Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 22 мая 2012 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Черноморченко Светлана Ивановна

канд. пед. наук, доцент, ТюмГУ, г. Тюмень

e-mail:

 

THE ROLE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN DEVELOPING MANAGEMENT STUDENTS CREATIVE ACTIVITY

Chernomorchenko Svetlana Ivanovna

PhD in Pedagogics, associate professor of Tyumen State University, Tyumen

 

Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы, ГК 14.740.11.1377.

 

АННОТАЦИЯ

Цель данного исследования: выявить влияние инновационных технологий на формирование творческой активности студентов. Основой для определения феномена «творческая активность» стала теория личности по К. Платонову. В связи с этим дано рабочее определение творческой активности как устойчивого личностного образования, интегрального качества, способствующего творческому поиску в любом виде деятельности.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы (2009—2011 уч. гг.) были определены некоторые критерии творческой активности, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами. В ходе работы проанализировано влияние различных инновационных технологий на формирование творческой активности студентов. Наиболее продуктивными в результате апробации были признаны деловые метафорические игры, в реализации которых у обучаемых возникает новый взгляд на способы разрешения управленческой проблемы. В ходе исследования выявлено, что метафорическая игра также позволяет подготовить студентов младших курсов к всестороннему анализу сложных профессиональных ситуаций. Анализ полученных результатов за два года работы показал увеличение количества студентов, имеющих высокий и средний уровень творческой активности, что подтверждено и оценками экспертов, полученными после прохождения ознакомительных практик. Данное исследование может стать основой для продолжения поисков по проблеме формирования творческой активности студентов – будущих менеджеров.

ABSTRACT

The purpose of this study: to reveal the impact of innovative technologies on developing students creative activity.

The paper determines the phenomenon of ‘creative activity’ within the theory of personality by K. Platonov and defines the ‘creative activity’ as a stable integral personal quality, that promotes creative search in any activity.

The experimental work (2009- 2011) identified some criteria for students creative activity which was developed due to both objective and subjective factors. We have analyzed the effect of various innovative technologies on developing students creative activity. Business metaphorical games were found the most productive as they helped the students to find new ways to resolve management problems. The study has revealed that the metaphorical game also gives an opportunity to prepare undergraduate students for a comprehensive analysis of complex professional situations.

The analysis of two year work findings has showed an increase in the number of students with high and medium level of creative activity, and that is confirmed by estimates of experts, obtained after completing students’ internships.

This study may be used for further research on the problem of developing students, future managers, creative activity.

 

Ключевые слова: творческая активность; критерии творческой активности; метафорическая игра; алгоритм метафорической игры; удовлетворенность профессией.

Key words:creative activity; the criteria for creative activity; metaphorical game; the algorithm of a metaphorical game; job satisfaction.

Главная цель современного высшего учебного заведения, готовящего управленческие кадры, – обеспечение потребности государства в высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистах, обладающих способностями выполнять все усложняющиеся профессиональные задания и функции, умеющих эффективно работать в непредвиденных ситуациях и творчески мыслить.

Феномену творческой активности (ТА) посвящены работы многих современных психологов. Общий анализ литературы приводит к выводу, что это понятие недостаточно разработано: не выявлены структура, сущностные признаки феномена, особенности его проявления в различных возрастных группах, отсутствует обоснованная модель развития этого ценностного качества.

В своем исследовании, цель которого – выявить влияние инновационных технологий на формирование творческой активности студентов первых курсов, мы исходим из рабочего определения, следуя теории личности К. Платонова. В связи с этим, определение «творческая» понимается как направленность личности, а категория « активность» - как степень её выраженности. Соответственно выяснено, что ТА как целостное образование выступает в единстве двух аспектов: внешнего (отношение к различным видам учебной деятельности) и внутреннего (свойства и качества личности, необходимые для участия в этих видах деятельности на творческом уровне). ТА – это устойчивое личностное образование динамического характера, представляющее собой не отдельную черту личности, а её интегральное качество, которое состоит из комплекса эмоциональных, интеллектуальных характерологических свойств, дающих человеку возможность творчества в любом виде деятельности.

Для того чтобы определить изменения данного феномена в процессе использования метафорических игр, через устный и письменный опрос, наблюдение, рейтинг экспертов, самооценку нами были выделены критерии ТА. Критерии должны показывать характер познавательной деятельности в учебном процессе. Необходимо также отметить, что только с постановкой учебной задачи может развертываться творческая учебная деятельность. Постановка творческой задачи означает, что студенты сориентированы прежде всего на способ решения проблемы.

На основе вышеизложенного нами выделены следующие критерии ТА студентов:

  • способность к интерпретации управленческих проблем;
  • способность к постановке творческой задачи;
  • творческая самостоятельность в выполнении учебных действий;
  • качество учебно-творческой продукции: рефератов, алгоритмов, презентаций, составление кейсов и т. д.

В результате выделены три уровня ТА: высокий, средний, низкий, которые были определены в результате использования эмпирических методов исследования (опрос, анкетирование, интервьюирование и т. д.). В основу описания каждого уровня была положена идея их соответствия выдвинутым критериям ТА. Одни из уровневых характеристик указывают на сформированность определенного качества творческой личности, другие – на частичную сформированность, третьи – на несформированность.

В процессе экспериментальной работы нами была выдвинута гипотеза: высокий уровень творческой активности соответствует высокому уровню учебных компетенций студентов. Для исследования нами были выбраны две одинаковые по составу и успеваемости группы, одна из которых стала контрольной (КГ), другая – экспериментальной (ЭГ). Эксперимент проводился в течение 2009-2011 гг. со студентами направления «Менеджмент». Цель экспериментальной работы - выявить влияние инновационных технологий (метафорическая игра) на повышение уровня творческой активности обучаемых.

Замеры ТА и успеваемости проводились в три этапа.

Первый этап (начальный) показал следующие результаты:

Уровни ТА:                             КГ(24чел.)                             ЭГ(24 чел.)

Высокий                                  2 %                                         2 %

Средний                                  35 %                                       35 %

Низкий                                     63 %                                       63 %

После проведения первого замера со студентами экспериментальной группы были использованы метафорические деловые игры, соответствующие изучаемым темам дисциплины «История менеджмента» и дисциплины «Этика делового общения». Одним из эффективных методов формирования творческой активности студентов, на наш взгляд, может считаться метафорическая творческой деловая игра, которую, по праву, можно отнести к инновационным технологиям, помогающим совершенствовать профессиональную компетентность будущих специалистов. Особенность данной вида деловой игры состоит в том, что для проведения подобной формы работы с обучаемыми, используются разнообразные метафоры: сказки, притчи, легенды, которые передают по аналогии проблематику реальной ситуации и проблемы современного менеджмента. Метафоры, по справедливому замечанию исследователя и бизнес – тренера М. Паркин, могут предложить новый взгляд на проблему и выявить неожиданные способы ее разрешения [2,с. 28].

Использование метафорического материала в процессе преподавания «Истории менеджмента» и «Этики делового общения» для студентов направления «Менеджмент» позволяет активизировать творческие способности обучаемых, способствует умению обнаруживать разные способы решения той или иной управленческой проблемы. Кроме этого, метафорические игры, как показывает наша практика, способствуют совершенствованию взаимопонимания между обучаемыми, учат ценить разные точки зрения и по возможности интегрировать их.

При проведении метафорических игр бизнес – тренеры предлагают следовать определенным алгоритмам, в нашей практике мы использовали следующие этапы проведения подобных игр:

  1. Четко определить проблему реальной ситуации менеджмента в книжной организации.
  2. Выделить в проблеме субъектов действия.
  3. Сконцентрировать внимание на отношениях между субъектами, их мотивации, на их интересах и желаниях.
  4. Подобрать по аналогии пример из сказки, легенды или притчи.
  5. Определить количество команд и их название (количество команд чаще всего соответствует количеству персонажей, действующих в сказках).
  6. Сформулировать задание для каждой команды, причем задание формулируется по аналогии с реальной ситуацией, возникающей в организации книжного дела.
  7. Во время проведения игры каждая команда предлагает как можно больше способов разрешения сказочной ситуации. Данный процесс в чем-то напоминает «мозговой штурм».
  8. Переход от сказочной ситуации к реальной проблеме и подведение итогов участниками команд, а затем и преподавателем.

В ходе проведения метафорической игры преподавателю отводится особая роль. Он выступает как организатор совместной творческой групповой деятельности, пробуждая в каждом участнике стремление высказаться. Во время метафорической игры преподаватель не сообщает студентам готовых знаний, он лишь помогает искать способы разрешения той или иной проблемы. Таким образом, преподаватель старается стимулировать творческую активность студентов, важно, что при этом он должен правильно проводить анализ ситуации и уметь делать вывод, не потеряв при этом ни одной точки зрения. Как справедливо замечает бизнес – тренер Ж. Завьялова, «преподаватель должен быть собранным, от того, в каком ритме работает тренер, зависит и ритм деловой игры, нет ничего хуже вялой и нудной деловой игры, тогда участники могут устать и упустить общую смысловую нить» [1, с. 16]. Из практики проведения метафорических игр нами выявлено, что преподаватель должен выступать и в качестве педагога, менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации, а студент должен выступать в качестве субъекта деятельности, что в определённой степени также стимулирует творческую активность. В процессе проведения метафорических игр важна и психологическая подготовка преподавателя, и его компетентность в педагогических основах использования инновационных технологий, и умение делать акцент на активность обучаемых. Кроме того при проведении подобной интерактивной формы работы с обучаемыми преподаватель должен уметь выявлять индивидуальные личностные и профессиональные качества студентов для оказания им помощи и поддержки в разрешении сложных проблем, возникающих в метафорической игре.

По нашему мнению важен и исходный материал, используемый для проведения метафорической игры: существенно, чтобы сюжет сказки был известен студентам, это необходимо для того, чтобы можно было, не увлекаясь сюжетом, искать новые решения сказочной ситуации, а затем и близкой к ней по смыслу реальной управленческой проблемы.

Как показывает практика, метафорические игры повышают творческую активность студентов – будущих менеджеров, способствуют стремлениям к освоению новых знаний, помогают решать сложные проблемные вопросы современного менеджмента, учат формулировать цели и ставить задачи, связанные с реализацией профессиональных функций менеджера, а также помогают моделировать процесс принятия управленческих решений. В связи с этим обращение к метафорической игре, для которой в первую очередь характерно стимулирование активного отклика на проблемные ситуации, с которыми сталкивается специалист и человек в процессе профессиональной деятельности, представляется вполне оправданным.

Описываемый тип обучения имеет, кроме того, ряд существенных дидактических преимуществ, в числе которых:

  • инициативная позиция студентов в учебном процессе;
  • усвоение учебного материала через познание мира и активный с ним диалог;
  • самостоятельный творческий поиск ответов, основывающийся на имеющемся опыте с одновременным его обогащением и последующим поиском истины;
  • выработка рефлексии, саморефлексии и умений осуществлять психофизиологическую коррекцию собственной деятельности.

Следует отметить, что данная инновационная технология не только активизирует обучаемых, что, в свою очередь, повышает эффективность профессиональной подготовки, но и изменяет уровень учебной мотивации за счёт стимулирования интереса обучаемых к учебному процессу. По нашему мнению, метафорическая игра как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи, важные для современной подготовки специалистов в области менеджмента: овладение навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы будущей профессиональной деятельности; приобретение навыков применения теоретических знаний для анализа практических проблем; наглядное представление своеобразия принятия решения в ситуации неопределенности.

Метафорическая игра позволяет, по нашему мнению, научить студентов аргументировать свою позицию, вносить интересные идеи и ставить творческие цели, а также следить за своими эмоциями и психологически верно вступать в процесс общения с другими людьми, что необходимо для современного профессионала.

Следует также отметить, что использование данного метода в нашей практической деятельности позволило повысить уровень удовлетворенности профессией (для определения уровня удовлетворенности использовалась методика, разработанная Н.В. Кузьминой), что в некоторой степени определяет и уровень творческой активности личности. Очевидно, что чем больше привлекательных сторон видит студент в будущей деятельности, тем более глубоким и положительным является отношение к ней.

В результате использования метафорических деловых игр в конце первого семестра получены следующие результаты:

Уровни ТА                              КГ                                          ЭГ

Высокий                                  3 %                                         10 %

Средний                                  37 %                                       50 %

Низкий                                     60 %                                       40 %

качественная успеваемость     33,3(8 чел.)                                     41,6(10 чел.)

Анализ результатов выявил увеличение количества студентов, имеющих высокий и средний уровень ТА в ЭГ, также повысились показатели качественной успеваемости в экспериментальной группе.

Во втором семестре студентам предлагались более сложные творческие задания: составление кроссвордов, тестов, алгоритмов, чтение докладов по проблемным ситуациям. Со студентами ЭГ использовались также разные формы диалоговых технологий и метафорические игры. Наиболее активно использовались, наряду с метафорическими играми, и кейс-задания, которые способствовали взаимопониманию между обучаемыми, помогали воспринимать разные точки зрения и по возможности интегрировать их.

В конце второго семестра нами была проведена проверка качества знаний и выявлен уровень сформированности ТА, были получены следующие результаты:

Уровни ТА                              КГ                                          ЭГ

Высокий                                  3 %                                         14 %

Средний                                  39 %                                       54 %

Низкий                                     58 %                                       32 %

качественная успеваемость     37,5 %(9чел.)                         50 %(12чел.)

Следовательно, результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод: качество знаний в определенной степени зависит от уровня творческой активности, при этом могут быть использованы разные интерактивные способы формирования творческой активности обучаемых.

После года экспериментальной работы было выявлено, что 33 % студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень удовлетворенности профессией (индекс удовлетворенности изменился с 0,34 на 0,54). При традиционном обучении лишь у 27 % студентов контрольной группы отмечается изменение уровня удовлетворенности профессией (с 0,34 на 0,4). Также выявлено, что студенты экспериментальной группы показывают и более высокий уровень качественной успеваемости -50 % по сравнению с контрольной группой – 37,5 %.

Таким образом, можно считать, что метафорическая игра как один из инновационных методов важен в преподавании управленческих дисциплин, так как его использование формирует творчески мыслящих специалистов с высоким индексом удовлетворенностью профессией, что необходимо как для повышения качества образовательного процесса в области менеджмента. В связи с этим, наше исследование может служит основой для продолжения поисков по проблеме формирования творческой активности студентов направления «Менеджмент»

 

Список литературы:

  1. Завьялова Ж. Метафорическая деловая игра: Практическое пособие для бизнес-тренера. СПб.: Речь, 2004.
  2. Паркин М. Сказки для тренеров. Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников. М.: Изд-во«Добраякнига», 2005.
  3. Lakoff J. and Johnson, M. Metaphors we live by, (1980), University of Chicago Press. 2001.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Евгений 18.07.2012 04:41
очень интересная статья!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.