Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 мая 2015 г.)

Наука: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кисельман Т.С. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(31). URL: https://sibac.info/archive/technic/5(31).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  —  КАК  ЭФФЕКТИВНЫЙ  МЕТОД  ИЗУЧЕНИЯ  ГРАФИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

Кисельман  Татьяна  Сергеевна

студент  1курса  кафедры  стандартизации  и  управления  качеством,  ПИ  СФУ,  РФ,  г.  Красноярск

Е-mail tanya.kiselman@mail.ru

Борисенко  Ирина  Геннадьевна

научный  руководитель,  доцент  кафедры,  НГ  и  Ч,  ПИ  СФУ,  РФ,  г.  Красноярск

 

В  современном  обществе,  как  никогда  возросла  социальная  потребность  в  нестандартно  мыслящих  творческих  личностях,  потребность  в  творческой  активности  специалиста  и  развитом  мышлении  [3],  в  умении  конструировать  и  создавать  отвечающую  запросам  современного  общества  технику. 

Инженерная  графика  изучается  студентами  высших  учебных  заведений  с  целью  освоения  ими  понятия  чертежа,  как  средства  графического  представления  информации  о  каком-либо  процессе  или  изделии.  Чертеж  является  одним  из  главных  носителей  технической  информации,  без  которой  не  обходится  ни  одно  производство  [4].  Но  сегодня  мы  не  можем  себе  представить  процесс  обучения  графическим  дисциплинам  без  использования  современных  обучающих  мультимедийных  средств.  Принципиальное  новшество,  вносимое  компьютером  в  образовательный  процесс  —  интерактивность,  позволяющая  развивать  активно-деятельностные  формы  обучения.  Именно  это  новое  качество  позволяет  надеяться  на  эффективное,  реально  полезное  расширение  интереса  к  изучаемой  дисциплине.

«Мультимедиа»  —  сравнительно  молодая  отрасль  новых  информационных  технологий,  которая  так  стремительно  и  широко  стала  использоваться  во  всех  сферах  учебной  деятельности,  в  том  числе  и  в  процессе  обучения  инженерной  графики.  Мультимедиа  —  это  интерактивные  (диалоговые)  системы,  обеспечивающие  одновременную  работу  со  звуком,  анимированной  компьютерной  графикой,  видеокадрами  [6],  изображениями  и  текстами. 

Как  известно,  дисциплина  начертательная  геометрия  и  инженерная  графика  включает  в  себя  огромный  объем  трудного  в  понимании  и  усвоении  лекционного  материала,  она  сопровождается  сложными  графическими  построениями,  требующими  определенной  логической  последовательности  и  четкости  выполнения  алгоритмов  решения  метрических  и  позиционных  задач.  Выполнение  большого  количества  сложных  построений  на  доске  традиционным  способом  с  помощью  мела,  линейки  и  циркуля  мало  эффективно,  занимает  много  времени,  не  являются  наглядными,  а  так  же  не  является  привлекательным  для  студентов,  уже  со  школьной  скамьи  приученных  к  получению  материала  с  помощью  современных  средств  обучения.  Да  и  к  тому  же  у  многих  студентов  слабо  развито  пространственное  мышление.

 

Рисунок  1.  Пример  страницы  электронных  слайдов

 

Мультимедийные  лекции  позволяют  передать  студентам  содержательную  часть  дисциплины  в  более  доступной,  наглядной  форме  с  использованием  трехмерных  чертежей,  Flash-технологий,  видеофрагментов,  анимации  и  цветных  эффектов.  Также  они  помогают  студентам  понять  и  сложный  материал.  Лекции  проходят  более  разнообразно,  вызывая  интерес  аудитории,  что  формирует  повышение  познавательной  активности  студентов  [5].  Использование  анимации  и  электронных  слайдов  (рисунок  1)  создают  у  студентов  осознание  отображения  различных  пространственных  объектов  на  плоскости,  что  способствует  развитию  пространственного  мышления  и  повышению  уровня  усвоения  рассматриваемого  материала  [1]. 

Рассмотрим  некоторые  примеры  представления  инженерной  графики  с  помощью  мультимедиа.  Например,  в  таких  программах  как  Компас-3D,  SolidWorks,  AutoCAD  можно  с  легкостью  сделать  чертеж,  создать  3D-деталь,  осуществить  сборку  деталей  (рисунок  2)  и  многое  другое.  Но  для  того  чтобы  это  сделать  потребуется  изучить  программу,  что  тоже  требует  немало  усилий.  Зато  это  очень  интересно,  удобно,  наглядно  и  легко  в  понимании,  развивает  пространственное  мышление  и  облегчает  жизнь  студентам,  так  как  если  бы  все  чертежи  чертились  вручную  —  это  бы  занимало  большое  количество  времени.  А  время  дорого  стоит.

 

Компас-3d 5.11 скачать бесплатно, Видеоуроки компас-3d solidworks inventor вконтакте - Новости и интересные факты

Рисунок  2.  Трехмерная  модель  сборки  выполненная  в  КОМПАС-3D

 

Работая  в  графических  программах  над  построением  трехмерных  моделей,  у  студента  создается  иллюзия  реальности.  Поэтому  представление  результатов  компьютерного  моделирования  в  мультимедийной  форме  дает  очень  сильный  эффект  [6].  Но  есть  и  минусы  —  может  возникнуть  проблема  с  установкой  той  или  иной  программы,  которая  может  повлечь  за  собой  сбои  и  ошибки,  что  очень  мешает  при  выполнении  чертежа  в  данной  программе. 

Другой  пример  —  представление  теоретической  информации  с  помощью  слайдов,  Flash-анимаций  и  объяснений  преподавателя  с  наглядными  изображениями,  которые  пошагово  объясняют  как  решать  ту  или  иную  задачу.  Это  позволяет  сократить  время  при  изложении  нового  материала.  Использование  Flash-анимаций  позволяет  моделировать  различные  детали  и  узлы,  демонстрировать  их.  Демонстрируемые  слайды  могут  служить  образцами  для  правильного  графического  исполнения  работы.  Этот  метод  представления  информации  удобен  и  интересен,  а  также  прост  для  восприятия,  так  как  людям  проще  усваивать  информацию  не  сплошным  текстом,  а  с  помощью  изображений.  Картинка  быстрее  запоминается,  чем  большие  тексты.

Следующий  пример  —  это  представление  информации  с  помощью  видероликов  и  изображений  с  использованием  звукового  сопровождения.  Это  тоже  своеобразный  очень  эффективный  метод,  но  он  редко  используется  при  изучении  материала,  так  создание  подобных  ресурсов  очень  трудозатратно.  С  помощью  видеоуроков  можно  самостоятельно  изучить  программу  для  построения  чертежей,  разобраться  с  материалом,  который  ты  не  усвоил  на  занятии.

Заключительный  пример  —  это  представление  информации  с  помощью  электронных  курсов,  которые  создают  преподаватели  на  платформах  своих  вузов  [7].  В  электронных  курсах  широко  используются  все  перечисленные  медийные  технологии.  Основным  преимуществом  которых  является  доступность  и  возможность,  если  появляется  необходимость,  многократно  просматривать  при  изучении  теоретического  материала  и  выполнении  самостоятельной  работы  [2].  К  тому  же,  самоконтроль  и  проверка  знаний,  что  немало  важно  для  подготовки  к  зачету  или  экзамену.  Несомненно,  это  позволяет  приобрести  больше  теоретических  навыков,  а  также  этот  метод  может  служить  для  проверки  самого  себя.

Таким  образом,  мультимедийные  технологии  являются  эффективным  методом  изучения  начертательной  геометрии  и  инженерной  графики,  они  играют  важную  роль  в  понимании,  запоминании  и  освоении  информации.  А  правильное  усвоение  информации  и  применение  ее  на  практике  —  неотъемлемая  часть  инженерного  образования.

 

Список  литературы:

1.Борисенко  И.Г.  Компетентностный  подход  в  преподавании  начертательной  геометрии  и  инженерной  графики  //  Вестник  Красноярского  государственного  аграрного  университета.  —  2011.  —  №  12.  —  С.  302—304. 

2.Борисенко  И.Г.  Организация  учебного  процесса  в  интерактивной  электронной  образовательной  среде  //  Профессиональное  образование  в  России  и  за  рубежом.  —  2014.  —  №  2  (14).  —  С.  119—123.

3.Крюкова  Н.  В.  Инновационные  методы  обучения  инженерной  графики  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа:  http://festival.1september.  ru/articles/504765/   (дата  обращения  22.04.2015).

4.Куликов  В.П.  Информационные  технологии  в  профессиональной  подготовке  инженеров  по  направлению  «Информатика  и  вычислительная  техника»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dlib.rsl.  ru/01002633254   (дата  обращения  20.04.2015).

5.Мачехина  Д.В.  Современные  информационные  технологии  при  изучении  графических  дисциплин  на  примере  темы  «эскизирование».  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3858   (дата  обращения  25.04.2015).

6.Что  такое  мультимедиа.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://school.xvatit.com/index.php   (дата  обращения  22.04.2015).

7.Borisenko  I.G.,  Volodina  D.N.  EDUCATIONAL  SMART  TECHNOLOGIES  IN  THE  EDUCATIONAL  PROCESS  //  Журнал  Сибирского  федерального  университета.  Серия:  Гуманитарные  науки.  —  2015.  —  Т.  8.  —  №  3.  —  С.  489—493.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (3)

# Дарья 03.06.2015 00:00
На мой взгляд ссылка на флэш технологии уже не актуальна, в данный момент все переходят на HTML 5.
# Татьяна 05.06.2015 00:00
Совмесное творчество студента и преподавателя дает отличный результат
# Марина 05.06.2015 00:00
Данная статья актуальна сегодня, так как это удобно для современных студентов, потому что они часто пользуются такими ресурсами.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.