Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 мая 2022 г.)

Наука: Математика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хворост А.А. ТАЙНА «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(112). URL: https://sibac.info/archive/technic/5(112).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТАЙНА «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»

Хворост Анастасия Алексеевна

студент, Медицинский колледж, Медицинский институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

Кащук Маргарита Александровна

научный руководитель,

преподаватель, Медицинский колледж, Медицинский институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

THE MYSTERY OF THE "GOLDEN SECTION"

 

Anastasia Khvorost

student, Medical college, medical institute, Belgorod State National research university,

Russia, Belgorod

Margarita Kashchuk

scientific supervisor, lecturer, Medical College, medical institute, Belgorod State National research university,

Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлены материалы о таком феномене, как «Золотое сечение». Рассмотрены основы практичности правильных пропорций. Были изучены и приведены примеры того, где именно встречаются золотые пропорции. Проанализировано их влияние на жизнь человека.

ABSTRACT

The article presents materials about such a phenomenon as the "Golden Section". The basics of the practicality of the correct proportions are considered.

 

Ключевые слова: пропорции, «золотое сечение», красота, гармония, отношение.

Keywords: proportions, "golden section", beauty, harmony, attitude.

 

"Красота заключается в пропорции частей". - считал древнегреческий скульптор Поликлер Старший. Что люди считают красивым? Хоть представление об этом довольно субъективно, все же есть определённые критерии красоты. Одним из них как бы странно не звучало является симметрия, правильные пропорции. И это касается как окружающих нас предметов, так и людей в целом. Вот только какие пропорциональные отношения все же являются правильными? Этот вопрос с давних времен является актуальным, особенно в области дизайна, архитектуры и конечно же искусства. Особенно ярко данная проблема волновала умы представителей античности и эпохи Возражения. Они просто пронизаны поисками гармоничности отдельных частей и истинной красоты. Но лишь со временем людям все же удалось измерить с помощью математики то самое гармоничное соотношение.  Кто-то называл его формулой божественной гармонии, а кто-то ассиметричной симметрии. Однако подлинным названием принято считать "Золотое сечение".

Золотое сечение-это деление целого на две нервные части таким образом, чтобы большая часть относилась к целому также, как и и меньшая к большей. Принято считать, что данное понятие в научный обиход было введено древнегреческий учёным и математикой Пифагором. Существует гипотеза, что он позаимствовал знание о золотом сечении у вавилонян и египтян. Ведь об этом говорят нам знаменитые египетские пирамиды, которые построены в соответствии с соотношением золотого деления.

Ведь, согласитесь, нас привлекают древние архитектурные строения. При виде их невольно начинаешь испытывать чувство благоговения и гармонии. Все благодаря тому, что построены они по правилам золотого сечения, которое и делает их такими запоминающимся. Примером подобного строения в древнем Египте является пирамида Хеопса. Если приглядеться, то можно увидеть ровный прямоугольный треугольник, один катет которого является половиной основания, а другой высотой. Собственно только подобной формой пирамиды, основанной на правиле золотого сечения, и можно объяснить многие феномены, происходящие внутри  архитектурного строения. Так растения в ней быстрее растут, сталь становится прочнее, психическое состояние человека улучшается, а вода дольше сохраняет свой свежий вкус. Хотя данная гипотеза все еще не была подтверждена учеными.

Ярким примером архитектуры древней Греции, сделанной с особой точностью и симметричностью, является Парфенон. Ведь отношение высоты этого строения к ширине составляет 0,618. Оно то и показывает нам наличие золотого сечения. Чем ближе пропорции к данному числу, тем красивее для человека выглядит творение.

Чтобы увидеть подобные здания, захватывающие своей красотой дух, не нужно ходить так далеко. Ведь в России их также предостаточно. Взять хотя бы такое выдающееся учебное заведение как Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Здесь четко можно проследить наличие прямоугольного треугольника, гипотенуза которого захватывает пристройки и проходит через угол данного строения. Правилом золотого сечения также пользовались и зодчий Матвей Казаков, и Василий Баженов, здания которого причислены к историческим памятникам. Однако самым богатым на строения, в основе строения которых лежит золотое сечение, является Санкт-Петербург. К ним относятся Исаакиевский собор, Кунсткамера, Дом Советов и так далее.

Живопись также довольно близко знакома с таким понятием как золотое сечение. Во многих картинах данное правило проявляется ее делением двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, дающими пропорцию 1,618. Это нужно для того, чтобы человек обратил внимание на то, что на этих линиях находится. Это хорошо прослеживается в картинах И. Левитана. Золотое сечение также видно и в творчестве Леонарда да Винчи. Взять хотя бы его знаменитую "Джоконду". Композиция данной картины построена на золотых треугольниках. Стороной Золотое сечение не обошли и литературу. Ярким примером могут послужить стихотворения знаменитого писателя А. С. Пушкина. Они обладают особым ритмом, формой и строение в целом. Поэтому их так легко читать и запоминать.

Золотое сечение использовалось так активно не только в строительстве, живописи, литературе, но и при создании скульптур. Ведь именно оно и лежит в их основе. Пропорции создают впечатление гармонии и красоты, что и повлияло на их использование. Примером может послужить делящиеся золотым сечением статуи Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской. В своих творениях часто использовал золотое сечение и такой великий древнегреческий ученый как Фидий. Пропорции важны и по сей день. Современные памятники также их придерживаются. И все это не с проста. Ведь законам золотого сечения подвергнуто и человеческое тело.

Данный факт  был исследован и доказан в 1855 г. немецким исследователем Цейзингом, а затем опубликовано в его трудах под названием «Эстетические исследования». Пропорции золотого сечения проявляются в отношении таких частей тела, как плечо, предплечье, кисть руки и даже пальцев. Но оказалось, что именно талия и является главными критерием и точкой деления по золотому сечению. Для мужчин данное отношение в среднем равно 1,625, а для женщин 1,6. Данное исследование говорит нам о том, что пропорции мужчин ближе к золотому сечению, чем пропорции женщин. Интересным фактом является то, то на каблуках женщина к золотому сечению становится ближе. Пропорция тела же новорожденного ребенка составляет 1:1.

Таким образом, мы может заметить тот факт, что золотое сечение никогда и не было обычной выдумкой человека. Нет. Это было создано именно природой. Золотое сечение признано универсальным законом живых систем. И это не является ошибкой. Возьмем хотя бы обычную ящерицу. Длина ее хвоста по отношению с к длине остального тела равна 62:38. Или же достанем обычное куриное яйцо из холодильника. Невооруженным глазом можно заметить «пентагональную» симметрию». Также у многих бабочек золотой пропорции соответствует соотношение размеров грудной и брюшной части тела, а, сложив свои прекрасные крылья, образует правильный равносторонний треугольник. Именно поэтому человеческий глаз и имеет такой порядок строения, который обладает свойствами всей творящей материи. Проще говоря, пропорции золотого сечения соответствуют естественной природе человеческого глаза. Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно смело говорить о подчинении природы правилу золотого сечения.

Неудивителен и факт взаимосвязи пропорций с такой наукой, как математика. Самым простым примером является деление золотым сечением простого отрезка. Кроме него очень часто рассматриваются золотые прямоугольник и треугольник. Они являются основными, так как могут входить и в состав других геометрических фигур. Например, каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник, стороны которого образует угол 36°, а отложенное в боковую сторону основание и делит ее в соответствии с законом золотого сечения. Такая фигура как пентаграмма также является правильным пятиугольником, так как точки пересечения его диагоналей всегда являются точками их золотого сечения. В новой пентаграмме можно провести диагонали, пересечение которых образуют новую пентаграмму.

Итак, подведем итоги. О золотом сечении знали и изучали его еще в глубокой древности, так как оно дарит нам ощущение прекрасного и приносит в жизнь лишь гармонию. Природа сама по себе не знает о том, что такое золотое сечение, но она неотвратимо следует данным законам. Это видно и  в крыльях бабочек, и формах морских раковин, и даже в теле человека. Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — «золотое сечение». Так что же такое «золотое сечение»? Ответ неизвестен до сих пор. Точнее — нет, известен. «Золотое сечение» — это и божественное сочетание, и показатель истинной красоты, и научный феномен, и даже мистическая тайна, то есть все одновременно. Только не по отдельности, а одновременно. И в этом его подлинная загадка, великая тайна «Золотого сечения».

 

Список литературы:

  1. Бахтияров, К. Увидеть новую реальность?! / К. Бахтияров, П. Лахтунов // Знание — сила. 2002. №9. С. 54-55. ISSN 0130-1640.
  2. Белянин, В. Золотая пропорция. Новый взгляд / В. Белянин, Е. Романова // Наука и жизнь. 2003. № 6. С. 82-88. Библтогр.: с. 88 ((назв.). ISSN 028-1263.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.