Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Леоненко Я.И. НАЧАЛО ТВОРЧЕСТВА М.А. ВРУБЕЛЯ. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(36). URL: https://sibac.info/archive/social/10(36).pdf (дата обращения: 20.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАЧАЛО  ТВОРЧЕСТВА  М.А.  ВРУБЕЛЯ.  ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ПЕРИОД

Леоненко  Янина  Ивановна

студент  5  курс,  кафедра  истории  славян  и  специальных  исторических  дисциплин,  ГГУ  им.  Ф.  Скорины, 
Республика  Беларусь,  г.  Гомель

E-mailyanina.leonenko@yandex.by

Алексейченко  Геннадий  Александрович

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент,  кафедра  истории  славян  и  специальных  исторических  дисциплин,  ГГУ  им.  Ф.  Скорины, 
Республика  Беларусь,  г.  Гомель

 

Конец  XIX  –  начало  XX  века  –  исторически  знаменательная  эпоха  назревания  революции  в  России.  Это  было  время  яркого  и  бурного  расцвета  искусства,  которое  развивалось  в  столкновении  противоборствующих  взглядов  и  направлений. 

О  высоком  подъёме  русской  художественной  жизни  того  периода  говорят  такие  имена,  как:  Л.  Толстой,  А.  Чехов,  А.  Блок,  В.  Брюсов  –  в  литературе,  А.  Скрябин  и  С.  Рахманинов  –  в  музыке.  В  живописи  в  это  время  работали:  В.  Суриков,  В.  Серов,  К.  Коровин,  Ф.  Малявин,  В.  Борисов-Мусатов  и  многие  другие  талантливые  художники  [6,  с.  50–51].  Среди  них  нельзя  не  назвать  и  М.  Врубеля,  который  острее  многих  современников  передал  противоречия  и  трагизм  переходной  эпохи,  когда  Россия  стремилась  к  общественному  и  духовному  обновлению,  искала  пути  в  будущее.  Именно  об  этом  говорил  в  день  похорон  художника  Александр  Николаевич  Бенуа:  «  …  Будущие  поколения…  будут  оглядываться  на  последние  десятки  XIX  века,  как  на  «эпоху  Врубеля»…  Именно  в  нём  наше  время  выразилось  в  самое  красивое  и  самое  печальное,  на  что  оно  было  способно»  [1,  с.  403].

С  одинаковым  вдохновением  Врубель  создавал  монументальные  росписи,  станковые  произведения,  театральные  декорации  и  костюмы,  архитектурные  эскизы,  рисунки  для  витражей,  писал  декоративные  панно  для  особняков  и  даже  расписывал  балалайки  в  коллекции  М.К.  Тенишевой,  так  как  для  него  не  существовало  деления  на  «высокий»  и  «низкий»  род  деятельности  [5,  с.  59]. 

Однако,  несмотря  на  разносторонность  творчества,  многие  современники  не  признавали  Врубеля.  Его  причисляли  к  реалистической  школе,  к  символистам,  называли  декадентом,  обвиняли  в  дилетантизме.  Им  восхищались  И.Е.  Репин,  П.П.  Чистяков,  В.А.  Серов,  К.А.  Коровин,  ему  посвящали  свои  произведения  А.А.  Блок  и  В.Я.  Брюсов.  Но  картины  художника  часто  не  принимались  на  выставки,  многие  иллюстрации  не  были  опубликованы,  критики  молчали  или  давали  негативные  оценки  его  творчеству,  меценаты  нередко  отказывались  приобретать  его  произведения  [9,  с.  7].

В  своих  воспоминаниях  Константин  Коровин  писал:  «Огромную  зависть  вызывал  Врубель  своим  настоящим  гениальным  талантом.  Он  был  злобно  гоним.  Его  великий  талант  травили  и  поносили  и  звали  тёмные  силы  непонимания  его  растоптать,  уничтожить  и  не  дать  ему  жить»  [2]. 

Искусство  с  детских  лет  наполняло  жизнь  Михаила  Александровича.  Будущий  художник  родился  5  марта  1856  года  в  Омске.  Его  отец,  Александр  Михайлович  Врубель,  поляк,  офицер  русской  армии  в  военно-юридическом  ведомстве,  происходил  из  безземельных  дворян.  Мать  –  Анна  Григорьевна,  в  девичестве  Басаргина,  по  материнской  линии  была  датчанкой.  Закономерно,  что  с  детства  Михаилу  Врубелю  была  близка  и  русская,  и  европейская  культура.  Когда  мальчику  исполнилось  три  года,  его  мать  умерла.  В  1863  году  отец  женился  второй  раз  Елизавете  Христиановне  Вессель.  Отца  часто  переводили  по  службе,  поэтому  семья  жила  в  Астрахане,  в  Санкт-Петербурге,  в  Саратове,  потом  в  Одессе  [9,  с.  8].

Врубель  рос  в  атмосфере,  где  чтили  искусство.  Его  мачеха  –  хорошая  пианистка,  она  прививала  в  мальчике  любовь  к  музыке.  Отец,  широко  образованный  человек,  также  заботился  о  воспитании  детей  и  приветствовал  занятия  сына  в  рисовальной  школе,  которую  Михаил  посещал  уже  с  семилетнего  возраста  [6,  с.  50–51].  Сначала  в  Петербурге,  а  затем  в  Одессе  Врубель  учился  в  гимназии.  В  это  время  увлечение  рисованием  отошло  на  второй  план.  Учёба  в  гимназии,  занятие  историей  и  естествоведением  отнимали  много  времени.  Из  переписки  с  сестрой  Анной  можно  представить  круг  интересов  юноши.  Он  зачитывался  Тургеневым,  Гоголем,  Гёте,  Лермонтовым,  изучал  языки,  увлекался  итальянской  оперой  и  начинал  интересоваться  философией  [8,  с.  7–8].  Известно,  что  с  1870  года  Врубель  начал  писать  портреты  родных  маслом  и  копировать  картины  в  местной  галерее.  Однако  осознанное  желание  стать  художником  пришло  лишь  в  последних  классах  гимназии,  когда  Врубели  жили  в  Одессе.

Но  в  1874  году  восемнадцатилетний  Михаил,  окончив  гимназию  с  золотой  медалью  и  поселившись  в  Петербурге,  по  настоянию  отца  поступил  на  юридический  факультет  университета  [9,  с.  9].  В  университете  юноша  продолжает  рисовать.  Известны  некоторые  из  рисунков  Врубеля  того  периода:  это  «Врубель  со  своим  университетским  товарищем  Валуевым»  и  «Маргарита»  –  иллюстрация  к  гётевскому  «Фаусту»  [7].

В  университетские  годы  Врубель  часто  посещает  Эрмитаж.  Произведения  великих  художников  производят  на  него  неизгладимое  впечатление.  И  уже  заканчивая  обучение  на  последних  курсах  университета,  Михаил  Александрович  начал  посещать  вечерний  класс  П.  Чистякова  в  Академии  художеств  [8,  с.  9].  К  университетским  годам  относятся  его  первые  иллюстрации  к  произведениям  Л.Н.  Толстого  и  И.С.  Тургенева:  образы  Анны  Карениной,  Лаврецкого,  Лизы,  а  также  иллюстрация  к  роману  Болеслава  Маркевича  «Четверть  века  назад»  [4]. 

Однако  и  после  окончания  университета,  по  отбытии  воинской  повинности,  будущий  художник  пробует  работать  юристом.  И  лишь  в  1880  году  выбор  был  сделан  окончательно.  Двадцатичетырёхлетний  Врубель  поступает  в  Императорскую  Академию  художеств  в  Петербурге,  которую  он  расценивал  как  свою  единственную  серьёзную  школу  [8,  с.  10].  С  выбором  новой  профессии  изменился  и  внешний  вид  художника.  Он  слишком  много  работал  и  уже  не  придавал  значения  модным  костюмам,  ел  самую  простую  пищу.  Михаил  Александрович  был  поглощён  искусством.  Именно  в  академические  годы  Врубель  становиться  не  только  профессиональным  художником,  но  и  выражает  свою  индивидуальность  в  искусстве  [9,  с.  9–10].

Среди  преподавателей  Академии  М.А.  Врубель  особенно  ценил  И.Е.  Репина  и  П.П.  Чистякова.  Он  говорил  о  том,  что  Репин  оказывал  на  его  творчество  большое  влияние.  Но,  в  тоже  время,  Врубель  далеко  не  во  всём  мог  с  ним  согласиться,  и  даже  был  разочарован  его  картиной  «Крестный  ход  в  Курской  губернии»,  представленной  в  1883  году  на  одиннадцатой  выставке  передвижников.  Спустя  некоторое  время  он  писал:  «Репин  как-то  сам  к  нам,  чистяковцам,  охладел,  да  мы,  хотя  и  очень  расположены  к  нему,  но  чувствуем,  что  отшатнулись:  ни  откровенности,  ни  любовных  отношений  уже  быть  не  может»  [3,  с.  37]. 

Во  время  обучения  в  Академии  художеств  многое  ему  дала  работа  в  натурном  классе  Павла  Петровича  Чистякова.  Врубель  пишет  о  нём  с  уважением  и  признательностью:  «Когда  я  начал  занятия  у  Чистякова,  мне  страсть  понравились  основные  его  положения,  потому  что  они  были  не  что  иное,  как  формула  моего  живого  отношения  к  природе,  какое  мне  вложено».  Врубель  испытывает  постоянную  потребность  общения  с  Чистяковым  чтобы  «хлебнуть  подкрепляющего  напитка  советов  и  критики»  [3,  с.  12].

Учась  в  Академии,  Михаил  Александрович  много  и  упорно  работал:  «Встаю  в  7,  7  ½  –  9  ½  рисую  с  анатомии,  с  9  ½  –  10  ½  даю  урок  Мане,  11  –  2  –  в  этюдном  классе,  3  –  4  ½  –  пишу  акварелью  nature  morte,  5  –  7  –  натурный  класс»  [3,  с.  36]. 

Во  многом  благодаря  Репину  и  Чистякову,  Врубель  прекрасно  владел  акварелью.  В  этой  технике  он  работал  на  протяжении  всего  творчества. 

От  академического  периода  художника  сохранилось  немало  работ.  Среди  них  учебные  рисунки:  «Рисунок  руки»,  «Анатомический  этюд»,  «Натурщик»  и  другие.  На  работе  «Натурщик»  обозначен  номер  «85»  (в  Академии  лучшая  работа  получала  первый  номер,  худшая  –  последний)  [9,  с.  14].  Такая  низкая  оценка  работы  Врубеля  не  может  не  вызывать  вопросов.  Но  даже  если  рисунки  Врубеля  в  чём-то  и  не  отвечали  академическим  требованиям,  то  в  истории  русского  искусства  их  значимость  неоспорима.

В  1884  году  Врубель,  приняв  предложение  А.В.  Прахова  переехать  в  Киев  и  возглавить  там  работы  по  реставрации  живописи  в  Кирилловской  церкви,  бросил  Академию. 

Проведя  хоть  и  столь  недолгий  срок  в  Академии  (всего  4  года),  Михаил  Александрович  уже  стал  художником  со  сложившейся  индивидуальной  манерой.  В  течение  этих  лет  его  работы  были  отмечены  несколькими  медалями,  но  широкой  публике  они  стали  известны  гораздо  позже.

 

Список  литературы:

  1. Бенуа  А.Н.  История  русской  живописи  в  XIX  веке  /  А.Н.  Бенуа.  –  М.:  Республика,  1995.  –  448  с.
  2. Воспоминания  Константина  Коровина  о  Михаиле  Врубеле  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://vrubel.info/text.php?text=3  –  Дата  доступа:  15.12.2015.
  3. Врубель.  Переписка.  Воспоминания  о  художнике  /  под  ред.:  Семенникова  Н.В.  –  Л.:  Искусство,  1976.  –  384  с.
  4. Иллюстрации  к  произведениям  Л.Н.  Толстого  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.liveinternet.ru/users/3944113/post191474622  –  Дата  доступа:  17.12.2015.
  5. История  русского  искусства  в  2-х  т.  /  под  ред.:  Милотворской  М.Б.  –  М.:  Изобразительное  искусство,  1981.  –  Т.  2,  кн.  2.  –  288  с.
  6. Капланова  С.Г.  Врубель:  альбом  /  С.Г.  Капланова  –  Л.:  Аврора,  1975.  –  214  с.
  7. Михаил  Врубель  и  Михаил  Лермонтов.  О  духовных  братьях  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://vrubel-lermontov.ru/  –  Дата  доступа:  17.12.2015.
  8. Ракитин  В.И.  Михаил  Врубель  /  В.И.  Ракитин.  –  М.:  Искусство,  1971.  –  104  с.
  9. Скоробогачева  Е.А.  Михаил  Врубель  /  Е.А.  Скоробогачева.  –  М.:  Арт-родник,  2010.  –  96  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.