Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карманова Е.Д. СТУДЕНЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В XIX ВЕКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(36). URL: https://sibac.info/archive/social/10(36).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТУДЕНЧЕСКАЯ  РЕЛИГИОЗНОСТЬ  В  XIX  ВЕКЕ

Карманова  Екатерина  Дмитриевна

студент  3  курса,  Исторический  факультет  УрФУ, 
РФ,  г.  Екатеринбург

E-mailkarmanovakate1995@rambler.ru

Людмила  Николаевна  Мазур

научный  руководитель,  д-р  ист.  наук,  доцент  УрФУ,

РФ,  г.  Екатеринбург

 

В  наше  время  наблюдается  увеличение  интереса  к  изучению  истории.  Почему  это  происходит?  Прошлое  определяет  будущее  –  будущее  страны,  нации.  Как  говорил  Максим  Горький:  «Не  зная  прошлого,  невозможно  понять  подлинный  смысл  настоящего  и  цели  будущего».

Изучая  прошлое  страны,  можно  понять,  что  произойдет  в  будущем,  а  так  как  будущее  воплощается  в  молодых  кадрах,  можно  спрогнозировать,  как  будет  эволюционировать  такая  социальная  группа,  как  молодежь.  Это  является  важным,  ведь  именно  от  молодежи  зависит  процветание  страны  [1,  c.  68].

Сейчас  государство  проводит  целенаправленную  политику  в  отношении  формирования  молодежи  нравственных  ценностей;  представителям  данной  социальной  группе  предоставляется  множество  вариантов  реализации  творческого,  интеллектуального  и  спортивного  потенциала.

Историки,  в  свою  очередь,  изучают  развитие  молодежи  на  протяжении  поколении,  её  настроения  в  разные  эпохи,  чтобы  понять,  что  представляет  из  себя  молодежь  сегодня.  Социологи  проводят  исследования  и  опросы  для  понимания  того,  что  имеет  сегодня  ценность  для  молодых  людей,  для  понимания  их  целей  и  желании.

Чтобы  понять,  что  интересует  студентов  сегодня,  нужно  знать,  чего  хотели  студенты  прежних  времен.  Поэтому  следует  изучать  студенческую  жизнь  в  XIX  веке,  поверья  и  традиции  студентов  Российской  империи.

На  тему  студенческой  повседневности  в  XIX  веке,  традиции  студентов  написано  много  работ.  Традиции  студентов  в  своей  книге  «Российские  университеты  XVIII  –  первой  половины  XIX  века  в  контексте  университетской  истории  Европы»  рассматривал  Андреев  А.Ю.  В  книге  прослежены  конкретные  контакты,  в  особенности,  между  российскими  и  немецкими  университетами,  а  также  общность  теоретических  моделей  и  связанной  с  ними  государственной  политики.

Историю  Санкт-Петербургского  университета  в  своих  работах  исследовали  Григорьев  М.М.  («Императорский  Санкт-Петербургский  университет  в  течение  пятидесятилетнего  существования»),  Олесич  Н.Я.  («Господин  студент  Императорского  Санкт-Петербургского  университета»),  Мавродин  В.В.  («История  Ленинградского  университета.  Очерки.  1819–1969»).  Григорьев  М.М.  в  своем  произведении  большое  внимание  уделяет  правовому  статусу  студента,  в  то  время  как  Олесич  Н.Я.  и  Мавродин  В.В.  акцентируют  внимание  на  студенческой  повседневности  XIX  века.

Особый  интерес  при  изучении  быта  студентов  XIX  века  представляют  собой  источники  личного  происхождения,  такие  как  дневники,  мемуары.  Российские  источники  личного  происхождения  не  предназначали  для  печати,  в  отличие  от  таких  же  европейских  источников,  поэтому  являются  более  достоверными.  О  своем  пребывании  в  стенах  Санкт-Петербургского  университета  оставил  воспоминания  Оже-де-Ранкур  Н.В.  –  студент  юридического  факультета  Петербургского,  а  затем  Харьковского  университетов,  впоследствии  полковник,  директор  Ярославской  военной  прогимназии.  Он  описывает  случаи  из  студенческой  жизни,  повседневность.  Вспоминает  о  строгой  дисциплине  и  военной  муштре,  которые,  впрочем,  не  мешали  студентам  веселиться  и  радоваться  жизни.  Мемуары  Оже-де-Ранкур  Н.В.  «В  двух  университетах»  являются  неоценимым  источником  исследования  студенческой  жизни.

Покровителей  студентов,  людей,  к  которым  учащиеся  обращались  за  помощью  в  XIX  веке,  изучали  многие  историки.  Аверьянов  К.А.  в  книге  «Сергий  Радонежский.  Личность  и  эпоха»  отмечает,  что  Сергий  Радонежский  долгое  время  испытывал  трудности  в  учебе,  однако  после  помощи  старцев  (молитвы  старцев)  стал  на  лету  схватывать  азы  науки.  Поэтому  студенты  просили  и  по  сей  день  просят  Сергия  помочь  им  в  освоении  разных  наук,  надеясь,  что,  как  Сергию  Радонежскому  однажды  помог  старец,  так  же  святой  поможет  и  им  постигать  законы  мироздания.

Киценко  Н.Б.  в  книге  «Святой  нашего  времени:  отец  Иоанн  Кронштадтский  и  русский  народ»  замечает,  что  студенты  почитали  и  Иоанна  Кронштадтского.  Он  тоже  испытывал  проблемы  во  время  обучения,  но  родители  дали  ему  возможность  продолжить  образование  в  приходском  училище.  Иоанн  старался  изо  всех  сил,  но  все  равно  учеба  шла  тяжело.  Однако  он  не  сдавался,  проявлял  усердие,  молился  Богу  о  помощи.  В  итоге  старания  и  усердие  мальчика  были  вознаграждены  –  учиться  Иоанн  стал  лучше.  Он  является  примером  упорства,  стремления  к  знаниям,  поэтому  студенты  уважают  его  и  просят  о  помощи.

Про  традиции  зарубежных  студентов  почти  нет  литературы  на  русском  языке.  Информация  о  верованиях,  суевериях,  праздниках  студентов  есть  в  путеводителях.

Таким  образом,  на  тему  повседневности  студентов  в  девятнадцатом  столетии  написано  много  работ.  Особую  ценность  представляют  источники  личного  происхождения,  такие  как  мемуары,  дневники,  переписка.  Они  наиболее  точно  и  правдиво  отражают  жизнь  студентов  в  России  в  девятнадцатом  веке,  так  как  писались  «для  себя»,  практика  опубликования  мемуаров  не  была  распространенна  в  Российской  империи.  Благодаря  сравнительному  анализу  российских  и  зарубежных  веровании,  который  сделали  ученые,  удалась  выяснить,  что  для  суеверия  российских  студентов  имеют  религиозные  корни,  они  основаны  на  государственной  религии  –  на  православии.  Суеверия,  традиции,  поверья,  верования  зарубежных  студентов  не  зависели  от  религии,  так  как  в  Европе  раньше,  чем  в  Российской  империи  произошла  секуляризация  общественного  сознания.  Студенты  Великобритании  и  Соединенных  Штатов  Америки  связывали  верования  с  памятниками,  со  зданием  университета,  но  не  религией.

Основой  мировоззрения  российских  студентов  XIX  века  было  православие.  При  университетах  существовали  церкви.  Например,  при  Санкт-Петербургском  университете  была  и  есть  своя  домовая  церковь.  Она  имеет  интересную  историю  создания.  Церковь  находится  в  здании  Двенадцати  коллегий  –  главном  здании  университета,  возведенном  в  1730–1740  гг.  на  стрелке  Васильевского  острова  по  проекту  итальянского  архитектора  Доменико  Трезини  –  одного  из  первых  зодчих,  приглашенных  Петром  I  для  постройки  только  что  основанного  города.

Студенты  чтили  русских  православных  святых  и  часто  просили  у  них  помощи  в  учебе.  Особым  почтением  Сергий  Радонежский.  Как  известно,  в  детстве  Сергий  долго  не  мог  овладеть  грамотой,  ученье  давалось  ему  очень  трудно.  Но  однажды  он  встретил  старца,  который  сказал,  что  теперь  мальчик  сможет  читать  и  писать.  Когда  за  трапезой  родители  попросили  Сергию  произнести  молитву,  он  не  думал,  что  сможет  это  сделать,  однако  нужные  слова  он  произнес  без  ошибок.  Как  когда-то  Сергию  помог  старец,  так  он  сам  и  по  сей  день  помогает  студентов  в  постижении  наук.

Молились  студенты  и  Иоанну  Кронштадтскому.  Он  тоже  испытывал  трудности  в  обучении.  Родители  насобирали  денег  и  определили  его  в  Архангельское  Приходское  Училище,  мальчик  старался  изо  всех  сил,  но  все  равно  испытывал  затруднения.  Он  понимал,  что  его  обучение  дорого  обходится  родителям,  и  старался  изо  всех  сил,  но  ничего  не  менялось.  Но  когда  он  однажды  помолился  о  том,  чтобы  Господь  просветил  его  ум  к  разумению  учения.  После  этого  обучения  пошло  лучше.  Иоанн  является  примером  искреннего  старания  и  упорства,  человеком,  который  преодолел  трудности  с  помощью  Бога,  поэтому  студенты  уважают  его  и  просят  помочь  им  [2,  с.  16].

Таким  образом,  студенты  Санкт-Петербургского  и  других  университетов  трепетно  относились  к  религии,  к  православной  культуре.  В  XIX  веке  учебное  заведение  было  не  только  местом  обучения  наукам,  но  и  местом,  в  котором  воспитывали  студентов,  где  они  становились  полноценными  членами  общества.  В  девятнадцатом  столетии  уже  была  создана  С.С.  Уваровым  теория  православной  народности,  которая  состояла  из  трех  аспектов  русской  жизни  –  православия,  самодержавия  и  народности  [3,  с.  94].  Знаменитый  педагог  Константин  Дмитриевич  Ушинский  подчеркивал,  что  образование  и  воспитание  должны  пребывать  в  нераздельном  единстве,  разрыв  этих  элементов  губителен  для  педагогики.  Поэтому  студенты  в  университетах  развивались  и  умственно,  и  духовно.

В  XIX  веке  студенческая  религиозность  развивалась,  студенты  придумывали  традиции,  обряды  и  поверья,  которые  могут  помочь  сдать  экзамен  на  хорошую  или  отличную  оценку.

Например,  примета  класть  пятак  под  пятку  на  удачу  появилась  в  XIX  веке.  Студенты  времен  царской  России  заблаговременно  припасали  пятак,  чтобы  отметить  потом  успешную  сдачу  экзамена.  И  прятали  они  свои  монеты  аккурат  в  обувь,  под  пятку!  Сейчас  на  5  копеек  успешную  сдачу  экзамена  не  отметишь,  поэтому  студенты  просто  кладут  монетку  под  пятку,  надеясь,  что  это  поможет  им  сдать  экзамен  [4,  с.  74].

Это  суеверие  XIX  века  оказывает  большое  влияние  на  культуру  и  даже  бизнес!  Компания  Grishko  выпустила  специальную  обувь,  в  которой  под  пяткой  есть  отделение  для  пятака.  В  Москве  даже  «Счастливый  пятак»  –  памятник  студенческим  суевериям.  Это  круг  из  красного  гранита,  в  центре  –  самый  счастливый  пятачок,  который  нужно  положить  под  пятку  перед  экзаменом.  В  круге  –  названия  московских  ВУЗов,  зачетка  студента,  выполненная  из  бронзы  (там  уже  на  счастье  проставлена  пятерка).

В  XIX  веке  особое  значение  приобретают  символы  знания,  учебы.  Например,  сова  как  символ  мудрости  обретает  популярность.  Этот  символ  пришел  к  нам  из  древности,  а  свой  глубокий  смысл  он  приобрел  еще  в  Древней  Греции.  По  античной  легенде,  сова  была  связана  с  Афиной  –  богиней  знаний  и  обучения.  Изображение  птицы  печатали  на  оборотной  стороне  монет  с  изображением  богини,  и  с  тех  пор  эта  ночная  птица  олицетворяет  силы  разума.  По  ночам  совы  бдительны  и  внимательны,  от  их  зоркого  взгляда  не  укроется  ни  один  зверь,  а  неподвижность  в  течение  дня  (ведь  совы  охотятся  только  ночью)  воспринималась  людьми  в  разные  времена  как  задумчивость,  погруженность  в  свои  мысли.

В  XIX  веке  в  Европе  образование  развивалось  более  интенсивно,  чем  в  России  в  это  же  время.  В  Европе  было  больше  университетов,  в  которых  царила  либеральная  атмосфера.  Студенты  играли  свою  роль  в  общественных  движениях  XIX  века,  институты  и  университеты  были  не  только  местом  получения  знании,  но  и  социальным  лифтом:  если  у  человека  не  было  высшего  образования,  он  не  мог  стать  представителем  среднего  класса.

Так  как  университеты  в  Европе  стали  образовываться  раньше,  чем  в  России  (первый  университет  был  создан  в  Российской  империи  в  1755  году,  в  Европе  первый  университет  появился  в  XI  веке),  они  имеют  более  древние  традиции  и  обычаи,  студенческая  религиозность  в  западных  университетах  развивалась  более  динамично.  Если  суеверия,  связанные  с  памятниками,  стали  появляться  в  России  в  XXI  веке,  то  в  Европе  они  появились  гораздо  раньше  [5,  с.  81].

Традиции  и  поверья  студентов  университетов  Европы  и  Азии  имеют  глубокие  корни.  Обычно  они  связаны  с  основателями  университетов  (покровителями  университетов).  Очень  интересные  традиции  университетов  сформировались  при  проведении  церемонии  посвящения  в  студенты.

 

Список  литературы:

  1. Боряз  В.Н.  Молодежь:  Методологические  проблемы  исследования.  Л.:  Наука,1973.  –  155  с.
  2. Киценко  Н.Б.  Святой  нашего  времени:  отец  Иоанн  Кронштадтский  и  русский  народ.  М.,  2006,  –  343  с.
  3. Олесич  Н.Я.  Господин  студент  Императорского  С.-Петербургского  университета.  СПб.,  1998.  –  289  с.
  4. Соболев  Л.Г.,  Тихонов  И.Л.,  Тишкин  Г.А.  275  лет.  Санкт-Петербургский  государственный  университет.  Летопись  1724–1999.  СПб.,  1999.  –  235  с.
  5. Цирульников  А.М.  История  образования  в  портретах  и  документах.  М.,  2001.  –  263  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.