Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2016 г.)

Наука: Политология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Трофимцова М.А. ИСЛАМОФОБИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ XXI ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(37). URL: http://sibac.info/archive/social/1(37).pdf (дата обращения: 28.02.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСЛАМОФОБИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ XXI ВЕКА

Трофимцова Мария Александровна

студент 4 курса, историко-филологического факультета ФГБОУ ВО БГПУ, г. Благовещенск

Е-mail:

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель, к.ф.н., доцент БГПУ, г. Благовещенск

 

Рост антиисламских настроений становиться все более заметным в мировом сообществе. Активная миграция мусульманского населения, войны на Ближнем Востоке и участившиеся теракты в европейских городах – все это неизбежно ведет к восприятию мусульманской религии как угрозы для всего мира. На основе этого, в настоящее время грандиозные масштабы приобретает развитие такого феномена как исламофобия.

Впервые понятие исламофобия было использовано в 1922 г. в работе Этьена Дине «Восток глазами Запада», где автор определял негативное отношение к мусульманской вере как исторически сложившееся в сознание людей. Этой же версии придерживаются и некоторые востоковеды, заявляя об укоренившейся фанатичной антипатии к исламу еще со времен крестовых походов[11, с. 40-50]. Уже к концу XX века термин исламофобия активно употреблялся в политической лексике и понимался как страх и ненависть к исламу. Культура же мусульманских стран преподносилась как отсталая и жестокая, представляющая угрозу западноевропейским ценностям.

Массовому распространению исламофобии на современном этапе послужили крупнейшие теракты на территории США, произошедшие 11 сентября 2001 г. Согласно итоговому отчету комиссии, созданной для расследования этой трагедии, ответственность за террористические акты была возложена на радикальную исламскую организацию Аль-Каида, возглавляемую Усамой бен Ладеном [12]. Однако, согласно расследованиям, проведенным независимыми итальянскими журналистами, комиссия умышленно игнорировала многочисленные свидетельские показания и искажала реальные факты [3, с. 14-19]. Таким образом, теракты 11 сентября 2001 г. стали своеобразным толчком к активной пропаганде смертельного страха перед исламом и появлению довольно спорного тезиса о том, что «все мусульмане – террористы».

Почему же ислам так упорно отождествляется с терроризмом? Для того чтобы в этом разобраться, следует обратиться к Священному Писанию мусульман – Корану. Нормы и принципы учения, изложенные в Коране, едины для всех последователей ислама. Однако они кажутся довольно противоречивыми, поэтому понимаются и трактуются каждым верующим по-своему. Вот например: «убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали… Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней» [8, (2:191)]. С одной стороны, данный аят можно расценивать как призыв к убийству «неверных», с другой – как самооборону против тех, кто пытается уничтожить твою веру. Но разве не об этом же говориться и в Библии? Подтверждение тому, что Христос не отвергал войны, а признавал их возможными в качестве защиты, служит его знаменитая фраза, которая гласит, что «все, взявшие меч, мечом погибнут» [5, (26:52)]. Исламская религия, как, впрочем, и любая другая религия, имеет как радикальных представителей веры, использующих священные тексты Корана как предлог для насилия и убийства, так и умеренных. Поэтому стоит отойти от навязанных предрассудков и не спешить обвинять всех мусульман в экстремизме.

Сегодня существует множество примеров антиисламской пропаганды в мире: публикации французского журнала Charlie Hebdo карикатур на пророка Мухаммеда или создание скандальных антиисламских фильмов, таких как «Невинность мусульман». Огромную роль в формировании исламофобии и дискредитации ислама играют СМИ. Ислам в прессе преподносится исключительно как архаичная и косная религия, неизменной чертой которой является агрессивный фанатизм. Для этого СМИ используют различные тактики и уловки, в частности, практикуется использование прилагательного «исламские» при описании терактов и экстремистских группировок. Ведь если говорить о проявлениях насильственных действий со стороны, например, христианского вероисповедания, то в масс-медиа мы вряд ли встретим такое выражение как «католический терроризм» [7]. Помимо этого, в прессе практически полностью отсутствует информация о позитивной деятельности мусульман. Кроме того, журналистов, специализирующихся на исламской тематике и способных адекватно оценить религиозно-политическую обстановку в мире, катастрофически мало. К сожалению, сегодня большинство СМИ преследует цель не объективного и регулярного освещения события, а лишь получения прибыли. А искажение объективных фактов и оскорбление мусульманских ценностей в СМИ не считается чем-то противозаконным и преподносится как свобода слова.

Все чаще люди считают себя вправе обвинять в терроризме и подвергать дискриминации всех мусульман без исключения. Развитие получает так называемая бытовая исламофобия. После терактов в Париже 13 сентября 2015 г., мусульманская община неоднократно подвергалась преследованиям, оскорблениям и необоснованной агрессии [15]. Нападение беженцев на женщин, произошедшее в Кельне в ночь с 31 декабря на 1 января 2016 г., вызвало новый подъем ненависти и ксенофобии по отношению ко всем мусульманам, проживающим в Германии [1].

Несмотря на провозглашение Западом принципов веротерпимости и толерантности, на сегодняшний день его политика открыто демонстрирует антирелигиозную направленность. Запрет на строительство мечетей, на свободное исполнение религиозных обрядов и на ношение хиджабов в общественных местах, а также жесткое миграционное законодательство, дискриминации при приеме на работу и получении образования – вот неполный перечень притеснений, которым подвергается мусульманское население со стороны большинства развитых стран мира, конституции которых провозглашают якобы свободу вероисповедания. Для того чтобы убедиться в том, что власти не спешат бороться с таким негативным явлением как исламофобия, достаточно вспомнить недавний предвыборный скандал, где кандидат в президенты США Дональд Трамп выступил с предложением о полном прекращении въезда мусульман на территорию Соединенных Штатов [4]. Или, например, то, что власти Словакии отказались принимать мусульманских беженцев, под нелепым предлогом отсутствия мечетей на территории их страны [13].

В чем же кроется истинная причина такого масштабного распространения исламофобии и кому это выгодно? Скорее всего, инициаторами антиисламской компании являются сами политические власти, которые видят в исламе сильного соперника, имеющего достаточный потенциал, чтобы стать политической силой мирового масштаба [9, с. 36-41]. Исходя из этого, и практикуется парадигма коллективного страха перед исламом, которая преследует цель ослабить и предотвратить усиление влияния мусульманских государств на политической арене. Кроме того, столкновение христианской и мусульманской цивилизаций способно отвлечь народ от действительно важных экономических и политических проблем, что опять же на руку властям. Не стоит забывать и о том, что большая часть нефтяных месторождений располагается на территориях, которые заселенны в основном мусульманами. Тем самым, обвинения жителей Сирии, Ливии, Палестины, Ирана и других в пособничестве терроризму дает повод империалистическим государствам оккупировать эти территории и таким образом оправдать свои геополитические цели.

На сегодняшний день в Европе наблюдается большой всплеск исламофобии. Смешение понятий терроризм с религией ислама происходит при участии политических властей и СМИ. Религиозная дискриминация неизбежно ведет к культурным противоречиям. Для того чтобы избежать этого необходимо создавать положительный пример ислама, а также содействовать сближению различных религиозных культур.

 

Список литературы:

  1. В крупных городах Германии пройдут митинги ксенофобов // lifenews [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:http://lifenews.ru/news/148032 (дата обращения: 18.01.2016).
  2. Джон Эспозито. Ислам: Почему мусульмане такие – М.: Эксмо, 2011. – 384 с.
  3. Джульетто Кьеза. ZERO. Почему официальную версию событий 11 сентября 2001 года можно считать фальшивкой – М.: Трибуна, 2008. – С. 14-19.
  4. Дональд Трамп призвал запретить мусульманам въезд в США // Мир 24 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –  URL:http://mir24.tv/news/politics/13626683 (дата обращения: 17.01.2016).
  5. Евангелие от Матфея (26:52) // Библия онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:https://bibleonline.ru/bible/rus/40/26/ (Дата обращения: 14.01.2016).
  6. Ислам и общественное развитие в начале XXI века / Редакторы: Белокреницкий В., Егорин А., Ульченко Н. – М.: Крафт+, 2005. – 496 с.
  7. Ишматов Р.Ф. Роль PR технологий в формировании имиджа Ислама // docus.me [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –   URL:http://docus.me/d/807549/  (дата обращения: 17.01.2016).  
  8. Коран. Сура аль-Бакара (2:191) // Musulmanin.com [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –  URL:http://musulmanin.com/suri-008-anfal.html  (дата обращения: 14.01.2016).
  9. Крымин А.В., Энгельгард Г.Н. Исламофобия // Журнал Отечественные записки. –  2003. –  № 5. – С. 36-41.
  10. Муфтий Равиль Гайнутдин. Ислам. Ответ на вызовы времени. – М.: Эксмо, 2011. – 752 с.
  11. Мухаммад Асад. Ислам на распутье (Islam at the Crossroads) – М.: Фонд «ВАКФ», 2007. – С. 40-50.
  12. Отчет комиссии 9/11: итоговый отчет Национальной комиссии по террористическим атакам против Соединенных Штатов // Коммерсант.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:http://kommersant.ru/doc/1770587 (дата обращения: 13.01.2016). 
  13. Словакия готова принять у себя только беженцев-христиан // BBC Русская служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:http://www.bbc.com/russian/international/2015/08/150820_eu_refugees_slovakia_muslims (дата обращения: 17.01.2016).
  14. Суслова М.Н. Исламофобия в США и России: социально-политические особенности проблемы // Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 91-96.
  15. Франция: мусульманская община подвергается преследованиям и нападениям // islam post [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –  URL:http://islam-post.com/frantsiya-musulmanskaya-obshhina-podvergaetsya-presledovaniyam-i-napadeniyam/ (дата обращения: 17.01.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Елена 28.01.2016 00:00
Антиисламская позиция мирового сообщества хорошо описана в данной статье, прочитав которую возникает вопрос, почему исповедующие ислам не предпринимают никаких попыток со своей стороны, чтобы опровергнуть бытующее мнение, что все мусульмане - террористы?? Они же наоборот с удвоенной силой начинают как бы наказывать своими терактами это самое мировое сообщество. Автор статьи пишет о неизбежной религиозной дискриминации, но на сегодняшний день данная дискриминация имеет место быть, автор также приводит примеры этому. Исходя из этого считаю, что такая религия как ислам является в настоящее время конкурентоспособной в борьбе за мировое господство, чему способствует исламофобия. Чем сильнее данное явление в обществе, тем ярче протесты носителей ислама.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.