel under study. On the basis of the psychoanalytic typology of the characters of literary heroes and textual analysis, character traits are revealed that form the concept of personality, which, according to the author's plan, reflects the typical structures of national consciousness. As a result of the study of the concept of the personality of Tsanka Arachaev, a model of his mental and moral disposition has been established.

 

Ключевые слова: чеченская литература, К. Ибрагимов, концепция личности, роман «Прошедшие войны», психоаналитическая типология типа личности.

Keywords: Chechen literature, K. Ibragimov, the concept of personality, the novel "Past Wars", psychoanalytic typology of personality type.

 

В современной науке выделилось направление психоаналитического литературоведения, исследования которого нацелены на классификацию типов личности по специфическим и доминирующим признакам ее психологического склада и мотиваций поступков. Эти исследования интересны для анализа текстов со сложной сюжетной организацией, в которых персонаж испытывает множество испытаний и соответственно должен реагировать на них, бороться, противостоять, либо сдаться, к которым относится анализируемый нами роман Канты Ибрагимова «Прошедшие войны».

Решения персонажей зависят от их внутренних ресурсов, в том числе психологических. «В зависимости от содержания направленности различаются так называемые модели личности, раскрывающиеся в многообразии личностных концепций и представлений о личности, а также в многообразии реального бытия личности. В зависимости от соотношения «жизненного творчества» (преобразующей активности) и «жизненной ответственности» (сознания личной сопричастности) определяются основные модели личности: потребитель (жизненное приспособление и низкая ответственность), пользователь (жизненное приспособление и высокая ответственность), гармонизатор (жизненное творчество и низкая ответственность), преобразователь (жизненное творчество и высокая ответственность)» [1].

Этими типами не исчерпывается разнообразие художественных образов, концепций личности: «При отсутствии доминирующих тенденций в субъектной активности особую роль в жизненном самоопределении играют духовно-нравственные качества: выделяются полярные типы ситуативно-целостной и внутренне-целостной личности. Ситуативно-целостная личность проявляет те или иные ориентационные тенденции в зависимости от жизненных обстоятельств. У внутренне-целостной личности наличие внутреннего стержня – выраженных духовно-нравственных качеств – придает поступкам единую, в соответствии с убеждениями, линию, не зависящую от текущей ситуации» [1].

На основании психоаналитической типологии мы считаем возможным охарактеризовать тип личности главного героя романа Цанки Арачаева как тип преобразователя, выявив в нем жизненное творчество и высокую ответственность. Понятие жизненное творчество означает, что герой не пассивен, что он пытается строить свою жизнь и прилагает к этому максимальные усилия, то есть делает все, что может в конкретной ситуации. Также нельзя отрицать, что Цанке свойственна высокая ответственность за всех, кто находится с рядом ним и нуждается в его помощи. На основании присущих персонажу духовно-нравственных качеств можно со всей определенностью назвать его внутренне-целостной личностью, так как он проявляет свои человеческие качества не в отдельных ситуациях, а всегда. Во внутренне-целостной личности при усилении внешнего давления в форме жизненных испытаний становится более глубоким осмысление жизни и растет духовная зрелость. Таков путь духовного и личностного роста Цанки Арачаева, хотя говорить о существенной эволюции его личности нет достаточных оснований. Герой не меняется, в нем с самого начала заложены все личностные качества, которые он проявляет на протяжении всего повествования, и он им не изменяет. Просто к финалу Цанка становится мудрее и сдержаннее, но это влияние возраста и жизненного опыта, а на духовно-нравственном уровне качественных изменений не происходит: Цанка сохраняет свои ценности, заложенные с детства, и принципы морально-этического кодекса Нохчалла, которым веками следует его народ.

Мы определили роман «Прошедшие войны» как произведение на тему исторического прошлого и выявили, что писателя в первую очередь интересуют человеческие судьбы, а история становится катализатором для обнаружения истинной природы личности. Следовательно, герои не являются типичными представителями того или иного человеческого образа, они глубоко индивидуальны. Единственное, что объединяет всех персонажей – это общая историческая судьба и социальная и этническая принадлежность. В этническом плане персонажи К. Ибрагимова в основном являются представителями чеченской и русской нации.

Подход Ибрагимова достаточно оригинален, он не придерживается метода социального детерминизма, мы не встретим примеров воспитания через социум и образовательные учреждения, что подтверждает убежденность автора в том, что личность человека обусловлена его родовой принадлежностью, традициями и устоями семьи. Это характерно для чеченского менталитета. При этом некоторые персонажи Ибрагимова подвержены внешним влияниям и не могут устоять перед перспективой легкой сытой жизни. Пожалуй, именно на этой идее построен роман, герои которого проходят испытание на прочность.

Идея К. Ибрагимова почти во всех его произведениях одна – в центр повествования поставить судьбу человека, который, оказавшись в самых жестоких условиях, сохраняет человеческое достоинство. Судьба Цанки – типична для чеченца его возраста. Он родился в 1905 году и прошел все самые тяжелые испытания XX века. Можно сказать, что через его жизнь показывается история всего чеченского народа в этот период. По этой причине в части анализа характеров и поступков персонажей в исследовании применяется типологический метод.

Концепция личности Цанки Арачаева рассматривается в нашей работе в ее становлении – в той последовательности, как она раскрывается в фабуле. Образ молодого Цанки типичен – он почти ничем не отличается от своих сверстников, разве что, более любознателен и умен. Юность Цанки была наполнена такими же событиями и стремлениями, как у любого юноши, выросшего в маленьком горном селе.

Растил его дядя Баки-Хаджи. Рано осиротевший юноша чувствовал заботу и любовь родственников, выучился грамоте, работал вместе со всеми и испытал настоящую любовь к Кесирт, которую сохранил на всю жизнь. Но безмятежный период жизни Арачаева прервался коллективизацией 1924 года, которая кардинально изменила жизнь маленького села Дуц-Хотэ. Можно сказать, что эти события стали завязкой основного сюжетного действия, предваряемого обширной экспозицией.

В целом линия судьбы героя раскрывается через тип «сюжета инициации» – взросления героя, обретения им качеств настоящего взрослого, думающего мужчины, ответственного за жизнь близких и отвечающего за свои поступки.

Духовный перелом в сознании Цанки произошел в 1928 году, когда он переболел холерой и чудом остался жив. Когда ослабевший Цанка вышел впервые после болезни во двор, он ощутил всю красоту этого мира и понял, что у человека должны быть другие цели, кроме мелких дрязг и погони за несбыточной мечтой: «Стоял во дворе Цанка, любовался миром, все было по-новому – свежим, красивым, чистым. … По-новому воспринимался мир, его проблемы и суета. Оказывается, сколько в мире лишнего, низкого, недостойного. Только побывав на грани жизни и смерти, начинаешь понимать окружающую действительность в реальном соизмерении, в натуральном виде, без неосознанного азарта, самообмана, самомнения и чужого внушения» [2, с. 219-220].

Автор тонко передает внутреннее психологическое состояние Цанки, который повзрослел и начал стремиться к другим горизонтам, усиливая его природными образами (свежесть и чистота воздуха, зелень лугов, течение реки). Здесь транслируется и авторская идея – нельзя растрачивать жизнь попусту, надо ценить ее и быть достойным человеком, отбросив все мелкие и низкие помыслы.

Внутренний перелом сделал Цанку сильнее и независимее, он понял, что самое главное для него, смысл его жизни – это быть вместе с Кесирт. Невзирая на то, что она была дважды замужем и о ней в селе ходила недобрая молва, Цанка привел в дом Кесирт второй женой. «Цанка возмужал. Как раньше по пустякам не вскипал, во всем с Кесирт советовался, делился впечатлениями» [2, с. 235].

Казалось бы, жизнь наконец сложилась так, как мечтал Цанка. Но судьба опять сделала резкий виток, и это никак не зависело от воли героя: «В это время в Шалинском ГПУ появилась новая карточка: Арачаев Цанка – уроженец с. Дуц-Хотэ, 1905 г.р., … религиозен, малограмотен, неоднократно публично высказывался против Советской власти. Имеет две жены» [2, с. 235].

Сухой документ, который решил дальнейшую судьбу ничего не подозревающего Цанки, вступает в резкий контраст с описанием его спокойной размеренной жизни. В 1929 году в селе начались массовые репрессии кулацко-религиозных элементов. Трое Арачаевых – Косум, Баснак и Цанка попали в их число. Их и еще восемь односельчан вывезли на машине за село к реке, чтобы расстрелять. Кто-то из осужденных на смерть начал просить пощады, а Арачаевы попытались бежать. Косум и Цанка спаслись, бросившись в бурную реку, а Байнака убили. Цанка и его дядя были в безопасности, когда до них дошла весть о гибели родственника. Но по горским обычаям они не могли не проводить его в последний путь и вернулись в село на похороны. Здесь их арестовали и отвезли в тюрьму в Грозный.

В этом эпизоде показывается нравственная сущность Цанки, его ценности, преданность традициям своего народа. Отчетливо осознавая грозящую ему опасность, герой не преступает законы своих предков.

Цанка по своей сути – боец, он никогда не сдается, и в этом ему помогает его национальный характер, кодекс чести горца, который он впитал с молоком матери.

Идея произведения очевидна – мир жесток и несправедлив, но человек не должен терять свое достоинство и честь при любых обстоятельствах. Писатель не склонен к идеализации своего народа, в его романе, как и во всех остальных произведениях показывается, что в каждом народе есть и плохие, и хорошие люди. Не национальность определяет качества человека, а его личность, которая закладывается родом, семьей, воспитанием, примером близких. Так происходит и с Цанкой Арачаевым, который на протяжении своей длинной, насыщенной, на первый взгляд, непреодолимыми препятствиями жизни, сохранил свою личность, ценности и принципы.

 

Список литературы:

  1. Коржова Е.Ю. Психология личности в художественной литературе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnosti-v-hudozhestvennoy-literature?ysclid=lfprnnm4lb983616704
  2. Ибрагимов К. Прошедшие войны. – Грозный: ФГУП «Грозненский рабочий», 2010. – 720 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.