Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 22 мая 2012 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кирьякова Аида Васильевна
д-р пед. наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор ОГУ, г. Оренбург
Ольховая Татьяна Александровна
д-р пед. наук, профессор ОГУ, г. Оренбург
AXIOLOGICAL TOOLSET FOR INNOVATIVE EDUCATIONAL PRACTICE DEVELOPMENT OF A MODERN UNIVERSITY
Aida Kiryakova
Dr. Dr, prof. Honoured Science Worker, Head of department, Orenburg State University
Tatyana Olhkovaya
Dr. Dr, prof. Orenburg State University
АННОТАЦИЯ
В статье приведены основные результаты исследования проблем университетского образования в русле аксиологического подхода. Благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, образовательный процесс вводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности. В работе представлены характеристики аксиологического инструментария развития инновационной образовательной практики современного университета.
ABSTRACT
In the given article the main results of university educational problems in the tideway of axiological approach are represented. Due to its value-orienting function educational process makes students ideologically comprehend the social and educational reality. In the given article the characteristics of the axiological toolset for innovative educational practice development of a modern university is described.
Ключевые слова:аксиология; ценностное самоопределение; субъектность; субъектно-ориентированные образовательные ситуации; корпоративная культура.
Keywords: axiology; value self-determination; subject position; subject-oriented; educational situations; corporative culture.
Университетское образование как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе обновления технологий и продуктов. Решение задачи инновационного развития требует принципиально нового подхода к проблеме развития и использования человеческого потенциала, подготовки кадров для инновационной России. Аксиология образования – перспективное научное направление, отвечающее на многие вопросы, благодаря решению которых можно найти резервы повышения качества образования. Основным резервом повышения качества образования, в контексте аксиологии, выступает личностный потенциал студента и преподавателя университета.
На данном этапе развития высшего образования в России актуальным является переход от существующего образования, основанного на наборе информации и ориентированного на преподавателя к новому типу обучения, целью которого является создание, применение, анализ и синтез знаний, а также совместное обучение на протяжении жизни. Это не возможно без реализации аксиологической парадигмы, базирующейся на новом осмыслении процесса образования как восхождение личности к ценностям культуры и науки на основе всеобщего философского диалектического закона возвышения потребностей. Аксиологический подход как методологическая база исследования проблем инновационного развития университетского образования позволяет определить содержание и характер ориентационно-ценностных технологий, обеспечивающих подготовку профессионалов новой формации, готовых, минимизируя риски, находить комплексные, как правило, уникальные решения проблем, которые обретают универсальное (глобальное) значение.
Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета представлен следующими дефинициями: ценностное самоопределение личности в пространстве университетского образования; пространственно-временной континуум университетского образования; субъектность студента, субъектно-ориентированные образовательные ситуации; ценностное взаимодействие «преподаватель-студент».
Ценностное самоопределение личности представляет собой понятие педагогической науки, востребованное теорией и практикой образования в процессе осмысления проблем развития личности в условиях меняющегося мира и формирования новых ценностных систем. Ценностное самоопределение личности как педагогический феномен представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени образования.
С точки зрения философского осмысления университетского образования педагогическое исследование неизбежно восходит к категории смысла и обращается к философскому анализу проблемы свободы выбора. В современных условиях человек постоянно встает перед необходимостью индивидуального выбора, а значит, самоопределения, что предполагает постоянное обращение к смыслу. Смысл – основополагающая доминанта человеческого существования, которая в наше время приобретает особую остроту.
Тесная взаимосвязь понятий «ценность» и «смысл», выявленная в ходе исследования, позволила сформулировать следующее положение работы: смысл – это актуальная ценность, значимость предмета для субъекта, которая обретается в процессе образования. Смыслы функциональны. Предмет, поступок, действие, высказывание приобретают смысл только в рамках целого (жизненной ситуации и, шире, жизнедеятельности человека), если это оказывается значимым для самосохранения и развития человека.
Ценностное самоопределение личности – это процесс самодетерминации, собственной активности, осознанного стремления личности занять определенную позицию, в котором задействованы как внешние, так и внутренние факторы, но внутренний момент самоопределения является центральным. Самоопределение – это свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация. Механизм самоопределения – интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская).
Жизнь человека – это «история актуализации одних ценностей и низвержение других» (С.Л. Рубинштейн), поэтому самоопределение – это незавершаемый, непрерывный процесс, подтверждаемый постоянной переоценкой ценностей, которая происходит на протяжении всей жизни человека. Принятое в исследовании определение смысла как актуальной ценности позволило рассматривать ценностное самоопределение личности как синоним ценностно-смыслового самоопределения.
Ценностное самоопределение личности – генетически исходное, определяющее развитие всех других видов самоопределения на протяжении всей жизни человека в пространстве и времени образования. Оно связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы личности, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни.
Образование – это квинтэссенция мира, освоенного личностью, единственная форма развития (В.В. Давыдов), категория бытия. Такая трактовка данного понятия позволяет преодолеть чисто инструментальный, прагматический подход к использованию знания и понимать образование личности как развитие индивидуального, уникального субъекта творческой деятельности. Движущей силой развития личности выступает ценностное самоопределение как процесс обретения ею смысла, целей и ресурсов собственной жизни в образовании.
В современном обществе пространство развития и время жизни личности во многом определяется ею, исходя из собственных приоритетов – интересов, потребностей, ценностей. Свобода дает человеку право и обязанность самому определять свое место в пространстве и времени, а образование – способы освоения и преобразования мира на основе ценностей. Работы М.С. Кагана, указавшего на необходимость использования «координат» континуума в анализе отношения «человек – мир», и понимание мира, в котором существует и действует человек, как пространственно-временного континуума позволили обратиться к категориям «пространство» и «время» при исследовании проблемы ценностного самоопределения.
Проведенный теоретический анализ позволил сформулировать вывод о том, что пространство и время являются базисными ценностно-образующими категориями мира, придающими ценностям окраску, и основой самопроектирования личностью собственной жизни. В условиях современного мира – открытого, мобильного, ускоряющегося, нестабильного, в котором возрастает вероятность маловероятных событий, именно ценности становятся для человека ориентирами, помогающими ему найти собственный путь в жизни, дающими энергию для преобразований себя и окружающего мира. Содержание ценностей меняется, они насыщаются новыми качествами, в которых отражаются характерные особенности сегодняшнего времени. Ценности – порождение времени и пространства, результат человеческой деятельности, осмысления человеком своего места в мире.
Образование дает возможность человеку выстроить собственную систему ценностей и наполнить ее содержанием, присвоив именно те ценности, которые позволяют человеку обрести и реализовать смысл собственной жизни. Именно поэтому в современных условиях образование рассматривалось:
- сквозь призму категорий «пространство», «время», «открытое общество», «ценность», «смысл», «цель», «процесс», «результат»;
- как процесс, оптимизирующий становление личности, базирующийся на взаимодействии двух тенденций: социально-культурной интеграции и индивидуализации;
- как непрерывный процесс и пространство обретения личностью смысла жизнедеятельности, который разворачивается в пространстве и во времени.
Пространственно-временной континуум образования представляет собой непрерывную, протянутую во времени и пространстве связь, динамическое образование, представляющее собой актуализированную личностью образовательную среду, обладающую темпоральными характеристиками. Центром образовательного пространственно-временного континуума университета, его фундаментальной константой выступает субъект (студент, преподаватель, кафедра). Он создает его структуру, конструируя свое отношение к прошлому, настоящему, будущему, к принятым нормам, к далекому и близкому.
Пространственно-временной континуум университетского образования представлен как системная характеристика динамических сочетаний пространственно-временных констант, определяющих взаимодействие «преподавание-учение» [6]. Внешними характеристиками пространственно-временного континуума выступают: архитектура здания университета, принятые в нем правила корпоративного поведения, этикет, дистанция, темп, которые задаются некоторыми пространственно-временными рамками общения. Внутренними характеристиками континуума являются: понимание – непонимание; синхронность – асинхронность – диахронность; единение – отчуждение. Они определяются стилем педагогического мышления.
Континуум университетского образования рассматривается как пространство-время самоопределения личности, поскольку в нем и студент и преподаватель могут:
- сориентироваться в ценностях современного мира и образования и на их основе создать собственную иерархию ценностей;
- взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса (студентами и преподавателями) и в процессе этого обретать смыслы и цели собственной жизни и деятельности;
- определить соотношение своего знания и незнания как пространства собственного развития (актуального и потенциального);
- ставить перед собой образовательные задачи и продумывать стратегию и тактику их осуществления с использованием приемов современных образовательных технологий;
- реализовывать исследовательские и творческие проекты;
- анализировать и критически осмысливать результаты своего образования и учиться на своих ошибках;
- определять перспективы и пути своего развития в пространстве и времени собственной жизни (стратегию и тактику собственной жизни);
- сформировать личностный пространственно-временной континуум.
Важнейшими принципами ценностного самоопределения личности в пространстве университетского образования являются: открытость, непрерывность, свобода и ответственность, созидательность, корпоративность, мобильность, толерантность, аксиологичность, поликультурность.
Концептуальный синтез методологических идей системно-деятельностного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов позволил выявить закономерные связи между:
- изменениями, происходящими в мире, и возможностями личности определить свое место в нем;
- ценностным самоопределением личности и образованием как фактором данного процесса;
- ценностями, смыслами, целями в жизни человека;
- ценностями, смыслами и пространством, временем развития личности;
- ценностями и жизненным ресурсом личности;
- процессами присвоения ценностей, обретения смысла и целей жизни личности и ее временными перспективами;
- пространством образования и пространством развития личности;
- жизненными планами и уровнем усилий личности, затраченных на их достижение.
В результате теоретического анализа выявлены устойчивые психолого-педагогические зависимости,проявляющиеся в процессе ценностного самоопределения личности благодаря образованию:
- смысл вырастаетиз системы ценностей, и чем ярче иерархия ценностей, выступающих ориентирами для человека в процессе самоопределения, тем больше уверенности в том, что есть смысл;
- чем выше и значимее ценности, которые стремится присвоить личность в процессе образования, тем шире пространство ее развития и четче осознание необратимости времени;
- чем шире диапазон выбора, тем основательнее должен быть внутренний стержень личности и понимание ею необходимости самоограничения;
- чем меньше жизненный ресурс личности, тем жестче становится система ценностей личности, тем ярче проявляется ее иерархичность, а число элементов уменьшается;
- процесс присвоения ценностей, обретения смысла и целей жизни напрямую связан временными перспективами, которые выстраиваются в процессе образования;
- в процессе достижения цели возникают новые жизненные планы, тем более притягательные, чем больше усилий вложено личностью на преодоление различных препятствий на пути к ней;
- чем выше степень участия личности как субъекта в диалоге, тем выше степень его приближения к смыслу.
Создание условий для ценностного самоопределения личности является задачей кафедры, которая играет уникальную роль в университете. Она не только создает условия для обретения личностью смысла, но и помогает его практической реализации в образовательном процессе. Она способствует формированию у личности ценностного отношения к другим людям и самому себе, осознанию потребностей и мотивов общественной, научной и профессиональной деятельности.
Для оптимизации процесса ценностного самоопределения личности в пространстве университетского образования и педагогического содействия студентам в их самоопределении необходима разработка и реализация специализированной научно-методической программы, предполагающей:
- развитие корпоративной культуры университета, укрепление его позитивного имиджа в процессе реализации социально-значимых проектов;
- актуализизацию аксиологического ядра университетских дисциплин;
- расширение доступа студентов к различным источникам информации;
- качественное обновление информационно-технологического оснащения университета, повышение общего уровня информационной культуры студентов и преподавателей;
- развитие коммуникативной культуры университетского сообщества;
- освоение преподавателями новых (ценностно-ориентированных) образовательных технологий;
- расширение социального партнерства (например, формирование перечня тем научных исследований, имеющих практическое значение для социокультурного развития региона, и разработка их преподавателями, аспирантами и студентам);
- разработку в университете системы получения второго высшего образования студентами университета для расширения потенциального жизненного пространства личности и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- стимулирование создания на базе университета молодежных общественных организаций, позволяющих личности самореализоваться в различных сферах жизни;
- создание сети научных студенческих обществ при кафедрах университета для стимулирования и поддержки студентов, занимающихся научными исследованиями.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать возможность эффективного ценностного самоопределения личности в университетском образовании.
Образовательное пространство университета – контекст жизнедеятельности студента, который, во-первых, определяет содержание индивидуальной образовательной программы студента, во-вторых, способствует его саморазвитию и самоорганизации; в-третьих, стимулирует построение временной жизненной перспективы и может, как задать ресурсы становления субъектности, так и стать их ограничителем.
Субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения.Субъектность студента – основа востребования и использования им научных знаний как методологических и технологических средств решения собственных образовательных и профессиональных задач.
Ценностно-синергетический подход выступает методологическим основанием построения концепции, реализация которой в образовательном пространстве университета повышает эффективность становления субъектности студента. Педагогическая интерпретация синергетического подхода делает возможным: анализ субъектности как открытой, самоорганизующейся системы, которая самостоятельно определяет собственную границу; представление становления субъектности как нелинейного, неравновесного, альтернативного и стохастичного процесса; открывает новое измерение в управлении стихийными процессами становления, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования, наиболее важным из которых является ценностный потенциал университетского образования. Педагогическое обращение к ценностному потенциалу университетского образования определяет в качестве методологических ориентиров становления субъектности студента университета личностные смыслы получаемых знаний, отражающие восхождение к жизненным и профессиональным ценностям; мотивацию достижений; культуру смыслопорождения деятельности студента.
Субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в ценностном отношении к людям. Становление субъектности студента происходит через отношение к нему «значимого Другого». Функции «значимого Другого» в отношении «Я» студента связаны с определением и усилением его субъектных характеристик. Создание референтного круга нескольких «значимых Других» означает начало становления субъектности. Наполненность референтного круга обеспечивает множество направлений саморазвития и самореализации человека. Динамика субъектности во времени связана с установлением соотношения между полюсами «Я» – «Другой».
Субъектно-ориентированные ситуации – это специально проектируемые педагогические ситуации, проявляющие и усиливающие субъектный потенциал личности студента, востребующие его субъектный опыт.Посредством данных ситуаций задается диапазон проявления субъектности. Основными признаками, характеризующими субъектно-ориентированные ситуации в образовательном процессе университета, являются: естественность возникновения, отсутствие явного принуждения к участию в них; наличие психолого-педагогических условий, побуждающих к субъектной деятельности. Средством включения студентов в соответствующие ситуации являются различные виды работ и учебных заданий. Субъектно-ориентированные ситуации призваны запускать механизмы становления субъектности студентов. В исследовании доказано, что данные ситуации одновременно выполняют и субъектно-развивающую, и экспериментально-диагностическую функции.
В исследовательских целях субъектно-ориентированные ситуации условно классифицированы: на проблемно-ориентированные, рефлексивно-ориентированные, креативно-ориентированные, коммуникативно-ориентированные ситуации; ситуации свободного выбора и самоорганизации.
Данным ситуациям присущ ряд характерных особенностей:
- субъектно-ориентированные ситуации содержат в себе несколько конкретных путей их реализации, что создает «точки роста» как точки бифуркации, как возможное рождение ориентации на деятельность студента по самосозиданию;
- ситуации допускают разный уровень субъектной включенности студента, обеспечивая тем самым автономность личности и невмешательство в ее внутреннее пространство;
- ситуации предполагают приобретение студентами ценностного осмысленного опыта и навыков саморегуляции;
- ситуации направлены на «запуск» механизмов ценностной ориентации и самоорганизации, потенциально представленных в личностной системе студента;
- ситуации составляют основу применения креативно-ценностных технологий университетского образования.
Содержательный анализ данных ситуаций возможен только в соотношении с анализом педагогических условий становления субъектности студентов университета. В качестве таких условий в исследовании определяются: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность.
Аксиологические параметры взаимодействия «преподаватель-студент» в образовательном пространстве университета.Результатом адаптации к изменению внешней среды является трансформация традиционной модели университета. В работах В.И. Байденко, Б. Кларка, Г.В. Майера, А.О. Грудзинского, В.Е. Шукшунова, В.А. Журавлева мы находим широкий спектр концептуальных моделей университета нового типа: инновационный, предпринимательский, региональный, виртуальный, корпоративный.
Все это сопровождается не только многообразными организационными переменами, но и пересмотром миссии университетов.
Известно, что в классическом университетском образовании нет жесткой связи между профессиональной деятельностью и содержанием образования. Университетское образование должно лишь обеспечить достаточный и прочный образовательный фундамент для быстрой адаптации к профессиональной деятельности. Классический университет соединяет примат фундаментального предметного, гуманитарного (психолого-педагогического в том числе) образования с ориентацией на реалии и перспективы будущей профессиональной деятельности.
Гуманитарная идея получает в классическом университете свое дальнейшее развитие. Процесс познания нацелен на раскрытие и развитие личности студента, используя для этого получаемые знания. Целью университетского образования является также гуманитарная идея соблюдения общественного интереса на развитие внутренних сил общества посредством развития каждого его члена.
Взаимодействие следует изучать как междисциплинарный феномен, взаимосвязи которого отражаются в широком спектре гуманитарных наук. Взаимодействие является базовой категорией философских концепций и подходов. Взаимодействие субъектов образовательного процесса университета есть целостная система, охватывающая совокупность процессов их жизнедеятельности, сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон. Эта система включает в себя: субъектный, содержательно-целевой, организационный и результативный компоненты; духовное и практическое, субъектно-субъектное и субъектно-объектное, предметное и межличностное взаимодействия; взаимопонимание, взаимное сопереживание, взаимное содействие. Открытость системы обеспечивается связями с другими системами: педагогическими, социальными. Взаимодействие как целостность выполняет преобразовательные, познавательные, ценностно-ориентационные и коммуникативные функции. Движущей силой его развития выступают противоречия: внешние (с другими системами, окружающей средой) и внутренние (между составляющими системы). Пространством, где улавливается развитие взаимодействия субъектов, является образовательный процесс. Продукт функционирования и развития этой системы – изменения ее составляющих, характера связей между ними, ее интегративных качеств.
Концепция развития взаимодействия субъектов образовательного процесса университета представляет собой комплекс ключевых положений, всесторонне раскрывающих его суть, содержание и особенности. Ее основными компонентами являются:
- теоретико-методологические основания, представленные единством теоретико-методологических подходов к исследованию взаимодействия, где общенаучной основой выступает деятельностный подход – базис образовательного взаимодействия, теоретико-методологической стратегией, аксиологический подход, практикоориентированной тактикой – коммуникативный подход;
- ядро концепции, состоящее из совокупности закономерностей, отражающих организационный, педагогический и профессионально обусловленный аспекты развития взаимодействия, а также соответствующих им принципов.
- содержательно-смысловое наполнение концепции, представляющее взаимодействие субъектов как ведущее понятие концепции, характеризует одновременно и особый тип взаимосвязи, предполагающий взаимное воздействие их друг на друга, взаимное влияние и взаимное изменение; и процесс их деятельностного и личностного обменов, в результате чего происходит их взаимное обогащение и преобразование предмета деятельности; специфическую форму организации их деятельности, предполагающую объединение усилий в воздействии на общий предмет, и целостную систему, функционирующую и развивающуюся в образовательном процессе.
Развитие взаимодействия происходит при условии, что оно сориентировано на актуальные потребности и потенциальные личностные возможности субъектов (преподавателя и студентов); при соответствующей организации их «движения» в образовательной системе. Такое «движение» предполагает: отбор целей, в которых находят свое отражение социальные и личностные потребности преподавателей и студентов; отбор содержания важного не только для студентов, но и для преподавателей; выбор способов и форм организации, которые включают субъектов в различные деятельностные и личностные связи; реализацию намеченного и оценку полученных результатов.
Список литературы:
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 279 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
- Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. М.: Дом педагогики, 2008. 578 с.
- Ольховая Т. А. Ценностно-синергетический подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. № 2. 2011. С. 268—273.
- Повзун В. Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании. – Автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2005. 46 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 512 с.
дипломов
Оставить комментарий